Введение 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ИЗУЧЕНИЯ ДЕЛОВОГО ТУРИЗМА 7
1.1 Основные понятия и определения сферы делового туризма 7
1.2 Этапы становления и развития туризма с деловыми целями 21
1.3 Успешная мировая практика развития делового туризма 31
2 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ДЕЛОВОГО ТУРИЗМА В
КРУПНЫХ ГОРОДАХ КАЗАХСТАНА 41
2.1 Социально-экономические ресурсы Алматы для развития бизнес-
туризма 41
2.2 Современное состояние и тенденции развития въездного
международного делового туризма города Алматы 60
2.3 Сравнительная оценка возможностей и перспектив развития делового туризма в крупных городах Казахстана: Алматы, Нур¬
Султан, Шымкент 74
3 РОЛЬ КАЧЕСТВА ОКАЗАНИЯ УСЛУГ ПРИ ОБСЛУЖИВАНИИ
ДЕЛОВЫХ ТУРИСТОВ 86
3.1 Специфика организации деловых туров 86
3.2 Основные потребности туристов, путешествующих с деловыми
целями 96
3.3 Разработка анимационной программы, ориентированной на
деловых туристов 114
3.4 Предупреждение конфликтных ситуаций с корпоративными
клиентами (на примере ТА «InternationalTravelPlus») 118
Заключение 123
Список использованных источников 125
Деловой туризм - достаточно давно сформировавшееся направление туристской деятельности, охватывающее организацию деловых поездок, встреч и событийных мероприятий. Проблематика делового туризма находит отражение в публикациях как менеджеров, связанных с корпоративной трэвел-индустрией, так исследователей, сфера научных интересов которых охватывает направления MICE
(Meetings/Incentives/Conferences/Exibitions - Деловые встречи/Инсентив- туризм/Конференции/Выставки). Учитывая, в соответствии с
Государственной программой развития туризма Республики Казахстан на 2019-2025 гг., приоритетность данного направления в Казахстане, представляется важным рассмотреть современные тенденции делового туризма в стране, имея ввиду, прежде всего, въездной туризм, а также выявить особенности его развития в крупных городах, как центрах притяжения деловых туристов.
Помимо указанного, актуальность темы исследования обусловлена низкой степенью разработанности теории делового туризма как специфической отрасли мирового туризма. Эта отрасль интенсивно развивается в мировом туристском пространстве в последние три десятилетия, причем доходы от нее имеют высокий удельный вес в структуре доходов от международного туризма. В ряде стран они играют заметную, часто - существенную роль в формировании государственного бюджета. Считается, что индустрия деловых встреч приносит, по крайней мере, крупным городам, в 4 раза больше денежных поступлений, чем организация каких-либо других массовых мероприятий. В экономически развитых странах деловой туризм играет существенную роль национальном бюджете.
Целью исследования является определение трендов развития делового туризма в крупных городах Казахстана (на примере города Алматы) с учетом особенностей современных MICE-технологий и требований качества услуг. Полученные результаты могут быть использованы при разработке государственнойполитики делового туризма, направленной на увеличение въездного потока туристов, а также увеличениядоходов местных предприятий, вовлечённых в индустрию делового туризма.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
1) уточнить определение понятия «деловой туризм» с учётом цели исследований;
2) выделить основные этапы становления делового туризма в мире;
3) выявить основные потребности деловых туристов и специфику организации деловых туров;
4) выполнить анализ туристской инфраструктуры для развития бизнес-туризма в городе Алматы;
5) определить тренды развития делового туризма крупных городов Казахстана (на примере города Алматы);
7) выявить основные проблемы взаимоотношений с
корпоративными клиентами (на примере тревел-агентства
InternationalTravelPlus) и определить меры по их решению;
8) разработать анимационную программу для деловых туристов города Алматы.
Основные данные для исследования проблем были собраны благодаря практическому опыту работы автора в туристском агентстве «InternationalTravelPlus», имеющем франшизу BCDTravel, позиционирующем себя, как одно из самых крупных трэвэл-агентств, предоставляющих корпоративные туристские услуги и имеющих большую базу корпоративных клиентов.
В качестве объекта исследований рассматривался деловой туризм, как перспективное направление туристской деятельности.
Предметом исследования являются современные технологии бизнес-туризма (применительно к крупным городам Казахстана, как сформировавшимся туристским дестинациям).
Научная новизна работы заключается в обосновании авторского определения понятия «деловой туризм», выявлении специфических запросов бизнес-туристов и учете их при формировании целевого туристского продукта, оценке на основе официальной статистики въездного потока деловых туристов в г.Алматы с визуализацией результатов в виде картосхемы.
Теоретическую и методологическую основу исследования составили труды отечественных ученых, изучавших те или иные особенности делового туризма: Александровой А. Ю., Квартальнова В. А., Ердавлетова, Рудской Е. Н., Скабаровой А. А. Смирновой О. А., Мошняги Е. В., а также зарубежных ученых DavidsonR., SwarbrookeJ., HornerS., EnglC., FrechtlingD. Кроме того, проанализированы источники, содержащие статистическую информацию; документы нормативно-правовой базы, официальные сайты, электронные ресурсы туристских компаний, регуляторов, организаторов выставок, форумов, конференций и т.д.
Исследование основывается на общенаучных методах познания: (анализ и синтез, индукция и дедукция, статистический, сравнительные методы), а также непосредственно связанных с темой диссертационного исследования: информационный поиск и анализ источников информации по профилю исследований; нормативной документации, стратегических планов и программ развития туризма; анализ статистических данных; картографический, метод интервью (опросный) и др.
Достоверность результатов обеспечивается использованием комплекса научных методов, адекватных объекту, предмету, цели и задачам исследования; анализом значительного объема теоретического и эмпирического материала; использованием данных официальной статистики, апробацией результатов в условиях действующего туристского предприятия.
Практическая значимость предложенных рекомендаций по развитию делового туризма в крупных городах определяется возможностью использования результатов местными органами управления сферой туризма с целью разработки стратегических решений по регулированию рынка туристских услуг; в практической работе функционирующих на туристском рынке предприятий, что позволит расширить спектр предлагаемых ими услуг и существенно повысить эффективность их деятельности; учет выявленных трендов развития делового туризма будет способствовать корректному планированию, что поможет привлечь новых клиентов, увеличить поток туристов Казахстан.
Деловой туризм определен одним из приоритетов в Государственной программе развития туризма Казахстана на 2019-2015 годы. Официальная статистика подтверждает рост количества туристов, прибывающих в Казахстан с данной целью, а также расширение географии стран-доноров. При этом основная часть потока бизнес-путешественников связана с крупными городами, исторически являющимися деловыми и финансовыми страны. Прежде всего, с городами Алматы и Нур-Султан. Отсюда вытекает необходимость исследования современного состояния и тенденций развития данного направления туризма в мегаполиса Казахстана, что подтверждает актуальность выполненных исследований.
Основная идея заключалась в соединении профессиональных интересов деловых туристов с возможностями туристской индустрии по улучшению качества поездки, что, по мнению автора, непосредственно влияет на конечный результат в целом.
Для подтверждения гипотезы были проанализированы определения делового туризма, предлагаемые различными исследователями, рассматривающими это явление с учетом стоящих перед ними задач и имеющегося опыта, что позволило сформировать собственное видение и предложить авторскую формулировку понятия «деловой туризм».
В ходе исследований были выделены основные этапы становления делового туризма в мире, что позволило оценить динамику его развития и подтвердить перспективность данного направления, в том числе, в Казахстане.
Для уточнения «портрета» делового туриста с целью определения наиболее востребованных видов туристских услуг, выявлены основные потребности данной категории посетителей.
Анализ международных въездных деловых туристских потоков, выполненный на основе статистических данных, позволил оценить
124 перспективу увеличения потока бизнес-туристов из-за рубежа с выделением приоритетных стран-доноров, а также визуализировать современную картину въездных потоков данной категории туристов в город Алматы на карто схеме.
Автором дана характеристика современного состояния делового туризма в Алматы, Нур-Султане и Шымкенте, определены характерные особенности, связанные с направлением деловой активности, с учетом исторических факторов и туристской аттрактивности.
Выполнен анализ туристского потенциала и инфраструктуры для развития бизнес-туризма в городе Алматы - центра культурного и делового туризма, уникально сочетающего туристские и бизнес-возможности.
На примере трэвел-агентства «InternationalTravelPlus» рассмотрены основные проблемы взаимоотношений с корпоративными клиентами, что по мнению автора, является весьма важным фактором в условиях возрастающей конкуренции в данном секторе услуг. Как результат - предложены новые подходы и комплексы действий по решению этих проблем, которые приняты во внимание данной туристской компанией.
Разработана авторская анимационная программа для деловых туристов города Алматы, позволяющая органично дополнить программу тура и направленная на улучшение конечных результатов поездки.
Таким образом, поставленные в начале исследования задачи реализованы в полном объеме, а цель исследования достигнута. Результаты исследования могут быть использованы заинтересованными сторонами для улучшения качества обслуживания деловых туристов, что будет способствовать увеличению потока деловых туристов в Казахстан.
1 Абсолютные и относительные величины. [Электронный ресурс]. -
URL: http://www.grandars.ru/student/statistika/absolyutnye-i-otnositelnye-
уейсЬту.ЫшНДата обращения 02.05.2019).
2 Александрова А. Ю. Международный туризм. Учебник. - М.: Аспект Пресс, 2002. - 470 с.
3 Алма-Ата. Энциклопедия. - Алма-Ата: Казахская советская энциклопедия, 1983. - с. 13.
4 Анализ современного состояния предприятии общественного питания. [Электронный ресурс]. - URL:https://articlekz.coш/article/10869(Дата обращения 28.03.2019).
5 Анатомо-физиологические потребности человека. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.kak-bog.ru/fiziologicheskie-potrebnosti-cheloyeka. - (Дата обращения 01.06.2019).
6 Арефьев В. Е. Введение в туризм. - Алматы: АГУ, 2002. - 282 с.
7 «Астана Конвеншн Бюро» впервые приняло участие на
международной туристской выставкеAstanaLeisure - 2015. [Электронный ресурс]. - URL:
http://dailynews.kz/economics/astana konyenshn bjuro yperyye prinjalo uchasti e na mezhdunarodnoj turistskoj yystayke astana leisure 2015(Дата обращения 14.05.2019).
8 АЭФ-2018: мегапроекты для мегаполисов Казахстана.
[Электронный ресурс]. -
URL: https: //www. youtube.coш/watch?y=SR8xNnsZ TE(Дата обращения
16.01.2019).
9 Горкин А. П.География: Современная иллюстрированная
энциклопедия. - M.: Росмэн, 2006. - 624 с.
10 Город Алматы. История и фотографии города
Алматы. [Электронный ресурс]. - URL:
https: //kazakhstan. orexca. com/rus/almaty kazakhstan. shtml (Дата обращения
16.03.2019).
11 Гуккаев В. Б. Реализация услуг предприятиями общественного питания. Бухгалтерский учет и налоги в торговле и общественном питании,
2004. - 153 c.
12 Деловой банкет, фуршет или как накормить участников конференции. [Электронный ресурс]. - URL: https://eventmarket.ru/delovoy- banket-furshet-ili-kak-nakormit-uchastnikov-konferentsii/ (Дата обращения 17.05.2019).
13 Джанджугазова Е. А. Инновационный комплекс маркетинга гостиницы: семь чувственных нот гостеприимства. - Уфа, 2015. - c^17-27.
14 Ердавлетов С. Р. География туризма: история, теория, методы, практика: учеб. пособие. - Алматы, 2000. - 336 с.
15 Звёздность отелей. В чём разница? [Электронный ресурс]. - URL: http: //www.j akarta-travel .ru/stati/zvezdnost-otelej -v-chem-raznica(Дата обращения 07.05.2019)... 98