Введение 3
1. РОЛЬ ЛОКУСА И ТОПОНИМИКИ В ОРГАНИЗАЦИИ ЛИРИЧЕСКОГО
ТЕКСТА 7
1.1. Функция локуса в поэтическом тексте 7
1.2. Топонимика в организации поэтического текста 11
1.3. Традиции топонимики Санкт-Петербурга в русской поэзии 16
Вывод 24
2. ФУНКЦИИ ПРОСТРАНСТВЕННЫХЗНАКОВ ПЕТЕРБУРГА В ПОЭЗИИ
А.М. ГОРОДНИЦКОГО 26
2.1. Функции топонимического подтекста в лирике
А.М. Городницкого 26
2.2. Функции топонимического подтекста в лирике
А.М. Городницкого 36
2.3. Типология пространственных знаков Петербурга в поэзии 48
Вывод 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 62
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Корконданс пространственных знаков Петербурга в поэзии А.М. Городницкого
Актуальность и новизна исследования. Каждому человеку свойственно стремление максимально кратко и ёмко обозначать словом место своего обитания, поэт же в своих произведениях создаёт модель действительности как свидетельство собственного присутствия в мире. Уже созданы различные классификации видов пространства по различным признакам, положенным в основу, в зависимости от точки зрения и цели исследователя. Однако и в самой терминологии отмечается полифонизм, поэтому постановка вопроса о содержании и сфере употребления пространственных понятий является актуальной. Современные исследователи указывают на важность организации поэтического произведения при помощи локуса и топоса.
Топонимика сегодня оказывается одним из центральных понятий смежных дисциплин: литературоведение, лингвистика, семиотика, лингвокультурология, и др.
Локус и топонимика, как способы познания действительности, играют важную роль в формировании лирического текста в поэзии А.М. Городницкого, так как являются способом познания и отражения реальности, способствуют пониманию авторской позиции в произведении.
Каждый поэт реализует свое право на видение и творческое воплощение петербургской темы; но, обращаясь к ней, оказывается перед лицом уже сложившихся в этой области представлений и традиций, давних или же только зарождающихся. Для А.М. Городницкого, в силу его биографии, профессии, рождения и взгляда на действительность, большое значение имеют пространственные знаки, которые он, осознавая себя ленинградским поэтом, реализует в своих стихотворениях.
Поэзия А. Городницкого в результате интенсивного изучения в последние годы получила разностороннее освещение в литературоведении и критике. Глубоко исследованы образный, тематический, лингвопоэтический аспекты творчества поэта. Творчеству А.М. Городницкого посвящены сотни статей, рецензий, научных докладов, кандидатские и докторские диссертации. Среди многочисленных критических и литературоведческих работ можно выделить несколько тематических векторов. Изучению образного мира поэзии А. Городницкого посвящены, например, работы Е.В. Купчик: «Картина образного мира», «А. Городницкий: образ мира и мир образов», «Образ дома», «Репрезентация концепта «смерть» в поэзии А. Городницкого», «Небо в поэзии А. Городницкого», «Поэт и его эпоха в лирике А. Городницкого», а также «Словарь поэтических образов». Серьезный вклад в изучение творчества А.М. Городницкого внесли следующие исследователи А.А. Кобринский - «Время и слово», «Время Городницкого»; Ничопоров И.Б. - «Русская история в стихах и песнях: поэзия А. Городницкого», «Классика авторской песни на современном этапе: песенно-поэтическое творчество А. Городницкого 1990-х гг.» и др. Вопрос о пространственных знаках в поэзии А.М. Городницкого на сегодняшний день остается практически открытым, что и определяет актуальность и новизну исследования.
Исследование пространственных знаков Санкт-Петербурга в лирике А.М. Городницкого даёт возможность, с одной стороны, проследить развитие темы родного города в творчестве поэта, с другой - выявить литературоведческий аспект топонимического подтекста в поэзии А. Городницкого.
Цель исследования - выявить роль, значение и функции пространственных знаков (локус и топонимика) Петербурга в творчестве А.М. Городницкого.
Данная цель предполагает решение ряда задач:
• выявить роль пространственных знаков (локуса и топонимики) в организации лирического текста;
• рассмотреть и проанализировать традиции топонимики в русской поэзии;
• классифицировать пространственные знаки в поэзии А.М. Городницкого;
• проанализировать топонимический подтекст в поэзии А.М. Городницкого.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы: сравнительный метод; метод анализа критической литературы; гипотетико-дедуктивный метод, анализа и синтеза литературного произведения.
Объектом исследования являются пространственные знаки Петербурга в лирике А.М. Городницкого.
Предмет исследования - функции локуса и топонимики в создании топонимического подтекста лирики. А.М. Городницкого
Материалом исследования является лирика А.М. Городницкого.
Теоретико-методологической основой работы служат работы О.А. Лавреновой «Географическое пространство в русской поэзии XVIII - н. XX вв.», Ю.М. Лотмана «Символика Петербурга и проблемы семиотики города», В.Н. Топорова «Миф. Ритуал. Символ. Образ», В.С. Баевского «История русской поэзии 1930-80 гг.», К.А. Афанасьева и В.В Захарова. «Петербург - Петроград - Ленинград в русской поэзии», а также Петербург в русской поэзии XVIII - 1-ой четверти XX в.
Практическая значимость исследования заключается в выработке комплексной методики анализа локуса Петербурга и топонимики в поэтических текстах и возможности использования результатов работы в школьном и вузовском преподавании таких предметов, как «Литература XX века», «Литературоведческий анализ художественного текста».
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии, включающей 73 источника. Во введении определяется тема дипломной работы, её актуальность, научная новизна, степень изученности, гипотеза, обосновывается цель, задачи исследования, методы, объект и предмет исследования, а также его практическая значимость и структура.
Первая глава посвящена рассмотрению локуса и топонимики как категории поэтического текста с точки зрения литературоведения, а также рассмотрению топонимического подтекста Петербурга в русской поэзии с XVIII - XX вв.
Во второй главе анализируются пространственные знаки Санкт- Петербурга и образ города - Петербурга-Ленинграда в поэзии А.М. Городницкого, анализируется топонимический подтекст в его поэзии, разработана классификация пространственных знаков на определенные типы.
В заключении подводятся итоги работы и делаются общие выводы.
Творчество А.М. Городницкого, несомненно, стало одним из ярчайших явлений, как авторской песни, так и поэтической культуры минувшего столетия в целом. Прошедшее почти полувековую эволюцию, на рубеже веков оно явило органичный синтез песенно-поэтического слова и глубинных философских, исторических, естественнонаучных интуиций, воплотив в своей многожанровой художественной системе сущностные качества современного мироощущения.
Цель работы достигнута: определены роль, значение и функции пространственных знаков в творчестве А.М. Городницкого. В поэтических текстах А.М. Городницкого топонимы встречаются весьма часто. Они используются для изображения конкретного географического пространства, выражения личностного восприятия пространства. Топонимам Ленинграда свойственна автобиографичность, так как А.М. Городницкий в каждый топоним вкладывает личные воспоминания о детстве, юности.
Поставленные задачи были успешно решены. В первой главе представлен генезис термина топонимика. В поэзии топонимы играют роль пространственных ориентиров действия, а также используются в качестве дополнительных средств характеристики изображаемого. Топонимы можно подразделить на два основных типа: реальные, т.е. существующие в действительности, и вымышленные, созданные творческим воображением поэта. Топонимы, будучи элементом структуры стихотворения, выполняют определенную эстетическую и семиотическую функции. Так, названия улиц Петербурга имеют не только «фоновый» характер, но и подчинены решению конкретных идейно-эстетических задач.
Топонимика тесно связана с литературой, т.к. в поэзии топонимы играют роль пространственных ориентиров, и приближает читателя к изображаемым событиям, явлениям, а также используются в качестве дополнительных средств характеристики изображаемого. Топонимы — определенные образы, которые несут художественные и смысловые функции, значения, связанные с ассоциациями, эстетическими воззрениями и эмоциональным миром поэта. Топонимика имеет не только «фоновый» характер, но и подчинена решению конкретных идейно-эстетических задач. Топонимика связана с историческим прошлым, обладает культурно¬историческими знаниями, сознательно пробуждаемых автором и создающих пространственно-временной континуум. Топонимика неотъемлемая часть геопоэтики. Топонимы призванные собирать, притягивать, наращивать все возможные смыслы при прочтении и одновременно растягивать сам текст, делать его объемным, более прозрачным, более удобным в чтении. К тому же мы рассмотрели традиции топонимики на протяжении двух веков (с XVIII в. - XX в.). Образ Петербурга с его топонимикой привлекал многих поэтов. У каждого поэта существовал свой определенный образ Петербурга в поэзии, поэтому топонимика, содержащаяся стихотворениях, представляет собой сложный сплав индивидуального видения города и стереотипов определенной культурной традиции. Топонимика отражает раздумья автора об обновленной стране, ее пространстве, географии, истории и о судьбе Родины. Авторы создали сложный мир образов, где архитектура - не фон, а живой персонаж, помогающий понять переживания лирического героев. На протяжении веков значение топонимики в поэзии менялось от более широкого пространства (Сибирь) к более точным географическим объектам (Нева, улицы), которые наделены личными представлениями, переживаниями и воспоминаниями поэта.
В поэзии Городницкого последнего десятилетия значительное место занимает петербургская тема, содержащая широкий спектр личностных и культурно-исторических ассоциаций и восходящим к творчеству еще 1970-х гг. В созданном А.М. Городницким поэтическом портрете родного города возникает целостное изображение как реального, так и мистического бытия северной столицы. Для А.М. Городницкого Ленинград - это главный городего жизни... это для него все.... В свои стихотворения, песни Городницкий вкладывает автобиографичность, чем соединяет себя с читателем, который, прочитав то или иное его произведение, может ознакомиться с Ленинградом Городницкого, каким он его видит и любит. Ленинград связан с воспоминаниями, как о прошлом самого поэта, так и об историческом прошлом. Город, с одной стороны, дом детства и юности, образ, который прочно закреплен в душе, и к которому автор постоянно возвращается и наяву, и в воспоминаниях. С другой стороны, это только часть дома, который в целом предполагает для поэта весь Земной шар.
Во второй главе мы рассмотрели пространственные знаки Санкт Петербурга, и как проявляется топонимический подтекст в поэзии А.М. Городницкого, где через топонимику Городницкий показывает свой Ленинград, в котором он жил тогда, когда был молодым. Каждый топоним связан с определенным воспоминанием, например, Мойка со школьными годами, Васильевский остров с прогулками с няней. В топонимы он вкладывает свое личное понимание. Дана систематизация пространственных знаков Санкт-Петербурга в поэзии А.М. Городницкого.
Географические названия места действия и описание этих мест, точная пространственная адресация облегчают восприятие художественного текста, настраивают читателя на реалистическое восприятие информации. Используя топонимы, Городницкий А.М. осуществляет географическую конкретизацию описываемого события, приближает его к действительности. Даже вне текста топонимы содержат информацию об определенном пространстве, поэтому у А.М. Городницкого они очень часто выполняют функцию заглавия: «Петербург», «Васильевский остров», «Дом Трезини», «Царское село» и др.
Топонимы, обозначающие конкретное географическое пространство, в лирике Городницкого входят в состав ярких, наглядных метафорических выражений, отражающих неординарное восприятие поэтом реального пространства. Ассоциации поэта необычны, сугубо индивидуальны, он выделяет основной для описываемой местности образ, признак и переосмысливает его, эстетически трансформирует. Ленинградские топонимы в поэзии А.М. Городницкого не образуют собственной системы, а включаются в другие, более широкие, топонимические системы, связанные с различными историко-культурными зонами. Это обусловлено тем, что географические названия А.М. Городницкий использует в символических функциях для выражения своих исторических взглядов, личных воспоминаний, творческого воображения лирического «я», а не для создания пейзажей, отражающих природный и культурный ландшафты Ленинграда.
Таким образом, пространственные знаки, будучи способом познания действительности, играют важную роль в формировании лирического текста в поэзии А.М. Городницкого, так как являются способом познания и отражения реальности, способствуют пониманию авторской позиции в произведении.
Художественная литература:
1. Александров А. А. Блок в Петербурге - Петрограде. - Л.: Лениздат, 1987. - 238 с.
2. Андреев Ю. А. Наша авторская...: История, теория и современное состояние самодеятельной песни. - М.: Мол. Гвардия, 1991. - 270 с.
3. Аннинский Л. А. Барды. - М.: Согласие, 1999. - 164 с.
4. Аннинский Л.А. Шестидесятник в 80-х // А. Городницикий. Острова в океане. - М.: МГЦАП, 1991. С. 5-10.
5. Афанасьев К. А., Захаров В. В. Петербург - Петроград - Ленинград в русской поэзии. - Л.: Лениздат, 1975. - 512 с.
6. Ахундов М.Ю. Концепция пространства и времени: истоки, эволюция, перспективы. - М.: Наука. 1982. - 222 с.
7. Бабенко Л.Г. Лингвистический анализ художественного текста. Теория и практика. - М., 2003. - 136 с.
8. Баевский В. С. История русской поэзии 1930-80 гг. - Смоленск: Русич, 1994. - 301 с.
9. Веденин Ю.А. Очерки по географии искусства. СПб.: Дмитрий Буланин, 1997. - 204 с.
10. Вербловская И. С. Горькой любовью любимый: Петербург Анны Ахматовой. - СПб.: Нева, 2003. - 352 с.
11. Гаршин В.Г. Петербург Ахматовой. - СПб, 2002. - 179 с.
12. Гордин А. М. Путешествие в пушкинский Петербург / А. М. Гордин,
М. А. Гордин. - Л.: Лениздат, 1983. - 287 с.,
13. Городницкий А.М. «Ленинградец - это национальность». «Курьер», № 32, 15-21 августа 2002 года. Интервью Н. Сидоровой.
14. Городницкий А.М. Васильевский остров. Книга воспоминаний. ГКЦМ, В.С. Высоцкого, 1999 г. Библиотека журнала «Вагант - Москва», М. - 298 с.
15. Городницкий А.М. Гадание на ладони. СПб., Фонд русской поэзии, 2006. - 115 с.
16. Городницкий А.М. Избранное. СПб.: Вита Нова, 2008. - 576 с.
17. Городницкий А.М. Когда судьба поставлена на карту: Стихи. Песни.
- М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. - 416 с.
18. Городницкий А.М. Коломна. СПб: Фонд русской поэзии, 2008. - 144 с.
19. Городницкий А.М. След в океане: Документальное повествование. Петрозаводск: Карелия, 1993. - 589 с.
20. Городницкий А.М. Сочинения / Сост. А. Костромин. - М.: Локид,
2000. - 671 с.; ил. («Голоса. Век XX»).
21. Городские имена сегодня и вчера: Ленинградская топонимика / Сост.: С. Алексеева, А. Владимирович, А. Ерофеев и др..- Л.: Добровольное общ-во любителей книги, Ленингр. орг-ция, 1990.- 160 с.: ил.
22. Городские имена сегодня и вчера: Петербургская топонимика. Полный свод названий за три века: Справочник-путеводитель / С.В. Алексеева, А.Г. Владимирович, А. Д. Ерофеев и др. - 2-е изд., перераб. и доп.- СПб.: ЛИК, 1997.- 288 с.
23. Григорьева В.Р. Языковые процессы соврем. худ. Литертуры. Поэзия.
- М.: Наука, 1977. - 392 с.
24. Гумилёв, Н. С. Избранное / Н.С. Гумилёв; предисл., сост., примеч. Н. Богомолова. — 2-е изд., доп. — М.: Панорама, 2000. — 544 с.
25. Достоевский Ф.М. «Подросток» [http://az.lib.rU/d/dostoewskij_f_m/text_0090.shtml] //Lib.ru/Классика Обновлено: 20/11/2013 [дата обращения: 22. 03. 2017].
26. Жирмунский В.М. Поэтика русской поэзии. - СПб.: Азбука-классика.
2001. - 478 с.
27.Зайцев В.А. Авторская песня: ее восприятие и перспективы изучения на современном этапе // Филологические науки.2005.№2.С.77-85.
28.Зайцев В.А. Русская поэзия ХХ века: 1940-1990-е годы. М., 2001. - 160 с.
29. Кавторина Р.С., Иванова А.И. / Улицы Санкт-Петербурга. - СПб.:АОЗТ Атос, 1995. - 263 с.
30. Кобринский А. Время Городницкого// Дружба Народов. - 2002. - №11.
31. Кузнецов В.Г. Герменевтическая феноменология в контексте философских воззрений Густава Густавовича Шпета // Логос. № 2. - М., 1991. с. 199-214.
32. Кукушкина В.В. Топонимика Санкт-Петербурга 1-ой пол. XIX в. по планам города: названия частей города, слобод, деревень и т.д. - СПб.: Изд. РНБ, 1996. - 443 с.
33. Купчик Е.В. «Высокое» и «низкое» в поэтическом идиостиле (на материале сравнений в творчестве А. Г ородницкого) // Проблемы образования. Язык и литература в духовной структуре личности. - Тюмень: ТюмГУ, 1997.- С. 23 - 27.
34. Купчик Е.В. Александр Городницкий: образ мира и мир образов: монография. - Тюмень. Мандр и Ка, 2005. - 125 с.
35. Купчик Е.В. Картина образного мира Александра Городницкого: монография. - Тюмень, Мандр и Ка, 2006. - 147 с.
36. Купчик Е.В. Классическая традиция в авторской песне// Традиции, культура, образование. Т.2. - Тюмень: ТюмГУ, 1995. - С. 154 - 156.
37. Купчик Е.В. Образ дома в поэзии Александра Городницкого.//Вестник Тюменского государственного университета.
- Тюмень: ТюмГУ, 2006. - №4. - С. 89 - 94.
38. Купчик Е.В. Остров-корабль в творчестве А. Городницкого // Стилистика и прагматика. - Пермь: ПГУ, 1997. - С. 65 - 66.
39. Купчик Е.В. Словарь поэтических образов Александра Городницкого.
- Тюмень, Мандр и Ка, 2006. - 142 с.
40. Лавренова О.А. Географическое пространство в русской поэзии XVIII
- н. XX вв. Науч. ред. Ю.А. Веденин. - М.: Ин-т Наследия, 1998. - 128 с.
41. Лавров Л. П. , Перов Ф. В. «Уместная архитектура». Каприччио на стрелке Васильевского острова [http://www.nevariver.ru/islands/kamenniy.php]// Вестник СПбГУ. Сер.
15. 2016. Вып. 4 [ дата обращения: 03. 05. 2017].
42. Лобанова Ю.В. Образ города в художественной культуре: Диссертация кандидата культорологии. - СПб., 1998. - 134 с.
43. Лотман Ю.М.. Символика Петербурга и проблемы семиотики города. // Ю.М.Лотман. Избранные труды. Т. 2., М., 1984. - 347 с.
44. Ляпина Л.Е. Мир Петербурга в русской поэзии: очерки исторической поэтики. — СПб. : Нестор-История, 2010. — 138 с.
45. Матвеева Т.В. Текстовое пространство // Стилистический энциклопедический словарь русского языка / под ред. М.Н. Кожиной.
- М., 2003. - 539-541с.
46. Муравьев М. Седьмая строка // Мир Высоцкого. Исследования и материалы. Вып.11. М., ГКЦМ В.С.Высоцкого, 1998.- 448-461 с.
47. Ничипоров И.Б. Авторская песня в русской поэзии 1950 - 1970-х гг.: творческие индивидуальности, жанрово-стилевые поиски, литературные связи. М., 2006.
48. Ничипоров И.Б. Поэтические портреты городов в лирике Булата Окуджавы [http://www.portal-slovo.ru/philology/37231.php]// Образовательный портал «Слово» [дата обращения: 21. 03. 2017].
49. Новиков В.И. Александр Городницкий: [Филол. коммент.]// Русская речь. - 1989. - №4.
50. Орлов В.Н. Поэт и город: Александр Блок и Петербург. - Л.: Лениздат, 1980. - 268 с.
51.Отрадина М.В. сост. вступ. ст., коммент. Петербург в русской поэзии XVIII - 1-ой четверти XX в.: Поэтическая антология - Спб.: Филологич. фак-т СпбГу, 2002. - 664 с.
52. Павловский А.И. Анна Ахматова: Жизнь и творчество: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1991. - 192 с.
53. Прокофьева В.Ю. статья «Категория пространство художественного направления: локусы и топосы»,Вестник ОГУ ,11.2005г.
54. Рубашкин А. Возвращение в Итаку// Нева. - 2007. - №7.
55. Рубашкин А. Володя, Алик, Геннадий. Вспоминая О Цензуре...// Звезда. - 2003. - №3.
56. Рубашкин А. Спасибо, Что Петь разрешили.. .К 75-Летию Александра Городницкого.// Звезда. - 2008, - № 3.
57. Синдаловский Н.А. «Петербург. От дома к дому» СПб., «Норинт»,
2002. - 357 с.
58. Соколова И.А. Авторская песня: от фольклора к поэзии. М., ГКЦМ В.С.Высоцкого, 2002. - 109 с.
59. Темирболат А.Б. Категория темпорального ритма в современном литературоведении // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: сб. ст. по матер. IX междунар. науч.-практ. конф. - Новосибирск: СибАК, 2012.
60. Топоров В.Н. Петербург и «Петербургский текст русской литературы» (введение в тему). В.Н.Топоров. Миф. Ритуал. Символ. Образ. М., 1995.
61. Фонякова О. И. Топонимы Казани в повести М. Горького «Мои университеты» // Вестник ЛГУ. История, язык, литература. - Л., 1980.
- № 8. - 99-103 с.
62. Хренков Д.Т. Анна Ахматова в Петербурге - Петрограде - Ленинграде. - Л.: Лениздат, 1989. - 222 с.
63. Черенкова Ю. В. Локус Россия в русской поэзии ХХ века: лексический аспект: диссертация ... кандидата филологических наук: 10.02.01 / Черенкова Юлия Владимировна;[Место защиты: ФГБОУ ВПО « Пермский государственный национальный исследовательский университет»].- Оренбург, 2014.- 334 с.
64. Шанталина Ю. Речевая объективация концепта «пространство» в поэзии Н. С. Гумилёва [http://gumilev.ru/about/148/]// Вестник СамГУ.2006. №10/2 (50) [дата обращения: 16. 04. 2017].
65. Шестакова Л. Л. Имена собственные в словаре языка писателя // Поэтика. Стихосложение. Лингвистика. - М., 2003. - С. 123-141.
66.Эйхенбаум Б.М. О поэзии. - Л, 1969. - 552 с.
67. Юрьева И. Ю. Топонимика пушкинских мест
[http://imja.name/poehtonimy/bibl10.shtml ] // Русская речь. - М., 1989.
- № 6. - 71-79 с. [дата обращения: 07. 04. 2017].
68. Яцкевич Л. Г. Поэтическая система топонимов и этнонимов в творчестве Н. А. Клюева // Клюевский сборник. - Вологда, 1000. - Вып. 2. - 40-69 с.
69. Яцкевич Л. Г., Виноградова С. Б., Головина С. Х. Словарь топонимов и этнонимов Н. А. Клюева. Алфавитный указатель // Клюевский сборник. - Вологда, 2000. - Вып. 2. -37-46 с.
II
Энциклопедии:
70. Географический энциклопедический словарь. Понятия и термины / Гл. ред. А.Ф. Трешников; Ред. Кол.: Э.Б. Алаев, П.М. Алампиев, А.Г. Воронов и др. - М., Сов. Энциклопедия, 1988. - 432 с.
71. Краткая литературная энциклопедия в 9 т. - М., 1967-1976.
72. Литературный энциклопедический словарь, под ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева. М.: Сов. Энциклопедия, 1987. - 752с.
73. Толковый словарь русского языка под ред. Д.Н.Ушакова в 4 т. -М., 1935-1940.