ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА АНАЛИЗ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ
1 ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ЗАЩИТНЫХ
ДЕЙСТВИЙ
1.1. Современные тенденции развития волейбола
1.2. Блокирование как особенное средство защиты от
нападающих ударов
1.3. Анализ техники блокирования
1.4. Техника индивидуального и группового блокирования
1.5. Взаимосвязь физической с технической и тактической
подготовкой
ГЛАВА МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 2
2.1. Методы исследования
2.2. Организация исследования
ГЛАВА МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ГРУППОВОМУ 3 БЛОКИРОВАНИЮ
3.1. Методика обучения групповому блокированию
3.2. Методика обучения тактики взаимодействия при
групповом блокировании
3.3. Совершенствование группового блокирования
3.4. Результаты педагогического эксперимента
ВЫВОДЫ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Современная система физического воспитания органическая часть общей системы всестороннего развития личности, укрепление здоровья, развитие физических способностей человека, формирование и совершенствование жизненно важных двигательных навыков и умений. В современной системе физического воспитания определенное место занимает волейбол.
В чем же притягательная сила волейбола, чем он так увлекает миллионы людей различных возрастов и профессий? Достоинства и преимущества этой игры кроются и во внешней стороне ( простота оборудования мест для игры, зрительная эмоциональность, сравнительная легкость создания равных по силам, возрасту команд и т. д.) и в богатом внутреннем содержании (красота и разнообразие тактических рисунков, обилие сложных движений, требующих высокой координации, смелости, гибкости, силы и т. д.). Занятия волейболом - весьма эффективное средство укрепления здоровья и физического развития. Оздоровительное воздействие этой игры определяется прежде всего тем, что ею можно заниматься круглый год и большей частью на свежем воздухе.
В Республике Тыва регулярно проводятся соревнования по волейболу особой популярностью среди населения Тувы пользуется Первенство на призы Председателя Правительства Республики Тыва как среди школьников, так и среди взрослых. К сожалению, данные соревнования утратили свой статус, стал называться Чемпионатом Республики Тыва, изменился призовой фонд соревнований, но престиж данные соревнования не утратили, из года в год растет количество участников, болельщиков растет.
Высокий уровень развития современного волейбола, как вида спорта, делает его одним из эффективных средств всестороннего физического развития. Современный волейбол предъявляет высокие требования к функциональному состоянию организма, к физическим качествам человека.
Занятия волейболом содействуют развитию у занимающихся таких ценных качеств, как смелость, настойчивость, решительность и самоотверженность, инициативность и дисциплинированность.
Стремление к достижению общей цели во время игры приучает волейболистов к коллективным действиям, к постоянному сотрудничеству и взаимопомощи, воспитывает чувство дружбы и товарищества. Чрезвычайно велико эстетическое воздействие волейбола на человека. Оно не ограничивается тем, что в процессе занятий волейболом спортсмен достигает гармонического развития своего тела, красоты и выразительности движений, т. е. Чисто внешней «красоты». Еще более глубокое эстетическое наслаждение доставляют слаженность действий в выполнении тактических комбинаций, сама спортивная борьба и радость победы.
Актуальность работы заключается в разработке вопросов, связанных с сущностью и содержанием процесса игры, а именно технико - тактических действий. В данной работе мы рассмотрим одно из основных средств защиты в волейболе - блокирование. В современной игре успешное применение индивидуального и группового блокирования определяет эффективность игры команды. Тактической задачей является обеспечение первого эшелона защиты против атакующих действий команды противника. Частными решениями тактической задачи могут быть:
защита отдельных уязвимых мест команды (свободного места, игрока, слабо владеющего приемом мяча т. д.)
нейтрализация нападающих ударов противника и таким образом защита всей площадки.
Групповое блокирование является сложным техническим приемом игры в волейболе. Одной из причин слабого освоения блокирования является взаимодействия центрального блокирования с вспомогательным.
Успех в групповом блокировании зависит от таких основных факторов, как, выбор места для блокирования, своевременный прыжок и постановка рук в момент удара.
Обращение к специальной литературе показало, что вопросы методики обучения и совершенствования блокирования рассмотрены достаточно полно. Это в первую очередь исследования А.В. Беляева; Ю.Д. Железняка; Ю.Н. Клещева; А.В. Суханова; А.Г. Фурманова и других. Более детальный анализ этих работ показал, что предложенные авторами упражнения для совершенствования блокирования во многом адресуются квалифицированным спортсменам, и эти упражнения во многом не подходят юным волейболистам, не отвечают их техническим и физическим особенностям.
Таким образом, в затронутой проблеме можно выделить ряд противоречий между:
- необходимостью целенаправленного обучения и совершенствования блокирования и недостаточной разработанности данной методики в теории и практики подготовки у юных волейболистов;
- потребностью использования специфических упражнений в тренировке юных волейболистов и увлечением средств и методов, характерных для подготовленных (квалифицированных) спортсменов.
В основу исследования была положена следующая гипотеза исследования: обучение технике и тактике блокированию в тесной взаимосвязи со специальной физической подготовкой позволит повысить эффективность обучения и совершенствования блокирования у волейболистов 16-17 лет.
Объект исследования: является учебно-тренировочный процесс волейболистов 16-17 лет.
Предмет исследования: особенности обучения блокированию юных волейболистов 16-17 лет.
Цель исследования рассмотреть влияние специальных подводящих упражнений для совершенствования обучения блокированию юных волейболистов.
В соответствии поставленной цели определены следующие задачи:
1. проанализировать технику и тактику индивидуального и группового блокирования;
2. разработать методику обучения блокированию юных волейболистов.
3. экспериментально выявить применение разработанной методики обучения
Теоретическая значимость заключается в том, что заключается в попытке усовершенствования учебно-тренировочных занятий юных волейболистов и в предложении специальных физических упражнений для совершенствования блокирования.
Практическая значимость работы состоит в том, что предложенные методические рекомендации по совершенствованию блокирования позволит повысить эффективность технической подготовки, путем реорганизации структуры тренировочного процесса.
1. Проанализировав технику и тактику индивидуального и группового блокирования , можно наблюдать целостный характер ступеней и факторов: чем шире арсенал техники и чем совершеннее, тем больше у волейболиста возможностей максимально использовать в игре свой физический (двигательный) потенциал; чем разнообразнее тактика и чем она совершеннее, тем больше возможностей максимально реализовать в игре техник - физический потенциал.
В арсенале волейболистов много соревновательных действий (приемов игры), и их надо выполнять многократно в течение одной встречи, а таких встреч в соревнованиях всегда несколько. К этому надо добавить фактор согласованности действий волейболистов. Через моделирование соревновательной деятельности в тренировочном процессе невозможно качественная подготовка к соревнованиям. Поэтому очень важно, применяя обширный состав средств, методов тренировки на отдельные виды подготовки, добиваться, чтобы все, что изучает на занятиях спортсмен, он смог реализовать в игровых действиях, в процессе соревновательного противоборства, где слиты воедино техника и тактика, физические, моральные и волевые качества, знания и т. д. Высшей формой интегральной подготовки, являются соревнования по волейболу.
2. Техника группового блокирования (2-3 игрока) предполагает согласованность действий игроков. На этой основе и строится методика обучения. Слабая подвижность блокирующего и запоздалая реакция на действия противника приводят к ошибкам в выборе места и в исходной позиции перед прыжком. Исправление указанных недостатков требует систематической работы и соответствующего подбора упражнений. Методика исправления связана с техникой прыжка и постановкой рук блокирующего. Она, в свою очередь, зависит от исходного положения перед отталкиванием и активной работы рук, туловища и ног. Тренер должен добиваться от игроков сосредоточенности и умения быстро анализировать игровую ситуацию с учетом индивидуальных особенностей нападающего, характера передачи на удар и зоны, где осуществляется атака.
3. Разработанная нами методика обучения групповому блокированию, занимающихся волейболом, оказалась эффективной, так как после проведения эксперимента видно, что уровень физических качеств в экспериментальной группе повысился примерно на 10 % и уровень точности у юных волейболистов в экспериментальной группе повысился на 15 %, а это позволяет сказать о том, что предложенная нами методика более результативнее.
1. Ахметов Н. К. Игра как процесс обучения. Алма-Ата, 1985. - 106 с.
2. Ахмеров В. К. Специализация средств обучение волейболистов технике к выходу мячу в нападающем ударе // Теория и практика физической культуры. -1977. №9. - С. 24-27.
3. Ашмарин Б. А, Виноградов Ю. А, Вяткина З. Н. Теория и методики физического воспитания: Учеб. для студентов фак. физ. культуры пед. ин- тов по спец. «Физ. Культура» /Под ред. Б. А. Ашмарина. - М.: Просвещение, 1990. - 287 с.
4. Банников А. М., Костюков В. В. Пляжный волейбол (тренировка, техника, тактика). - Краснодар, 2001.
5. Богданов Г.П., Булгакова Н.Ж., Власова В.А., Голомазов В.Д., Ковалев Г.Б., Мейксон С.И., Полянская Н.П., Чернов Ю.Д. Уроки физической культуры в IV - VI классах - М, Просвещение 1979 - 192 с
6. Вайнбаум. Я. С. Дозирование физических нагрузок школьников. - М. Просвещение 1991-64с
7. Верхашанский Ю.В. Основы специальной подготовки спортсменов. - М. Физкультура и спорт. 1998. С.331.
8. Верхлин В.Н. Технические средства обучения на уроках ФК М, «Просвещение» 1990г.
9. Властовский Г.П. Акселерация роста и развития детей. - М., Изд-во МГУ, 1976. - 65 с.
10. Волейбол: поурочная учебная программа для ДЮСШ и СДЮШОР. - М, 1982 (ГНП), 1983 (УТГ), 1985 (ГСС).
11. Волейбол Под ред. А. В. Беляева, М.В. Савина.- М., 2000.
12. Воробьев А.Н. Очерки по физиологии и спортивной тренировке. - М.: «ФиС», 1977. - 231 с.
13. Восканян С.Г. Обучение нападающему удару и одиночному блокированию в волейболе, в методических указаниях Омск 2005.
14. Годик М.А. Спортивная метрология: Учебн. Пособие для институтов физической культуры. - М.: «ФиС», 1988. - 321 с.
15. Голощпов Б.Р. Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений - М, Изд.центр Академия 2001 - 312 с
16. Горское И.Ю., Захарова О.В., Репутина Н.В. Физическая культура и спорт в современных условиях теории практики и перспективы - Омск, Издательство СибГАФК 2002 - 232 с
17. Грошенков С.Е., Возняк С.В. Динамический наблюдения за развитием физических качеств у детей и подростков под влиянием занятий спортом В кн.: Начальная подготовка юного спортсмена. - М.: «ФиС», 1966. - 180 с.
18. Гужаловский. А.А. Развитие двигательных качеств у школьников - Народное асвета. 1978-88 с.
19. Железняк Ю.Д. К мастерству в волейболе. - М.: Физкультура и спорт,
1978.
20. Железняк Ю.Д. Оборудование для занятий волейболом. // Физкультура в школе”. 1982.
21. Железняк Ю.Д. Формирование двигательных навыков у юных волейболистов. М., 1972.
22. Железняк Ю.Д., Ивойлов А. В. Волейбол. - М., 1991.
23. Зациорский В.М. Спортивная метрология. Учебник для институтов физической культуры. - М.: «ФиС», 1982. - 306 с.
24. Захаров Е., Карасев А., Сафонов А. Энциклопедия физической подготовки (методические основы развития физических качеств) / Под общей ред. А.В.Карасева. - М.: Лептос, 1994. - 368 с.
25. Зырянов В.А. , Ремизов Л.П. Техника волейбола. М.,ФИС 1968
26. Иваницкий М.Ф. Анатомия человека (с основами динамической и спортивной морфологии): Учебник для институтов физической культуры. - Изд. 5-е, перераб., и доп. / Под ред. Б.А. Никитюка. - М.: «ФиС», 1985¬544 с.
27. Иваницкий М.Ф. Анатомия человека: Учебник для институтов физической культуры. - Изд. 2-е - М.: «ФиС», 1962 - 276 с.
28. Костюков В.В. Дубовой А.Е. Опережающее обучение волейболу
//«Физическая культура в школе», 1994 №1.
29. Костюков В.В. Дубовой А.Е. Опережающее обучение волейболу
//«Физическая культура в школе», 1994 №2.
30. Каневский В.В. Метод экспертных оценок уровня технической
подготовленности волейболистов // Олимп, 2002, №3. - с.18-20
31. Кузнецов В.В. Специальная подготовка спортсмена. - М.: Сов. Россия, 1975. - 208 с.
32. Маркосьян А.А. Вопросы возрастной физиологии - М., «Просвещение»
1974.
33. Москвиченко О. Н., Шубина Т. А. Валеологический подход к развитию физических качеств: Учебно-методическое пособие. Красноярск: КГТУ, 1999. - 40 с.
34. Матвеев Л. П. Основы общей теории спорта и системы подготовки спортсменов. - Киев: Олимпийская литература, 1999.
35. Матвеева А. П., Новикова А. О. Теория и методика физического воспитания. Общие основы теории и методики физического воспитания. М. ; ФИС ; 1976.
36. Матвеев Л.П. Формы построения занятий физическом воспитании (Методические разработки ). - М. ; ГЦОЛИФК. . 1989-71с.
37. Набатников М. Я. Основы управления подготовкой юных спортсменов.- М.: «ФиС», 1982 - 280 с.
38. Озолин Н.Г. Настольная книга тренера: Наука побеждать/Н.Г.Озолин. - М.: ООО Издательство Астрель, 2003. - 863 с.
39. Озолин Н.Г. Молодому коллеге. - М.: «ФиС», 1988 - 288 с.
40. Перльман М. Специальная физическая подготовка волейболистов - М.: «Физкультура с спорт», 1969.
41. Пилонян Р.А. Основы научно-исследовательской работы в спорте. - М.: «ФиС», 1969 - 190 с.
42. Сермеев Б.В. Спортсменам о воспитании гибкости. - М.: «ФиС», 1970 - 61 с.
43. Сермеев Б.В. Развитие подвижности в суставах у школьников. Волго-вятское кн. Изд., 1968. - 128 с.
44. Степанов В.С., Томилов В.Н. Морфофункциональная обусловленность формирования устойчивых способов соревновательных движений в волейболе / теория и методика физ. Культуры, 2002. - №12. - с.28.
45. Слутский В.Н. Элементарная педагогика. М. ; 1992г.
46. Топышев О.П. Техника игры // Волейбол: Учебник для ин-тов физ. культуры. - Изд. 2-е, доп. /Под ред. А.Г.Айриянца. - М: Физкультура и спорт, 1976. - С.15-38. 118.
47. Топышев О.П., Беляев А.В., Фомин Е.В., Касмалиев О.С. Динамика физической подготовленности волейболистов в подготовительном периоде//Теория и практика физической культуры. -1998.-№8.-С. 54-56.
48. Усищева Ц.Л. Физическое воспитание подростков. - М.: Издательство Медицина. - 1966. - 42 с.
49. Фурманов А.Г., Болдырев Д.М. Волейбол - М.: «Физкультура и спорт»,
1979.
50. Филин В. П. Вопросы юношеского спорта. М.: «ФиС», 1967. - 145 с.
51. Филин В. П Новое в методике воспитания физических качеств у юных спортсменов - М.: «ФиС», 1969 - 196 с.
52. Фомин А.Н., Вавилов Ю.Н. Физиологические основы двигательной активности. - М.: «ФиС», 1991 - 321 с.
53. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб пособие для студ. высш. уч. заведений. - 2-е изд., испр. и доп.. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 480 с.
54. Чехов О. Основы волейбола - М.: «Физкультура и спорт», 1979.
55. Шульятев В. М. Содержание и организация тренировочного процесса волейболистов: Метод, реком. - Омск: Изд. ОмПИ. 1990. - 24 с.
56. Шулятьев В. М. Спортивные игры: теория, методика, практика: учеб. пособ. - Омск: Изд-во ОмГТУ, 1998. - 92 с.
57. Яковлев М.П., Коробков А.Б., Янанис С.В. Физиологические и биомеханические основы теории и методики спортивной тренировки ФИС, 1960г.
58. Ялакас С.И. Школа волейбола - М., ФИС .,1973
1. Волейбол. Поурочная программа для детско-юношеских спортивных школ. М., 1993.
2. Волейбол. Учебник для институтов физической культуры. М., ФиС. 1995.
3. Волейбол. Учебник для вузов физической культуры. М., “Физкультура, образование, наука”, 2000.
4. Голомазов В.А., Ковалев В.Д, Мельников А.Д. Волейбол в школе. М., 2001.
5. Донской Д. Биомеханика физических упражнений. М., Просвещение,
1975.
6. Донской Д. Методика исследования в физической культуре. М., ФиС, 1971.
7. ЖелезнякЮ.Д. К мастерству в волейболе. М., ФиС, 1998.
8. Железняк Ю.Д. Юный волейболист. М., ФиС, 1988.
9. Железняк Ю.Д. Тактическая подготовка волейболистов. Учебное пособие для студентов институтов физической культуры. Смоленск, 2003.
10. Железняк Ю.Д., Кунянский В.А. Волейбол. М., 2003.
11. Жуков Ю., Ильин Т. Акробатическая подготовка в волейболе. М., ФиС, 1997.
12. Ивойлов А.В. Волейбол. Очерки по биомеханике и методике обучения. М., 2001.
13. КлещевЮ.Н. Юный волейболист. Киев, Радзянская школа, 1998.
14. МатвеевЛ.П. Теория и методика физического воспитания. М., 1985.
15. Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки. Учебное пособие для институтов физической культуры. М., ФиС,
1977.
16. Портных Ю.И. Спортивные игры. М., ФиС, 1984.
17. Тер-Ованесян А.А. Педагогические основы физического воспитания. М., ФиС, 1982.
18. Харре Д.М. Учение о тренировке. М., 1971.
19. Харабуга Г.Д. Теория и методика физического воспитания. Л., “Знание”, 1970.
20. Чехов О. Основы волейбола. М., ФиС, 2001.