Введение 3
Глава 1. Общая правовая характеристика крестьянского (фермерского) хозяйства 8
1.1. Организационно-правовые формы крестьянских (фермерских) хозяйств:
современное положение 8
1.2. Понятие и признаки крестьянского (фермерского) хозяйства по
российскому законодательству 16
1.3. Имущественная основа деятельности крестьянского (фермерского)
хозяйства 26
Глава 2. Правоприменительная практика в сфере функционирования крестьянских (фермерских) хозяйств 33
2.1. Общие тенденции судебной практики по делам о деятельности
крестьянских (фермерских) хозяйств 33
2.2. Отдельные категории судебных споров, связанных с крестьянскими
(фермерскими) хозяйствами 39
Заключение 53
Список использованной литературы 56
Крестьянские (фермерские) хозяйства до недавнего времени традиционно относились к таким формам хозяйствования, которым не требовалось юридического оформления своей деятельности, поскольку они не признавались юридическими лицами.
Русское дореволюционное законодательство первоначально вообще отождествляло понятия «крестьянский двор» и «крестьянская семья». Подворное пользование землей осуществлялось всеми членами такого двора, семья признавалась полноценным субъектом права собственности на выделенную ей землю.
В советское время, когда на смену крестьянскому двору пришел двор колхозный, вопрос о правовой природе последнего вызывал серьезные споры в юридической литературе. Таким образом, исторически сложилось, что крестьянское хозяйство - это особый уклад, форма ведения производства на селе, характеризующаяся определенным организационным единством и направленностью на извлечение прибыли.
Действующий Федеральный закон «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» в продолжение этой идеи содержит положения о том, что фермерское хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. В то же время в результате модернизации гражданского законодательства в ГК были внесены изменения, касающиеся правового режима КФХ. КФХ причислены к организациям, преследующим извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. В то же время действующий ГК допускает осуществление производственной или иной хозяйственной деятельности в области сельского хозяйства без образования юридического лица на основе соглашения о создании КФХ.
Как видно, позиция законодателя в вопросе о правовом статусе КФХ и признании или непризнании за ним прав юридического лица на протяжении нескольких десятилетий неоднократно менялась, что свидетельствует о сложности изучаемого правового образования и о разрешении этой проблемы в зависимости от конкретных практических задач, преследуемых государством.
Безусловно, нормы, регулирующие правовое положение КФХ, подлежат дальнейшему совершенствованию и корректировке в соответствии с новым подходом законодателя. Этому и призван способствовать научный анализ избранной темы исследования.
В качестве объекта исследования выступает современный правовой статус крестьянского (фермерского) хозяйства.
Предметом исследования являются российские гражданско-правовые нормы, определяющие правовое положение различных организационно- правовых форм крестьянских (фермерских) хозяйств.
Цель работы заключается в комплексном исследовании особенностей правового статуса крестьянских (фермерских) хозяйств по российскому законодательству. С учетом обозначенной цели в работе определены следующие задачи:
- выявить и охарактеризовать организационно-правовые формы
крестьянских (фермерских) хозяйств;
- исследовать признаки крестьянского (фермерского) хозяйства по российскому законодательству и сформулировать его понятие;
- дать общую характеристику имущественной основы деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства;
- выявить общие тенденции судебной практики по делам о деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств;
- обобщить судебную практику по отдельным категориям судебных споров, связанных с крестьянскими (фермерскими) хозяйствами.
Теоретическую основу исследования составили труды российских правоведов, посвященные анализу такого специфического субъекта правоотношений как крестьянское (фермерское) хозяйство. В работе использованы научные изыскания таких авторов как: Авдонина О.Г., Андреев В.К., Андреев Ю.Н., Галиновская Е.А., Галов В.В., Гришина Я.С., Долинская В.В., Егорова М.А., Зинченко С.А., Красавчиков О.А., Ларкин И.И., Лисковец Б.А., Мельников Н.Н., Мильков П.И., Минина Е.Л., Палладина М.И., Панкратов И.Ф., Панюгин В.Е., Писарев Г.А., Попова О.В., Рускол А.А., Рыбаков В.А., Серова О.А., Суханов Е.А., Тихомиров М.Ю., Тютерева Н.Н., Устюкова В.В., Федотовская З.А.
Нормативно-правовая основа исследования представлена
Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О крестьянском (фермерском) хозяйстве». В нее также включены другие федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации.
Эмпирическую основу работы составляют обширные материалы судебной практики: решения, определения и постановления судов:
Конституционного Суда Российской Федерации; Верховного Суда Российской Федерации; Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, арбитражных судов различных уровней. Также в работе использовались статистические данные, представленные Росстатом.
Методологическая основа исследования состоит из общенаучных и частно-научных подходов и методов познания: системный и функциональный подходы, метод материалистической диалектики, методы анализа и синтеза, исторический метод, эмпирический метод, формально-юридический и сравнительно-правовой методы.
Научная новизна исследования состоит в комплексном характере исследования особенностей правового статуса крестьянских (фермерских) хозяйств с учетом современной модернизации российского законодательства в этой сфере.
Теоретическая и практическая значимость работы заключается в возможности использования выводов автора при разработке новых теоретических исследований по обозначенной проблеме, а также при совершенствовании российского гражданского. Результаты данного исследования могут быть использованы в процессе преподавания таких дисциплин, как «Гражданское право», «Предпринимательское право», «Коммерческое право».
Положения, выносимые на защиту:
1. В настоящее время можно выделить две предусмотренные законом организационно-правовые формы крестьянского (фермерского) хозяйства. Пер¬вая: крестьянское (фермерское) хозяйство без образования юридического лица. Вторая: крестьянское (фермерское) хозяйство как юридическое лицо. При этом вторую категорию крестьянских хозяйств составляют: хозяйства, созданные в соответствии с Законом РСФСР от 22.11.1990, и хозяйства, созданные в соот¬ветствии с современным ГК РФ.
2. Крестьянские (фермерские) хозяйства, созданные по Закону от 1990 года, предлагается приравнять к хозяйствам, созданным в соответствии с ГК РФ (в ред. Федерального закона от 05.05.2014).
3. Требуется принятие отдельного специального закона, посвященно¬го правовому положению крестьянских (фермерских) хозяйств как юридиче¬ских лиц.
4. Предложения об исключении признака родства из особенностей КФХ, на наш взгляд, являются ошибкой. КФХ именно тем и отличается от дру¬гих форм хозяйствования, что содержит в себе большой потенциал семейных и социальных ценностей, что должно быть поддержано государством и обще¬ством.
5. Так как требования к членам крестьянского (фермерского) хозяй-ства как юридического лица отсутствуют, можно заключить, что новая модель крестьянского фермерского хозяйства, сконструированная ст. 86.1 ГК РФ, про¬тиворечит традиционной сущности и крестьянского хозяйства, не содержит се¬мейного признака как основного для данной формы хозяйствования.
6. Имущество крестьянского (фермерского) хозяйства, находящееся в совместной собственности, состоит из неспецифического и специфического. Ко второму типу имущества относится то имущество, которое необходимо для ре¬ализации сельскохозяйственной деятельности: сельскохозяйственная техника, которая нигде, кроме как в сельском хозяйстве, применена быть не может, сельскохозяйственные животные, земельные участки сельскохозяйственного назначения. Данное имущество наделено особым режимом, обеспечивающим сохранение назначения указанного имущества и недопустимость разуком- плектации хозяйства.
7. Анализ судебной практики показывает отсутствие четкого и едино¬образного понимания статуса крестьянского (фермерского) хозяйства даже у судов. Это свидетельствует о том, что назрела необходимость коренной пере¬работки действующего ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» и приня¬тия отдельного закона, посвященного крестьянскому (фермерскому) хозяйству как юридическому лицу.
Результаты магистерского исследования прошли апробацию в рамках двух опубликованных статей. 1) О некоторых проблемах в сфере правового регулирования статуса крестьянского (фермерского) хозяйства; 2) Особенности наследования имущества крестьянского (фермерского) хозяйства.
Структура магистерской диссертации обусловлена целью и задачами, которые ставились при ее написании, и включает введение, две главы, состоящие из пяти параграфов, заключение и список использованной литературы.
Подводя итог анализу правового статуса крестьянских (фермерских) хозяйств по российскому законодательству, необходимо сформулировать определенные выводы и предложения, касающиеся совершенствования как доктринального и практического понимания некоторых правовых феноменов в данной сфере, так и их законодательного закрепления.
1. Анализ истории правового регулирования деятельности крестьян-ских (фермерских) хозяйств свидетельствует о непоследовательности позиции законодателя в вопросе правового статуса данного субъекта правоотношений. На протяжении советского и постсоветского периода развития российского государства этот субъект то наделялся статусом юридического лица, то приоб¬ретал особый, отличный от всех других субъектов статус.
2. В настоящее время, учитывая модернизацию гражданского законо¬дательства и внесенные в ГК изменения, можно выделить две предусмотренные законом организационно-правовые формы крестьянского (фермерского) хозяй¬ства. Первая: крестьянское (фермерское) хозяйство без образования юридиче¬ского лица на основе соглашения о создании крестьянского (фермерского) хо¬зяйства. Вторая: крестьянское (фермерское) хозяйство как юридическое лицо. При этом вторую категорию крестьянских хозяйств составляют: хозяйства, со¬зданные в соответствии с Законом РСФСР от 22.11.1990, и хозяйства, создан¬ные в соответствии с ГК РФ (в ред. Федерального закона от 05.05.2014). Право¬вое положение как первых, так и вторых, представляется, сложным и неодно¬значным.
3. Крестьянские (фермерские) хозяйства, созданные по Закону от 1990 года, вправе сохранить свой статус до 1 января 2021 года. Дальнейшая их судь¬ба законодательно не определена. В связи с этим предлагается приравнять дан¬ные крестьянские хозяйства к хозяйствам, созданным в соответствии с ГК РФ (в ред. Федерального закона от 05.05.2014).
4. Крестьянские (фермерские) хозяйства, созданные в соответствии с современной редакцией ГК РФ, в свою очередь нуждаются в дополнительной регламентации. Применять к ним положения ФЗ «О крестьянском (фермер-ском) хозяйстве» 2003 года нельзя, так как в нем сконструирована совершенно иная модель крестьянских хозяйств, в том числе и по правовому режиму иму¬щества хозяйства. В связи с этим требуется принятие отдельного специального закона, посвященного правовому положению крестьянских (фермерских) хо¬зяйств как юридических лиц.
5. Представляется, что выделение крестьянских (фермерских) хо-зяйств в качестве самостоятельной организационно-правовой формы хозяй-ствования оправдано наличием признаков, отличающих его от других субъек¬тов, с учетом продовольственной безопасности государства, и социальной зна¬чимости крестьянства со своим особым укладом и жизненной философией.
6. Один из основных признаков КФХ, созданного на основе соглаше¬ния, - особый субъектный состав. Основной состав такого хозяйства - род¬ственники. Предложения об исключении признака родства из особенностей КФХ, на наш взгляд, являются ошибкой. КФХ именно тем и отличается от дру¬гих форм хозяйствования, что содержит в себе большой потенциал семейных и социальных ценностей, что должно быть поддержано государством и обще¬ством.
7. Требования к членам крестьянского (фермерского) хозяйства как юридического лица отсутствуют. Следовательно, можно заключить, что новая модель крестьянского фермерского хозяйства, сконструированная ст. 86.1 ГК РФ, противоречит традиционной сущности и крестьянского хозяйства, не со¬держит семейного признака как основного для данной формы хозяйствования.
8. Имущество крестьянского (фермерского) хозяйства, находящееся в совместной собственности, состоит из неспецифического и специфического. Первое делится. Второе является неделимым. Это имущество, которое необхо¬димо для реализации сельскохозяйственной деятельности: сельскохозяйствен¬ная техника, которая нигде, кроме как в сельском хозяйстве, применена быть не может, сельскохозяйственные животные, земельные участки сельскохозяй¬ственного назначения. Данное имущество наделено особым режимом, обеспе¬чивающим сохранение назначения указанного имущества и недопустимость разукомплектации хозяйства.
9. Общий анализ судебных споров с участием крестьянских (фермер¬ских) хозяйств позволяет констатировать, что в этих отношениях можно услов¬но выделить споры по вопросам оказания государственной поддержки фермер¬ским хозяйствам как сельскохозяйственным товаропроизводителям, обжалова¬ние действий уполномоченных органов в сфере ветеринарии, семеноводства, племенного животноводства, карантина растений и т.п., споры, связанные со статусом крестьянских (фермерских) хозяйств и членством в них, а также с во¬просами использования земель сельскохозяйственного назначения, возникно¬вением и прекращением прав на земельные участки из таких земель.
10. Больше всего судебных споров за последние десятилетия возникает по поводу КФХ, не являющихся юридическими лицами. Суды в правовом поле «не видят» самого хозяйства в качестве субъекта правоотношения и ответ¬ственности, так как все реквизиты «выведены» на главу фермерского хозяйства. Эта ситуация усугубляется в случае ведения фермерского хозяйства одним гражданином. В судах существует противоречивая практика по поводу субъек¬та и объема ответственности. Так, в одних случаях суды считают, что такое КФХ не выступает в обороте как самостоятельный хозяйствующий субъект, предпринимательскую деятельность осуществляет его глава, который, следова¬тельно, является предпринимателем и должен отвечать по долгам КФХ всем принадлежащим ему имуществом. В других случаях суды указывают, что в за¬коне субъектом названо хозяйство, поэтому на его имущество и следует обра¬щать взыскание.
11. Отсутствие четкого и единообразного понимания статуса крестьян¬ского (фермерского) хозяйства даже у судов свидетельствует о том, что назрела необходимость коренной переработки действующего ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» и принятия отдельного закона, посвященного кре¬стьянскому (фермерскому) хозяйству как юридическому лицу.
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Рос-сийская газета от 25 декабря 1993 г.
2. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 N 95-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. N 30. Ст. 3012.
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонару-шениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 1.
4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) от 26.11.2001 N 146-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2001. N 49. Ст. 4552.
5. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2001. N 44. Ст. 4147.
6. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2000. N 32. Ст. 3340.
7. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1996. N 1. Ст. 16.
8. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1994. N 32. Ст. 3301.
9. Федеральный закон от 30.12.2012 N 302-ФЗ «О внесении изменений в главы 1, 2, 3 и 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» (ред. от 04.03.2013) // Собрание законодательства РФ. 31.12.2012. N 53 (ч. 1). Ст. 7627.
10. Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» // Собрание законодательства РФ. 2007. N 41. Ст. 4849.
11. Федеральный закон от 29.12.2006 N 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» // Собрание законодательства РФ. 2007. N 1 (1 ч.). Ст. 27.
12. Федеральный закон от 11 июня 2003 г. N 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» // Собрание законодательства РФ. 2003. N 24. Ст. 2249.
13. Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» // Собрание законодательства РФ. 2002. N 43. Ст. 4190.
14. Федеральный закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» // Собрание законодательства РФ. 2002. N 30. Ст. 3018.
15. Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Рос¬сийской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхова¬ния» // Собрание законодательства РФ. 2009. N 30. Ст. 3738 (документ утратил силу)... 74