ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I Теоретические основы разработки серии декоративных керамических иллюстраций к «Слову о полку Игореве»
1.1 История декоративной керамики 7
1.2 Иллюстрация в изобразительном искусстве и керамике 13
1.3 Исторический исследовательский анализ «Слова о полку
Игореве» 21
ГЛАВА II Создание серии керамических иллюстраций к «Слову о полку Игореве»
2.1. Создание эскизов и макетов для выпускной квалификационной работы, описание техники и процесса их
создания 38
2.2. Описание процесса создания серии декоративных керамических
иллюстраций 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЯ А Материалы теоретического исследования 67
ПРИЛОЖЕНИЯ Б Материалы практического исследования 75
Декоративная керамика является уникальным искусством, которое позволяет воплотить и передать исторические события, мифологические сюжеты и культурные ценности. Одно из важнейших памятников древнерусской литературы - «Слово о полку Игореве» - стало источником вдохновения для создания серии декоративных керамических иллюстраций.
Ответственность перед историческим наследием требует сохранения, исследования и интерпретации этого произведения, а также нахождения новых способов привлечения внимания к нему. Разработка серий декоративных керамических иллюстраций, основанных на этой летописи, представляет собой одно из таких инновационных и творческих подходов, которые могут помочь привлечь широкую аудиторию и подчеркнуть ее историческую и культурную ценность.
В данной выпускной квалификационной работе будет исследован процесс создания серии декоративных керамических иллюстраций, основанных на тексте «Слова о полку Игореве», а также разработаны иллюстрации, которые отражают ключевые события, персонажей и сюжеты этой древнерусской эпической поэмы.
Выбор данной темы обоснован несколькими факторами: во-первых, «Слово о полку Игореве» - это одно из наиболее известных и значимых литературных произведений древнерусской литературы, оказавшее влияние на искусство, обращавшееся к той эпохе. «Слово» рассказывает о походе на половцев в 1185 году; обращение к данному литературному памятнику через призму декоративно-прикладного искусства приведет к повышению интереса к отечественной культуре и истории, что очень актуально в рамках современных тенденций. Во-вторых, керамика является древним искусством, которое имеет длинную историю и широкую популярность. Разработка серии декоративных керамических иллюстраций к «Слову о полку Игореве» позволит объединить это традиционное ремесло и современное искусство с важнейшей для культурного кода отечественной литературой.
Актуальность выбранной темы исследования «Разработка серий декоративных керамических иллюстраций к летописи «Слово о полку Игореве» восходит к значимости искусства и культурного наследия для сохранения и популяризации исторических произведений. «Слово о полку Игореве» является одним из величайших памятников древнерусской литературы, которое отражает историю и героические подвиги древних воинов.
Тема также актуальна, так как позволяет создать уникальное и оригинальное произведение, которое может заинтересовать любителей искусства и коллекционеров, кроме того, это необычный и эстетичный элемент декора, мало распространенный в интерьере, созданный с уважением к отечественной культуре и традициям.
Основной целью работы является разработка серии керамических иллюстраций на основе изученного и проанализированного текста «Слова о полку Игореве».
Разработка серии декоративных керамических иллюстраций к летописи «Слово о полку Игореве» имеет не только эстетическое, но и культурное, историческое и образовательное значение. Это позволяет не только сохранить и передать наследие древнерусской литературы через новое искусство, но и привлечь внимание аудитории к этому произведению.
...
«Слово о полку Игореве» является настоящим сокровищем русской литературы и источником новых идей и сюжетов для искусства. При создании серии керамических иллюстраций к данному произведению, нужно было передать всю важность и невероятную ценность «Слова» с любовью и уважением к отечественной культуре.
В иллюстрациях важно было воссоздать атмосферу эпической поэмы и передать ее глубину и мощь. В выпускной квалификационной работе использовались традиционные техники. Одной из основных задач было сосредоточение на деталях и символах, которые характеризуют каждого героя, и каждый проиллюстрированный эпизод в "Слове о полку Игореве". Была поставлена задача не только передать сюжет и эмоции произведения, но также показать его культурную ценность и значение в современном мире.
Опираясь на методологию исследования, был составлен план создания выпускной квалификационной работы, в ходе выполнения которой была исследована летопись «Слово о полку Игореве», ее значимость в русской культуре и литературе. «Слово» является одним из важнейших памятников древнерусской литературы, оно выделяется оригинальностью своей формы за счет использования литературных приемов: смешение эпоса, лирики, драмы и прозы. Подобная особенность произведения делает его уникальным на фоне других памятников древнерусского искусства. При анализе текста были выявлены ключевые события и персонажи, которые использовались при создании выпускной квалификационной работы.
Следующим этапом работы было изучение понятия керамической иллюстрации и различных направлений керамики, чтобы иметь возможность создать работу, наиболее качественную по техническим и эстетическим характеристикам. В ходе исследования были изучены древние мозаики, искусство зарубежного и отечественного изразца и азулежу. Также было уделено внимание различным видам рельефов, чтобы, основываясь на знании эстетики и технологичности, создать подходящий вариант керамической иллюстрации.
На третьем этапе работы были рассмотрены и изучены имеющиеся графические иллюстрации к «Слову о полку Игореве». В рамках данного исследования был охвачен период с XIX века по нынешнее время, были изучены работы многих великих художников в различных стилях, техниках, а также различной цветовой гаммой; в исследовании были задействованы как живописные иллюстрации, так и ксилография. Данный этап помогает при создании оптимального варианта иллюстрации в соответствии с современными художественными тенденциями.
На основе изученной информации, проанализированных техник и стилей в керамике, цветовых подборок и мудбордов, был создан ряд форэскизов для выпускной квалификационной работы, самые удачные по техническим и эстетическим параметрам эскизы были утверждены. Также был проведен анализ имеющихся материалов, созданы различные пробники для понимания и подбора подходящей для выпускной квалификационной работы структуры материала. Для создания итоговой работы была выбрана белая бесшамотная низкожгущаяся глина AL-PM101/B, глазурь Botz 9541 Glossy gold ангобы: красный на основе пигмента EN-9650 и глины AL-PM101/B и черный на основе пигмента JY-0091A и красножгущейся глины «Брауни».
На последнем этапе работы, опираясь на полученные при анализе знания, технологический опыт и созданные эскизы, была реализована выпускная квалификационная работа на тему: «Создание серии керамических иллюстраций к летописи «Слово о полку Игореве», состоящая из трёх керамических панно и фанерной рамы.
...
1. Бобров А. Г. Происхождение и судьба Мусин-Пушкинского сборника со «Словом о полку Игореве» // Труды Отдела древнерусской литературы.
— 2014. — Т. 62. — С. 528—553.
2. Булавин И., Августиник А. и др. Технология фарфорового и фаянсового производства. — М.: Лёгкая индустрия, 1975. — 448 с.
3. Варбург А. Великое переселение образов. Исследование по истории и психологии Возрождения и Античности. СПб.: Азбука-Классика, 2008.
— С. 18.
4. Власов В. Г. Основы теории и истории декоративно-прикладного искусства. — СПб.: Изд-во СПб. Ун-та, 2012. — С. 70—72.
5. Вступ. статьи Д. С. Лихачёва и Л. А. Дмитриева; Сост. Л. А. Дмитриева, Д. С. Лихачёва, О. В. Творогова; Реконструкция древнерусского текста Н. А. Мещерского, А. А. Бурыкина; Прозаич. перевод Н. А. Мещерского; Комментарий Н. А. Мещерского и А. А. Бурыкина; Подгот. текста и примеч. Л. А. Дмитриева. — Л.: Советский писатель, 1985. — XXXVIII, (Библиотека поэта. Большая серия. Издание третье) — 498 с.
6. «Выставка произведений Д. Бисти», Каталог, М., 1975
7. Горский А. А. К источниковедению «Слова о полку Игореве» // Герменевтика древнерусской литературы. — 2004. — Вып. 11. — С. 621—646.
8. Горский А. А. «Слово о полку Игореве» и «Задонщина»: источниковедческие и историко-культурные проблемы. — М.: Институт российской истории РАН. — 1992. — 192 с.
9. Гудзий Н. К. О составе «золотого слова» Святослава в «Слове о полку Игоревом» // Вестник МГУ. — 1947. — № 2. — С. 19—32.
10. Дмитриева Н. А. Михаил Александрович Врубель / Н. А. Дмитриева. — 2-е изд. — М. : Художник РСФСР, 1990. — 180 с.
1. Зализняк А. А. «Слово о полку Игореве»: взгляд лингвиста. — М.: Рукописные памятники Древней Руси, 2008. — 480 с.
2. Искусство Палеха: Путеводитель / на рус. и нем. яз / Под ред. К. Вьюгина; Оформление художника-палешанина В. Большакова. Государственный музей палехского искусства. — М.: Издательство литературы на иностранных языках, Б.г. — 136, [20] с.
3. Краткий словарь терминов изобразительного искусства / Под общей редакцией Г. Г. Обухова. — М.: Советский художник, 1961. — С. 69. — 190 с.
4. Кубе А. Н. История фаянса. — Берлин: Р.С.Ф.С.Р. Гос. изд., 1923. — С. 21. — 138 с.
5. Лазарев В. Н. Древнерусские мозаики и фрески. — М.: Искусство, 1973. — 512 с.
... всего 30 источнков