Введение 4
1 Условие образование и классификация облачности 6
1.1 Формы облачности, в том числе оказывающие влияние на полеты 6 воздушных судов
2 Основные методы прогноза низкой облачности разной 10
заблаговременности
2.1 Методы прогноза высоты нижней границы облачности 10
2.2 Прогноз высоты нижней границы облачности по методу 11
Е.И. Гоголевой
2.3 Прогноз низкой облачности по методу З.А. Спарышкиной 14
3 Анализ образования низкой облачности на аэродроме Когалым за 15
период 2016-2020 гг.
3.1 Г еографическая характеристика исследуемого региона 15
3.2 Количество случаев высоты нижней границы облачности менее 16
200 метров
3.3 Синоптические ситуации образования облачности с ВНГО 18
ниже 200 м
3.4 Апробация методов прогноза ВНГО по данным АМСГ Когалым 26
с 2016 по 2020 года
3.5 Уточненная формула для прогноза ВНГО по данным АМСГ 37
Когалым с 2016 по 2020 года
Заключение 43
Список использованных источников 44
Среди метеорологических явлений, оказывающих наибольшее влияние на безопасность полетов воздушных судов, одно из первых мест занимает низкая облачность. В современное время первостепенным методом прогноза высоты нижней границы облачности на аэродроме, является статистическая интерпретация продукции численных моделей, т.е. использование статистических зависимостей между величинами, достаточно точно вычисляемыми в рамках моделей, и характеристиками погоды, не прогнозируемыми в моделях или прогнозируемыми с недостаточной точностью.
Высота нижней границы облачности определяет возможность выполнения взлета и посадки самолета. Поэтому для обеспечения безопасности полетов, на каждом аэродроме установлены минимумы погоды. Он обозначает предельные погодные условия, при которых разрешается взлет и посадка воздушного судна. Предельные условия определяются многими факторами: тип воздушного судна, бортовым и наземным оборудованием, рельефом местности и многими другими.
В качестве реальных данных о наличии низкой облачности и высоте ее нижней границы использованы архивные данные АМСГ Когалым. Период наблюдений составил 5 лет, с 2016-2020 года. Архив погоды включает в себя ежечасные метеорологические наблюдения.
Актуальностью исследования обусловлена тем, что низкая облачность является опасным метеорологическим явлением погоды для авиации. Поэтому главная задача специалистов состоит в том, чтобы заблаговременно и максимально точно спрогнозировать высоту нижней границы облачности.
Для АМСГ Когалым данные исследования проводятся впервые.
Целью работы является исследование условий образования низкой облачности, выбор оптимального метода прогнозирования ВНГО в районе прогнозирования АМСГ Когалым для обеспечения безопасности полетов.
Задачи:
• Собрать базу данных случаев ВНГО менее 200 метров на АМСГ Когалым за период 2016-2020 года.
• Выбрать случаи с ВНГО менее 200 метров на АМСГ Когалым за период 2016-2020 года.
• Определить синоптические ситуации образования облачности с ВНГО ниже 200 м.
• Проанализировать прогностические формулы определения ВНГО по данным АМСГ Когалым за период 2016-2020 года.
Низкая облачность существенно затрудняет выполнение полета, взлета и посадки воздушного судна, поэтому точный прогноз высоты нижней границы облачности важная часть работы синоптика.
В данной работе были проанализировав архивные данные на АМСГ Когалым за период 2016 - 2020 гг. и апробированы эмпирические формулы расчета ВНГО.
В результате можно сделать следующие выводы:
• В период 2016 - 2020 гг. было зафиксировано 2098 случая низкой облачности (708 случая до 100 метров, 1390 случая от 100 до 200 метров);
• Наибольшее количество случаев низкой облачности приходится на зимние месяцы; повторяемость - 67%
• Прогностические формулы (2.1.1,2.1.2,2.1.3) имеют большую погрешность в зимние месяцы и сильно отклоняются от фактических данных;
• Прогностическую формулу (2.1.3) можно использовать при относительной влажности -100%, где дефицит равен нулю;
• Использование уточненных коэффициентов для формулы (2.1.1) способствует более точному определению ВНГО на аэродроме Когалым в течение всего года и получению более высокой оправдываемости данного расчетного метода.
• Средняя абсолютная погрешность уточненной формулы за период 2016 - 2020 гг. составила: для ВНГО менее 100 м - 33 м, ВНГО от 100 до 200 м. - 2 м.