Обоснование ценообразования на рынке нефтепродуктов (на примере ПАО «Татнефть»)
|
Введение 3
1. Основы ценообразования на предприятии нефтегазовой отрасли 5
1.1 Сфера деятельности предприятия 5
1.2 Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия 9
1.3 Стратегический анализ деятельности предприятия 16
2. Анализ стратегии ценообразования на примере ПАО «Татнефть» 35
2.1 Оценка структуры и динамики ценообразования на предприятии 35
2.2 Анализ ценообразующих факторов и возможностей их регулирования...42
2.3 Эффективность деятельности предприятия на рынке 48
3.1 Направление оптимизации ценообразования на предприятии
3.2 Расчет прогнозных показателей ценообразования
3.3 Оценка экономической эффективности мероприятий по совершенствованию стратегии ценообразования предприятия
Заключение 54
Список использованных источников 56
Приложение А Организационная структура ПАО «Татнефть» 65
Приложение Б Показатели бухгалтерской отчетности ПАО «Татнефть» 67
1. Основы ценообразования на предприятии нефтегазовой отрасли 5
1.1 Сфера деятельности предприятия 5
1.2 Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия 9
1.3 Стратегический анализ деятельности предприятия 16
2. Анализ стратегии ценообразования на примере ПАО «Татнефть» 35
2.1 Оценка структуры и динамики ценообразования на предприятии 35
2.2 Анализ ценообразующих факторов и возможностей их регулирования...42
2.3 Эффективность деятельности предприятия на рынке 48
3.1 Направление оптимизации ценообразования на предприятии
3.2 Расчет прогнозных показателей ценообразования
3.3 Оценка экономической эффективности мероприятий по совершенствованию стратегии ценообразования предприятия
Заключение 54
Список использованных источников 56
Приложение А Организационная структура ПАО «Татнефть» 65
Приложение Б Показатели бухгалтерской отчетности ПАО «Татнефть» 67
Актуальность исследования. Вопросы ценообразования на нефтепродукты при поставках на внутренний рынок и на экспорт в условиях рыночной экономики, несомненно, являются прерогативой самих участников рынков.
Действующими методами государственного регулирования внутреннего рынка нефтепродуктов являются преимущественно методы прямого регулирования - экономические и административные'. В частности, установление конкретных ставок акцизов на нефтепродукты относится к категории прямых экономических методов регулирования, а установление штрафов за установление необоснованно высоких цен на нефтепродукты - к категории прямых административных методов. При этом экономические методы, как правило, направлены на решение экономических проблем, например, улучшение инвестиционного климата в отрасли, реструктуризация отрасли, формирование доходной составляющей госбюджета. В то время как административные методы призваны регулировать конкурентную среду в отрасли и на отдельных товарных рынках.
Все вышеизложенное обуславливает необходимость глубокой теоретической проработки вопросов, затрагивающих закономерности формирования и движения цен на рынке нефтепродуктов, правомерности государственного вмешательства в эти процессы [25].
Вопросы ценообразования, государственного регулирования цен на энергоносители были объектом исследования ученых на протяжении всего послед-него столетия. Это работы ряда зарубежных и отечественных экономистов: Дж.М.Кейнса. П. Самуэльсона, Дж. Долана, Н.Д.Кондратьева, В.А. Волконско¬го. Е.Т. Гурвича. Н.В. Суворова. Специфика ценообразования и особенности функционирования предприятий отраслей топливно-энергетического комплекса, в том числе и нефтеперерабатывающей промышленности, рассмотрены в работах В.Ю.Алекперова, О.М.Брагинского, Б.Н.Давыдова, Е.Л. Кантора и др. [14,56,89].
Несмотря на большое количество научных работ вопросы, связанные со спецификой формирования и движения цен, концепциями ценообразования на рынке нефтепродуктов, а также с целесообразностью и конкретными формами государственного воздействия на процессы ценообразования на рассматриваемый вид энергоносителей остаются дискуссионными в настоящее время.
Недостаточная разработанность теоретических и практических вопросов по данным проблемам обусловили цель и задачи работы.
Основной целью исследования является выявление основных направлений и разработка системы комплексных мер по совершенствованию ценообразования на рынке нефтепродуктов.
Предметом исследования являются процессы формирования и движения цен на рынке нефтепродуктов на примере ПАО «Татнефть».
Объектом исследования выступает рынок нефтепродуктов Российской Федерации.
Поставленная цель и выбранный объект исследования обусловили необходимость решения следующего комплекса основных задач:
- анализ состояния современного рынка нефтепродуктов России;
- выявление и исследование основных ценообразующих факторов на рынке нефтепродуктов;
-выявление особенностей динамики и формирования цен на нефтепродукты на примере ПАО «Татнефть».
Информационной базой работы послужили данные органов статистики, материалы Министерства топлива и энергетики Российской Федерации, аналитические и обзорные материалы нефтяных компаний России
Действующими методами государственного регулирования внутреннего рынка нефтепродуктов являются преимущественно методы прямого регулирования - экономические и административные'. В частности, установление конкретных ставок акцизов на нефтепродукты относится к категории прямых экономических методов регулирования, а установление штрафов за установление необоснованно высоких цен на нефтепродукты - к категории прямых административных методов. При этом экономические методы, как правило, направлены на решение экономических проблем, например, улучшение инвестиционного климата в отрасли, реструктуризация отрасли, формирование доходной составляющей госбюджета. В то время как административные методы призваны регулировать конкурентную среду в отрасли и на отдельных товарных рынках.
Все вышеизложенное обуславливает необходимость глубокой теоретической проработки вопросов, затрагивающих закономерности формирования и движения цен на рынке нефтепродуктов, правомерности государственного вмешательства в эти процессы [25].
Вопросы ценообразования, государственного регулирования цен на энергоносители были объектом исследования ученых на протяжении всего послед-него столетия. Это работы ряда зарубежных и отечественных экономистов: Дж.М.Кейнса. П. Самуэльсона, Дж. Долана, Н.Д.Кондратьева, В.А. Волконско¬го. Е.Т. Гурвича. Н.В. Суворова. Специфика ценообразования и особенности функционирования предприятий отраслей топливно-энергетического комплекса, в том числе и нефтеперерабатывающей промышленности, рассмотрены в работах В.Ю.Алекперова, О.М.Брагинского, Б.Н.Давыдова, Е.Л. Кантора и др. [14,56,89].
Несмотря на большое количество научных работ вопросы, связанные со спецификой формирования и движения цен, концепциями ценообразования на рынке нефтепродуктов, а также с целесообразностью и конкретными формами государственного воздействия на процессы ценообразования на рассматриваемый вид энергоносителей остаются дискуссионными в настоящее время.
Недостаточная разработанность теоретических и практических вопросов по данным проблемам обусловили цель и задачи работы.
Основной целью исследования является выявление основных направлений и разработка системы комплексных мер по совершенствованию ценообразования на рынке нефтепродуктов.
Предметом исследования являются процессы формирования и движения цен на рынке нефтепродуктов на примере ПАО «Татнефть».
Объектом исследования выступает рынок нефтепродуктов Российской Федерации.
Поставленная цель и выбранный объект исследования обусловили необходимость решения следующего комплекса основных задач:
- анализ состояния современного рынка нефтепродуктов России;
- выявление и исследование основных ценообразующих факторов на рынке нефтепродуктов;
-выявление особенностей динамики и формирования цен на нефтепродукты на примере ПАО «Татнефть».
Информационной базой работы послужили данные органов статистики, материалы Министерства топлива и энергетики Российской Федерации, аналитические и обзорные материалы нефтяных компаний России
По результатам исследования были сделаны следующие выводы:
Процесс ценообразования в рыночных условиях должен организовываться с учетом следующих принципов: обеспечение увязки ценообразования с общей политикой управления прибылью; обеспечение комплексности подхода к установлению уровня цен на товар в сочетании с уровнем послепродажного обслуживания покупателей; осуществление активной ценовой политики на рынке; обеспечение высокой динамики ценообразования. Особенности ценообразования на нефть определяется тем, что мировой нефтяной рынок подвержен постоянным изменениям в сторону расширения многообразия внутренней структуры.
Оценка эффективности системы ценообразования через динамику основных экономических показателей предприятия свидетельствуют о снижении ее эффективности: несмотря на то, что выручка от реализации продукции за пять лет увеличилась на 65%, балансовая прибыль предприятия снизилась на 31%; чистая прибыль снизилась на 60%.
Оценка системы ценообразования предприятия через динамику рентабельности продаж и затрат показала, что наблюдается снижение рентабельности как продаж, так и затрат: снижение рентабельности продаж составляет 76%, снижение рентабельности затрат - 81%.
При этом динамика рентабельности продаж рассмотрена, как оценка ценовой стратегии предприятия, а динамика рентабельности затрат, как оценка его закупочной деятельности.
Превышение темпов снижения рентабельности затрат над темпами снижением рентабельности продаж на 5% характеризует ценовую стратегию пред-приятия в анализируемом периоде с положительной стороны.
В целях повышения эффективности производственной деятельности в целом предлагается разработка модели взаимосвязи финансовой и маркетинговой стратегии в виде ценовой политики фирмы с использованием современных направлений и методов ценообразования.
Исходя из этого, сформулирована следующая цель предлагаемого управленческого решения: разработать ценовую политику фирмы с использованием современных направлений и методов ценообразования, которая позволит увеличить прибыль и долю рынка продукции предприятия.
Для достижения поставленных целей в условиях ПАО «Татнефть» в 2016 году выявлены следующие альтернативы:
Первая альтернатива. Оставить существую систему ценообразования - по методу следования за рыночными ценами.
Вторая альтернатива. Установить систему ценообразования по методу «издержки + прибыль».
Третья альтернатива. Установить систему ценообразования с использованием метода маржинального анализа.
Для выбора нужной альтернативы выполнен расчет интегрального показателя для каждой альтернативы. По результатам оценки лучшей признана пер¬вая альтернатива.
Однако, близость показателей оценки альтернатив позволяет дополнить первую альтернативу аналитическими возможностями других методов ценообразования, что отразить в политике ценообразования фирмы.
В результате, руководству ПАО «Татнефть» предлагается принять следующее управленческое решение на основе взаимосвязи финансовой и маркетинговой стратегии фирмы: разработать политику ценообразования фирмы на 2020 год на основе существующего метода ценообразования - следования за рыночными ценами.
Процесс ценообразования в рыночных условиях должен организовываться с учетом следующих принципов: обеспечение увязки ценообразования с общей политикой управления прибылью; обеспечение комплексности подхода к установлению уровня цен на товар в сочетании с уровнем послепродажного обслуживания покупателей; осуществление активной ценовой политики на рынке; обеспечение высокой динамики ценообразования. Особенности ценообразования на нефть определяется тем, что мировой нефтяной рынок подвержен постоянным изменениям в сторону расширения многообразия внутренней структуры.
Оценка эффективности системы ценообразования через динамику основных экономических показателей предприятия свидетельствуют о снижении ее эффективности: несмотря на то, что выручка от реализации продукции за пять лет увеличилась на 65%, балансовая прибыль предприятия снизилась на 31%; чистая прибыль снизилась на 60%.
Оценка системы ценообразования предприятия через динамику рентабельности продаж и затрат показала, что наблюдается снижение рентабельности как продаж, так и затрат: снижение рентабельности продаж составляет 76%, снижение рентабельности затрат - 81%.
При этом динамика рентабельности продаж рассмотрена, как оценка ценовой стратегии предприятия, а динамика рентабельности затрат, как оценка его закупочной деятельности.
Превышение темпов снижения рентабельности затрат над темпами снижением рентабельности продаж на 5% характеризует ценовую стратегию пред-приятия в анализируемом периоде с положительной стороны.
В целях повышения эффективности производственной деятельности в целом предлагается разработка модели взаимосвязи финансовой и маркетинговой стратегии в виде ценовой политики фирмы с использованием современных направлений и методов ценообразования.
Исходя из этого, сформулирована следующая цель предлагаемого управленческого решения: разработать ценовую политику фирмы с использованием современных направлений и методов ценообразования, которая позволит увеличить прибыль и долю рынка продукции предприятия.
Для достижения поставленных целей в условиях ПАО «Татнефть» в 2016 году выявлены следующие альтернативы:
Первая альтернатива. Оставить существую систему ценообразования - по методу следования за рыночными ценами.
Вторая альтернатива. Установить систему ценообразования по методу «издержки + прибыль».
Третья альтернатива. Установить систему ценообразования с использованием метода маржинального анализа.
Для выбора нужной альтернативы выполнен расчет интегрального показателя для каждой альтернативы. По результатам оценки лучшей признана пер¬вая альтернатива.
Однако, близость показателей оценки альтернатив позволяет дополнить первую альтернативу аналитическими возможностями других методов ценообразования, что отразить в политике ценообразования фирмы.
В результате, руководству ПАО «Татнефть» предлагается принять следующее управленческое решение на основе взаимосвязи финансовой и маркетинговой стратегии фирмы: разработать политику ценообразования фирмы на 2020 год на основе существующего метода ценообразования - следования за рыночными ценами.
Подобные работы
- БУХГАЛТЕРСКАЯ (ФИНАНСОВАЯ) ОТЧЕТНОСТЬ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2016



