Введение 6
1 Анализ предметной области 7
1.1 Описание основной деятельности Центра управления регионом Республики Хакасия 7
1.2 Обоснование актуальности разработки программного продукта 8
1.3 Бизнес-процессы предметной области 9
1.4 Характеристика IT-инфраструктуры Центра управления регионом Республики Хакасия 13
1.5 Постановка целей и задач разработки 13
1.6 Обзор типовых проектных решений калькулятора субсидирования 14
1.7 Анализ аналогов и обоснование выбора средств разработки 14
1.7.1 Анализ аналогов программного продукта 14
1.7.2 Обоснование выбора программных и инструментальных средств разработки 17
1.8 Модель взаимодействия пользователя с программным продуктом Telegram ботом «Калькулятор субсидирования ЖКХ» 20
1.9 Выводы по разделу «Анализ предметной области» 21
2 Описание разработки чат-бота 22
2.1 Обоснование архитектуры и работы программных средств разработки программного продукта 23
2.2 Описание формулы расчета 24
2.3 Установка программного обеспечения 28
2.4 Регистрация чат-бота 32
2.5 Описание работы программного продукта 34
2.5.1 Реализация функционала чат-бота 34
2.5.2 Парсинг информации с помощью api с сайта ГИС ЖКХ 44
2.6 Описание пользовательского интерфейса 46
2.7 Выводы по разделу «Описание разработки чат-бота» 48
3 Оценка экономической эффективности программного продукта 49
3.1 Расчет затрат реализации программного продукта 50
3.2 Расчет капитальных затрат 50
3.2.1 Расчет затрат на проектирование 51
3.2.2 Итоги расчета капитальных затрат 55
3.3 Эксплуатационные затраты 57
3.4 Расчет совокупной стоимости владения программным продуктом 59
3.5 Анализ рисков реализации проекта 60
3.5.1 Мероприятия по снижению вероятности рисков 61
3.6 Выводы по разделу «Оценка экономической эффективности программного продукта» 64
Заключение 65
Список использованных источников 66
Интернет в современном мире представляет собой универсальный источник получения разнообразной и полезной для пользователей информации. Средствами для предоставления информации могут являться разнообразные сайты, социальные сети, мессенджеры. Популярными средствами общения и получения информации становятся мессенджеры.
В связи с популярностью мессенджеров появились возможности получать информацию без участия человека с помощью таких средств автоматизации как чат-боты. С помощью чат-ботов можно упростить решение ежедневных рутинных задач, таких как получение информации о новостях, погоде и пробках на дорогах. Достоинством ботов является совмещение всех возможностей на платформе одного мессенджера.
Цель ВКР:РазработкаТе1едгаш-бота«Калькулятор субсидирования ЖКХ».
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. провести анализ предметной области и обосновать необходимость разработки программного продукта;
2. выбрать инструментальные и программные средства разработки;
3. разработать чат-бот;
4. рассчитать экономическую эффективность проекта.
В ходе выполнения ВКР был выполнен анализ предметной области, описана разработка чат-бота для мессенджера Те1едгаш«Калькулятор субсидии ЖКХ» и выполнена оценка экономической эффективности данной разработки.
Проанализирован бизнес-процесс предметной области программного продукта с декомпозицией в виде диаграмм IDEF0 на основе которой были определены предпосылки для разработки чат-бота, определена сфера автоматизации и актуальности разработки.
Выполнен выбор и обоснование средств разработки.
Описаны основные процессы, связанные с разработкой калькулятора субсидирования. Подготовлено рабочее пространство для разработки, путем установки необходимых программных средств. Зарегистрирован токен чат-бота в мессенджере Telegram. Создан запрос к сайту ГИС ЖКХ при помощи api. Также созданы команды и виртуальная клавиатура для навигации пользователя в чат-боте.
Проведен анализ рисков реализации проекта, а также описаны мероприятия по снижению вероятности рисков, имеющих наивысшую оценку, после чего были посчитаны косвенные расходы и наконец подведена итоговая цена проекта. Определены доходы и экономическая эффективность реализации программного продукта, произведен анализ рынка, выявлены сильные стороны проекта и проведен анализ конкурентов.
В будущем планируется размещение чат-бота на сервере ЦУР Хакасии для беспрерывной работы.
Готовый программный продукт будет использован для помощи в информировании государственных услуг для Центра управления регионом Республики Хакасия.