ВВЕДЕНИЕ 4
1. Глава 1 6
1.1. Место и роль фонетических навыков в обучении иностранным
языкам 6
1.2. Содержание обучения произносительной стороне иноязычной
речи 7
1.3. Межъязыковая интерференция 8
1.4. Особенности произношения французских гласных 10
1.5. Особенности произношения французских согласных 11
1.6. Подходы к формированию фонетических навыков 15
1.6.1. Артикуляторный подход 15
1.6.2. Акустический подход 16
1.6.3. Дифференцированный подход 17
1.7. Особенности формирования фонетических навыков на разных этапах
обучения иностранному языку 17
1.8. Ознакомление учащихся с новым фонетическим материалом 21
1.9. Работа над ритмико-интонационными моделями 24
1.10. Фонетические упражнения 25
1.11. Выводы к главе 1 28
2. Глава 2 29
2.1. Анализ учебника «Французский язык. Manuel de frangais» И.Н.
Поповой, Ж.А. Казаковой, Г.М. Ковальчук 29
2.2. Анализ учебника «L'oiseau bleu» для пятого класса Береговской
Э.М 29
2.3. Упражнения на формирование и отработку фонетических
навыков 30
2.4. Общие правила чтения 32
2.5. Описание артикуляционного аппарата 33
2.6. Отработка согласных звуков 33
2.7. Отработка гласных звуков 37
2.8. Выводы к главе 2 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
Список использованной литературы 56
Большую роль в развитии коммуникативной компетенции учащихся средней школы играют языковые навыки, на сформированности которых базируется речевая деятельность. К ним относятся лексические,
грамматические и фонетические навыки. Сформированность фонетических навыков является непременным условием понимания речевого сообщения, точности выражения мысли и выполнения языком его коммуникативной функции. Поэтому работа над произношением учащихся начинается с первых уроков начального этапа и распространяется далее на весь школьный курс обучения иностранному языку. На уроке иностранного языка постановке произносительных навыков следует уделять значительное внимание, так как от неправильного произнесения какого-либо звука в слове оно может поменять или потерять смысл, что затрудняет коммуникацию при говорении и восприятии речи на слух. Таким образом, в данной работе будет проведен анализ упражнений для формирования фонетических навыков составление комплекса упражнений для организации наиболее результативной работы над произношением.
Актуальность данной работы определяется тем, что произношение является базовой характеристикой речи, основой для развития и совершенствования всех остальных навыков иноязычного говорения; нарушение фонематической правильности речи ведет к недоразумениям и непониманию слушающим речи говорящего. Во избежание этого необходимо правильно сформировать фонетические навыки, для чего необходимы специальные упражнения.
Новизна работы состоит в разработке наиболее эффективного комплекса упражнений для формирования фонетических навыков французского языка на начальном этапе.
Целью данной работы является анализ упражнений для формирования фонетических навыков, отбор наиболее эффективных из них и составление комплекса упражнений.
Для достяжения поставленной цели в работе был выдвинут ряд задач:
1. Определить место и роль фонетических навыков в обучении иностранному языку.
2. Раскрыть содержание обучения произносительной стороне речи.
3. Рассмотреть понятие межъязыковой интерференции.
4. Выявить особенности произношения французских гласных и согласных звуков.
5. Описать подходы к формированию фонетических навыков.
6. Выделить особенности методики формирования фонетических навыков иностранного языка на начальном этапе обучения.
7. Изложить порядок ознакомления учащихся с новым фонетическим материалом
8. Проанализировать порядок работы над ритмикоинтонационными моделями
9. Составить эффективный комплекс упражнений для формирования фонетических навыков иностранного языка.
Теоретическая значимость работы определяется возможностью использования материалов работы в научных целях.
Практическая значимость работы состоит в возможности использования материалов данной работы учителями и преподавателями французского языка для формирования фонетических навыков у учащихся, а также в курсах дисциплин «Методика преподвания французского языка в школе» и «Методика преподавания французского языка в вузе».
В первой главе данной работы было выявлено, что фонетичесие навыки играют большую роль в обучении иностранным языкам, было раскрыто содержание обучения произносительной стороне иноязычной речи, которая заключается в спсобности учащихся различать и узнавать отдельные фонемы и фонемы, состоящие в звуковых комплексах, ритмические группы и интонемы. Одной из сложностей при формировании фонетических навыков является интерференция. Степень тудности овладения той или иной фонемой зависит от его принадлежности к одной из групп: одинаковые фонемы, фонемы со сходными чертами и фонемы, отсутствующие в одном из языков. Произношение французких гласных и согласных имеет свои особенности. Гласные обладают четкость и энергичность артикуляции, отсутствие дифтонгизации, однородность, напряженность артикулирование речи и отсутствие редукции. Согласные - четкость и энергичность артикуляции, взаимопроникновение, отсутствие палатализации, четкость размыкания отсутствие оглушения конечных согласных. Было выявлено три похода к формированию фонетических навыков: артикуляторный, акустический и дифференцированный, который получил наиболее широкое применение в различных учебных заведениях. Начальный этап обучения фонетике имеет свои особенности: ознакомление с фонетическим материалом происходит путем его наглядной демонстрации в звучащем тексте, объяснение фонетических явлений перемежается демонстрацией эталонов, используются хоровая, индивидуальная и парная организация работы, обучение происходит посредством имитации. Фонетические упражнения делятся на упражнения в слушании, которые направлены на развитие фонетическиого слуха, и упражнения в воспроизведении, которые используются для тренировки произношения.
Во второй главе был проведен анализ учебников «Французский язык. Manuel de frangais» Поповой Н.И., Казаковой Ж.А. и «L'oiseau bleu» Береговской Э.М. В процессе анализа была выявлено, что учебники имеют некоторые недостатки. Вследствие этого была проведена работа по разработке комплекса упражнений. Результато работы стал комплекс упражнений, который может быть эффективен при формировании фонетических навыков французского языка на начальном этапе обучения. Упражнения были апробированы в четвертом классе общеобразовательной школы и их применение улучшило произношение учащихся. Данный косплекс может быть использован учителями и преподавателями французского языка для формирования фонетических навыков у учащихся, а также в курсах дисциплин «Методика преподвания французского языка в школе» и «Методика преподавания французского языка в вузе».
1. Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. - М.:
Просвещение, 1968. - 287 с.
2. Барышникова К.К. Вводно-коррективный фонетический курс французского языка. - М.:Высшая школа, 1974. - 182 с.
3. Батура С.Ф., Евчик Н.С. Вводно-фонетический курс французского языка. - Мн.: МГПИИН, 1989. - 99 с.
4. Береговская Э.М. L'oiseau bleu. 5 класс. - М.: Просвещение, 2011. - 223 с.
5. Большакова А.В., Иванова Е.Ф. Теория и методика обучения иностранным языкам: хрестоматия. - М.: МГПУ, 2007. - 353 с.
6. Бурчинский В.Н. Теоритическая фонетика французского языка. - М.: АСТ, 2006. - 181 с.
7. Виллер М.А., Гордина М.В., Белякова Г.А. Фонетика французского языка. - Л.: Просвещение, 1978. - 240 с.
8. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика-Пресс, 1996. - 536 с.
9. Гак В.Г. Сравнительная типология французского и русского языков. - Л.: Просвещение, 1976. - 286 с.
10. Гальскова Н.Д., Никитенко З.Н. Теория и практика обучения иностранным язкам. Начальная школа. - М.: Айрис Пресс, 2004. - 240 с.
11. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 336 с.
12. Гальковская Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. Пособие для учителя. - М.: АРКТИ - Глосса, 2000. - 165 с.
13. Гапанович Е.А., Нестерович Н.В. Давайте произносить как французы. - Минск: МГЛУ, 2009. - 180 с.
14. Гез Н.И. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. - М.: Высшая школа, 1982. - 373 с.
15. Гордина М.В., Белякова Г.А. Практическая фонетика французского языка. - СПб.: Издательский дом «Книжный мир», 2003. - 336 с.
16. Есипович К.Б. Управление познавательной деятельностью учащихся
при изучении иностранных языков в средней школе. - М.:
Просвещение, 1998. - 190 с.
... всего 50 источников