Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ АВТОБИОГРАФИЧЕСКОЙ ПРОЗЫ (В.Г. КОРОЛЕНКО, С.Т. АКСАКОВ, Л.Н. ТОЛСТОЙ)

Работа №176900

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

литература

Объем работы85
Год сдачи2019
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
0
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Глава 1. Своеобразие автобиографической прозы
1.1. Структурные особенности жанра литературной 7
автобиографии
1.2. Жанрово-видовые особенности автобиографических
произведений
Глава 2 Специфика образа рассказчика в автобиографической прозе
2.1. Биографическая модель воспоминаний о детстве в романах С.Г. 23
Аксакова «Детские годы Багрова внука»
2.2. Специфика образа автора в романе В. Г. Короленко «История 32
моего современника»
2.3. Эволюция образа автора в трилогии Л. Н. Толстого «Детство», 42
«Отрочество», «Юность»
Глава 3. Своеобразие хронотопа автобиографической прозы
3.1. Проблема художественного времени и пространства в 43
литературоведении
3.2. Парадоксальный характер пространственно-временных пластов в 48
романе В. Г. Короленко «История моего
современника»
3.3. Отражение хронотопа дворянской усадьбы в романе С. Т. Аксакова «Детские годы Багрова внука» и идиллические мотивы
58 детства в романе В. Г. Короленко «История моего современника»
Заключение 66
Список использованной литературы 69
Приложение


История становления и развития русской автобиографической прозы насчитывает несколько столетий. На фоне обширного распространения в общественном сознании записок, дневников, биографий во второй половине XIX века происходит расцвет русской автобиографической прозы.
Это время в России было ознаменовано переменами в общественно-политической жизни, которые способствовали оживлению культурной и литературной жизни.
Примечательным фактом русской жизни стало усиление роста общественного и личностного самосознания. Причины, побудившие к созданию автобиографической и мемуарной литературы во второй половине XIX века были обусловлены повышенным вниманием к внутренней жизни человека. Таким образом, объектом самонаблюдения и анализа стала личность автора.
Жанр автобиографии традиционно рассматривается как попытка изучения душевного состояния автора в определенных жизненных условиях взаимодействия и влияния культурной сферы и исторической ситуации на личность человека.
Автобиография является одним из основных типов литературы воспоминаний. Ф. Лежен дает такое определение данному жанру: это «ретроспективное прозаическое повествование реального человека, рассказывающего о собственном существовании, делая особый акцент на истории своей личности» [Лежен 2006: 100].
Одним из первоочередных вопросов при обращении к автобиографической прозе является определение её специфики относительно существующей мемуарно-автобиографической прозы XIX века.
Мемуарно-автобиографическая проза в отечественном
литературоведении рассматривалась с точки зрения жанровой эволюции.
Неоднократно предпринимались попытки выделить признаки, позволившие развести два близких жанра - литературные мемуары и художественную автобиографию. Зачастую они заканчивались сведением мемуарной и автобиографической прозы к единому целому. Так, в одной из работ Л.И. Бронская утверждает, что «принадлежность мемуарно-автобиографической прозы к жанру не очевидна... она представляет собой жанрово-видовое образование» [Бронская 2001: 12].
Вопрос о специфике самоидентификации повествователя становится немаловажным при изучении автобиографических текстов. Это выражается в освещении внутреннего развития личности в произведении, в эволюции сознания автора, описании событийной стороны жизни, превращающейся в факты его биографии.
Из автобиографических текстов середины XIX в. выделяются: «Семейные хроники» С.Т. Аксакова (1856-1858), трилогия Л.Н. Толстого «Детство», «Отрочество», «Юность» (1850-е гг.); «Былое и думы» А.И. Герцена (1852), «История моего современника» В. Г. Короленко, «Бежин луг» (1851) И. С. Тургенева.
Центральное место в композиционной структуре автобиографической прозы данных авторов занимают образ автобиографического героя, время и память.
Для того, чтобы в полном объеме рассмотреть идейно-художественные особенности автобиографической прозы второй половины XIX века следует проанализировать наиболее знаковые романы-представители
автобиографической прозы середины XIX века в контексте их литературного окружения.
Первые попытки С. Т. Аксакова, В.Г. Короленко и Л.Н. Толстого осмыслить собственную жизнь мы находим в их художественной прозе, характерной чертой которой является автобиографизм.
Проблемы автобиографической прозы привлекают внимание многих исследователей. Преимущественно они освещаются в монографическом контексте, в рамках изучения творчества одного писателя.
Так, глубоко и подробно была рассмотрена критиками и
литературоведами повесть Л.Н. Толстого «Детство».
Можно ясно увидеть несколько направлений предпринятых исследований. Во- первых, история создания произведения. С этой точки зрения проанализирована история текста: все сохранившиеся черновые редакции и варианты повести; выявлены прототипы персонажей, прослежены пути формирования индивидуального стиля писателя. Не менее важным направлением в изучении раннего творчества Толстого представляется вопрос о характере связи художественных произведений писателя с его дневниками. Наконец, целый корпус литературоведческих работ посвящен изучению аспектов художественного мира повести «Детство», включая своеобразие, композиционное решение темы, систему образов [Николаева 2000: 57].
Не менее перспективны исследования, наметившие аналогии произведениями о детстве середины XIX века и художественными творениями более поздних времен. Например, «Детство Никиты» А.Н. Толстого, «Детство
Темы» Н.Г. Гарина-Михайловского в сравнении с повестями Л.Н. Толстого, С Т. Аксакова и социально-политическим романом В. Г. Короленко «История моего современника».
Актуальность изучения автобиографического романа в русской литературе второй половины XIX века обусловлена тем, что обращение к романам-представителям автобиографической прозы позволяет не только обратиться к проблемам прошлых лет, но и помогает понять проблемы настоящего времени как с точки зрения литературоведения, так и с точки зрения истории. Поэтому чрезвычайно важно показать всю полноту и многообразие литературного процесса второй половины XIX века, определив статус собственно автобиографического романа в литературном процессе указанного периода и, выявив его различные жанровые формы, проанализировать автобиографические романы В. Г. Короленко, С. Т. Аксакова и Л. Н. Толстого.
Цель исследования: на основе анализа ряда автобиографических произведений русской литературы XIX века определить жанровые особенности автобиографической прозы.
Объект исследования: произведения С. Т. Аксакова, Л.Н. Толстого, В. Г. Короленко.
Предмет исследования: жанровые особенности автобиографической прозы второй половины XIX века.
Задачи исследования:
1) выявить и охарактеризовать основные типы автобиографического романа в русской литературе второй половины XIX века.
2) осмыслив теоретические аспекты проблемы жанровой принадлежности произведений с автобиографической направленностью, определить место произведений, представляющих автобиографическую прозу в контексте развития автобиографического жанра в русской литературе XIX века.
3) обобщить и систематизировать литературоведческие работы по проблемам художественной автобиографической литературы.
4) Выявить особенности пространственно-временных отношений в произведениях автобиографического жанра второй половины XIX века (на примере произведений С.Т. Аксакова, Л. Н. Толстого и В. Г. Короленко)
Апробация исследования осуществлялась в ходе выступления на XI Международном молодежном научном форуме «Белгородский диалог - 2019: проблемы истории и филологии» (18.04.19, НИУ «БелГУ»);
Структура дипломной работы. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, насчитывающего 67 источников.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Во второй половине XIX века в русской литературе широко распространяются мемуарно-автобиографические жанры, отличительными чертами которых становятся установка на исповедальный характер, устремленность автора-повествователя к самоанализу, стремление к объективному изображению исторических событий и событий личной жизни.
При создании автобиографических текстов писатели, работающие над мемуарно-автобиографическими жанрами опирались на поток личных воспоминаний. Таким образом, воспоминания являлись основой для автобиографического повествования.
В ряду мемуарно-автобиографической литературы XIX века автобиографическая проза С.Т. Аксакова, Л.Н. Толстого, В. Г. Короленко занимает особое место.
Опираясь на жанрообразующие признаки мемуарно-автобиографической прозы, мы рассмотрели
их автобиографические произведения, тяготеющие к творческой свободе изложения материала, словесной образности, в описаниях и замечаниях.
Примечательно, что воспоминания детства, занимающие существенную часть автобиографического повествования во всех рассмотренных произведениях, изображают устойчивый характер усадебного пространства произведения, включают описание календарных циклов жизни автора.
Мы определили, что художественное время служит формой развития образов персонажей. С помощью категории художественного времени писатели оценивают духовные возможности своих персонажей.
Время в литературном произведении определяется «объемностью» изображаемого мира. Происходящее на страницах художественного произведения может развиваться не только в настоящем, но и охватывать события прошлого и будущего.
Мы дали краткую характеристику основным типам хронотопов, выделенным Бахтиным.
В исследуемых произведениях С. Т. Аксакова и В. Г. Короленко преобладает биографический хронотоп. Так как повествование идет о реально завершенном прошлом, авторы используют приемы проспекции и ретроспекции, акцентируя таким образом внимание на том или ином этапе жизни героя.
Так, в «Истории моего современника» В. Г. Короленко с его стремлением к введению в роман большого
количества героев (родственников, друзей, просто случайных знакомых) и осложнением магистральной линии создает произведение, которое становится, скорее, не автобиографическим романом, а развернутой художественной автобиографией.
При сравнительно-сопоставительном анализе автобиографических произведений нами выявлено, что, несмотря на наличие общих черт, воспоминания отличаются друг от друга.
В первую очередь это заметно при анализе биографической модели воспоминаний о детстве.
Социально-политический роман «История моего современника» В. Г. Короленко построен на философских размышлениях и рассуждениях автора о творчестве, литературе, истории России, истории семьи. Сам автор определяет свое произведение как историю своих впечатлений и отмечает, что рассматривает себя как объекта, как лицо совершенно постороннее, и смотрит на себя, как на одного из сынов известной эпохи. Исторические элементы позволили В. Г. Короленко дать характеристики общественно¬литературным течениям и событиям.
Иную цель преследует С. Т. Аксаков в романе «Детские годы Багрова внука». Писатель делает акцент не на масштабном изображении особенностей исторического развития страны, а на внутреннем движении души главного героя произведения. Внимание С. Т. Аксакова сконцентрировано на описании объективных условий, в которых проходило формирование автора, на воспоминания о субъективном восприятии ребенком тех или иных событий, о его отношении к разным явлениям окружающего мира.
Таким образом, автобиография как жанр имеет неоднозначный характер, заключает в себе зачастую противоположные особенности.
Очевидно, что главным основанием для создания автобиографических произведений будет служить наличие скрытой потребности авторов понять и проанализировать свой жизненный путь.
Обращение к жанру автобиографической прозы для писателей — это не только способ изобразить внутренние движения своей души, показать читателю мысли и эмоции, но стремление зафиксировать панораму русской жизни второй половины XIX века, дать точный портрет своих современников, рассказать историю своей семьи.


1. Аверин Б. В. Владимир Короленко [Текст]: монография / Б. В. Аверин.
- Л.: История русской литературы, 1983. - 245 с.
2. Агранович С. З. Двойничество [Текст]: монография / С. З. Агранович. - Самара: Самарский университет, 2001. - 132 с.
3. Аксаков С.Т. Детские годы Багрова-внука [Текст]: / Аксаков С.Т. - Киев.: Издательство художественной литературы, 1987. - 302 с.
4. Арденс Н.Н. Творческий путь Л.Н. Толстого [Текст]: монография / Н.Н.Арденс. - М.: Акад. наук СССР. Ин-т русской литературы (Пушкинский дом), 1962. - 360 с.
5. Арутюнова Н. Д. Фактор адресата [Текст] / Н. Д. Арутюнова //
Известия Академии наук СССР. Серия литературы и языка. - М.: Наука, 1981. - Т.
40. №4. - С.356 - 367.
6. Андроникова М. И. От прототипа к образу. К проблеме портрета в литературе и кино [Текст]: монография / М. И. Андроникова. - М.: Наука, 1974. - 200 с.
7. Барахов В. С. Литературный портрет: Истоки, поэтика, жанр [Текст]: монография / В. С. Бархов. - Л.: Наука, 1985. - 312 с.
8. Бахтин М. М. Литературно-критические статьи [Текст] / М. М. Бахтин.
- М.: Художественная литература, 1986. - 543 с.
9. Белокопытова О.Н. Значение жанра художественной автобиографии в нравственно-эстетическом воспитании школьников (С.Т. Аксаков «Детские годы Багрова-внука) [Текст] О. Н. Белокопытова // Известия Воронежского государственного педагогического института. - Воронеж, 1966. - с. 57 - 69.
10. Богданов А. В. Мемуарная литература [Текст]: учеб. пособие / А. В. Богданов. - М.: Флинта, 1974. - 167 с. - 2017. -№4. - С. 242-248.
11. Болдырева Е. М. Автобиографизм и автобиография: самоконструирование и семиотизация субъекта [Текст]: / Е. М. Болдырева // Ярославский педагогический вестник.
12. Большакова А. Ю. Теории автора в современном литературном произведении [Текст] / А. Ю. Большакова // Известия АН. Серия литературы и языка. -М., 1998. с. 15-24.
13. Бронская, Л.И. Концепция личности в автобиографической прозе русского зарубежья первой половины XX века [Текст]: монография / Л. И.
Бронская. - Ставрополь: СГУ, 2001. - 120 с.
14. Бондарь С. Ю. Тема детства в автобиографических повестях С Аксакова и Л. Толстого [Текст] / С. Ю. Бондарь // Проблемы детской литературы. Сб. научных трудов. - Петрозаводск, 1992. с.48-61.
15. Бугрина Н. Д. Документальность биографического повествования и его жанры [Текст] Н.Д. Бугрина // Факт, домысел, вымысел в литературе. Сб. научных трудов. -Иваново, 1987. с. 117-131... 67


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ