ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО 8
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СФЕРЕ ОКАЗАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ ГРАЖДАНАМ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА И ИНВАЛИДАМ
1.1. Социальные услуги гражданам пожилого возраста и инвалидам: виды и 8 принципы
1.2. Структура межведомственного взаимодействия в сфере оказания 16
социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам
2. ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО 23
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СФЕРЕ ОКАЗАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ ГРАЖДАНАМ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА И ИНВАЛИДАМ (НА ПРИМЕРЕ ВАЛУЙСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА)
2.1. Анализ опыта и проблемы организации межведомственного 23
взаимодействия в сфере оказания социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам (по материалам исследования)
2.2. Муниципальная модель межведомственного взаимодействия в сфере 35
оказания социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 48
ПРИЛОЖЕНИЯ 56
Актуальность темы исследования. Современное российское общество вследствие проводимых политических, социальных, экономических реформ претерпевает значительную трансформацию: формируются новые социальные институты, социальные группы и др. В настоящее время наблюдаются социально-демографические процессы, характеризующиеся увеличением численности пожилых людей в общей структуре населения большинства стран, в том числе и в России.
Процесс старения особым образом влияет на состояние здоровья пожилого человека. В первую очередь он сопровождается развитием возрастных изменений в организме. С возрастом снижается доля заболеваний, протекающих остро, и увеличивается число хронических заболеваний, которые носят множественный характер и приводят к инвалидности.
В связи с этим возникает необходимость в развитии структур, которые обеспечат удовлетворение потребностей граждан пожилого возраста и инвалидов. Ведущую роль среди них играет система социального обслуживания, которая направлена на создание оптимальных условий для ведения пожилыми людьми и инвалидами успешной социальной жизнедеятельности, интеграции в социум.
Система социального обслуживания охватывает, в частности, медико-социальную помощь, помощь на дому нуждающимся в постороннем уходе; профессиональное переобучение и последующее трудоустройство; жилищно¬бытовое и коммунальное обслуживание; организацию досуга и т. д.
В современной России спектр потребностей граждан пожилых людей и инвалидов удовлетворяется не в полной мере, несмотря на принимаемые государством меры по поддержанию уровня жизни граждан, улучшению условий их жизнедеятельности.
Механизмом решения проблем социального обслуживания пожилых граждан и инвалидов становится межведомственное взаимодействие - комплекс мер по осуществлению сотрудничества различных ведомств для достижения единых целей по определенному направлению деятельности.
Межведомственное взаимодействие в социальном обслуживании предполагает процесс объединения ресурсов органов государственной власти, местного самоуправления, организаций различной ведомственной принадлежности, некоммерческих организаций и осуществляется в целях своевременного и качественного предоставления гражданам социальных услуг, а также содействия в предоставлении гражданам медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам (социальное сопровождение).
Учитывая вышесказанное, актуализируется проблема выявления механизмов и способов решения проблем межведомственного взаимодействия в сфере оказания социальных услуг пожилым гражданам и инвалидам.
Степень научной разработанности проблемы. Важным для осмысления проблемы межведомственного взаимодействия в сфере оказания социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам представляется анализ функционирования социальных институтов поддержки старшей возрастной группы, представленный в работах зарубежных и отечественных учёных Ф. Парслоу, О. Стивенсона, К. Томаса, Л. Торнстона, Н.П. Щукиной, Е.Р. Ярской-Смирновой.
Следует выделить такие научные подходы к проблематике инвалидности как теории социальной реакции или «наклеивания ярлыков» (Г. Беккер, Э. Лемертон), теорию стигматизации (И. Гоффман), социокультурную теорию нетипичности (Е.Р. Ярская-Смирнова).
Понятие «взаимодействие» исследователями используется для объяснения широкого круга явлений социальной действительности.
Значимый вклад в изучение данной темы внесли такие зарубежные ученые как М. Вебер, Г. Зиммель, Э. Гидденс Т. Парсонс.
В отечественной социологии общие проблемы взаимодействия рассматривались М.М. Ковалевским, П.А. Сорокиным, Б.Н. Чичериным. Смежными проблемами межтерриториального и внутритерриториального взаимодействия учреждений социальной сферы занимаются Е.В. Хижнякова, А.В. Гуревич.
Региональные особенности и механизмы межведомственного взаимодействия в социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов проанализированы в трудах Д.В. Кулагина, М.В. Корниловой, А.И. Орловского.
Особый интерес для изучения проблемы межведомственного взаимодействия в сфере оказания социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам представляются диссертационные исследования О.Б. Белых, Т.В. Кузьминой, Д.А. Разаева, В.Г. Смирнова, О. П. Юдиной.
В то же время, несмотря на достаточно большое количество опубликованных трудов по интересующей нас проблематике, необходимо отметить следующее: проблемы организации межведомственного
взаимодействия в сфере оказания социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам раскрыты явно недостаточно и нуждаются в более пристальном внимании исследователей.
Объект исследования - межведомственное взаимодействие в сфере оказания социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам.
Предмет исследования - способы организации межведомственного взаимодействия в сфере оказания социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам.
Цель исследования - раскрыть сущность и специфику межведомственного взаимодействия в сфере оказания социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам; разработать муниципальную модель межведомственного взаимодействия в сфере оказания социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам.
Основными задачами исследования являются:
- раскрыть теоретические основы межведомственного взаимодействия в сфере оказания социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам;
- охарактеризовать опыт организации межведомственного взаимодействия в сфере оказания социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам;
- выявить проблемы и разработать муниципальную модель межведомственного взаимодействия в сфере оказания социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют фундаментальные идеи классиков социологии, работы зарубежных и отечественных авторов в области социальной политики, социальной геронтологии, социальной работы; теории и концепции, в рамках которых рассматриваются особенности взаимодействия институтов социума (И.А. Куликова, В.Г. Смольков). Полезными явились идеи и концепции современных авторов, разрабатывающих технологии межведомственного взаимодействия (B.C. Дудченко, А.В. Стрыгин, В.В. Щербина).
Методы исследования: анализ документов (специальной литературы, нормативно-правовых актов); экспертный и массовый опрос, анализ статистических материалов. Данные методы позволили осуществить сбор и анализ необходимой информации о специфике оказания социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам в г. Белгороде, на основе которой была разработана муниципальная модель межведомственного взаимодействия в сфере оказания социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам.
Эмпирическую базу исследования составили нормативно-правовые документы различного уровня, в частности, ФЗ «О социальной защите
инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995; ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 28.12.2013; Постановление Правительства Белгородской области «Об утверждении Регламента межведомственного взаимодействия
исполнительных органов государственной власти Белгородской области в связи с реализацией полномочий Белгородской области в сфере социального обслуживания» от 21.11.2016 № 412-пп; результаты социологического
исследования «Проблемы организации межведомственного взаимодействия в сфере оказания социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам», проведенного автором на базе МБУ «Комплексный центр социального обслуживания населения Валуйского городского округа» (N = 100); исследование также включало экспертный опрос (N = 15).
Теоретико-практическая значимость исследования состоит в рассмотрении теоретических основ межведомственного взаимодействия в сфере оказания социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам; анализе опыта организации межведомственного взаимодействия в сфере оказания социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам; выявлении проблем и разработке муниципальной модели межведомственного взаимодействия в сфере оказания социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам.
Апробация результатов выпускной квалификационной работы. Результаты исследования были апробированы в ходе прохождения преддипломной практики в МБУ «Комплексный центр социального обслуживания населения Валуйского городского округа».
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Межведомственное взаимодействие в социальном обслуживании предполагает процесс объединения ресурсов органов государственной власти, местного самоуправления, организаций различной ведомственной принадлежности, некоммерческих организаций и осуществляется в целях своевременного и качественного предоставления гражданам социальных услуг, а также содействия в предоставлении гражданам медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам (социальное сопровождение).
В условиях современной действительности, актуализируется проблема выявления механизмов и способов решения проблем межведомственного взаимодействия в сфере оказания социальных услуг пожилым гражданам и инвалидам.
Социальная услуга - действие или действия в сфере социального обслуживания по оказанию постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной помощи, гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности.
Мы пришли к выводу, что социальное обслуживание пожилых людей и инвалидов представляет собой деятельность социальных служб по поддержке, оказанию различных услуг (бытовых, медицинских, психолого-педагогических, правовых и других) и материальной помощи, проведению реабилитации и социальной адаптации граждан пожилого возраста и инвалидов.
Организациями социального обслуживания являются организации, осуществляющие социальное обслуживание на дому, полустационарное социальное обслуживание, стационарное социальное обслуживание.
Получателям социальных услуг с учетом их индивидуальных потребностей предоставляются следующие виды социальных услуг:
1) социально-бытовые, направленные на поддержание
жизнедеятельности получателей социальных услуг в быту;
2) социально-медицинские, направленные на поддержание и сохранение здоровья получателей социальных услуг путем организации ухода, оказания содействия в проведении оздоровительных мероприятий, систематического наблюдения за получателями социальных услуг для выявления отклонений в состоянии их здоровья;
3) социально-психологические, предусматривающие оказание помощи в коррекции психологического состояния получателей социальных услуг для адаптации в социальной среде, в том числе оказание психологической помощи анонимно с использованием телефона доверия;
4) социально-педагогические, направленные на профилактику отклонений в поведении и развитии личности получателей социальных услуг, формирование у них позитивных интересов, организацию их досуга;
5) социально-трудовые, направленные на оказание помощи в трудоустройстве и в решении других проблем, связанных с трудовой адаптацией;
6) социально-правовые, направленные на оказание помощи в получении юридических услуг, в том числе бесплатно, в защите прав и законных интересов получателей социальных услуг;
7) услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности;
8) срочные социальные услуги.
Межведомственное взаимодействие осуществляется в форме:
- заключения межведомственных соглашений;
- направления межведомственных запросов уполномоченного органа исполнительной власти в сфере социального обслуживания и его территориальных управлений социальной защиты населения;
- использования централизованных баз данных и классификаторов информационных систем, подключенных к системе межведомственного взаимодействия;
- создания межведомственных рабочий групп, комиссий, советов.
Установлено, что при организации социального обслуживания и социального сопровождения Управление социальной защиты населения Белгородской области и уполномоченные органы местного самоуправления в сфере социальной защиты населения осуществляют межведомственное взаимодействие с исполнительными органами государственной власти:
- департаментом здравоохранения и социальной защиты населения Белгородской области и подведомственными ему учреждениями здравоохранения;
- органами социальной защиты населения и подведомственными им учреждениям социального обслуживания Белгородской области;
- Управлением Федеральной налоговой службы по Белгородской области и его структурными подразделениями;
- органами ЗАГС муниципальных районов и городских округов Белгородской области;
- Управлением по труду и занятости населения Белгородской области, подведомственными ему областными казенными учреждениями, центрами занятости населения муниципальных районов и городских округов Белгородской области;
- Федеральным казенным учреждением «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Белгородской области» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, имеющим в своем составе главное бюро и бюро-филиалы;
- Департаментом образования Белгородской области и подведомственными ему учреждениями;
- УМВД России по Белгородской области;
- УФСИН России по Белгородской области и его структурными подразделениями;
- Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации (государственным учреждением) по Белгородской области и его структурными подразделениями;
- УФМС России по Белгородской области и его структурными подразделениями;
- органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.
Проведенное нами исследование показало, что существует объективная необходимость совершенствования системы межведомственного
взаимодействия в сфере оказания социальных услуг пожилым гражданам и инвалидам на муниципальном уровне. Это позволило нам разработать муниципальную модель межведомственного взаимодействия в сфере оказания социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам, представляющую собой систему целенаправленных направлений деятельности по организации межведомственного взаимодействия при организации социального обслуживания данной категории на муниципальном уровне. Данная модель основана на принципах научности и достоверности.
Основные направления реализации Модели межведомственного взаимодействия:
1. Обмен информацией, используемой при предоставлении социальных услуг и осуществлении социального сопровождения, в том числе в электронной форме.
2. Осуществление совместных действий (мероприятий) в рамках реализации социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам.
3. Создание межведомственных рабочих групп, комиссий, координационных советов, межведомственных совещательных органов, и пр.
4. Соглашения о взаимодействии, в которых определяются порядок и организационно-технические условия взаимодействия по вопросам предоставления социальных услуг пожилым гражданам и инвалидам.
5. Сетевое взаимодействие организаций различной ведомственной принадлежности по вопросам социальных услуг пожилым гражданам и инвалидам.
6. Совместное формирование и использование банков данных, автоматизированных информационно-аналитических систем.
7. Общие стратегии развития ведомственных систем в рамках региональной системы социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.
1. Конвенция о правах инвалидов: принята резолюцией
61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 года / [Электронный ресурс]: http: //base. garant.ru/2565085.
2. Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации: [федер. закон от 23 декабря 2013г. № 442-ФЗ (ред. 05.02.2018)] / [Электронный ресурс]: http://www.rg.ru/2013/12/30/socialka-dok.html.
3. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации:
[федер. закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ (ред. 07.03.2018)] /
[Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/con s_doc_LAW_8559
4. ГОСТ Р 52495 - 2005 Национальный стандарт Российской
Федерации. Социальное обслуживание населения. Термины и определения / [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/12004312.
5. Об утверждении государственной программы Российской
Федерации «Доступная среда» на 2011 - 2020 годы: [постановление
Правительства РФ от 01.12.2015 № 1297 (ред. от 20.11.2018)] / [Электронный ресурс]: Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_189921.
6. Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и других
маломобильных групп населения к объектам социальной, транспортной, инженерной, производственной инфраструктуры, средствам информации и связи в Белгородской области: [закон Белгородской области от 02.04.2009 г. №265 с измен. на 03.05.2018] / [Электронный ресурс]: Режим доступа:
http://docs.cntd.ru/document/469024669
7. Об утверждении Порядка обеспечения доступности для инвалидов объектов и услуг, предоставляемых органами и учреждениями в сфере социальной защиты населения и социального обслуживания населения Белгородской области: [постановление Правительства Белгородской области от 21 ноября 2016 года №412-пп] / [Электронный ресурс]: Режим доступа: https: //www.belregion.ru/documents/index.php7arrFilterDocs.
8. Об утверждении Регламента межведомственного взаимодействия
исполнительных органов государственной власти Белгородской области в связи с реализацией полномочий Белгородской области в сфере социального обслуживания: [постановление Правительства Белгородской области от 21 ноября 2016 года №412-пп] / [Электронный ресурс]: Режим доступа:
http: //docs.cntd.ru/document/423908938.
9. Положение о региональной системе межведомственного
электронного взаимодействия Белгородской области и Порядка представления и получения документов и информации при межведомственном информационном взаимодействии: [Постановление Правительства Белгородской области от 23.04.2019 № 159-пп] / [Электронный ресурс]: Режим доступа:
http: //docs.cntd.ru/document/553261436.
10. Об утверждении Региональной программы «Повышение качества жизни граждан пожилого возраста в Белгородской области на 2017 - 2025 годы: [Постановление Правительства Белгородской области от 29.05.2017 № 204-пп в ред. 23.07.2018] / [Электронный ресурс]: Режим доступа: http: //docs.cntd.ru/document/450235415.
11. Об утверждении Муниципальной программы «Социальная
поддержка населения города Белгорода на 2015-2020 годы»: [Постановление Администрации г. Белгорода от 02 октября 2014 года № 185] /
[Электронный ресурс]: http://docs.cntd.ru/document/428652747.
12. Абрамовская, Д.А. О некоторых аспектах совершенствования процесса взаимодействия социальных служб города Красноярска и Красноярского края при предоставлении социальных услуг населению / Д.А. Абрамовская // Постулат. - 2017. - №6. - С.6-11.
13. Альперович, В. К. Социальная геронтология / В. К. Альперович. - Ростов н/Д.: Изд-во Феникс, 2011. - 576 с.
14. Айшервуд, М.М. Полноценная жизнь инвалида / М.М. Айшервуд - М.: Педагогика, 2001. - 324 с.
15. Баранников, Д.О. Социальное обслуживание пожилых и инвалидов: региональный аспект (из опыта работы Посольского дома- интерната для престарелых и инвалидов) / Д.О. Баранников, Т.В. Григорьева, Д.М. Парфенов // Вестник Бурятского государственного университета. - 2014. - №5. - С.117-120... 62