Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА АДАПТАЦИИ МИГРАНТОВ В ПРИГРАНИЧНОМ РЕГИОНЕ (НА ПРИМЕРЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)

Работа №176885

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

гражданский процесс

Объем работы72
Год сдачи2019
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
0
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
АДАПТАЦИИ МИГРАНТОВ 10
РАЗДЕЛ II. АНАЛИЗ ПРАКТИКИ АДАПТАЦИИ МИГРАНТОВ
В БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ 26
РАЗДЕЛ III. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗАМА
АДАПТАЦИИ МИГРАНТОВ В ПРИГРАНИЧНОМ
РЕГИОНЕ 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЯ

Актуальность темы исследования. Адаптация мигрантов на современном этапе развития миграционной политики Российской Федерации является одним из приоритетных ее направлений. История и международный опыт показывают, что государство, как принимающая сторона, заинтересовано в быстрой и эффективной адаптации и интеграции мигрантов в общественную среду.
Исследованиям вопросов адаптации мигрантов уделяется значительное внимание ученых. Особенно это характерно для тех государств, которые демонстрируют высокие показатели миграции. Так, например, страны Европейского Союза непосредственно столкнулись с проблемами адаптации и интеграции мигрантов, а также с неудачами в адаптивном процессе, конфликтами и столкновениями между коренными жителями и мигрантами, актами насилия с обеих сторон.
На данный момент проблема адаптации мигрантов актуальна и важна и для Российской Федерации, особенно в связи с обострением взаимоотношений с Украиной. Ситуация в приграничных с Украиной регионах характеризуется достаточно сложной социально-политической обстановкой. Такая нестабильность спровоцирована, в том числе, усилением миграционных процессов.
Модели поведения мигрантов в новой социальной и культурной среде непредсказуемы и разнообразны, часто непривычны и не всегда соответствуют социальным нормам, принятым в обществе принимающей стороны. Различия в поведении мигрантов и коренных жителей в дальнейшем могут стать угрозой потери национальной идентичности, поэтому принимающее сообщество стремится закрыться и защитить себя от грядущих трансформаций.
Логичным следствием миграционных процессов является взаимодействие мигрантов с принимающим сообществом, которое
проявляется как на групповом, так и на индивидуальном уровнях. К сожалению, не всегда характер таких взаимодействий положительный - многие из них приводят к негативным столкновениям, структурной дискриминации по этническому признаку.
Особенно актуальной тема данного исследования становится для приграничных регионов, поскольку приграничье характеризуется более выраженными рисками социально-политической нестабильности в силу более высокой степени скрытой этнической конфликтогенности.
Стоит подчеркнуть, что население приграничных территорий является многонациональным и полиэтничным, что непосредственно связано с активизацией международных миграционных процессов. Исследователи отмечают, что сегодня безопасность российских границ обеспечивается наличием экономического сотрудничества России и ее соседей, а также наличием латентных политических договоренностей, например, предполагающих экономическую помощь в обмен на стабильность в приграничных регионах сопредельных государств.
Ряд исследований подтверждает факт экономического противостояния этнических групп, населяющих приграничные регионы. Поскольку миграция в другую страну является стрессовой ситуацией, это обусловливает высокий уровень этнической консолидации мигрантов. Указанные обстоятельства и предопределили актуальность темы выпускной квалификационной работы.
Степень научной изученности темы. За последние десятилетия миграционные процессы и все вытекающие из них проблемы достаточно интенсивно изучались как в России, так и за рубежом, однако универсальных решений проблемы эффективного и продуктивного взаимодействия мигрантов и принимающего сообщества пока не найдено.
Особенно усилился интерес к вопросам международной миграции со стороны научных, государственных и политических деятелей, общественности в связи с превращением миграционных процессов в массовое, глобальное явление.

Изучением вопросов адаптивной и интеграционной политики занимались М.С. Кошелев и А.А. Лакомова . Миграционную политику в приграничных регионах Российской Федерации, а также ее региональные особенности, изучали Е.И. Винокурова, А.С. Копова, М.Л. Максимов . В исследованиях данных ученых даны определения таких понятий, как «адаптация мигрантов» и «интеграция мигрантов», определена специфика дефиниций «социально-экономическая адаптация» и «этнокультурная интеграция».
С.В. Рязанцев в своих исследованиях выделяет конкретные составляющие интеграции: экономическую, экологическую, гражданскую, социально-психологическую, культурную и религиозную . В работе С.В. Южанина предложены 4 базовые адаптационные стратегии, которые используются мигрантами .
В.Ю. Леденева и Е.С. Мельничук проанализировали зарубежный опыт адаптации мигрантов и провели сравнительный анализ с российскими практиками . В исследовании М.В. Ефремовой особое внимание уделено изучению частичной аккультурации, которой «необязательно требуется, чтобы индивиды отказывались от своих культурных ценностей или отрекались от своей этнической идентичности» .
В работах Ю.В. Арутюняна, Т.Г. Рощиной в качестве одного из важнейших факторов социальной адаптации мигрантов предложена разработка мер по их социальной защите .
Таким образом, анализ степени изученности темы показал, что проблема миграции, адаптации и интеграции характеризуется высоким уровнем теоретической разработанности. Однако, следует отметить вопросы, требующие системного социологического осмысления на уровне приграничного региона. Так, недостаточное внимание уделяется исследованию возможностей управления процессами адаптации мигрантов в социокультурную среду приграничного региона.
Проблема исследования определяется противоречием между необходимостью создания комфортных условий для интеграции мигрантов в приграничном регионе и недостаточной разработанностью практических рекомендаций по совершенствованию механизма адаптации мигрантов в Белгородской области.
Объектом исследования является управление адаптацией мигрантов в приграничном регионе.
Предмет - совершенствование механизма адаптации мигрантов в Белгородской области.
Целью выпускной квалификационной работы является разработка практических рекомендаций по совершенствованию механизма адаптации мигрантов в Белгородской области.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы адаптации мигрантов.
2. Проанализировать опыт адаптации мигрантов в Белгородской области.
3. Предложить направления совершенствования механизма адаптации мигрантов в приграничном регионе.
Теоретико-методологическую основу работы составили основные положения ряда концепций и подходов, изложенные в работах отечественных и зарубежных исследователей:
- концепции региона и приграничного региона как социокультурных феноменов, на основе которых проводился анализ приграничного взаимодействия в постсоветском пространстве (В.П. Бабинцев, Л.Б. Вардомский, С.В. Голдунова, С.А. Сапрыка, Г.М. Федоров) ;
- институциональный подход к анализу процессов интеграции иммигрантов в приграничном регионе (В.В. Бубликов, М.Л. Максимов, С.В. Рязанцев, Л.Л. Рыбаковский) ;
- концепция технологизации социальных процессов,
способствующая выделению, систематизации и описанию механизма интеграции иммигрантов в приграничном регионе (Л.Я. Дятченко, В.И. Патрушев, Ю.П. Сурмин, Н.В. Туленков) ;
В ходе исследования использовались количественные и качественные методы сбора информации: анализ документов, социологический опрос, обработка и анализ эмпирических и статистических данных.
Применение данного теоретико-методологического аппарата позволяет сформировать необходимый инструментарий анализа такого процесса, как интеграция иммигрантов в приграничном регионе.
Эмпирическую базу исследования составили международные, федеральные и региональные нормативно-правовые акты ,
регламентирующие различные аспекты реализации миграционной политики на государственном и региональном уровнях, а также результаты авторского исследования, проведенного в марте-апреле 2019 года (N=60).
Практическая значимость исследования заключается в том, что сформулированные положения могут быть использованы в деятельности федеральных и региональных органов власти для совершенствования миграционной политики в приграничных регионах, а также при разработке концептуальных основ и инструментария адаптации мигрантов в принимающее сообщество приграничных регионов.
Апробация результатов исследования. Основные положения выпускной квалификационной работы представлены автором в следующих публикациях: «Миграционные тенденции и проблема трудоустройства
мигрантов в России» (Тамбов, 2016); «Динамика миграционного прироста в России» (Тамбов, 2016); «Влияние миграционных процессов на этнический состав населения Белгородской области» (Тамбов, 2017), «Регулирование миграционных процессов на территории городских муниципальных образований» (Белгород, 2018) .
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка источников и литературы, приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Миграция - сложный социальный процесс, охватывающий все государства мира. Миграция влияет на демографическое состояние региона и государства в целом, затрагивая различные стороны жизни населения местного общества. Разноплановость и неоднозначность миграционных процессов, а также их роль в воспроизводстве трудовых ресурсов, диктуют необходимость регулирования их со стороны властных структур различного уровня. Одной из актуальных проблем является необходимость обеспечения условий для адаптации мигрантов, то есть, включения их в новый социум посредством принятия норм и ценностей местного сообщества без существенной деформации собственных социокультурных ценностей. Наличие в Российской Федерации значительного количества мигрантов требует проведения активной интеграционной и адаптивной политики, которая должна осуществляться не только на федеральном, но, в первую очень, на региональном и местном уровнях власти.
При переселении мигранты в той или иной степени включаются в социальную и культурную сферу принимающей стороны. Однако, приезжие часто имеют отличные от российских культурные, этнические, религиозные традиции, что создает определенные трудности в процессе их адаптации. Важным аспектом адаптивного процесса является взаимодействие мигрантов с местным населением региона. Здесь большую роль играют государственные и общественные институты, которые закрепляют и регулируют возникающие коммуникации.
Вопросы адаптации и интеграции мигрантов в сообщество принимающей стороны должны быть регламентированы и нормированы законодательством и федерального и регионального уровней. Это будет способствовать упорядочиванию действий мигрантов в процессе эффективной адаптации. Г осударственное регулирование деятельности в области миграции населения Российской Федерации ранее осуществляла Федеральная миграционная служба, в сферу деятельности которой входили отдельные аспекты социокультурной адаптации мигрантов. В настоящее время вопросы реализации миграционной политики переданы в ведение Управления по вопросам миграции УМВД России. Это привело к тому, что миграционные проблемы зачастую относятся к второстепенным и решаются традиционными для структур МВД запретительными и контрольными методами. В то же время, вопросам социокультурной адаптации мигрантов уделяется гораздо меньше внимания.
В процессе адаптации мигранты сталкиваются с различными барьерами, к числу которых относятся, в первую очередь, языковые, экономические, культурные, правовые и другие. На процесс адаптации оказывает значительное негативное влияние неразвитость институтов, ответственных за адаптацию мигрантов, проблемы, связанные с ограниченным доступом к рынку труда, барьеры, затрудняющие налаживание диалога между мигрантами и местным населением, отсутствие информации в СМИ о пользе, которую приносит труд мигрантов. Исходя из этого, необходимо формировать в сознании россиян представление о мигрантах не как об угрозе российскому народу, а как о ресурсе, необходимом для решения экономических и демографических проблем страны. Решению проблемы успешной адаптации и интеграции мигрантов может способствовать проектный подход, предполагающий ориентацию на конкретный результат и сравнительно большую свободу в управлении.
В Белгородской области на протяжении ряда лет наблюдается стабильный рост численности населения, во многом, за счет положительного миграционного прироста. Как приграничный регион, Белгородская область является достаточно привлекательной для мигрантов, что обусловлено выгодным географическим положением региона, высоким уровнем промышленного и сельскохозяйственного развития, мощной транспортной инфраструктурой и наличием развитого рынка труда. Для региона характерны высокие показатели как внутренней, так и внешней миграции. Миграция с последующим трудоустройством приезжих позволяет пополнить региональный рынок труда, а, следовательно, улучшить экономические показатели области в целом.
С целью выявления специфических особенностей и проблем адаптации мигрантов, прибывших на территорию Белгородской области, было проведено социологическое исследование. Результаты исследования показали, что основная часть иностранных граждан прибывает на территорию Белгородской области с целью последующего трудоустройства. При этом, по мнению опрошенных, их длительному проживанию в России могли бы способствовать такие условия, как наличие постоянной работы, смягчение миграционного законодательства, поддержка близких и местного сообщества. С целью успешной адаптации в местное сообщество более половины опрошенных выразили готовность сотрудничать с органами власти и управления.
На основе анализа эмпирических данных были выявлены следующие проблемы, связанные с адаптацией мигрантов: несовершенство нормативно - правовой базы, регламентирующей вопросы адаптации мигрантов в местное сообщество; недостаточно проработанный механизм участия органов власти в оказании помощи мигрантам; возникновение конфликтных ситуаций между мигрантами и местным населением; отсутствие единой структуры, способной оказывать помощь в процессе адаптации мигрантов в местное сообщество.
С целью решения указанных проблем может быть предложена реализация проекта по созданию на территории Белгородской области Центра адаптации мигрантов. Правильное и грамотное управление процессом адаптации мигрантов будет способствовать реализации трудового и интеллектуального потенциала переселенцев, а также улучшению демографической обстановки принимающей стороны. Возможет также рост экономических показателей, при условии легального и официального трудоустройства мигрантов и создании специальных условий для осуществления трудовой деятельности.
Целью проекта является создание до 1 марта 2020 года специального механизма помощи мигрантам в адаптации в сообщество Белгородской области, посредством НКО «Центр адаптации мигрантов». Для достижения цели в рамках реализации проекта предполагается реализация следующего комплекса мероприятий: создание Центра адаптации мигрантов, прибывших в Белгородскую область; содействие мигрантам в оформлении необходимой документации для дальнейшего трудоустройства и легального пребывания на территории Белгородской области; формирование механизма оценки эффективности процесса адаптации мигрантов в регионе; организация информирования мигрантов и жителей области о деятельности Центра. Проект предполагает создание собственного информационного портала, групп в социальных сетях, которые будут инструментом передачи информации от органов власти мигрантам и населению области.
Таким образом, в ходе проведения исследования и рассмотрения основных проблем адаптации мигрантов в Белгородской области целесообразно предложить ряд рекомендаций в адрес (кого? нужно указать конкретную структуру, для которой адресованы рекомендации!)для органов власти и управления:
1. Разработать Положение о Центре адаптации мигрантов, а также план деятельности на период реализации проекта;
2. Разработать план взаимодействия СМИ и Центра адаптации мигрантов с целью популяризации деятельности организации;
3. По окончанию проекта организовать и провести социологическое исследование уровня удовлетворенности механизмом адаптации со стороны мигрантов и местного населения.
Реализация всех предложенных мероприятий и рекомендаций позволит усовершенствовать механизм адаптации мигрантов в Белгородской области.



1. Всеобщая декларация прав человека [Электронный ресурс] : распоряжение Генеральной Ассамблеи ООН от 10.12.1948 // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Международное законодательство (Версия Проф)».
2. Конституция Российской Федерации [Текст] : принята всенар.
голосованием 25.12.1993 : ред. от 21.07.2014 № 11-ФКЗ // Собрание
законодательства РФ. - 2014. - № 31. - Ст. 4398.
3. О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ : ред. от 01.05.2019 № 100-ФЗ // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Российское законодательство (Версия Проф)».
4. О вынужденных переселенцах [Электронный ресурс] : федер. закон от 19.02.1993 № 4530-1-ФЗ : ред. от 27.12.2018 № 528-ФЗ // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Российское законодательство (Версия Проф)».
5. О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 18.07.2006 № 109-ФЗ : ред. от 01.05.2019 № 109-ФЗ // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Российское законодательство (Версия Проф)».
6. О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию [Электронный ресурс] : федер. закон от 15.08.1996 № 114-ФЗ : ред. от 01.05.2019 № 100-ФЗ // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Российское законодательство (Версия Проф)».
7. О беженцах [Электронный ресурс] : федер. закон от 19.02.1993 № 4528-1-ФЗ : ред. от 27.12.2018 № 528-ФЗ // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Российское законодательство (Версия Проф)».
8. Об утверждении Концепции демографической политики
Российской Федерации на период до 2025 года [Текст] : указ Президента РФ от 09.10.2007 г. № 1351 : ред. от 01.07.2014 № 483 // Собрание
Законодательства РФ. - 2016. - № 8. - Ст. 321.О совершенствовании
государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции [Электронный ресурс] : указ Президента РФ от 05.04.2016 г. № 156 : ред. от 15.05.2018 № 215 // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Российское законодательство (Версия Проф)».
9. О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации [Электронный ресурс] : постановление Правительства РФ от 05.01.2007 № 9 : ред. от 07.03.2019 № 246 // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Российское законодательство (Версия Проф)».
10. Концепция долгосрочного социально-экономического развития
Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс] : распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р : ред. от 28.09.2018 № 1151 // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд.
«Законодательство». Информ. банк «Российское законодательство (Версия Проф)».
11. О создании областной межведомственной комиссии миграционного контроля (вместе с Положением об областной межведомственной комиссии при губернаторе области) [Электронный ресурс] : постановление Губернатора Белгор. обл. от 01.03.2005 № 33 // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство. Региональное законодательство». Информ. банк «Белгородская область».
12. Об утверждении Порядка формирования рынка иностранной
рабочей силы Белгородской области [Электронный ресурс] : постановление правительства Белгор. обл. от 19.06.2017 № 232-пп : ред. от 21.01.2019 г. № 232-пп // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд.
«Законодательство. Региональное законодательство». Информ. банк «Белгородская область».
13. Об утверждении Положения о порядке и форме проведения экзамена на владение русским языком, знание истории России и основ законодательства Российской Федерации, предусмотренного пунктом 8 статьи 15.1 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» [Электронный ресурс] : постановление правительства Белгор. обл. от 26.01.2015 № 12-пп // Губернатор и Правительство Белгородской области : офиц. сайт. - Режим доступа: https://belregion.ru/documents/7arrFilterDocs 1=20.
14. Об утверждении концепции миграционной политики Белгородской области на период до 2025 года [Электронный ресурс] : распоряжение правительства Белгор. обл. от 02.12.2013 № 594-рп // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство. Региональное законодательство». Информ. банк «Белгородская область».
15. Об установлении квоты на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание в Белгородской области [Электронный ресурс] : распоряжение правительства Белгор. обл. от 28.12.2017 № 594-рп // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство. Региональное законодательство». Информ. банк «Белгородская область»... 74


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ