Введение 4
Глава 1. Общетеоретические основы внешнеэкономической деятельности как фактора экономического развития и роста регионов... 10
1.1. Экономическая сущность, формы и роль
внешнеэкономической деятельности в социально-экономическом развитии регионов 10
1.2. Современные особенности и правовая платформа
внешнеэкономической деятельности российских регионов 21
1.3. Методические аспекты и способы оценки
внешнеэкономической деятельности регионов 29
Глава 2. Оценка современного состояния внешнеэкономической деятельности российских регионов (на примере Центрального федерального округа) 38
2.1. Обзор внешнеэкономических связей и форм стратегического
партнерства регионов Центрального федерального округа 38
2.2. Структурный и динамический анализ внешнеторговой
деятельности регионов Центрального федерального округа 49
2.3. Международное инвестирование как активная форма
внешнеэкономической деятельности регионов Центрального федерального округа 64
Глава 3. Проблемы и пути совершенствования внешнеэкономической деятельности регионов Центрального федерального округа 72
3.1. Исследование проблемных зон реализации регионального
механизма развития внешнеэкономической деятельности 72
3.2. Приоритетные направления развития внешнеэкономической
деятельности регионов Центрального федерального округа 79
Заключение 94
Список использованных источников 102
На всех исторических этапах развития России внешнеэкономическая деятельность оказывала влияние на решение экономических проблем на различных уровнях: народного хозяйства в целом, отдельных регионов, объединений, предприятий. А с переходом к рыночной экономике в России наблюдается активизация роли регионов в реализации внешнеэкономической политики страны, т.е. одной из существенных характеристик экономики становится ее региональная направленность. Российские регионы получают дополнительные возможности расширения сфер экономической деятельности за счет развития международного сотрудничества.
Либерализация внешнеэкономической деятельности (ВЭД) расширила для предприятий возможности доступа на внешние рынки, и способствовала вовлечению во внешнеторговые и валютные операции, которые оказывают влияние на общую эффективность их деятельности.
Международное экономическое сотрудничество на региональном уровне приводит к повышению региональных доходов, оптимизации структурных пропорций в экономике, ускорению технического прогресса, повышению эффективности инвестиций и конкурентоспособности региональной экономики, а в итоге к социально-экономическому развитию территорий.
При всей значимости внешнеэкономической деятельности, выделят множество проблем, связанных с экономико-правовыми и организационными аспектами внешнеэкономической деятельности российских регионов. К наиболее важным из таких проблем следует относить: отсутствие научно обоснованного инструментария для
обобщающей оценки и анализа уровня внешнеэкономического развития регионов; необходимость учета особенностей географического сотрудничества при определении направлений повышения уровня социально-экономического развития.
Необходимость решения указанных проблем и актуализирует проведение настоящего исследования.
Степень разработанности проблемы. Настоящее исследование может опираться на труды таких ученых и специалистов по региональной экономике и управлению, внешнеэкономической деятельности как: С. С. Артоболевский, А.Ш.Ахмедуев, С.Г.Абдулманапов, М. К. Бандман, Е.В.Бережная, Дж. Бортс, Г. В. Былов, С. Д. Валентей, А. Г. Гранберг, И. Б. Данилова, В. Джонс, П. Джеймс, О. Г. Дмитриева, С. В. Дохолян, Х. Зиберт, Н. В. Зубаревич, А. А. Климов, О. В. Кузнецова, Э. Куклински, В. В. Кулешов, Б. Л. Лавровский, В. Н. Лаженцев, В. Н. Лексин, Р.М.Магомедов, Дж. Мартин, Н.М.Межевич, Г.Мюрдал, Т. С. Новикова, А. С. Новоселов, В.З.Петросянц, А. М. Поздняков, А. О. Полынев, Д. Пучала, О. С. Пчелинцев, З.К.Раджабова, О.А. Романова, Ю.Н.Сагидов, В. Е. Селиверстов, В. И. Суслов, С. А. Суспицын, А. И. Трейвиш, Г. А. Унтура, Р. Хартсхорн, О.К.Цапиева, А. Н. Швецов, А. Шевяков, Р. И. Шнипер, Б. М. Штульберг и др.
Исторические аспекты внешнеэкономической деятельности представлены в трудах таких ученых как Ф. Бастиа, Дж. Гэлбрейт, Дж. Кейнс, К. Маркс, Дж. С. Милль, У. Петти, И. Посошков, Д. Рикардо, А. Смит, Ж. Сэй, Й. Шумпетер, Л. Эрхард и др. Общеметодологические основы исследования внешнеэкономической деятельности как объекта публичного управления в современных условиях разработаны В. Ворониным, В. Гавриловым, Т. Гоголевой, И. Корогодиным, Н. Косолаповым, В. Полтеровичем, Т. Ромащенко, И. Фаминским, Е. Федоровой и др.
Широкий спектр проблем управления социально-экономическими про¬цессами на региональном уровне, включая внешнеэкономические связи, рас¬сматривают в своих исследованиях Т. Безрукова, О. Беленов, Ю. Вертакова, Г. Голикова, А. Гранберг, А. Ермоленко, В. Закшевский, В. Круглякова, В.
Курченков, Ю. Лапыгин, В. Лексин, В. Мау, П. Машегов, Е. Мишон, С. Морковина, В. Московцев, Л. Московцева, Т. Мясникова, Л. Никитина, В. Парахина, Л. Пидоймо, В. Плотников, Б. Преображенский, И. Рисин, В. Садков, А. Свиридов, Е. Сибирская, Н. Сироткина, Д. Степыгин, А. Татаркин, Т. Толстых, Ю. Трещевский, Е. Харченко, О. Чарыкова, Ю. Филиппов, А. Хорев, А. Черникова, Б. Штульберг, Л. Шульгина и др.
Теоретические и методические аспекты внешнеэкономической деятельности на макро- и мезо-уровнях широко рассмотрены в работах Р. Аренда, А. Бородаевского, А. Гитина, А. Громова, В. Гутника, Л. Евстигнеевой, Р. Евстигнеева, Р. Зименкова, П. Кадочникова, П. Каракчиева, Т. Колмыковой, А. Могилата, Е. Ревякина и др.
В качестве объекта исследования выступают регионы ЦФО.
Предметом исследования является совокупность организационно-экономических и административных отношений, возникающих в ходе реализации внешнеэкономической деятельности регионов.
Цель и задачи исследования. Целью исследования является исследование экономико-правовых и организационных аспектов внешнеэкономической деятельности российских регионов (на примере Центрального федерального округа).
Для достижения указанной цели были поставлены и решены следующие задачи:
- исследование экономической сущности, форм, способов оценки внешнеэкономической деятельности регионов;
- исследование особенностей и правовой базы внешнеэкономической деятельности российских регионов в условиях глобализации мировой экономики;
- оценка современного состояния внешнеэкономической деятельности российских регионов (на примере ЦФО);
- обзор проблем и предложение приоритетных направлений развития внешнеэкономической деятельности регионов ЦФО.
Методологической основой исследования послужили экономическая теория, региональная экономика и управление, экономическая статистика.
Среди общенаучных методов исследования используются: системный подход, логико- теоретические методы.
В качестве информационной базы исследования были использованы: нормативно-правовые акты РФ и регионов ЦФО; научные источники в виде монографий, журнальных статей, научных докладов всероссийских и международных научно-практических конференций; статистические данные федеральной службы государственной статистики и ее территориальных органов.
Практическая значимость исследования. Результаты исследования, разработанные теоретические и практические рекомендации могут быть использованы: - в федеральных и региональных органах государственного управления при разработке целевых программ социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, - в федеральной службе государственной статистики, ее территориальных органах и других исследовательских организациях при оценке и анализе социально-экономического развития субъектов Российской Федерации; - в системе высшего и дополнительного профессионального образования при преподавании дисциплин «ВЭД регионов», «Региональная экономика и управление».
Научная новизна исследования заключается в разработке комплекса мер по совершенствованию экономико-правовых и организационных аспектов внешнеэкономической деятельности российских регионов.
Структура и объем исследования. Магистерская диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемых источников.
Во введении обоснована актуальность темы исследования, определена основная цель исследования, объект, предмет, задачи и методы исследования, охарактеризована научная новизна, теоретическая и практическая значимость.
В первой главе «Общетеоретические основы внешнеэкономической деятельности как фактора экономического развития и роста регионов» изучены экономическая сущность, формы и роль внешнеэкономической деятельности в социально-экономическом развитии регионов, рассмотрены особенности и правовая платформа внешнеэкономической деятельности российских регионов, исследованы методические аспекты и способы оценки внешнеэкономической деятельности регионов.
Во второй главе «Оценка современного состояния
внешнеэкономической деятельности российских регионов (на примере Центрального федерального округа)» рассмотрен обзор
внешнеэкономических связей и форм стратегического партнерства регионов Центрального федерального округа, проведен структурный и динамический анализ внешнеторговой деятельности регионов Центрального федерального округа, доказано влияние международного инвестирования на внешнеэкономическую деятельность регионов Центрального федерального округа.
Третья глава «Проблемы и пути совершенствования внешнеэкономической деятельности регионов Центрального федерального округа» проведено исследование проблемных зон реализации регионального механизма развития внешнеэкономической деятельности, предложены приоритетные направления развития внешнеэкономической деятельности регионов Центрального федерального округа.
В заключении приведены краткие выводы, результаты проведенного исследования.
Апробация результатов работы. Основные положения и результаты диссертационного исследования нашли свое отражение в публикациях, докладывались на международных научно-практических конференциях.
Публикации. По теме магистерской диссертации опубликовано 3 научных работы.
Структура работы определяется целями и задачами исследования. Диссертация изложена на 118 страницах основного текста; состоит из введения, трех глав, заключения. Список использованных источников включает 115 источников. Работа содержит 5 таблиц и 5 рисунков.
Особенности внешнеэкономической деятельности России ставят экономическое благосостояние государства в высокую зависимость от конъюнктуры мировых рынков и политических решений третьих стран, увеличивают внешнеэкономические и внешнеполитические риски, и незащищенность экономики государства от кризисных явлений. При всей значимости внешнеэкономической деятельности, выделят множество проблем, связанных с экономико-правовыми и организационными аспектами внешнеэкономической деятельности российских регионов. К наиболее важным из таких проблем следует относить: отсутствие научно
обоснованного инструментария для обобщающей оценки и анализа уровня внешнеэкономического развития регионов; необходимость учета особенностей географического расположения регионов и их международного экономического сотрудничества при определении направлений повышения уровня социально-экономического развития.
Развитие международных связей России в настоящее время во многом зависит от деятельности регионов. Регионам предоставлен широкий круг полномочий субъектов России по вопросам совместного и самостоятельного осуществления внешнеэкономической деятельности.
Центральный федеральный округ играет большое значение в экономике страны и является необъемлемой ее частью. Он имеет высокий уровень социально-экономического развития, обеспечивает устойчивые внутренние и внешние связи. Согласно Стратегия социально-экономического развития ЦФО на период до 2020 года [5] внешнеэкономические отношения субъектов обширны и многообразны. Центральный федеральный округ задает ритм развитию всей России.
Контрагентами внешнеэкономической деятельности Центрального федерального округа являются практически все страны мира. Наибольшую долю в товарной структуре экспорта округа занимает продукция топливно-энергетического комплекса (в связи с расположением центральных офисов нефтяных и газовых компаний в г. Москве), а также металлы и изделия из них. В импорте наибольшую долю занимают машины, оборудование и транспортные средства, а также продукция химической промышленности. В структуре внешней торговли Центрального федерального округа складываются диспропорции, присущие сырьевым экономикам, однако общей тенденцией последних лет является повышение степени переработки экспортируемых товаров.
На ЦФО приходится больше половины внешнеторгового оборота России. В 2015 году этот показатель составил 277673,4 млн. долл. США (52,8%), в 2016 году - 246 794,9 млн. долл. США (52,6%), в 2017 году - 314 420,0 млн. долл. США (53,7%). В 2015 году экспорт превысил импорт на 60 078,4 млн. долл. США. (37,4%), в 2016 году на 27 818,1 млн. долл. США (26,9%), а в 2017 году на 34 047,0 млн. долл. США. (26,1%) [2, 3].
Географическая структура российской внешней торговли продолжает сдвигаться в сторону Азии на протяжении последних лет. Тем не менее, после серьезного сокращения экспорта торговля со странами ЕС и СНГ начала восстанавливаться. Основными торговыми партнерами Центрального федерального округа в 2017 году были: Китай - 15,1% от всего товарооборота ЦФО (в 2016 году - 14,2%), Германия - 10,5% (11,1%), Беларусь - 6,4% (6,5%), Нидерланды - 5,5% (5,5%), Италия - 5,4% (5,6%), Турция - 4,0% (3,7%), США - 3,8% (3,6%), Франция - 3,4% (3,6%), Польша - 3,3% (3,4%), Соединенное Королевство - 2,5% (2,8%).
Внешнеторговый оборот Центрального федерального округа в 2017 году составил 314420,0 млн. долл. США и по сравнению с 2016 годом возрос на 27,7 %. Экспорт увеличился на 27,2 % и составил 174233,5 млн. долл. США за счёт роста стоимости экспорта в страны дальнего зарубежья на
26,6 %, в страны СНГ - на 31,0 %.
По итогам 2017 года сальдо торгового баланса сложилось положительное и составило 34047,0 млн. долл. США. Экспорт товаров из регионов Центрального федерального округа по стоимости превышает объемы импорта в этот регион в 1,2 раза.
В 2017 году оборот внешней торговли со странами дальнего зарубежья в 7,2 раза превышает оборот со странами СНГ.
На увеличение стоимости экспорта в 2017 году по отношению к 2016 году повлияло, в первую очередь, рост вывоза российских товаров[1]:
- Беларусь (на 25,0% или на 2317 млн. долларов США);
- Казахстан (на 43,2% или на 1503 млн. долларов США);
- Украина (на 47,7% или на 1085 млн. долларов США).
Несмотря на огромные усилия по интеграции России в рамках создания единого экономического пространства доля импорта и экспорта ЦФО в страны ЕАЭС в общем объеме за январь-декабрь 2017 года составила 7,6% и 10,2% соответственно.
Финансовые и товарные ограничения не лучшим образом сказались как на динамике внешнеторгового оборота Центрального федерального округа, так и отрицательно повлияли на структуру экспортно-импортных операций.
Внешнеторговый оборот Белгородской области за 2017 год составил 4398,3 млн. долларов США и по сравнению с 2016 годом увеличился на
22,6 %; внешнеторговый оборот Брянской области за 2017 год составил 978,6 млн. долларов США и по сравнению с 2016 годом увеличился на 22,6%; внешнеторговый оборот Владимирской области за 2017 год составил 2143,8 млн. долларов США и по сравнению с 2016 годом увеличился на 16,7 %; внешнеторговый оборот Воронежской области за истекший период составил 2624,0 млн. долларов США и по сравнению с 2016 годом увеличился на
33.2 %; внешнеторговый оборот Ивановской области за истекший период составил 660,2 млн. долларов США и по сравнению с 2016 годом увеличился на 12,4 %; внешнеторговый оборот Калужской области за 2017 год составил
6614.2 млн. долларов США и по сравнению с 2016 годом увеличился на
38,6%; внешнеторговый оборот Костромской области за истекший период составил 437,3 млн. долларов США и по сравнению с 2016 годом снизился на 1,5 %; внешнеторговый оборот Курской области за 2017 год составил 1071,7 млн. долларов США и по сравнению с 2016 годом вырос на 20,3 %; внешнеторговый оборот Липецкой области за истекший период составил
5621,6 млн. долларов США и по сравнению с 2016 годом вырос на 42,0 %; внешнеторговый оборот Липецкой области за истекший период составил
5621,6 млн. долларов США и по сравнению с 2016 годом вырос на 42,0 %; внешнеторговый оборот Московской области за 2017 год период составил 30,186 млрд. долларов США и по сравнению с 2016 годом увеличился на 28,0%; внешнеторговый оборот г. Москвы за истекший год составил 247,2 млрд. долларов США и по сравнению с 2016 годом увеличился на 27,0%; внешнеторговый оборот Орловской области за истекший период составил 458,3 млн. долларов США и по сравнению с 2016 годом возрос на 23,1%; внешнеторговый оборот Рязанской области за 2017 год составил 1632,8 млн. долларов США и по сравнению с 2016 годом увеличился в 1,7 раза; внешнеторговый оборот Смоленской области за 2017 год составил 2795,1 млн. долларов США и по сравнению с 2016 годом увеличился на 14,3 %; внешнеторговый оборот Тамбовской области за 2017 год составил 378,8 млн. долларов США и по сравнению с 2016 годом увеличился на 37,0 %; внешнеторговый оборот Тверской области за 2017 год составил 740,6 млн. долларов США и по сравнению с 2016 годом увеличился на 18,2 %; внешнеторговый оборот Тульской области за 2017 год составил 4815,6 млн. долларов США и по сравнению с 2016 годом возрос на 30,9%; внешнеторговый оборот Ярославской области за истекший период составил 1598,5 млн. долларов США и по сравнению с 2016 годом возрос на 25,1%.
Статистические данные по объему инвестиций в основной капитал, опубликованные Росстатом, свидетельствуют о том, что наибольший удельный вес имеет место в Центральном федеральном округе (в 2015 году - 25,7%, в 2016 году - 25,7%, в 2016 - 26,5%). Лидирующие позиции в округе занимает г. Москва (в 2015 году - 43,1%, в 2016 году - 45,1%, в 2017 году - 47,3%), Московская область (в 2015 году - 17,4%, в 2016 году - 16,4%, в 2017 году - 16,5%) и Воронежская область (в 2015 году - 7,4%, в 2016 году - 7,1%, в 2017 году - 6,7%).
По данным органов исполнительной власти субъектов Федерации, находящихся в пределах ЦФО, на территории округа наибольшее количество инвестиционных проектов зарегистрировано в Липецкой (89), Белгородской (48), Калужской (45), Тамбовской (45), Московской (42) областях. Всего на территории округа реализовывалось 509 инвестиционных проектов.
Большинство проектов направлены на рост региональной экономики, модернизацию производственных мощностей предприятий реального сектора, формирование новых цепочек добавленной стоимости,
совершенствование транспортной и социальной инфраструктуры, включая логистическую составляющую. Отдельно следует выделить проекты, реализованные и реализуемые в отраслях агропромышленного комплекса, где за последние годы удалось качественно продвинуться по пути наращивания инвестиционного потенциала (в т.ч. в рамках реализации мероприятий по обеспечению продовольственной безопасности).
Главной проблемой для Центрального федерального округа является резкое ускорение внедрения в мировую экономику и повседневную жизнь населения результатов научной и инженерной деятельности, в первую очередь в сфере информационно-коммуникационных технологий, фармацевтики, био- и нанотехнологий, энергетики и автомобилестроения. В настоящее время вклад России и округа в этот процесс связан в основном с применением заимствованных технологий и использованием конечных результатов в качестве пользователей. Резкое усиление инновационной направленности развития округа, проведение модернизации экономики и информатизации социальной сферы поможет решить эту проблему.
Согласно Стратегии социально-экономического развития Центрального федерального округа на период до 2020 года и проведенного анализа во второй главе определены проблемные зоны по ведущим отраслям промышленности:
1. Топливно-энергетический комплекс: модернизация
механизированных комплексов, развитие транспортно-логистической инфраструктуры; оптимизация способов транспортировки и хранения сырья, материалов.
2. Машиностроение и приборостроение: модернизация
производственного, конструкторского и научно-исследовательского потенциала машиностроительного комплекса; создание эффективных систем продаж и технического обслуживания, обеспечивающих рост доходов организаций машиностроительного комплекса; преодоление
технологического отставания российской машиностроительной отрасли и обеспечение ее эффективного участия в международной технологической интеграции.
3. Химическая промышленность: техническое перевооружение и
модернизацию действующих и создание новых экономически эффективных и экологически безопасных производств; устранение барьеров на пути российского экспорта на рынок Европейского союза, увеличение взаимных инвестиций и торговых потоков; развитие экспортного потенциала и внутреннего рынка химической продукции; расширение номенклатуры экспортных поставок машин и оборудования, продукции химической промышленности, спецтехники; повышение эффективности
научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и инновационной активности предприятий химического комплекса- развитие транспортно-логистической инфраструктуры; создание совместных
предприятий по добыче и переработке промышленного сырья и сельскохозяйственной продукции; развитие транспортно-логистической инфраструктуры.
Можно выделить общие направления развития внешнеэкономической деятельности регионов Центрального Федерального округа:
- расширение инвестиционного сотрудничества в развитии инфраструктуры
- продвижение российской машинотехнической продукции на азиатский рынок;
- устранение барьеров в доступе на зарубежный рынок российской продукции металлургической и химической промышленности, товаров и услуг телекоммуникационного сектора;
- расширение экспорта продукции сельскохозяйственных товаров.
Достижение стратегической цели внешнеэкономической политики обеспечивается в рамках реализации ее приоритетных направлений, с четкой увязкой действий по каждому из них с решаемыми внутренними задачами, потребностями и возможностями российской экономики на каждом из этапов перехода к инновационному социально ориентированному типу развития.
Первое - обеспечение ведущих позиций России на мировых рынках высокотехнологичных товаров и услуг в соответствии с ее специализацией в глобальной научно-технологической сфере.
Второе - содействие экспорту и достижению глобальной конкурентоспособности обрабатывающих отраслей, АПК и сферы услуг.
Третье - интеграция России в глобальную транспортную систему и реализация транзитного потенциала российской экономики.
Четвертое - повышение роли России в обеспечении глобальной энергетической безопасности и укрепление ее позиций на рынке углеводородов.
Пятое - интеграция евразийского экономического пространства с центром в России.
Главная задача - поступательное наращивание интеграционных процессов в рамках ЕАЭС, с постепенным вовлечением в эти процессы других стран евразийского пространства.
Шестое - создание в России международного финансового центра и превращение рубля в региональную резервную валюту.
Седьмое - усиление роли России в формировании мирового экономического порядка.
1. Российская Федерация. Конституция Российской Федерации [электронный ресурс] // Справочная правовая система «Консультант Плюс »». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Версия Проф».
2. О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»( вместе с «Концепцией долг осрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс] : распор. Правит. от 17 ноября 2008 г. № 1662-р : в ред. от 8 августа 2009 г. // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд.« Законодательство». Информ. банк« Версия Проф».
3. Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности [Электронный ресурс] : фед. закон от 08 дек. 2003 г. № 164- ФЗ : в ред. от 13 июля 2015 г. // Справочная правовая система «Консул ьтант Плюс». Разд.« Законодательство». Информ. банк« Версия Проф».
4. Об экспортном контроле [Электронный ресурс] : фед. закон от 18 июля 1999 г. № 183-ФЗ : в ред. от 13 июля 2015 г. // Справочная правовая система« Консультант Плюс». Разд.« Законодательство». Информ. банк «Версия Проф».
5. Стратегия социально-экономического развития ЦФО на период до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2011 г. №1540-р[ Электронный ресурс] // Официальный сайт Полномочного представителя Президента РФ в Центральном федеральном округе. - Режим доступа: http://cfo.gov.ru/acts/3. 5.
6. Аксенов И.А./ Кластеризация внешнеэкономической
деятельности регионов [ Текст] / И.А. Аксенов // Экономика и менеджмент систем управления. - 2016. - Т. 19. № 1.3. - С. 309-315.
7. Арустамов Э. А. Внешнеэкономическая деятельность[ Текст] : учебник / Э. А. Арустамов, Р. С. Андреева. - М. : КНОРУС, 2011. - 168 с.
8. Афанасьев, В. Г. Внешнеэкономическая деятельность[ Текст]: учебное пособие. / В. Г. Афанасьев. -М. : Издательство МГТУ ГА, 2015. - 84 с.
9. Бакаев А.М. Внешнеэкономическая деятельность в регионах РФ и пути расширения [Текст] / А.М. Бакаев // Экономика. Бизнес. Информатика. - 2015. - № 5. - С. 176-183.
10. Бархатов А.П. Бухгалтерский учет внешнеэкономической деятельности[ Текст] : учебное пособие, 7-е изд., испр. и доп. / А.П. Бархатов. — М.: ИТК «Дашков и К°», 2011 г. — 308 с. Переверзев М. П., Лунёва А. М.
11. Басенко A.M., Ишанов И.В. Основные принципы и подходы формирования стратегии развития внешнеэкономической деятельности региона[ Текст] / A.M. Басенко, И.В. Ишанов// Финансовые исследования. - 2015. - № 3 (48). - С. 200-207.
12. Басенко А.М., Ишанов И.В. Институциональные основы формирования внешнеэкономической деятельности региона [ Текст] / А.М. Басенко, И.В. Ишанов // Юридический вестник Ростовского государственного экономического университета. - 2015. - № 1-2 (73-74). - С. 44-53.
13. Борис Д.Г Влияние внешнеэкономических факторов макроокружения на деятельность промышленных предприятий региона [Текст] / Д.Г. Борис // Социально-экономические явления и процессы. - 2011. - № 8 (30). - С. 31-35.
14. Бородавкина Н.Ю. Функциональный подход к управлению внешнеэкономической деятельностью в регионе [Текст] / Н.Ю. Бородавкина // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Гуманитарные и общественные науки. - 2011. - № 3. - С. 83¬87.
15. Бурдуковская А.Ю. Влияние ситуации на кредитно-денежном
рынке красноярского края на внешнеэкономическую деятельность региона[ Текст] / А.Ю. Бурдуковская // Восточный вектор: социально¬экономическое развитие Красноярского края. - Сибирский федеральный университет, Институт управления бизнес-процессами и экономики.2015. - С. 115-117... 115