Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Обоснование ценообразования на рынке нефтепродуктов (на примере ПАО «Татнефть»)

Работа №17689

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

экономика

Объем работы67
Год сдачи2017
Стоимость5750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
728
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1. Основы ценообразования на предприятии нефтегазовой отрасли 5
1.1 Сфера деятельности предприятия 5
1.2 Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия 9
1.3 Стратегический анализ деятельности предприятия 16
2. Анализ стратегии ценообразования на примере ПАО «Татнефть» 35
2.1 Оценка структуры и динамики ценообразования на предприятии 35
2.2 Анализ ценообразующих факторов и возможностей их регулирования...42
2.3 Эффективность деятельности предприятия на рынке 48
3.1 Направление оптимизации ценообразования на предприятии
3.2 Расчет прогнозных показателей ценообразования
3.3 Оценка экономической эффективности мероприятий по совершенствованию стратегии ценообразования предприятия
Заключение 54
Список использованных источников 56
Приложение А Организационная структура ПАО «Татнефть» 65
Приложение Б Показатели бухгалтерской отчетности ПАО «Татнефть» 67

Актуальность исследования. Вопросы ценообразования на нефтепродукты при поставках на внутренний рынок и на экспорт в условиях рыночной экономики, несомненно, являются прерогативой самих участников рынков.
Действующими методами государственного регулирования внутреннего рынка нефтепродуктов являются преимущественно методы прямого регулирования - экономические и административные'. В частности, установление конкретных ставок акцизов на нефтепродукты относится к категории прямых экономических методов регулирования, а установление штрафов за установление необоснованно высоких цен на нефтепродукты - к категории прямых административных методов. При этом экономические методы, как правило, направлены на решение экономических проблем, например, улучшение инвестиционного климата в отрасли, реструктуризация отрасли, формирование доходной составляющей госбюджета. В то время как административные методы призваны регулировать конкурентную среду в отрасли и на отдельных товарных рынках.
Все вышеизложенное обуславливает необходимость глубокой теоретической проработки вопросов, затрагивающих закономерности формирования и движения цен на рынке нефтепродуктов, правомерности государственного вмешательства в эти процессы [25].
Вопросы ценообразования, государственного регулирования цен на энергоносители были объектом исследования ученых на протяжении всего послед-него столетия. Это работы ряда зарубежных и отечественных экономистов: Дж.М.Кейнса. П. Самуэльсона, Дж. Долана, Н.Д.Кондратьева, В.А. Волконско¬го. Е.Т. Гурвича. Н.В. Суворова. Специфика ценообразования и особенности функционирования предприятий отраслей топливно-энергетического комплекса, в том числе и нефтеперерабатывающей промышленности, рассмотрены в работах В.Ю.Алекперова, О.М.Брагинского, Б.Н.Давыдова, Е.Л. Кантора и др. [14,56,89].
Несмотря на большое количество научных работ вопросы, связанные со спецификой формирования и движения цен, концепциями ценообразования на рынке нефтепродуктов, а также с целесообразностью и конкретными формами государственного воздействия на процессы ценообразования на рассматриваемый вид энергоносителей остаются дискуссионными в настоящее время.
Недостаточная разработанность теоретических и практических вопросов по данным проблемам обусловили цель и задачи работы.
Основной целью исследования является выявление основных направлений и разработка системы комплексных мер по совершенствованию ценообразования на рынке нефтепродуктов.
Предметом исследования являются процессы формирования и движения цен на рынке нефтепродуктов на примере ПАО «Татнефть».
Объектом исследования выступает рынок нефтепродуктов Российской Федерации.
Поставленная цель и выбранный объект исследования обусловили необходимость решения следующего комплекса основных задач:
- анализ состояния современного рынка нефтепродуктов России;
- выявление и исследование основных ценообразующих факторов на рынке нефтепродуктов;
-выявление особенностей динамики и формирования цен на нефтепродукты на примере ПАО «Татнефть».
Информационной базой работы послужили данные органов статистики, материалы Министерства топлива и энергетики Российской Федерации, аналитические и обзорные материалы нефтяных компаний России


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


По результатам исследования были сделаны следующие выводы:
Процесс ценообразования в рыночных условиях должен организовываться с учетом следующих принципов: обеспечение увязки ценообразования с общей политикой управления прибылью; обеспечение комплексности подхода к установлению уровня цен на товар в сочетании с уровнем послепродажного обслуживания покупателей; осуществление активной ценовой политики на рынке; обеспечение высокой динамики ценообразования. Особенности ценообразования на нефть определяется тем, что мировой нефтяной рынок подвержен постоянным изменениям в сторону расширения многообразия внутренней структуры.
Оценка эффективности системы ценообразования через динамику основных экономических показателей предприятия свидетельствуют о снижении ее эффективности: несмотря на то, что выручка от реализации продукции за пять лет увеличилась на 65%, балансовая прибыль предприятия снизилась на 31%; чистая прибыль снизилась на 60%.
Оценка системы ценообразования предприятия через динамику рентабельности продаж и затрат показала, что наблюдается снижение рентабельности как продаж, так и затрат: снижение рентабельности продаж составляет 76%, снижение рентабельности затрат - 81%.
При этом динамика рентабельности продаж рассмотрена, как оценка ценовой стратегии предприятия, а динамика рентабельности затрат, как оценка его закупочной деятельности.
Превышение темпов снижения рентабельности затрат над темпами снижением рентабельности продаж на 5% характеризует ценовую стратегию пред-приятия в анализируемом периоде с положительной стороны.
В целях повышения эффективности производственной деятельности в целом предлагается разработка модели взаимосвязи финансовой и маркетинговой стратегии в виде ценовой политики фирмы с использованием современных направлений и методов ценообразования.
Исходя из этого, сформулирована следующая цель предлагаемого управленческого решения: разработать ценовую политику фирмы с использованием современных направлений и методов ценообразования, которая позволит увеличить прибыль и долю рынка продукции предприятия.
Для достижения поставленных целей в условиях ПАО «Татнефть» в 2016 году выявлены следующие альтернативы:
Первая альтернатива. Оставить существую систему ценообразования - по методу следования за рыночными ценами.
Вторая альтернатива. Установить систему ценообразования по методу «издержки + прибыль».
Третья альтернатива. Установить систему ценообразования с использованием метода маржинального анализа.
Для выбора нужной альтернативы выполнен расчет интегрального показателя для каждой альтернативы. По результатам оценки лучшей признана пер¬вая альтернатива.
Однако, близость показателей оценки альтернатив позволяет дополнить первую альтернативу аналитическими возможностями других методов ценообразования, что отразить в политике ценообразования фирмы.
В результате, руководству ПАО «Татнефть» предлагается принять следующее управленческое решение на основе взаимосвязи финансовой и маркетинговой стратегии фирмы: разработать политику ценообразования фирмы на 2020 год на основе существующего метода ценообразования - следования за рыночными ценами.



1 Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.
2 Гражданский кодекс (1,2 и 3 части с изменениями и дополнениями).
3 Налоговый кодекс Российской Федерации - часть первая от 31 июля 2014 г. № 146 - ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. № 117 - ФЗ (с изменениями и дополнениями).
4 Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197 - ФЗ (с изменениями и дополнениями).
5 Абрютина М.С. Ценообразование в рыночной экономике: Учебник. - М.: Издательство «Дело и Сервис», 2015.
6 Абрютина М.С., Грачёв А.В. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия: Учебно-практическое пособие.- 2-е изд., испр. - М: Издательство «Дело и сервис», 2015.
7 Бакланов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. - М.: ФиС, 2015.
8 Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента: Учебное пособие, Москва «Финансы и статистика», 2012.
9 Бланк И.А. Основы финансового менеджмента. Т.2.- К.: «Ника-Центр», Эльга, 2015.
10 Бланк И.А. Управление прибылью. - К.: «Ника - Центр», 2015.
11 Варламова З.Н., Косова С.А. Маркетинг и стратегическое планирование: Учебное пособие. - Курган: Издательство Курганского государственного университета, 2014.
12 Герасименко В.В. Ценовая политика фирмы. - М.: Финстатинформ,2015.
13 Герасименко В.В. Эффективное ценообразование, рыночные ориентиры. Международный центр финансово-экономического развития. - М., 2014.
14 Грищенко В.Н., Демидова Л.Г., Петров А.Н. Теоретические основы прогнозирования и планирования.- СПб.: СПбГУЭиФ, 2015.
15 Гусев В. Экономика и организация безопасности хозяйствующих субъектов. Учебник. - М.: Дело, 2015.
16 Денисова И.П. Управление издержками и ценообразование: Учебное пособие. - М.: Экспертное бюро, 2015.
17 Дихтль Е., Хершген Х. Практический маркетинг: Учебное пособие/ Перевод с немецкого А.М. Маркова: Под ред. И.С. Минько. - М.: Высшая школа, 2015.
18 Ермолович Л.Л. Анализ финансово-хозяйственной деятельности пред-приятия.- Минск: БГЭУ, 2015.
19 Ефимова О.В. Финансовый анализ. - М.: Бухгалтерский учет, 2013.
20 Желтякова И.А., Маховикова Г.А. и др. Цены и ценообразование: Тес¬ты и задачи. - СПб: Питер, 2015.
21 Ковалёв В.В., Волкова О.Н. Анализ финансово - хозяйственной деятельности предприятия. М.: ПБОЮЛ Гриженко Е.М., 2015.
22 Ковалёв В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчётности. - 2 - е изд., перераб. И доп. - М.: Финансы и статистика, 2015.
23 Конопляник А.В. Куда исчезли справочные цены? // Нефть России. 2015, №7
24 Конопляник А.В. От прямого счета - к обратному // Нефть России. 2015, №8
25 Крейнина М.Н. Финансовый менеджмент: Учебное пособие. - 2-е изд., перераб. И доп. - М.: Издательство «Дело и Сервис», 2015 г.
26 Кузнецов Ю.В., Подлесных В.И.- Менеджмент: Учебное пособие для ВУЗов. СПб: Изд. Дом «Бизнес - пресса», 2015.
27 Липсиц И.В. Коммерческое ценообразование: Учебник для вузов. - М.: БЕК, 2012.
28 Маркетинг: Учебник для вузов / Под общ. Ре. Л.Г. Багиева. - М.: Экономика, 2014.
29 Маркетинг: Учебник / Под ред. А.Н. Романова. - М.: Банки и биржи, КЖИТИ, 2015.
30 Моисеева Н.К., Анискин Ю.П. Современное предприятие: конкурентоспособность, обновление, маркетинг. Том 2. - М.: Внешторгиздат, 2015.
31 Негашев Е.В. Анализ финансов предприятия в условиях рынка.- М.: Высшая школа, 2012.
32 Нэгл Т.Т., Холден Р.К. Стратегия и тактика ценообразования. - 2- изд. - СПб: Питер, 2015.
33 Павлова Л.И. Финансы предприятий: Учебник для вузов. - М.: Финансы. ЮНИТИ, 2013.
34 Панков Д.А. Современные методы анализа финансового положения. - Минск: Профит, 205.
35 Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: 4-е изд., пер. и доп. - Минск: ООО «Новое знание», 2014.
36 Селезнева Н.Н., Ионова А.Ф.Финансовый анализ. Учебное пособие. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015.
37 Стоянова Е.С. Финансовый менеджмент: российская практика. - М.: Перспектива, 2012.
38 Теплова Т.В. Финансовый менеджмент: управление капиталом и инвестициями: Учебник для вузов. М.: ГУ ВШЭ, 2015.
39 Уткин Э.А. Цены. Ценообразование. Ценовая политика. - М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем», Изд-во ЭКМОС, 2015.
40 Цены и ценообразование: Учебник / Под ред. Н.К. Сашмисанова, О.В. Португалова и др. - М.: ТК Всеби, Изд-во Проспект, 2015.
41 Цены и ценообразование: Учебник для вузов / Под ред. В.Е. Есипова. - 3- изд. - СПб: Издательство «Питер», 2014.
42 Цены и ценообразование в рыночной экономике. Ч.2. Цены и рыночная конъюнктура./ под ред. Есипова В.Е.-СПб.: издательство СПБГУЭФ, 2013.
43 Ценообразование: Учебное пособие / Под ред.Г.А. Токтарова. - М.: Финансы и статистика, 2015.
44 Чубаков Г.Н. Стратегия ценообразования в маркетинговой политике предприятия: Методическое пособие. - М.: Инфра-М, 2014.
45 Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С., Негашев Е.В. Методика финансового анализа.- 3-е изд., перер. И доп.- М: ИНФРА-М, 2015.
46 Шуляк П.Н. Шуляк П.Н. Ценообразование: Учебно-практическое пособие. - 2-е изд. - М.: Издательский Дом «Дашков и К», 2015.
47 Финансовый менеджмент: Учебное пособие/Под ред. Проф. Е.И. Шохина. - М.: ИД ФБК - ПРЕСС, 2015.
48 Эванс Дж. Берман Б. Маркетинг. Сокр. Пер. с англ./ Авт. Предисл. И науч. Ред. А.А. Горячев. - М.: Экономика, 2015.
49 Кашницкий Л.А. и методе калькулирования себестоимости сопряжен¬ной продукции в нефтяной промышленности,- М.: ЦНИИТЭнефтехим, 2012. - 58 с.
50 Кириллова Н. До рандеву рукой подать// Риск.- 2014.- №1,- С.39-43.
51 Колядов Л.В. Митрофанова Л.В., Ахреев Ю.А. Как осваивают российские нефтяные компании внутренний рынок нефтепродуктов// Нефть и бизнес.- 2015 - №3,- С.22 -26.
52 Колядов Л.В. Митрофанова Л.В., Ахреев Ю.А. Путь преодоления кризиса// Нефть и бизнес,- 2016.- №1,- С.2-5.
53 Конь М Л. Нефтеперерабатывающая и нефтехимическая промышленность за рубежом -М.: Химия. 2012.-183 с.
54 Кочетков А. Носов И. Не думай об издержках с высока// Нефть и капитал. - 2016. - №4. - С 39 - 42.
55 Кривчиков М.С. Ценообразование в отраслях с комплексным использованием сырья (на примере нефтехимических производств).- М.: 2017.- 41 с.
56 Кудинов Ю. Кузовкии А. Соотношение российских и мировых цен на энергоносители-Экономист.- 2016.- №б.- С.35 - 40.
57 Лобанская Л.П. АлдашкинФ.Н, Калькулирование и анализ себестоимости в нефтепереработке: Учеб. пособие. - М.: 2015.
58 Лопатина С.Ю. Планирование себестоимости продукции на нефтеперерабатывающих и нефтехимических предприятиях: Учеб. пособие. - М.: МИНХИГП. 2012. 69 с.
59 ЛысоваТ. Гришаков Д. Юкос + Сибнефть: требуйте дол ива/ Эксперт. - 2017. - №3. - С. 16-21. /1
60 Мелконян Р.Г. Экологические проблемы нефтегазового сектора/ Нефть, таз и бизнес - 2014.- Ж1 -2 - С.60-64.
61 Методические рекомендации по формированию и применению свободных цен и тарифов на продукцию, товары и услуги. Утв. Министерством экономики РФ От 06.12.14.
62 Мовсесян А. О стратегии государственного регулирования экономики// Экономист.- 2014. - №10. - С.18-29.
63 Мухин В. Российские вертикально интегрированные компании: проблемы управления/- Вопросы экономики. - 2013. - №1. - С. 148-159.
64 Нефтеперерабатывающая и нефтехимическая промышленность М.: ЦНИИТ Энефтехим, 2012. -114 с.
65 Нефтеперерабатывающая и нефтехимическая промышленность зарубежных стран. - М.: ЦНИИТЭнефтехим, 2012.- 167 с.
66 Нефтеперерабатывающая промышленность СССР и ведущих капиталистических стран за 1986-1990 гг. - М.: ЦНИИТЭнефтехим. 2014 г. - 69с,
67 Нефтяники предсказывают правительству выход из кризиса// Нефть России.- 2014 -№10-11-С. 8-9.
68 Отт В. Хорошо информированный оптимизм// Нефть России.- 2014.- №10-11.-С. 11 -13.
69 Переработка нефти и рынок нефтепродуктов в России/7 http/7:www.kortes.com.
70 Письмо Госкомцен РФ. Минфина РФ и Госналогслужбы РФ от 1.12.92.
71 Проблема разработки методики тарифов на транспортировку нефти/ Нефть и к а питал.- 2012. - № 6 - 7. - С 50-5 2.
72 Работа нефтяного комплекса России в 2016 п. Нефть и бизнес. -2016. №5- 6,- С.32 - 40.
73 Россия и страны мира;.экономико-статистический аспект// Вопросы статистики - 2012. - №11. - С.35 -46.
74 Танкаев Р.У. Авраменко Н.В. Интегрированные компании инефтегазодобывающие предприятия// М. ИнфоТЭК-КОНСАЛТ, 2014 - 27 с.
75 Танкаев Р.У. Мельникова С.А. Мазут/ Маркетинговые исследования- нефтяного рынка России. Вып.З. - М.: ИнфоТЭК-КОНСАЛТ. 2014,- 55 с.
76 Тарифы по-американски// Нефть и капитал,- 2014. - №6-7. - С.51.
77 Уланов В.Л. Конкуренция и конкурентоспособность продукции химии и нефтепереработки. - М : ЦНИИТЭнефтехим. 2015. - 84с.
78 УманскийМ.М. Рентабельность нефтеперерабатывающего производств а и пути ее повышения - М. Химия, 2014.- 65 с.
79 Усакова Н. Емельянов В. Шаг в сторону Европы/7 Нефгь России.- 2014,- №12,- С.7.
80 Цагарели Д.В. Нефтяное пространство и экономика// Нефть, газ и бизнес.- 2015. - №4. -С. 20-23.
81 Цагарели Д.В. Нефтепродуктовое обеспечение России// Российский экономический журнал. - 2015 - №8.- С.46-50.
82 Цены на энергию в экономике России// Вопросы прогнозирования.- 2016.- №3. - С.3 - 33.
83 Чубаков Г.Н. Стратегия ценообразования в маркетинговой политике предприятия: Методическое пособие. - М.: ИНФРА-М. 2014. - 224 с.
84 Чумаченко Н.Г. Учет и анализ в промышленном производстве США. - М.: Финансы, 2012, - 240 с.
85 Шарифов B.C. Откуда текут бензиновые реки- Волгоград: Б.м.-2013.-135 с,
86 Экономика, организация и управление в нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности.- М.: ЦНИИТЭнефтехим. 2015,- 31 с.
87 Экономическое обозрение России.- М.:ТРИНФИКО,2016. - 61 с.
88 Экономическое развитие России в 2016 году /' Вопросы экономики. - 2014.- № 3. - С. 136-14 7.
89 Эпоха фискальных эксперементов/7 Эксперт. - 2016. - №3. - С.14-15.
90 Берко Н. Налог на прибыль: учет по новому, Экономика и жизнь, 2013, №12, 26 с.
91 Валевич Р.П. Экономика торгового предприятия, Минск: Вышейш. шк., 2012 - 367 с.
92 Волков О.И. Экономика предприятия (фирмы): учебник для вузов, 3-е изд., перераб. и доп., М.: ИНФРА-М, 2012 - 601 с.
93 Гребнева А.И. Экономика торгового предприятия: учебник для вузов, М.: Экономика, 2015 - 238 с.
94 Грибов В.Д. Экономика предприятия: учебник практикум. - М.: Финансы и статистика, 2016. - 336с.
95 Гукасьян Г.М. Экономическая теория: ключевые вопросы: учебное по-собие. - 3-е изд., дополн. - М.: ИНФРА-М, 2015. - 199с.
96 Донцова Л.В. Комплексный анализ бухгалтерской отчётности. - М.: ДИС, 2012 - 457 с.
97 Ефимова О.В. Финансовый анализ. - М.: Бухгалтерский учёт, 2014 -256 с.
98 Кравченко Л.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле, Минск: Вышейш. шк., 2014
99 Лозовский Л. Словарь - справочник предпринимателя/ Л. Лозовский, Б. Райзберг. М.: Ось, 2012. - 194с.
100 Макконелл Кэмпбелл Р. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2 т. Т.2:Пер. с англ. 11-го изд. М.: Республика, 2015 - 400 с.
101 Михайлова-Станюта И.А. Оценка финансового состояния предприятия - Минск: Наука и техника, 2014 - 254 с.
102 Ожегов С.И. Словарь русского языка: 70 000 слов/Под ред. Н.Ю. Шведовой.-23-е изд., испр.- М.: Рус. яз., 2014. - 870с.
103 Панкрухин А.П. Маркетинг: учебник. - 5-е изд., стер. - М.: Омега-Л,
2017. - 656с.: ил., табл.
104 Раицкий К.А. Экономика организации (предприятия): учебник. М.: Дашков и К, 2013. - 1012с.
105 Райзберг Б.А. Курс экономики: учебник. - 4-е изд., перераб. и дополн. - М.: ИНФРА-М, 2014. - 672с.
106 Рубинштейн Е.И. Современные проблемы экономического развития и управления: сборник научных трудов экономического факультета / Е.И.Рубинштейн. - Сургут: СурГУ, 2013. - 196с.
107 Сафронов Н.А. Экономика предприятия: учебник. - М.: Юристъ, 2012. - 608с.
108 Соломатина А.Н. Экономика и организация деятельности торгового предприятия: учебное пособие, М.:ИНФРА-М, 2015 - 295 с.
109 Сысоева С.В. Книга директора магазина: практические рекоменда- ции/С.В.Сысоева. - Санкт-Петербург : Питер, 2015. - 384с.
110 Тактарова Г.А. Ценообразование: учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 2013. - 176с.
111 Терещенко Н.Н. Планирование деятельности торгового предприятия: учебное пособие Красноярск, 2012 - 112 с.
112 Чечевицина Л.Н. Анализ финансово-хозяйственной деятельности: учебник, 2-е изд. М.: Маркетинг, 2015 - 352 с.
113 Шабалин Е.М. Как избежать банкротства: учебник. - М.: ИНФРА-М, 2015 - 125 с.
114 Юров В.Ф. Прибыль в розничной экономике: вопросы теории и прак-тики М.: Финансы и статистика, 2014 - 144 с.
115 http://www.yukos.ru - Официальный сайт ПАО НК «ЮКОС»
116 http://info.olmagroup.ru - Сайт инвестиционной компании «ОЛМА»
117 http://www.russianoil.ru - Интернет-портал «Русская нефть»
118 http://www.dinform.ru - Сайт Агентства финансовой информации «Консультант»
119 http://www.ifs.ru - Сайт Института Финансовых Исследований
120 Официальный сайт ПАО «Татнефть». Режим доступа: http://www.tatneft.ru/


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ