Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПОДВИЖНЫХ ИГРАХ

Работа №176884

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы57
Год сдачи2019
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
0
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
В ПОДВИЖНЫХ ИГРАХ 7
1.1. Сущность понятия «координационные способности» детей старшего дошкольного возраста 7
1.2. Особенности развития координационных способностей у старших
дошкольников 12
1.3. Теоретическое обоснование средств подвижных игр,
обеспечивающих развитие координационных способностей старших дошкольников 20
ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ 26
Глава II. ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ
СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА . 28
2.1. Методы исследования координационных способностей у старших
дошкольников в подвижных играх 28
2.2. Анализ уровня развития координационных способностейу детей
старшего дошкольного возраста 32
2.3. Методические рекомендации педагогам по развитию
координационных способностей у старших дошкольников средствами
подвижных игр 40
ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 51
ПРИЛОЖЕНИЕ 57


Актуальность. Идея гуманизации дошкольного образования является центральной в процессе его обновления. Ученые, специалисты-практики все более склоняются к выводу, что система физического воспитания дошколь-ников должна нести в себе целостное, гуманистическое воздействие на лич-ность, обеспечивать реализацию права каждого ребенка на постоянное и наиболее полное физическое развитие. Дошкольный возраст является сенси¬тивным для развития координационных особенностей.
По мнению ученного В.И. Ляха - координационные способности ре-бенка старшего дошкольного возраста выполняют в управлении его движе-ниями важную функцию, а именно согласование, упорядочение разнообраз¬ных двигательных движений в единое целое соответственной поставленной задачей.
Уровень развития координационных способностей играет важнейшую роль в процессе целостной двигательной деятельности человека. В настоящее время, несмотря на разнообразие программ, внедряемых в дошкольных обра¬зовательных учреждениях проблема развития координационных способно¬стей детей остаётся актуальной.
Так по данным Гурулевой Т.А. уровень развития координационных способностей ниже возрастных норм, что свидетельствует о необходимости совершенствования традиционно используемых и внедрения новых средств, форм и методов развития координационных способностей (17).
Как утверждают авторы Л.Н. Волошина, Л.И. Пензулаева, Ю.К. Чер-нышенко, разнообразные варианты подвижных игр, необходимые для разви¬тия координационных способностей - гарантия того, что можно избежать мо¬нотонности и однообразия в занятиях, обеспечить радость от участия в дви¬гательной деятельности. Поэтому совершенствование координационных спо¬собностей в дошкольном возрасте является актуальной задачей процесса фи¬зического воспитания.
Проблемой развития координационных способностей у детей занима-лись отечественные ученые: Н.А. Берштейн, О.А. Двейрина, В.И. Усаков, П.Ф. Лесгафт, Л.Т. Майорова, Н. В. Панфилова, Blume D.-D, Л.И. Пензулае- ва, Е. Н. Вавилова и другие. А также педагоги современности: В.И. Лях, Су¬лейманов И. И, Кравчук Т. А, Л.Н. Волошина, О.Г. Галимская, Hirtz P., Lud¬wig G., Welinitz J.
Как показывают исследования Л.Н. Волошиной, В.И. Усакова О.Г. Га- лимской, из жизни современных детей исчезают увлекательные спортивные и подвижные игры, а мяч перестает быть «спутником детства». Дети не вла¬деют элементарными игровыми умениями и действиями с мячом, ракетками, волнами. Все реже можно увидеть увлеченное игрой разновозрастное детское общество. Это отрицательно сказывается на уровне развития координацион¬ных способностей.
Анализ современных исследований позволил выявить противоречия между осознанием важности развития координационных способностей в до¬школьный период детства как основы двигательной деятельности и недоста¬точностью средств их развития, используемых в практике физического вос¬питания дошкольников.
Проблема исследования: выявление средств развития координацион¬ных способностей в старшем дошкольном возрасте в подвижных играх.
Цель исследования: научное обоснование средств развития координа¬ционных способностей детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх.
Объект исследования: процесс развития координационных способно¬стей детей 6-го года жизни в подвижных играх.
Предмет исследования: средства подвижных игр, обеспечивающие развитие координационных способностей старших дошкольников.
Гипотеза исследования: предполагается, что развитие у детей коор-динационных способностей будет успешным, если использовать следующие средства:
• Игровые ситуации, направленные на формирование способности к перестроению двигательных действий;
• Игровые ситуации, направленные на развитие реакции на дви-жущиеся объекты;
• Игровые ситуации, направленные на развитие способности к ори¬ентировке в пространстве.
Задачи исследования:
1.Определить сущность понятия «координационные способности» у детей старшего дошкольного возраста.
2. Выявить особенности развития координационных способностей у старших дошкольников.
3. Обосновать средства развития координационных способностей у старших дошкольников в подвижных играх.
4. Определить методы исследования координационных способностей у старших дошкольников в подвижных играх.
5. Установить уровень сформированное™ координационных способно¬стей и разработать методические рекомендации педагогам по развитию коор¬динационных способностей средствами подвижных игр.
Теоретическая и методологическая основы исследования базируются на теории двигательных способностей Л.П. Матвеева, В.И Ляха, современ-ных представлениях о развитии двигательных способностей детей старшего дошкольного возраста (В.К. Бальсевич, Т.И. Осокина, В.И. Лях, Л. Н. Воло¬шина, О. Г. Галимская).
Методы исследования: теоретические (анализ педагогической и мето¬дической литературы, обобщение, сравнение, интерпретация фактов), прак¬тические (наблюдение, анкетирование, тестирование), количественный и ка¬чественный анализ полученных данных.
База исследования. МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №15 города Белгорода», старшая группа - 20 детей.
Структура и содержание работы: выпускная квалификационная ра-бота состоит из введения, двух глав, заключения, выводов, практических ре¬комендаций, списка литературы и приложения. Во введении обоснована ак¬туальность выбранной темы, излагается проблема исследования, определя¬ются его цель, объект, предмет, гипотеза и задачи. Первая глава посвящена обзору литературы по проблеме исследования. Во второй главе определена последовательность и направленность этапов работы, подобраны методы научного познания и методики исследования, представлены результаты ис¬следования. Дипломная работа состоит из 58 страниц печатного текста, 64 источников библиографического списка, одного приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Дошкольный возраст по функциональным возможностям детей, характеру генетического развития двигательной функции является благоприятным для становления многих двигательных проявлений, в том числе и координационных, именно в этот период работу по формированию координационных движений нужно проводить более интенсивно.
Обосновав сущность понятий «ловкость» и «координация» мы в исследовании за основу взяли определение данное Л.Т. Майоровой. Координационные способности - это совокупность двигательных способно-стей, определяющих быстроту освоения новых движений, а также умения адекватно перестраивать двигательную деятельность при неожиданных ситу-ациях.
Мы рассмотрели особенности развития координационных способностей детей дошкольного возраста в процессе физического воспитания. Они заключаются в следующем: у старших дошкольников наблюдается высокая пластичность всех психических функций, и поэтому, двигательные навыки у детей формируются достаточно легко; в дошкольный период детства ребенок учится соединять движения отдельных частей тела в одно двигательное действие, которое производится экономично, легко, пластично и четко; совершенствуются процессы нервной высшей деятельности. Это создает предпосылки для усиленного развития координационных способностей.
У детей дошкольников совершенствуют процессы высшей нервной де-ятельности. Это воздает предпосылки для усиленного развития координаци-онных способностей. Поэтому, учитывая сенситивность старшего дошколь-ного возраста к развитию координационных способностей необходимо обес-печить возможность регулирования и соизмерения соответственных дей-ствий, обогащение фонда жизненно важных навыков и умений детей.
Педагоги прошлого (Н.А. Берштейн, О.А. Двейрина, В.И. Усаков, П.Ф. Лесгафт, Л.Т. Майорова Н. В. Панфилова, Л. И.Пензулаева, Е. Н. Вавилова и др.) и педагоги современности (В.И. Лях, Сулейманов И. И, Т. А. Кравчук, Л.Н. Волошина, О.Г. Галимская), пришли к единому мнению - подвижные игры являются средством развития координационных способностей. В по-движных играх ребенок должен проявлять быстроту, сообразительность, увертливость, умение ловко двигаться между предметами, проявлять иници-ативу при неожиданных изменениях ситуации, используя благоприятные мо-менты для этого с помощью пространственной и временной ориентировок.
В результате исследования нами были получены следующие результаты: уровень развития координационных способностей детей
старшего дошкольного возраста по показателю «способность сохранять равновесие» 45% детей имеют высокий уровень, 30% средний, 25% низкий уровень. По показателю «способность к ориентировке в пространстве», у 45% детей высокий уровень, у 25% средний и у 30% низкий уровень. По показателю «способность к перестроению двигательных действий» 40% детей имеют высокий уровень, 35% средний и 25% низкий уровень. Диагностические задания по программе «Истоки» высокий 50%, средний 30%, низкий 20% уровень развития координационных способностей.
Анализ анкет показал следующее. По мнению родителей у детей стар-шего возраста, преобладают следующие виды деятельности: прогулка, по-движные игры и игры с мячом, так считают 55 % родителей, 45 % считают, что в деятельности ребенка преобладают игры с игрушками, конструирова-ние, просмотр книжек, рисование. 50% родителей считают, что у их детей преобладают такие физические качества как выносливость, сила, ловкость, что физическое качество быстрота 40% родителей, гибкость 30%.
В основном все родителей знают, какие подвижные игры любит их ре-бенок - 80%. Что относится к координационным способностям и как они влияют на общее развитие ребенка дошкольника знают 60% опрошенных. Что способствует развитию координационных способностей знают 40% ро-дителей. 50% опрошенных считают, что в подвижных играх развиваются ко-ординационные способности. 30% родителей заявили, что им нужна помощь в развитии координационных способностей в домашних условиях. В форме консультации 30%, индивидуальные беседы 40%, родительское собрание 30%.
На основании анализа литературы и на основании выявленных проблем мы разработали специальные игровые ситуации и алгоритм к их планированию и рекомендуем их к использованию педагогами в дошкольных образовательных учреждениях.
В заключении можно сказать, что развитие координационных способностей состоит в том целенаправленное педагогическое воздействии на детей, определяется педагогам по индивидуальным качествам, что позволяет разрабатывать содержание образования, организационные формы, отличающиеся друг от друга с учетом индивидуальных особенностей. Таким образом, гипотеза нашла свое подтверждение в процессе проведения экспериментальной деятельности. В дальнейшем работа будет продолжена.



1. Аксенова Л.В. Занимательные развивающие подвижные игры для все семьи / Л.В. Аксенова. - Донецк: ООО ПФК «БАО», 2007. - 14с.
2. Аркин Е.А. Ребенок в дошкольные годы / Е.А. Аркин. - М.:Академия,
2008. - 445 с.
3. Ашмарин Б.А. Теория и методика физического воспитания / Б.А. Ашма¬рин. - М.: Физическая культура и спорт, 2000. - 235 с.
4. Басильевич В.К. Развитие быстроты и координации движений у детей 4-6 лет / В.К. Басильевич, М.Н. Королева, Л.Т. Майорова // Теория и практика физической культуры. - 2009. - №6. - с.21-24.
5. Бернштейн Н.А. О построении движений / Н.А. Берштейн. - М.: Медгиз,
2009. - 65 с.
6. Берштейн Н.А. О ловкости и ее развитии / Н.А. Берштейн. - М.: ФиС, 2001. - 186 с.
7. Берштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности / Н.А. Берштейн. - М.: Медицина, 2006. - 146 с.
8. Бесшапошникова С.Ю. Развитие двигательной координации у детей 5-7 лет с использованием гимнастических упражнений на уменьшенной опоре / С.Ю. Бесшапошникова. - Шуя, 2004. - 181 с.
9. Боген М.М. Обучение двигательной действиям / М.М. Боген. М.: Физическая культура и спорт, 2005. - 192 с.
10. Вавилова Е.Н. Исследование средств и методов воспитания
двигательных качеств у детей дошкольного возраста: автореф. дисс. ... канд пед. наук / Е.Н. Вавилова. - М.:, 1989. - 25 с.
11. Вавилова Е. Н. Учите прыгать, бегать, лазить, метать. - М.: «Просвеще¬ние», 2010. - с. 65, 144
12. Вильчковский Э.С. Физическая культура детей дошкольного возраста: библеотека для родителей и детей / Э.С. Вильчковский. - 2-е изд., перераб. и доп. - Киев.: Здоровья, 2001. - 232с.
13. Волошина Л.Н. Вличние подвижных игр с элементами спорта на развитие двигательных способностей детей старшего дошкольного возраста: дис. ... канд. пед. наук.: 13.00.07: Екатеринбург, 2001. - 26 с. РГБ ОД
14. Волошина Л.Н. Играйте на здоровье! Программа и технология физического воспитания детей 5-7 лет / Л.Н. Волошина, Т.В. Курилова / Мздательство: М.: Аркти. - 2004. С. 36-41
15. Галимская О.Г. Формирование двигательно-игрового опыта детей дошкольного возраста посредством спортивных игр: дисс., ФГАОУ ВО «НИУ Белгу», 2017 г..- 45 с... 64


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ