Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОРГАНИЗАЦИЯ ПОДДЕРЖКИ СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫХ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ (НА МАТЕРИАЛАХ АДМИНИСТРАЦИИ НОВООСКОЛЬСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)

Работа №176872

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

социальная работа

Объем работы79
Год сдачи2019
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
0
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ I. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ
ПОДДЕРЖКИ СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫХ
НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В
МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЯХ 8
РАЗДЕЛ II. ПРАКТИКА ОРГАНИЗАЦИИ ПОДДЕРЖКИ
СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫХ
НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В
НОВООСКОЛЬСКОМ ГОРОДСКОМ ОКРУГЕ
БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ 24
РАЗДЕЛ III. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
ПОДДЕРЖКИ СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫХ
НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В
НОВООСКОЛЬСКОМ ГОРОДСКОМ ОКРУГЕ
БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 77

Актуальность темы исследования. Традиционно основными субъектами социальной политики в Российской Федерации являются государство в лице государственных ведомств и учреждений, различных внебюджетных фондов и органы местного самоуправления. Но, в то же время, сегодня наряду с государством в качестве субъектов социальной политики стали более активно выступать также разнообразные общественные, религиозные, благотворительные или иные
негосударственные объединения, коммерческие структуры,
профессиональные работники, занимающиеся разработкой вопросов социальной политики, волонтеры, и даже рядовые граждане, через механизмы гражданских инициатив и групп самопомощи.
В современных условиях ощутимее становится вклад некоммерческих организаций в решение федеральных, региональных и местных задач, которые связаны с обеспечением социальной политики государства и развитием гражданского общества. Особую актуальность приобретают проблемы развития и взаимодействия данного феномена с точки зрения формирования социально ориентированной экономики, основные принципы которой были заложены Концепцией долгосрочного экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. В Концепции четко установлено направление по развитию сектора негосударственных некоммерческих организаций в сфере оказания социальных услуг .
Вовлечение некоммерческих организаций в решение проблем социальной сферы дает возможность снизить нагрузку на государственный бюджет за счет аккумулирования негосударственными институтами объема средств и ресурсов, необходимых для решения или смягчения социальных противоречий и проблем. Некоммерческие организации чаще всего действуют экономичнее и мобильнее, чем государственные и муниципальные службы и учреждения. В отличие от них некоммерческие организации могут оперативно реагировать на потребности общества, своевременно разрабатывать и предоставлять большой спектр проектов и услуг по приоритетным направлениям.
В то же время сами социально ориентированные некоммерческие организации нуждаются в поддержке со стороны государства и местного самоуправления, выражающейся, прежде всего в организационно-правовом регулировании деятельности таких организаций, а также в финансово¬материальной поддержке. Поэтому особую важность приобретает необходимость более тесного взаимодействия социально ориентированных некоммерческих организаций с органами власти как федерального и регионального, так и муниципального уровней, нахождения более продуктивных форм их сотрудничества на благо общества.
Анализ степени изученности. Теоретические основы изучения НКО были заложены еще в 1970-х годах, в основном американскими учеными. Вопросы их развития рассмотрены в таких работах зарубежных авторов, как: Х. Анхайер, М. Дженсен, Р. Крамер, С. Тоффлер, Л. Саламон, С. Соколовски и др1.
В России активное изучение некоммерческого сектора началось только в 90-х гг. XX века. В разных аспектах его рассматривали Е.И. Борисова, В.Б. Беневоленский, В.К. Крутиков, К.А. Маракулина, И.В. Марсианова, Г.А. Миннигалеева, Л.И. Якобсон .
Проблемы поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций в своих работах освящали такие авторы, как: А. Аверин, Л.Х. Билалова, Я.С. Гришина, Е.А. Исаева, В.Ю. Кулькова1.
Региональные и местные аспекты развития социально ориентированных некоммерческих организаций представлены в трудах А.Г. Баюшкина, А.В. Исаева, А.Н. Куприянов, Р.Х. Мухаметшина .
Как показывает анализ степени изученности темы большое количество научных исследований посвящено теоретическим и организационно¬правовым основам формирования, развития и поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций на федеральном уровне, в то время как вопросы развития и поддержки таких организаций на региональном и муниципальном уровнях не достаточно изучены и освящены, а также не выработано какого-либо научно обоснованного комплекса мероприятий по совершенствованию взаимодействия органов власти с некоммерческими организациями на муниципальном уровне.
Проблема выпускного исследования обусловлена противоречием между необходимостью совершенствования механизмов поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций и недостаточной разработанностью практических рекомендаций по развитию этого процесса на местном уровне.
Объектом выпускного квалификационного исследования является государственная политика в сфере поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций.
Предметом исследования выступают механизмы поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций в муниципальных образованиях.
Целью квалификационного исследования является разработка рекомендаций по совершенствованию организации поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций в муниципальном образовании.
Реализация поставленной цели возможна путем решения следующих задач:
- исследовать организационно-правовые основы поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций на муниципальном уровне;
- проанализировать практику организации поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций в Новооскольском городском округе Белгородской области;
- разработать направления совершенствования поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций в Новооскольском городском округе Белгородской области.
В качестве теоретико-методологической основы исследования выступает гипотеза Р. Патнема о «социальном капитале», освященная в работе Д.Н. Протасеня. По его мнению, социальный капитал это «отношения сотрудничества, взаимной поддержки, формирующихся между людьми благодаря участию в деятельности добровольных некоммерческих ассоциаций». Социальный капитал, как утверждает Р. Патнем и его последователи, повышает эффективность программ общественного развития в социальной сфере, что в свою очередь определяет заинтересованность государства в сотрудничестве с некоммерческим сектором и оказания услуг в социальной сфере1.
При написании выпускной квалификационной работы использовались экономико-статистический, системный и сравнительный методы исследования.
Эмпирическую базу исследования составили нормативно-правовые акты Российской Федерации , Новооскольского городского округа Белгородской области . В работе использованы также организационные и отчетные документы Администрации Новооскольского городского округа, периодические источники, статистические данные федеральной службы государственной статистики Белгородской области.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в возможности использования ее результатов и рекомендации, сформулированных автором исследования, в деятельности органов государственного и муниципального управления.
Структура выпускной квалификационной работы определяется целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка источников и литературы, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Социально ориентированные некоммерческие организации являются относительно молодым сектором общественной сферы. В настоящее время они принимают активное участие в формировании гражданского общества, являются мощным институтом социализации граждан и различных групп населения. Значимость некоммерческих организаций для государства и общества заключается не только в обеспечении людей рабочими местами, вкладе в экономические показатели, но и в участии в решении актуальных социальных проблем. Зачастую деятельность СО НКО невозможна без взаимодействия с органами власти различных уровней.
Российское законодательство определяет статус и специфику деятельности СО НКО, как организаций, не имеющих извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Основными нормативно-правовыми актами, регулирующими деятельность данного сектора, а также устанавливающими формы государственной поддержки являются Федеральный закон «О некоммерческих организациях» и постановление Правительства РФ «О предоставлении поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям». В соответствии с данными документами, деятельность СО НКО может осуществляться только по тем направлениям, которые законодательно закреплены. К таковым законодатели отнесли достаточно широкий перечень услуг, такие например, как: социальное обслуживание, социальная поддержка и защита граждан; профилактика социально опасных форм поведения граждан; деятельность в области образования, просвещения, науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан, физической культуры и спорта и содействие указанной деятельности и др.
Однако решение социальных проблем невозможно без тесного взаимодействия всех участников общества: граждан, самих СО НКО и конечно без активной поддержки органов государственной и муниципальной власти. Оказание поддержки СО НКО имеет нормативно-правовое закрепление и осуществляется посредством оказания финансовой, имущественной, информационно-консультационной помощи.
Основным органом исполнительной власти на федеральном уровне, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере поддержки СО НКО, является Министерство экономического развития Российской Федерации. На муниципальном уровне создание условий для деятельности СО НКО осуществляется Администрациями муниципальных образований и их структурными подразделениями, посредством разработки и реализации муниципальных программ с учетом местных социально-экономических, экологических и культурных особенностей.
Муниципальный уровень управления является непосредственным исполнителем всего комплекса поддержки СО НКО. Организация поддержки СО НКО на территории Новооскольского городского округа осуществляется в рамках подпрограммы «Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций» муниципальной программы «Социальная поддержка граждан в Новооскольском районе на 2015-2020 годы». Основной целью муниципальной подпрограммы является обеспечение эффективной деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций в предоставлении социальных услуг.
Исполнителем муниципальной подпрограммы по оказанию поддержки СО НКО является структурное подразделение администрации Новооскольского городского округа - Управление социальной защиты населения. На территории городского округа официально зарегистрированы и являются получателями субсидии из местного бюджета семь СО НКО. В соответствии с законодательством муниципальные органы власти городского округа оказывают финансовую, имущественную, информационно¬консультационную поддержку, а также осуществляют содействие в сфере подготовки или переподготовки сотрудников и добровольцев СО НКО.
Основным мероприятием, обеспечивающим успешную реализацию муниципальной подпрограммы, является оказание финансовой поддержки посредством субсидирования на конкурсной основе зарегистрированных на территории городского округа СО НКО из средств местного бюджета, в соответствии с утвержденной функцией органов исполнительной власти Новооскольского района по содержанию общественных организаций. Порядок субсидирования определяется утвержденным муниципальных нормативно-правовым актом, определяющим, что субсидия предоставляется на конкурсной основе для СО НКО осуществляющим свою деятельность по утвержденным направлениям и может быть направлена на оплату аренды помещений, используемых для размещения офиса общественной организации, коммунальных услуг, услуг связи; материальное поощрение сотрудников (членов) общественной организации на проведение программных мероприятий и проведение программных мероприятий, соответствующих видам деятельности общественных организаций.
Оказание имущественной поддержки реализуется посредством предоставления во временное пользование и (или) владение муниципальных помещений. В 2017 году местными органами власти был открыт Центр общественных организаций, который способствует развитию взаимодействия некоммерческих структур с органами власти и населением городского округа, укреплению социального партнерства внутри общественного сектора. На базе Центра общественными организациями реализуется ряд проектов, например «Развитие добровольческого движения «Серебряного возраста»», а также проводятся общественные мероприятия.
Информационно-консультационная поддержка СО НКО оказывается через проведение местными органами власти при участии сотрудников СО НКО обучающих семинаров, курсов, конференций по актуальным для них тематикам, направленных на повышение эффективности их работы.
По отчетам Администрации Новооскольского городского округа и ее структурного подразделения - Управления социальной защиты населения, основные целевые показатели, предусмотренные муниципальной программой, выполнены со 100% результатом. Однако стоит отметить, что содержательный анализ конечных результатов показал - только один из них («увеличение количества граждан, принимающих активное участие в деятельности СО НКО»), является относительно объективным параметром оценки эффективности реализации программы.
Несмотря на успешность и эффективность выполнения муниципальной программы, в процессе анализа практики реализации муниципальной подпрограммы «Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций» нами был выявлен ряд недостатков: неточность и абстрактность целевых показателей; сосредоточенность СО НКО на определенных видах деятельности и достаточно узкий охват населения социальными услугами; расходование финансовых средств в большей степени на содержание организаций, и в меньшей - на те направления деятельности, ради которых они функционируют; недостаточная информационная поддержка СО НКО, прежде всего со стороны СМИ и официальных сайтов местных органов власти.
Анализ направлений деятельности зарегистрированных организаций показал, что социальными услугами на территории городского округа в большей степени охвачена старшая возрастная категория населения, а также инвалиды по слуху и зрению, и недостаточно уделяется внимания другим категориям, таким как дети и подростки; родители-одиночки; семьи, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации; граждане, остро нуждающиеся в социальной помощи (наркоманы, покинувшие места заключения и т.д.). Кроме этого, как показывает практика деятельности некоммерческих организаций на территории городского округа, ряд направлений деятельности, предусмотренных федеральным и муниципальным законодательством так и не реализован. На территории муниципального образования отсутствуют СО НКО, оказывающие социальные услуги по таким направлениям деятельности как: профилактика и охрана здоровья граждан, пропаганда здорового образа жизни; поддержка общественно значимых инициатив, проектов, детского и молодежного движения и организаций; профилактика социального неблагополучия среди молодых семей и семей оказавшихся в кризисной ситуации и т.д.
Мы рекомендуем местным органам власти сконцентрировать внимание на создании условий для развития СО НКО, по другим, отличным от существующих направлениям деятельности, предусмотренными
муниципальными нормативно-правовыми актами, для социально незащищенных категорий населения, детей и подростков, родителей- одиночек и т.д.
С целью повышения эффективности и прозрачности деятельности СО НКО, местным органам власти, в дополнение к существующему отчету о целевом расходовании средств, предоставляемому по результатам отчетного года, мы предложили примерный перечень количественных и качественных показателей эффективности деятельности некоммерческих организаций, которые могут быть использованы местными органами власти и позволят объективно оценивать результативность и эффективность СО НКО.
В результате анализа информационных ресурсов органов местного самоуправления, в частности официальных сайтов Администрации Новооскольского городского округа и Управления социальной защиты населения, нами было рекомендовано для обеспечения более комфортных условий при создании новых некоммерческих организаций по недостающим направлениям деятельности, местным органам власти разместить на своих официальных ресурсах перечень муниципального имущества для предоставления во владение и (или) пользование СО НКО, а также создать разделы со всей необходимой правовой, справочной и новостной информацией.
С целью улучшения информационной поддержки СО НКО, необходимой для привлечения внимания целевой аудитории к их деятельности, расширения круга спонсоров и партнеров, вовлечения в свою деятельность волонтеров нами был рекомендован к внедрению проект «Информационно-коммуникационная поддержка социально
ориентированных некоммерческих организаций на территории Новооскольского городского округа».


1. О некоммерческих организациях [Электронный ресурс] : федер закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ (в ред. 29.07.2018 г.) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
2. О внесении изменений в отдельные законодательные акты
Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций [Электронный ресурс] : федер. закон от 5 апреля 2010 г. № 40-ФЗ // Справочно-правовая система
«КонсультантПлюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
3. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ (с изм. от 07.07.2011 г.) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Информ. Банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
4. О предоставлении поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям [Электронный ресурс] : Постановление Правительства РФ от 23 августа 2011 г. № 713 (в ред. от 25.05.2016 г.) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
5. Об имущественной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций [Электронный ресурс] : Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2012 г. № 1478 // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
6. Муниципальная программа Новооскольского района
«Социальная поддержка граждан в Новооскольском районе на 2015-2020 годы» [Электронный ресурс] : Постановление Администрации
муниципального района «Новооскольский район» Белгородской области от 23 марта 2015 г. // Официальный сайт Управления социальной защиты населения администрации муниципального района «Новооскольский район» Белгородской области : [сайт] / Управление социальной зашиты населения администрации Новооскольского городского округа Белгородской области. - г. Новый Оскол, - Режим доступа: http://www.noskol-
uszn.ru/normativnye%20dokumenty/Zakonodat%20NO.php.
7. Положение об Управлении социальной защиты населения
Администрации Новооскольского городского округа [Электронный ресурс] : Решение совета депутатов Новооскольского городского округа от 20 декабря 2018 г. № 120 // Официальный сайт Управления социальной защиты населения администрации муниципального района
«Новооскольский район» Белгородской области : [сайт] / Управление социальной зашиты населения администрации Новооскольского городского округа Белгородской области. - г. Новый Оскол, - Режим доступа:
http://www.noskol-uszn.ru/ob%20upravlenii/index.php.
8. Порядок оказания муниципальной поддержки общественным
организациям Новооскольского района [Электронный ресурс] : Постановление администрации Новооскольского района Белгородской области от 2 февраля 2017 г. № 40 // Информационно-правовой портал «Гарант.ру» : [сайт] / ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС»». - М., -2019. -
Режим доступа: http: //base. garant.ru/42716444//.
9. Сводный годовой доклад о ходе реализации муниципальных программ Новооскольского района за 2015 год [Электронный ресурс] // Официальный сайт органов местного самоуправления Новооскольского городского округа Белгородской области : [сайт] / Официальный сайт органов местного самоуправления Новооскольского городского округа Белгородской области. - г. Новый Оскол, 2017-2019. - Режим доступа: http://oskoladmin.ru/dokumenty/vse-dokumenty/.
10. Сводный годовой доклад о ходе реализации муниципальных программ Новооскольского района за 2016 год [Электронный ресурс] // Официальный сайт органов местного самоуправления Новооскольского городского округа Белгородской области : [сайт] / Официальный сайт органов местного самоуправления Новооскольского городского округа Белгородской области. - г. Новый Оскол, 2017-2019. - Режим доступа: http://oskoladmin.ru/dokumenty/vse-dokumenty/.
11. Сводный годовой доклад о ходе реализации муниципальных программ Новооскольского района за 2017 год [Электронный ресурс] // Официальный сайт органов местного самоуправления Новооскольского городского округа Белгородской области : [сайт] / Официальный сайт органов местного самоуправления Новооскольского городского округа Белгородской области. - г. Новый Оскол, 2017-2019. - Режим доступа: http://oskoladmin.ru/dokumenty/vse-dokumenty/.
12. Сведения об использовании бюджетных ассигнований местного бюджета на реализацию муниципальных программ за 9 месяцев 2018 года [Электронный ресурс] // Официальный сайт органов местного самоуправления Новооскольского городского округа Белгородской области : [сайт] / Официальный сайт органов местного самоуправления Новооскольского городского округа Белгородской области. - г. Новый Оскол, 2017-2019. - Режим доступа: http://oskoladmin.ru/dokumenty/vse- dokumenty/ .
13. Концепция развития социально ориентированных
некоммерческих общественных организаций, осуществляющих свою деятельность на территории Новооскольского района на период до 2020 года // Управление социальной защиты населения администрации Новооскольского городского округа - Документ опубликован не был.
14. Отчет расходов денежных средств на содержание местной общероссийской общественной организации «Союз пенсионеров России» на уставную деятельность за 2016, 2017, и 9 месяцев 2018 года // Отчетные документы Управления социальной защиты Новооскольского городского
округа. - Документ опубликован не был.
15. Отчет о расходе денежных средств Новооскольского МО общества глухих за 2016, 2017, 9 месяцев 2018 годов // Отчетные документы Управления социальной защиты Новооскольского городского округа. - Документ опубликован не был... 53


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ