ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические основы управления развитием корпоративной культуры педагогов дошкольной образовательной ^0
организации
1.1. Сущность понятия «корпоративная культура» 10
1.2. Корпоративная культура как показатель эффективного
_ л л л .. . _ _ .. ... „ _ 20
управления дошкольной образовательной организации
1.3. Теоретическое обоснование модели развития корпоративной
„ „ 25
культуры педагогов дошкольной образовательной организации
Глава 2. Экспериментальная работа по управлению
развитием корпоративной культуры педагогов дошкольной
образовательной организации 34
2.1. Состояние управления развитием корпоративной культуры 34
педагогов дошкольной образовательной организации
2.2. Апробация модели управления развитием корпоративной
43 культуры педагогов дошкольной образовательной организации
2.3. Анализ результатов экспериментальной работы по
управлению развитием корпоративной культуры педагогов дошкольной образовательной организации 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 64
,,,,, 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 72
Актуальность темы. В XXI веке в условиях социэтальной трансформации российского общества проблема влияния культуры становится одной из актуальных. Культура является одним из значимых компонентов устойчивого развития государства и общества, обеспечивает их стабильное экономическое и социальное развитие, влияя на все сферы общественного бытия.
Происходящие изменения в социальном мире затрагивают и культуру. Приоритетными становятся такие ценности, как повышение роли знания, информации, самореализации личности, социальное партнерство. Приспосабливаясь к внешней среде, организации привносят в свою деятельность новые ценности культуры, которые ориентированы на развитие личности.
Утверждая человеческий ресурс в качестве ведущего фактора эффективной деятельности, организации нацелены на формирование новой концепции, которая ориентирована на потребности, интересы, ценности персонала. В рамках организации культура проявляется и функционирует, как организационная корпоративная культура.
Корпоративная культура рассматривается в психологии управления как фактор, который объединяет людей вокруг общих целей организации, ее ценностных установок и делающих коллектив сплоченным. Она также нацелена на формирование внешнего образа организации, ее имиджа, определяет развитие организации, стимулирует процессы позитивной самореализации общности.
Проблема управления образованием в контексте культуры актуализируется в системе дошкольного образования. Решение данной проблемы позволяет обеспечить высокий уровень качества образования, условия для развития личности растущего человека и профессионального развития педагогов.
Степень научной разработанности темы исследования.
Методологической базой для анализа понятия «культура» являются исследования Ю.Б. Борева, Г.Н. Волкова, Э.А. Орловой, Л. Уайт и др., в которых рассмотрены вопросы влияния культуры на развитие личности человека, сущность человека как духовной личности, системы норм и требований общества к деятельности человека, тесной связи культуры и образования.
Огромный вклад в разработку понятия «корпоративная культура» внесли исследования А. Агеева, Н.А. Капитонова, Н.Н. Пусенкова, В.А. Спивак, А.Л. Черненко, В.М. Шепель и др., в которых определена сущность культуры организации, инструменты развития корпоративной культуры, роль и место руководителя в развитии корпоративной культуры.
Вопросы управления системой дошкольного образования представлены в работах ученых и практиков - В.Г. Алямовской, К.Ю. Белой, Л.В. Поздняк, П.И. Третьякова, Л.И. Фалюшиной, Р.М. Чумичевой и др. Проблема управления дошкольной организацией изучается с позиции системного подхода, используемых функций и методов управления.
Однако, несмотря на значительное количество исследований в области теории и практики управления корпоративной культурой, можно констатировать, что проблема управления развитием корпоративной культурой педагогов дошкольной образовательной организации еще не достаточно освящена в современных исследованиях.
Все вышесказанное позволяет рассматривать выбранную тему выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации) «Управление развитием корпоративной культурой педагогов дошкольной образовательной организации» актуальной.
Проблема исследования: каковы педагогические условия
моделирования процесса управления развитием корпоративной культуры педагогов дошкольной образовательной организации?
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и
апробировать модель управления развитием корпоративной культуры педагогов дошкольной образовательной организации.
Объект исследования: процесс управления развитием корпоративной культурой педагогов дошкольной образовательной организации.
Предмет исследования: моделирование процесса управления
развитием корпоративной культуры педагогов дошкольной образовательной организации.
Гипотеза исследования: управления развитием корпоративной культуры педагогов дошкольной образовательной организации будет эффективным, если:
-управление дошкольной образовательной организацией рассматривать как культуросообразную деятельность заведующего;
-корпоративную культуру педагогов определить как цель управленческой деятельности дошкольной образовательной организации и условие обеспечения его качества дошкольного;
-разработать модель управления развитием корпоративной культуры педагогов дошкольной образовательной организации, обеспечивающую поддержку индивидуальных ценностей личности и стимулирование педагогов к корпоративному взаимодействию.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой
исследования были поставлены следующие задачи.
1. Раскрыть сущность понятий «корпоративная культура» и «корпоративная культура педагогов», «управление корпоративной культурой».
2. Теоретически обосновать модель управления развитием корпоративной культуры педагогов дошкольной образовательной организации.
3. Выявить уровень сформированности корпоративной культуры педагогов дошкольной образовательной организации.
4. Разработать, апробировать и проверить эффективность модели управления развитием корпоративной культуры педагогов дошкольной образовательной организации.
Теоретико - методологическая база исследования представлена:
-исследованиями культуры как творческой деятельности, ориентированной на человека как создателя материальных и духовных ценностей (Л.Н. Коган, Е.М. Бабосов и др.);
-теорией управления образованием (В.С. Лазарев, М.М. Поташник, П.И. Третьяков и др.);
-исследованиями проблем управления дошкольной образовательной организацией и качеством ее деятельности (К.Ю. Белая, Л.В. Поздняк, Л.И. Фалюшина, Р.М. Чумичева и др.);
-исследованиями корпоративной культуры (А. Агеев, В.А. Спивак, Н.С. Куленко и др.);
-исследованиями формирования корпоративной культуры педагогов Глущенко О.А..
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
- теоретические: анализ философской, социологической, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
- эмпирические: педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы), тестирование, анкетирование, наблюдение, беседа;
- метод качественного и количественного анализа полученных результатов.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 17
«Салют», г. Белгорода, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 72
«Мозаика», г. Белгорода. В исследовании приняли участие 25 педагогов дошкольного образовательного учреждения и 87 родителей.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в:
-уточнении содержания понятия «корпоративная культура педагогов дошкольной образовательной организации»;
-теоретическом обосновании модели управления развитием корпоративной культуры педагогов дошкольной образовательной организации.
Практическая значимость исследования состоит в методическом обосновании модели управления развитием корпоративной культурой педагогов дошкольной образовательной организации.
Исследование осуществлялось в несколько этапов.
На первом этапе (2016-2017 гг.) был выполнен теоретический обзор педагогических, психологических и философских исследований по проблеме управления развитием корпоративной культуры педагогов ДОО. В результате этого был определен понятийный аппарат исследования: актуальность, проблема, цель, объект, предмет, гипотеза, методология и методы исследования, определена экспериментальная база и выборка исследования.
На втором этапе (2017-2018 гг.) осуществлялся анализ состояния проблемы управления развитием корпоративной культуры педагогов ДОО, проводилось экспериментальное исследование по апробации модели управления развитием корпоративной культуры педагогов дошкольной образовательной организации.
На третьем (завершающем) этапе (2018-2019 г.) был выполнен анализ и обобщены результаты экспериментальной работы, завершено оформление магистерской диссертации.
Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования были представлены на педагогических советах Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида № 17 «Салют» (г. Белгород, 2017, 2018), Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида № 72 «Мозаика» (г. Белгород, 2017, 2018), методических объединениях воспитателей
дошкольных образовательных учреждений г. Белгород, 2017, 2018); а так же в научных статьях и тезисах.
По теме исследования опубликованы 3 научные статьи:
«Формирование корпоративной культуры педагога в дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС ДО» в сборнике статей По Региональной научно - практической конференции. В Раздел I. - Белгород: ОГАОУ ДПО «БелИРО» - 2017 - 49 с.
«Особенности развития корпоративной культуры педагогов дошкольной образовательной организации». В раздел Дошкольное образование Научное мнение: электронном журнале «Совушка» - № 2 (12)¬2018.
«Проблемы развития корпоративной культуры педагогов в ДОУ» в сборнике статей по Международной научно-практической конференции. В 2 ч. Ч. 1 / - Уфа: АЭТЕРНА. В Раздел - «Педагогические науки» - 2018 - 154 с.
Структура работы. Структура выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации) обусловлена логикой исследования и поставленными задачами. Работа состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения, списка использованной литературы и приложения. В приложении содержатся диагностические и методические материалы по теме исследования.
В нашем исследовании организационно-методический аспект реализации модели управления развитием корпоративной культуры педагогов дошкольной образовательной организации. В результате проведенного нами исследования удалось реализовать все поставленные задачи.
Теоретический анализ литературы по проблеме исследования позволил выявить, что корпоративная культура является одним из самых эффективных средств привлечения и мотивации сотрудников.
Корпоративная культура дошкольной образовательной организации - определенные этические принципы, особый язык и стиль мышления и принятие всеми сотрудниками целей и ценностей дошкольной образовательной организации. Организационная культура дошкольной образовательной организации - это совокупность убеждений, отношений, норм и принципов поведения, традиций, общих для всех сотрудников. Современный педагог дошкольной образовательной организации должен обладать высоким профессионализмом, компетентностью, организаторскими качествами, работоспособностью, политической культурой, высокой нравственностью, личным авторитетом, стремиться к демократическому стилю руководства. воспитанников и родителей. Внешняя привлекательность педагога в дошкольной образовательной организации важна для более быстрой адаптации ребенка к коллективу. Неосязаемый имидж отражается в ощущениях, ответной реакции родителей и детей на осязаемое, на внешний и внутренний имидж. Он определяется степенью удовлетворенности родителей и желанием детей посещать детский сад.
Корпоративная культура в условиях дошкольной образовательной организации позволяет улучшить показатели образовательной деятельности,
социально-психологический климат в коллективе, повысить
конкурентоспособность детского сада, доверие к нему сотрудников и социума. Корпоративная культура способствует формированию нового педагогического сообщества, повышению инициативности педагогов, ориентирует их на включение в исследовательскую деятельность, внедрение инноваций.
Критериями высокого уровня корпоративной культуры педагога являются:
- по отношению к воспитанникам - осуществление личностно-ориентированного подхода к каждому ребёнку, в предоставлении каждому условий, необходимых для целостного развития личности, формирования компетентностей с учётом их индивидуальных способностей и возможностей, в соответствии с требованиями семьи и государства, посредствам обеспечения сохранения, укрепления и развития психического и физического здоровья;
- по отношению к родителям - активное включение их в совместную деятельность как равноправных и равно ответственных партнёров, чувства понимания важности и необходимости их роли в жизни ребёнка;
- по отношению к социуму - в повышении конкурентоспособности ДОО за счёт повышения качества образовательного процесса, расширения количества образовательных услуг.
Проведенное экспериментальное исследование на констатирующем этапе позволило установить недостаточный уровень развития корпоративной культуры педагогов дошкольной образовательной организации. Таким образом подтвердилась актуальность разработки и апробирования модели управления развитием корпоративной культуры педагогов дошкольной образовательной организации.
Модель управления развитием корпоративной культуры педагогов дошкольной образовательной организации внедрялась посредством целенаправленной реализации каждого из блоков модели (содержательного, диагностического, основного, рефлексивного).
Анализ данных контрольного этапа эксперимента убедительно свидетельствует об эффективности процесса внедрения в практику работы ДОО модели управления развитием корпоративной культуры педагогов дошкольной образовательной организации.
Таким образом, все поставленные задачи решены, а гипотеза нашла свое подтверждение.
1. Агеев, В.С. Межгрупповое взаимодействие: социально -
психологические проблемы [Текст] // В. В. Агеев. - М.: «Академия», 2000. - 220 с.
2. Афанасьев В.Г. Общество: системность, познание и управление. - М.: Политиздат, 2003. - 70 с.
3. Безуглова Н.П. Модели четырех параметров культуры Г. Хофстеда // Вестник МГУКИ. - 2008. - № 5. - 29 -32 с.
4. Бодалев, А.А. Восприятие человека человеком [Текст]/ А.А. Бодалев. - Л.: Изд-во ЛГУ, 2014. - 66 с.
5. Бочкарев, А.В. Механизм формирования корпоративной культуры [Текст]/А.В. Бочкарева// Конференция Исследовательско- консультационной фирмы «АЛЬТ» Управление в России: менеджмент роста. - Санкт-Петербург, 2011. - 211 с.
6. Буева, И.И. Формирование корпоративной культуры педагогических сообществ [Текст]/И.И. Буева // Мир образования - образование в мире. - 2007. - №3. - 433 с.
7. Васильева, Л.И. Управление коллективом воспитателей с разными стратегиями работы /Л.И. Васильева// Управление ДОУ. - 2011. - №
8. - 60-63 с.
8. Вебер Ю., Гельдель X., Шеффер У. Организация стратегического и оперативного управления на предприятии.// Проблемы теории и практики управления. -2001. № 3.
9. Волчкова Л.Т., Минина В.Н. Ценности в социальном управлении. // Управление: цели и ценности: Сборник статей. СПб., 2004
10. Гасимова В.А., Трусова В.Р. Корпоративная культура как фактор повышения эффективности образовательного учреждения // Вестник научных конференций. 2015. № 1-4 (1). - 45-47 с.
11. Губайдуллина Е.В. Корпоративная культура дошкольного
образовательного учреждения // Молодой ученый. 2016. № 9 (113). - 538¬
541 с.
12. Глущенко О.А. Управление развитием корпоративной культуры педагогов дошкольного образовательного учреждения. Авторфе. Дисс. к.пед.н. - Рн/Д, 2009. - 23 - 34 с.
13. Долгова Н.В. О подходах к определению категории «управление» [Электроный ресурс] / Н.В. Долгова. - 2000. - № 5. - 12-22 с.
14. Долгополова И.В. Теория корпоративной культуры в психологии управления Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. - 2013. - № 4 (16) . - 144 - 146 с.
15. Емельянов, Ю.Н. Обучение паритетному диалогу [Текст]// Ю.Н. Емельянов. - Л. - 2014. - 87 с... 75