ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические аспекты ценовой дискриминации……………………..6
1.1. Понятие ценовой дискриминации и ее экономические теории …………...6
1.2. Условия, способствующие применению ценовой дискриминации………11
1.3. Классификация степеней ценовой дискриминации……………………….13
1.4.Последствия ценовой дискриминации для общественного благосостояния…18
Глава 2. Практическое применение ценовой дискриминации в России………21
2.1. Основные сферы применения ценовой дискриминации в России………..21
2.2. Анализ вариации цен на авиабилеты на туристических сайтах…………..24
2.3. Интерпретация полученных результатов и экономический анализ……...32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………..37
Актуальность избранной темы. В современном мире проблема соотношения цены-качества товара или услуги стала весьма актуальной. Часто предполагается, что высокая цена будет гарантировать отличное качество и долговечность, однако это не всегда оправдывается. В то же время можно обнаружить качественные товары по доступной цене, которые смогут служить нам долго и надежно.
В большинстве случаев цена не оправдывает качество товара. Это объясняется различными маркетинговыми уловками, психологией людей, которые готовы купить товар за привлекательный внешний вид, опираясь на модные тенденции и экономическими стратегиями. Одной из таких экономических стратегий является ценовая дискриминация, благодаря которой за различные цены продаются одни и те же товары разным сегментам рынка, где цены зависят от множества факторов, таких как поведение потребителей и условий конкуренции.
В условиях высокой конкуренции ценовая дискриминация является одним из важнейших инструментов достижения конкурентных преимуществ, а в эпоху цифровизации она приняла новые формы: онлайн-платформы используют сложные алгоритмы и анализируют данные о пользователях для предложения цен, наиболее подходящих для конкретных групп потребителей. Это даёт возможность компаниям найти подход к желаниям своих клиентов, следовательно понимание механизмов ценовой дискриминации позволяет компании занять выигрышную позицию среди конкурентов управляя ценами, сегментируя рынок и удовлетворяя потребности различных групп.
Степень изученности проблемы. Тема ценовой дискриминации была предметом исследования многих учёных. Впервые ввел данное понятие Жюль Дюпюи в его работе «О мере полезности гражданских сооружений» в 1844 году. Позже, в 1850 году ценовая дискриминация была упомянута в работе Джона Ларднера «Экономика железных дорог: трактат о новом виде транспорта, управлении им, перспективах и отношениях коммерческих, финансовых и социальных», а Артур Пигу внес вклад в основу современного понимания ценовой дискриминации.
Цель работы - анализ моделей ценовой дискриминации, теоретических аспектов и практического применения ценовой дискриминации компаниями в современных условиях.
Достижение указанной цели определило постановку и решение следующих задач:
1.Определение понятия и основных экономических теорий ценовой дискриминации.
2.Изучение моделей и степеней ценовой дискриминации.
3.Исследование факторов, влияющих на эффективность механизма ценовой дискриминации.
4.Определение основных сфер применения ценовой дискриминации в России с выделением ключевых отраслей.
5.Исследование практических примеров ценовой дискриминации в современных компаниях.
6.Оценка влияния ценовой дискриминации на потребительское поведение.
7.Формулирование рекомендаций для компаний по эффективному применению ценовой дискриминации.
Предметом исследования являются социально-экономические отношения, возникающие в процессе применения ценовой дискриминации в различных сегментах рынка.
Объектом исследования является процесс становления, функционирования и развития механизмов ценовой дискриминации на микроэкономическом уровне.
Теоретико-методологической основой и информационной базой исследования являются труды отечественных и зарубежных исследователей, посвященные вопросам ценовой дискриминации. В качестве информационной базы использованы материалы данных сервисов таких как Aviasales, Купибилет, Tutu.ru.
Структура и объём работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав и заключения (общий объём 40с., в курсовой работе – 4 рисунка, 3 диаграммы, 8 таблиц), списка литературы.
В ходе исследования темы «Модели ценовой дискриминации: теория и практика» была достигнута поставленная цель – проанализированы модели ценовой дискриминации, теоретические аспекты и практическое применение ценовой дискриминации компаниями в современных условиях.
Таким образом, в курсовой работе были поставлены и решены следующие задачи:
1.Определены понятие и основные экономические теории ценовой дискриминации.
2. Изучены модели и степеней ценовой дискриминации.
3. Исследованы факторы, влияющие на эффективность механизма ценовой дискриминации.
4. Определены основные сферы применения ценовой дискриминации в России с выделением ключевых отраслей.
5.Исследованы практические примеры ценовой дискриминации в современных компаниях.
6.Оценено влияние ценовой дискриминации на потребительское поведение.
7.Сформулированы рекомендации для компаний по эффективному применению ценовой дискриминации.
В теоретической части было подробно рассмотрено понятие ценовой дискриминации как механизма, направленного на увеличение прибыли за счет различных групп потребителей. Также были затронуты три степени ценовой дискриминации по А. Пигу и условия их применения, таких как авторитет продавца на рынке, отсутствия арбитража и разделение потребителей. Отдельно были отмечено динамическое ценообразование, которое активно используют в цифровой экономике в зависимости от активности пользователей, спроса и предпочтений.
В практической части работы на примере российского рынка в сфере авиаперевозок, было показано и проанализировано как ценовая дискриминация проявляется на практике. Был проведен анализ цен по разным направлениям от Москвы до Санкт-Петербурга, Сочи и Казани. Было подтверждено, что в курортных направлениях цена меняется более ярко выражено, что связано со спросом в сезоны. В то же время в направлениях с более деловым характером показывают более стабильное ценообразование.
Ценовая дискриминация усиливает рыночное неравенство и создает барьеры для новых участников рынка, но при этом способствует увеличению прибыли и увеличению доступности товаров и услуг для различных групп потребителей. Регулятором этих процессов является антимонопольное законодательство.
Для компаний использование ценовой дискриминации позволяет повысить конкурентоспособность, но злоупотребление может привести к потере потребителей. В это же время потребитель может сравнивать цены на разных платформах, сайтах, а также оффлайн магазинов чтобы выбрать услугу или товар по выгодной для него цене.
Ценовая дискриминация является одним из эффективных инструментов рыночной экономики. Понимание этой темы необходимо для принятия грамотных экономических решений на разных уровнях экономики.
1.Альмухаметова, В. У., Барышева Е. В., Федорова И. Ю. Ценовая дискриминация — формы её осуществления в современной российской практике // Форум молодых ученых. 2018. № 12-1 (28). С. 326-329. – Текст: электронный.– URL: https://www.elibrary.ru/ (дата обращения:10.04.2025).
2. Артемова, А. С., Поддубская Н. А. Проблемы ценовой дискриминации на рынке пассажирских авиаперевозок // Форум молодых ученых. 2016. № 4. С. 97-100. – Текст: электронный.– URL: https://cyberleninka.ru/(дата обращения:10.04.2025).
3.Болочев, С. А., Ситникова А. Ю. Моделирование изменения цен монополиста при переходе от единой цены к ценовой дискриминации на основе спектрального анализа // Вестник Самарского государственного аэрокосмического университета им. академика С. П. Королёва (национального исследовательского университета). 2012. № 6 (37). С. 57-71. URL:https://cyberleninka.ru/(дата обращения:10.04.2025).
4. Васильева, Е. Н. Ценовая дискриминация: сущность и методы борьбы с ней / Е. Н. Васильева // Мавлютовские чтения: Материалы XV Всероссийской молодежной научной конференции. В 7-ми томах, Уфа, 26–28 октября 2021 года. Том 7. – Уфа: Уфимский государственный авиационный технический университет, 2021. – С. 689-691.
5.Гринев, Д. М. Методы ценовой дискриминации в грузовой авиатранспортной отрасли / Д. М. Гринев // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. – 2020. – № 6. – С. 176-188.
6. Демцура, С. С. Особенности ценовой конкуренции на рынке / С. С. Демцура // Азимут научных исследований: экономика и управление. – 2020. – Т. 9, № 3(32). – С. 131-134.
7. Иваненко, А. Р. Модели динамического и персонализированного ценообразования в условиях развития цифровой экономики / А. Р. Иваненко, Е. Г. Калабина // e-FORUM. – 2022. – Т. 6, № 1(18). – С. 1.
8. Иванова, Е. В., Кайль Я. Я., Смыковская Т. К. Основные виды ценовой дискриминации // Наука в современном мире: приоритеты развития. 2020. № 1. С. 58-60.
9. Кадыгроб, О. О. Методы ценовой дискриминации и улучшение по Парето / О. О. Кадыгроб, И. Е. Солодова, О. С. Кузьмина // Форум молодых ученых. – 2018. – № 12-2(28). – С. 834-838.
10. Каминский, Д. Ю., Каминская С. В. Проблемы формирования решений по ценовой дискриминации в аэропортах // Транспорт Российской Федерации. Журнал о науке, практике, экономике. 2018. № 1 (74). С. 26-29. – Текст: электронный.– URL: https://cyberleninka.ru/(дата обращения:10.04.2025).
11. Каукин, А., Филичева Е. Дифференциация цен на внутреннем рынке пассажирских авиаперевозок России // Экономическое развитие России. 2018. Т. 25. № 3. С. 34-42. – Текст: электронный.– URL: https://cyberleninka.ru/(дата обращения:10.04.2025).
12. Князева, И. В., Заикин Н. Н., Бондаренко И. В. Ценовая дискриминация на дефицитных рынках: теоретический анализ // Современная конкуренция. 2021. Т. 15. № 3 (83). С. 71-85. – Текст: электронный.– URL: https://cyberleninka.ru/(дата обращения:10.04.2025).
13. Коваленко, Т. И. Ценовая дискриминация на российском рынке авиаперевозок // Современные научные исследования: сб. науч. тр. Анапа: Изд-во «НИЦ ЭСП» в ЮФО, 2021. С. 32-35. – Текст: электронный.– URL: https://cyberleninka.ru/(дата обращения:10.04.2025).
14. Коклюхина, П. С., Родионова Д. Д. Ценовая дискриминация и практические проблемы её применения в России // Фундаментальные научно-практические исследования: актуальные тенденции и инновации: сб. науч. тр. Анапа: Изд-во «НИЦ ЭСП» в ЮФО, 2021. С. 78-84. – Текст: электронный.– URL: https://cyberleninka.ru/(дата обращения:10.04.2025).
15. Литвинова, Ю. Д. Ценовая дискриминация в России: плюсы и минусы / Ю. Д. Литвинова. – Текст : электронный // Бизнес и общество. – 2023. – N 2 (38). – URL: http://busines-society.ru/2023/2-38-2/72_litvinova.pdf. (дата обращения:10.04.2025).
16.Мамыкина, Д. А., Евдокимова Н. Ю. Ценовая дискриминация в рыночных условиях // STUDENT RESEARCH: сб. ст. Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение», 2018. С. 79-82.
17.Носач, И. Л. ценовая дискриминация / И. Л. Носач, М. А. Жога // Проблемы и перспективы экономических отношений предприятий авиационного кластера : VI Всероссийская научная конференции : сборник научных трудов, Ульяновск, 26–28 октября 2021 года / Ульяновский государственный технический университет, Институт авиационных технологий и управления. – Ульяновск: Ульяновский государственный технический университет, 2022. – С. 124-127.
18. Сафрончук, М. В. Ценообразование на монопольном рынке: ценовая дискриминация и возможность ее применения // Экономика и управление: проблемы, решения. 2016. Т. 1. № 4. С. 61-68
19.Сафрончук, М. В., Викулова Д. А. Ценовая дискриминация и методы ценообразования на рынке пассажирских авиаперевозок // Экономика и управление: проблемы, решения. 2019. Т. 9. № 1. С. 4-9.
20.Смирнов, О. А., Смирнова О. О. Математическое моделирование показателей ценовой дискриминации методом деревьев классификации // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Физико-математические и технические науки. 2014. № 10. С. 42-47.
21.Смирнова, О. О. Влияние рыночной власти на ценовую дискриминацию: теоретический анализ и подходы к оценке // Уникальные исследования XXI века. 2015. № 4 (4). С. 130-136.
22.Смирнова, О. О. Регулирование ценовой дискриминации: нормативное определение и особенности выявления // Приволжский научный вестник. 2013. № 9 (25). С. 43-45.
23. Смирнова, О. О. Совершенствование методологии регулирования ценовой дискриминации: опыт России и ЕС // Экономические и гуманитарные науки. 2013. № 9. С. 57-61.
24. Смирнова, О. О. Ценовая дискриминация и рыночная власть фирмы: теоретический анализ // Крымский научный вестник. 2015. № 3. С. 25-33.
25. Смирнова, О. О., Агапова Е. В., Елагина А. С. Определение показателей ценовой дискриминации, основанной на оценке поведения потребителей // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2016. № 1. С. 22-33.
26. Тагиров, И. Х., Насипов Р. В. Ценовая дискриминация: сущность и проявление // Экономика и социум. 2014. № 4-4 (13). С. 1189-1193.
27. Хуснутдинова, Г. Ф., Хаматханова М. А. Управление конкурентоспособностью современной организации в условиях цифровой экономики // Образование и право. 2020. № 2. С. 178-186.
28. Шаститко, А. А. Ценовая дискриминация: экономическая теория и практика правоприменения // Современная конкуренция. 2018. Т. 12. № 6 (72). С. 27-38.
29. Шматко, А. Д., Краснова А. Г., Козлова К. Е. и др. Экономическая сущность ценовой дискриминации: факторы использования ценовой дискриминации // Форум молодых ученых. 2018. № 6-3 (22). С. 760-763.
30. Шолбана, О. Мотивы и методы ценовой дискриминации в различных отраслях // Экономика и бизнес: теория и практика. 2022. № 10-2. С. 125-127.