Реферат 3
Введение 9
ГЛАВА I. Теоретические аспекты разрешения проблемы доверительных отношений между матерью и подростком с помощью когнитивно-поведенческого консультирования 15
1.1. Проблема доверительности в рамках детско-родительских отношений матери и ребенка 15
1.2. Психологические особенности личности в период подросткового возраста 24
1.3. Характерные особенности когнитивного подхода в психологическом консультировании 33
Выводы по Главе 1 44
ГЛАВА II. Эмпирическое исследование разрешения проблемы доверительных отношений между матерью и подростком с помощью когнитивно-поведенческого консультирования 47
2.1. Организация и методы исследования 47
2.2. Анализ проблемы доверительных отношений между матерью и подростком 59
2.3. Организация работы в рамках разрешения проблемы доверительных отношений между подростком и матерью с помощью когнитивно-поведенческого консультирования 82
2.4. Оценка эффективности проведенной работы в рамках когнитивно-поведенческого консультирования по разрешению проблемы доверительных отношений в экспериментальной группе между матерью и подростком 90
Выводы по Главе II 111
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 116
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 121
ПРИЛОЖЕНИЯ 128
Семейное окружение и в первую очередь, родители являются первичной общественной средой ребенка. Иными словами, именно влияние личностей родителей играет существенную роль в жизни каждого человека. Родители являются той самой надеждой и опорой, которая позволяет человеку поддерживать оптимизм, получать помощь и дальнейшее развитие в процессе всего периода взросления, а также и в дальнейшей зрелой жизни. Одновременно с этим важно отметить, что в контексте детско-родительских отношений чувства, окрашивающие отношения ребенка и родителей, это особые чувства, отличные от других эмоциональных связей [47].
Специфика детско-родительских отношений определяется главным образом тем, что забота родителей необходима для поддержания самой жизни ребенка, а потребность в родительской любви - поистине жизненная необходимость ребенка. При этом, если в первые годы жизни детско- родительские взаимоотношения и эмоциональная привязанность к родителям необходимы ребенку для обеспечения собственной жизни и безопасности, то по мере взросления родительская любовь все больше выполняет функцию поддержания и безопасности внутреннего, эмоционального и психологического мира человека - то есть, переходит в сферу доверительных отношений. Начиная с момента рождения, фигура матери занимает в жизни ребенка особую роль, на протяжении всего детства. Доверительные отношения ребенка с матерью являются источником и гарантией благополучия личности в будущем. Доверительные отношения с родителями являются источником и гарантией благополучия человека, поддержания телесного и душевного здоровья. Доверительные отношения подростка с матерью играют особую роль в дальнейшей жизни ребенка, в том числе в построении конструктивных и эффективных отношений ребенка с ближайшим окружением на всех этапах его взросления.
В отечественной психологии проблема становления и развития детско- родительских отношений исследовалась в рамках работ таких авторов как А.Я. Варга, Э.Г Эйдемиллер, В.И. Гарбузов, А.С. Спиваковская, В.А. Петровский.
По результатам последних исследований (С.А. Дракина, Н.К. Перевощикова, Г.П. Торочкина) патогенные в подавляющем большинстве случаев родительско-детские отношения высоко коррелируют с личностными свойствами подростков, что подчеркивает ведущую роль семьи в формировании характера подростка, уровня доверия к взрослым.
Рассматривая вопрос о коррекции детско-родительских отношений нередко наиболее эффективным походом в рамках организации психологического консультирования с целью разрешения распространенных проблем в данной области считается именно когнитивный подход.
Когнитивный подход в психологическом консультировании представляет собой развитие поведенческой психотерапии, в котором эмоциональные реакции и психические расстройства рассматриваются как опосредованные когнитивными структурами и актуальными когнитивными процессами. Эти структуры и процессы приобретаются человеком в процессе жизни, иными словами, в качестве промежуточных переменных между поведенческими моделями выступает мысль (когниция). Так, единицей анализа в когнитивно-поведенческой терапии являются стереотипы взаимодействия в семье и общие для членов семьи системы убеждений. Психологическое консультирование в рамках когнитивно-поведенческого консультирования строится по принципу научения клиента позитивному поведению. Как утверждает А.О. Преображенская, когнитивно-поведенческий подход в работе с детско-родительскими отношениями предполагает обучение родителей конструктивным способам взаимодействия с детьми [53]. Когнитивно-бихевиоральная психотерапия может являться наиболее эффективным подходом в решении проблем детско-родительских отношений, поскольку относится к краткосрочным методам психотерапии, а
11 также в рамках организации работы с подростками и их родителями, нередко, может включать также техники экзистенциально-гуманистического подхода....
В рамках проведения данного исследования решались поставленные исследовательские задачи, что позволило нам сделать ряд важнейших выводов.
1) Характер доверительных отношений между матерью и подростком в современных семьях во многом будет зависеть от того стиля воспитания и установок, характера проявлений со стороны родителя, степени учета матерью во взаимодействии с подростком его индивидуальных и психологических особенностей. Доверительность в детско-родительских отношениях будет характеризоваться уверенностью ребенка в безусловном принятии его матерью, доверием к ней, склонностью делиться своими эмоциональными переживаниями, и уверенностью на получение поддержки со стороны матери. Формированию доверительных детско-родительских отношений полноценно будет способствовать лишь авторитетный стиль воспитания, при котором со стороны родителя отмечается эмоциональное принятие ребенка в сочетании высоким уровнем контроля и одновременным стимулированием самостоятельности подростка, что так важно в данный возрастной период. Особую роль в воспитании и развитии ребенка на всех его возрастных этапах занимает фигура матери.
2) Подростковый возраст характеризуют как переломный, переходный, критический. В этот период происходит активное формирование самосознания индивида, осознание себя как личности, усвоение права личности на самостоятельность и уважение, возникает потребность в знании своих собственных особенностей, появляется интерес к самому себе. Центральными новообразованиями подросткового периода являются формирование Я-концепции, и чувства взрослости. Я-концепция - совокупность всех представлений индивида о себе, полученных в результате критического взгляда на себя, свои поступки, образ жизни. Чувство взрослости проявляется, прежде всего, в возникновении настойчивого желания у подростка чтобы окружающие относились к нему как к взрослому. За этим скрываются частные потребности: в уважении, доверии, признании человеческого достоинства и права на определенную самостоятельность. Подросток испытывает потребность в получении поддержки, взаимопонимания и доверия со значимыми взрослыми. Таким образом, ребенок, у которого имеются доверительные отношения с матерью, характеризующиеся надежной привязанностью, уверенностью в материнской любви, не проявляет тревожности и страхов, и имеет прочный фундамент для полноценного личностного развития в подростковом возрасте.
3) Концептуальные основы когнитивного подхода в психологическом консультировании состоят в выявлении автоматических мыслей относительно сложившей проблемы; обнаружении иррациональных установок, убеждений и замена их в совместной работе с клиентами рациональными. Следование основным правилам когнитивно-поведенческого подхода в рамках психологического консультирования способно всецело способствовать разрешению проблемы доверительных отношений между матерью и подростком. Однако для достижения эффективных результатов важно учитывать особенности разворачивающихся детско-родительских отношений, способствовать организации совместной деятельности матерей и подростков. Совместная деятельность будет обеспечивать наилучшее понимание мотивов и чувств друг друга, вследствие чего будет снижаться напряжение и повышаться уровень доверительности их межличностных отношений. Это будет проявляться в улучшении сотрудничества матери и подростка, повышении их рефлексии, стимулировании у клиентов творческого подхода к разрешению проблем межличностного взаимодействия.
4) По итогам проведения констатирующего этапа исследования мы выявили, что в межличностных отношениях между матерями и их детьми подросткового возраста наличествует проблема недостатка доверительного контакта.....
1. Айви, А.Е. Консультирование и психотерапия: Сочетание методов, теории и практики. - 2-е изд / А.Е. Айви, М.Б. Айви, Л. Саймэн- Даунинг. - Нью-Йорк, 1987.
2. Арутюнянц, Э. Педагогический потенциал семьи и проблема социального инфантилизма молодежи / Э. Арутюнянц // Отец в современной семье. - Вильнюс, 1998. - С. 26 - 33.
3. Бартош, О.П. Возрастные и гендерные особенности копинг- поведения подростков / О.П. Бартош, Т.П. Бартош // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология, №. 6 (265), 2012, с. 42-46.
4. Башанаева, Г.Г. Эмоциональное состояние подростка в условиях кризиса современной семьи / Г.Г. Башанаева // Наука и школа. - 2013. - № 5. - С.142-146
5. Божович, Л.И. Психологические закономерности формирования личности в онтогенезе / Л.И. Божович // Вопросы психологии. - 1996. - № 6. - С. 45-53.
6. Болдуин, Д. Психология в ее применении к воспитанию. Краткий очерк для учителей и родителей: Пер. с англ. Н.Н. Спиридонова. - М.: Книжное дело, 1904. - 42 с.
7. Варга, А.Я. Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс / А.Я. Варга. - М.: КОГИТО-ЦЕНТР НГМА, 2011.- 182 с.
8. Витковский, А. Телефон доверия: кто поможет подростку принять себя и обрести взаимопонимание с родителями? / А. Витковский // Школьный психолог. - 2015. - № 10. - С. 8-10
9. Выготский, Л.С. Педалогия подростка / Л.С. Выготский // Собрание сочинений: В 6 т. - М.: «Педагогика», 1984. - Т. 4. - С. 6-37.
10. Выготский, Л.С. Психология / Л.С. Выготский. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. - С. 194-195.
11. Гадилия, А.М. Социально-психологические установки подростков в структуре детско-родительских отношений / А. М. Гадилия, Н. В. Глод // Психология обучения. - 2013. - № 8. - С. 96-106
12. Гарбузов, В.И. Детские неврозы / В.И. Гарбузов, Ю.А. Фесенко. - М.: КАРО, 2013. - 336 с.
13. Дементьева, И.Ф. Социально-педагогические принципы формирования позитивного родительства / И. Ф. Дементьева // Воспитание школьников. - 2016. - № 6. - С. 48-56
14. Жуковская, Л. В. Психологическое благополучие и родительские установки женщин: диссертация ... кандидата психологических наук : 19.00.13 / Л.В. Жуковская.- Санкт-Петербург, 2011.- 193 с.
15. Завалишина, М. 10 ошибок в воспитании подростка / М. Завалишина // Домашний очаг. - 2015. - № 2. - С. 86-87...(74)