Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


История русской литературы в восприятии И. Бродского (на материале эссеистики и интервью)

Работа №176741

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

филология

Объем работы54
Год сдачи2017
Стоимость4390 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
0
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ЛИТЕРАТУРНАЯ ИЕРАРХИЯ И СИСТЕМА ОЦЕНОК 9
ТВОРЧЕСТВА РУССКИХ ПОЭТОВ И ПИСАТЕЛЕЙ В ЭССЕИСТИКЕ И ИНТЕРВЬЮ И. БРОДСКОГО
1.1. Положительный полюс рецепции И. Бродского русской поэзии и
прозы
1.2. Нейтральное отношение И. Бродского к персоналиям русской
литературы
1.3. Отрицательный полюс восприятия И. Бродским явлений русской
словесности
Выводы 21
ГЛАВА 2. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА И ПОЭТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ И. БРОДСКОГО
2.1. Взаимодействие оценочного восприятия И. Бродским
отечественной словесности и его художественного мировидения
2.2. Рецепция русской литературы в нехудожественных выступлениях
И. Бродского и его поэтической практике: совпадения и расхождения ....
Выводы 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 49

Русская литература обладает длительной, сложной и разветвленной историей художественных форм и эстетических систем. За время развития литературного процесса в России складываются определенные иерархии литературных явлений, формирующиеся под влиянием различных факторов и влияющие на ее восприятие читательской, критической и собственно писательской аудиторией. По ступеням значимости в отечественной словесности можно распределить решительно все: от жанров до литературных героев, которые тоже подразделяются на главных, второстепенных, эпизодических. Соответственно, каждый писатель, поэт и драматург, каждое художественное явление в процессе исторического литературного процесса занимает то или иное место на подвижной лестнице литературной «табели о рангах», обретает собственную эстетическую, социальную и философскую репутацию.
Вклад поэта или писателя в развитие литературы также может быть иерархичен. Исходя из тех или иных общекультурных взглядов автора, основой ценностного постижения литературного творчества оказываются выполнение или нарушение общепринятой системы правил, тематика, отношения с философскими концепциями. Внутри художественной литературы произведения также можно разделить на аксиологический «верх», «низ» и нейтральную область. Примером может послужить противопоставление «высокой» словесности, которая отличается поэтической уникальностью произведений и индивидуальностью авторского мировидения и «массовой» литературы, ориентированной на унификацию текстов, на их художественное и смысловое упрощение.
Представляется, что немаловажное значение в процессе формирования литературных иерархий и репутаций получает литературно-критическая деятельность самих художников слова, восприятие и оценки которых, с одной стороны, вскрывают видение исторического развития литературного творчества «изнутри», с позиции автора-творца, а с другой - позволяют уяснить и уточнить сущность их художественного мировоззрения в аспекте притяжений и отталкиваний с творчеством предшественников.
Писательская критика и эссеистика интересна своей нетрадиционностью суждений, что позволяет увидеть всю картину литературной жизни с нескольких точек зрения. Исходными критериями рецепции литературы в нехудожественных высказываниях, как правило, служат эстетические убеждения писателя и его идеологические устремления.
Многие отечественные писатели высказывали свое мнение по поводу исторического развития литературы в целом и отдельно взятых литературных деятелей: В.А. Жуковский, А.С. Пушкин, Н.А. Некрасов, Л.Н. Толстой, И.Ф. Анненский, В.Я. Брюсов, Н.С. Гумилев, А.А. Блок, М. Горький, В.В. Набоков и многие другие. В этом отношении особый интерес вызывает восприятие истории русской литературы и различных ее представителей, раскрываемое в многочисленных нехудожественных выступлениях Иосифа Александровича Бродского (1940 - 1996). Один из самых значительных поэтов второй половины XX века, соединивший в своем художественном творчестве различные литературные и культурные традиции (англо-американскую, польскую, итальянскую и, конечно, русскую), лауреат Нобелевской премии И. Бродский постоянно рефлектирует на тему сущности поэтического слова и его историко-литературного развития. Несмотря на то, что он получает признание прежде всего как поэт, его прозаическое наследие составляет более полусотни критических статей, рецензий и эссе, а также множество интервью, данных различным отечественным и зарубежным критикам и филологам. В настоящее время многие исследователи начитают воспринимать И. Бродского не только как поэта, но и как одного из крупнейших мыслителей своей эпохи. Его мышление литературоцентрично, и во всяком его нехудожественном высказывании можно найти индивидуальное ощущение литературы и языка, ориентированное, прежде всего, на отечественную художественную традицию.
Литературно-критические взгляды И.А. Бродского представляют собой самостоятельную систему, в которой обнаруживается иерархия творческих персоналий, основанные на сугубо личных отношениях. Эта система требует описания и осмысления.
Актуальность настоящего исследования обусловлено необходимостью изучения точку зрения И. Бродского на русскую литературу XVIII - XX вв. в целом и на творчество отдельно взятых писателей и поэтов, так как полноценное осмысление личности поэта, его собственных творческих стратегий и мировоззренческих констант невозможно без понимания его рецепции литературного наследия предшественников и выяснения его литературно-эстетических предпочтений и антипатий.
На данный момент, при всей пристальности внимания литературоведов к творческому наследию И. Бродского, его прозаические работы и содержание интервью все еще остаются малоизученными и требуют системного описания, прежде всего, в аспекте литературоцентричности художественного мышления поэта.
Объектом исследования является русская литература в ее историческом развитии и ценностном возвышении / понижении ее отдельных, наиболее значительных представителей.
Предмет исследования - восприятие И.А. Бродским истории русской литературы и его система оценок различных литературных явлений и персоналий.
Материалом исследования послужил весь корпус опубликованных публицистически выступлений и высказываний поэта, представленный литературно-критическими статьями, рецензиями, эссе и интервью 1960-х- 1990-х гг.
Цель исследования - охарактеризовать восприятие русской литературы И.А. Бродским и выявить ценностную иерархию явлений отечественной словесности в нехудожественных высказываниях поэта в соотношении с его собственным поэтическим мышлением.
Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:
1) определить литературно-художественные предпочтения И.А.Бродского в рецепции определенных явлений русской литературы как критика, публициста и читателя;
2) выявить ценностную иерархию литературных явлений в восприятии И.А.Бродского;
3) установить взаимосвязь восприятия поэтом русской литературы и его художественного мировидения;
4) выявить совпадения и расхождения рецепции русской литературы в нехудожественных выступлениях И. Бродского и его поэтической практике.
Методологической основой исследования являются труды Ю.М. Лотмана, В.П. Полухиной, М.М. Бахтина, А.М. Ранчина, П.Л. Вайля, Л. Лосева, М. Крепса, Е.Ф. Курганова, Д.А. Лакербая, Т Венцлова и др.
Исследование базируется на применении сравнительно-типологического и историко-культурного методов изучения литературного творчества.
Научная новизна выпускной квалификационной работы состоит в том, что в ней впервые предлагается описание и осмысление литературно¬эстетических взглядов И.Бродского на историю русской литературы, в выявлении их системности и влиянии на художественную практику поэта. Исследование нацелено на обнаружение в восприятии И. Бродским отечественной словесности ценностной иерархии литературных деятелей, характеристику их градации в соответствии с эстетическими и философскими убеждениями поэта и соотношение нехудожественных высказываний с художественными.
Теоретическая значимость работы состоит в возможности построения подобных ценностных иерархий писательского восприятия литературы предшественников относительно других значительных писателей и поэтов.
Практическая значимость исследования состоит в то, что материалы исследования могут быть использованы в учебных курсах по истории русской литературы XX века в школьном и вузовском преподавании филологических дисциплин.
Апробация исследования. По материалам выпускной квалификационной работы были сделаны доклады на научных конференциях: всероссийская научно-практическая конференция «Воспитание личности в современном культурном пространстве: опят работы образовательной организации» (Псков, 2015); межвузовской научной студенческой конференции «Современная филология: теория и практика» (Санкт-Петербург, 2017).
Работа состоит из содержания, введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Как видно, рецепция И. Бродским различных явлений истории русской литературы характеризуется сложностью и противоречивостью оценок творческих систем тех или иных поэтов и писателей, вскрывая предельную субъективность видения поэтом путей и закономерностей развития отечественной словесности XVIII - XX вв.
В своих литературно-критических статьях, эссеистике и интервью И. Бродский предлагает окказиональное видение художественной практики своих предшественников, что реализуется прежде всего в нелинейном восприятии поэтом литературных фактов. История русской литературы для И. Бродского является не столько последовательной сменой различных эстетических систем на основе преемственности и обновления поэтики, сколько поиском в прошлом точек соприкосновения и отталкивания с собственным художественным мировидением. Выступая в качестве критика, публициста или просто вдумчивого читателя, И. Бродский всегда остается поэтом, который оценивает литературное творчество прошлого с позиций своего понимания сущности поэзии, ее назначения и формы.
Восприятие И. Бродским различных явлений и персоналий русской литературы обладает отчетливой ценностной иерархичностью, и все литераторы, о которых поэт рассуждает в своих эссе и интервью, относятся к одному из трех смысловых уровней рецепции: положительному, нейтральному и отрицательному.
Явно положительную оценку И. Бродского получает творчество и художественное мировидение таких поэтов и писателей, как М. Цветаева, А. Ахматова, О. Мандельштам, А.С. Пушкин, Е.А. Баратынский, Ф.М. Достоевский, что обусловлено или преклонением поэта перед личностью и судьбой предшественника, или близостью его поэтики собственным художественным исканиям И. Бродского. Творчество А.Д. Кантемира, Г.Р. Державина, П.А. Вяземского, М.Ю. Лермонтова, Б.Л. Пастернака и A. П. Платонова воспринимается И. Бродским нейтрально, без особого пиетета. Литературное наследие данных поэтов и писателей получает его признание, он указывает на некоторые их художественные и мировоззренческие прорывы к постижению сущности бытия, однако все же не считает уникальными творцами и нередко позволяет себе критику как отдельных сторон их поэтики, так и творчество в целом. Заметно, что в этом проявляется двойственность отношения И. Бродского к классицистическому и романтическому периодам развития русской литературы, которые ценны для него своим вниманием к поэтическому мастерству, к исключительности места Поэта в мире, но вызывают отторжение пафосом гражданской позиции художника и жаждой преобразования миропорядка, к которым И. Бродский относится с достаточной долей иронии и скепсиса.
Всецело отрицательную оценку в нехудожественных выступлениях поэта получает творчество таких значительных фигур в истории русской литературы, как Ф.И. Тютчев, А.П. Чехов, А.А. Блок, А. Белый, В.В. Маяковский, Н.С. Гумилев. Презрительное отношение к их творчеству и нередко агрессивно-уничижительная характеристика их произведений, встречающиеся в эссе и интервью поэта, объясняется двумя обстоятельствами его мировоззрения. Во- первых, И. Бродский категорически не принимает любые попытки религиозно-мистического постижения мира, связывая с ними рафинированность и манерность поведения поэта-мистика. Во-вторых, он резко отрицательно воспринимает любой опыт соприкосновения художника с государственной властью, считая их губительными для поэта и в творческом, и в нравственном планах. Соответственно, неприятие им поэзии Ф.И. Тютчева и B. В. Маяковского вызвано не столько их художественной практикой, сколько их участием в политической и государственной жизни страны.
Такая шкала ценностного отношения к русской литературе свидетельствует о предельной субъективности видения И. Бродским творцов ее истории и о ее явной корреляции с мировоззренческими и эстетическими взглядами самого поэта. Высшим статусом в его восприятии наделяются те литераторы, с которыми он ощущает свое аксиологическое родство, которые оказали глубокое влияние на развитие его личности, стали его духовными наставниками и творческий опыт которых он интегрирует в собственное художественное миропонимание. Нейтрального отношения удостаиваются те поэты и питатели, которые по мнению И. Бродского, способствовали созданию исторического фундамента для развития его собственной поэтической практики. В свою очередь, отрицательно оцениваются те литераторы, которые имели возможность выстраивать продуктивный диалог с властью, осознавали себя частью государства или мыслили свое литературный опыт путем к преобразованию бытия, что в контексте биографии и мировоззрения И. Бродского оказывается знаком нравственной ущербности художника.
Вместе с тем, анализ взаимосвязи оценочного восприятия И. Бродским отечественной словесности и его художественного мировидения, воплощаемого в собственном поэтическом творчестве, показывает, что данная иерархия далеко не всегда сохраняется при обращении поэта к литературному опыту предшественников в процессе создания собственных произведений. Здесь обнаруживаются как совпадения, так и явные расхождения. В своих интервью и эссе И. Бродский может положительно или отрицательно оценивать личность и творчество того или иного писателя и поэта, но независимо от таких оценок в его поэзии обнаруживается восприятие и переосмысление самых разных литературных произведений, созданных как принимаемыми и возвеличиваемыми авторами, так и теми, о ком он отзывается уничижительно и презрительно. Это также указывает на рассудочную пристрастность поэта в отношении к различным фактам и явлениям истории русской литературы и свидетельствует о разности литературно-критического и художественного восприятия И. Бродским отечественной словесности.
Таким образом, можно констатировать, что рецепция И. Бродского русской литературы XVIII - XX вв., являясь сложной и неоднозначной частью, его мировоззрения, оказывается важным параметром личности поэта, осмысление которого необходимо для уточнения места его творческого наследия е единой логике отечественного литературного процесса.



1. Баткин Л.М. Тридцать третья буква: заметки читателя на полях стихов Иосифа Бродского. М.: РГГУ, 1996. 331 с.
2. Блок А.А. Стихотворения 1907-1916 годов. IQ Publishing Solutions LLC, 1916. 234 с.
3. Бродский И.А. : труды и дни // Л.В. Лосев, П.Л. Вайль. М. : Независ, газ., 1999. 270 с.
4. Бродский И.А. Журнал Меркурий №12 - 13, Ленинград 1988, Поэт и проза, С.64-77
5. Бродский И.А. Зачем российские поэты?. // Ахмадулина Б.А. Стихотворения. Эссе. М., 2000, С.3-6
6. Бродский И.А. Лучшее в русском языке / И. Бродский // Ахмадулина, Б. Миг бытия, М.: Аграф, 1997. С. 258-261.
7. Бродский И.А. Скорбная муза // Юность, 1991, №6. С. 43-48.
8. Бродский И.А. Стихи. Послесловие А. Кушнера // Нева. 1988. № 3. С. 147.
9. Бродский И.А, Комаров Г.Ф. Сочинения Иосифа Бродского, Том 4, Пушкинский фонд, 1992. 336 с.
10. Бродский И.А. Книга интервью, Захаров, 2008. 783 с.
11. Волков С.М., Диалог с Соломоном Волковым / Бродский о Цветаевой (серия «Литературоведение», Litres, 2017. 448 с.
12. Бродский И.А. Полторы комнаты // Новый Мир 1995, №2.С.65
13. Бродский И.А. Сочинения Иосифа Бродского. В 6 т. СПб, 1992. 674 с.
14. Бродский И.А. Место не хуже любого // Звезда, № 1, 1997. С.116
15. Бродский И.А. Почему Милан Кундера несправедлив к Достоевскому // Континент, №50, 1986. С.158
16. Бродский И.А. Речь в Шведской королевской академии при получении Нобелевской премии // Звезда, №1, 1997. С.94
17. Бродский И.А. Три эссе // Знамя №4, 1996. С.86
18. Бродский, И. А. Набережная неисцелимых /И. А. Бродский. СПб. : Азбука-классика, 2005. 190 с.
19. Полухина В.П., Большая книга интервью. М.: Захаров, 2000. 701 с.
20. Вайль П.Л. Пространство как время / Бродский И. Пересеченная местность. Путешествия с комментариями: Стихи. М., 1995. 235 с.
21. Вайль, П.Л и др. В окрестностях Бродского Текст. / П. Вайль, А. Гепис // Лит. Обозрение, №8, 1990. 146 с.
22. Венцлова Т., Чувство перспективы // Страна и мир, № 3, 1988. С.92-97
23. Венцлова Т., Статьи о Бродском. М.: Балтрус, 2005. 386 с.
24. Волков С.М., Диалоги с Иосифом Бродским, М.: Эксмо, 2002. 652 с.
25. Гордин Я.А., Все, что написал Иосиф Бродский // Известия, 1992. 263с.
26. Гордин Я.А., Бродский И. : творчество, личность, судьба Текст : итоги трех конференций, СПб, 1998, 136с.
27. Езерская Б. Если хочешь понять поэта. Интервью с Иосифом Бродским // Театральная жизнь, 1991 № 12, С.29-31.
28. Зубова Л. Поэтический язык Иосифа Бродского 2001, СПб.: ЛЕМА, 2015, 196 с.
29. Из письма М. И. Цветаевой от 13 июня 1926 г. Переписка Бориса Пастернака. М., 1990. С. 365.
30. Измайлов А.Ф. Стихами Бродского звучит в нас Ленинград, СПб: Полиграф, 2011, 156 с.
31. Интервью И. Бродского А. Михнику // Новая юность. 1995. - № № 4,5, с.89
32. Интервью с Иосифом Бродским Людмилы Болотовой и Ядвиги Шимак- Рейфер // Звезда. — 1997. — № 1, С.54-57
33. Интервью с Иосифом Бродским Свепа Биркертса // Звезда. 1997. - № 1, с.52-55
34. Комарова И. Интервью с Иосифом Бродским / Свен Биркертс Pans Review № 12, 1997, С.35- 37
35. Крепс М. О поэзии Иосифа Бродского. СПб.: 2007, 219с.
36. Кривулин В. Античность как существенный момент идеостиля Иосифа Бродского // Классическое наследие и современность: Материалы и тез. конф., 9-11 дек. 1992 г. СПб., 1992, 124с.
37. Кудрова И. Верхнее «до» // Бродский о Цветаевой. М 1998. С. 216
38. Кузнецов С. (О книге) Валентина Полухина. Иосиф Бродский: поэт для нашей эпохи. Поэтика и эстетика Бродского // Диапазон, 1994, № 1,181 с.
39. Курганов Е.Я. Бродский и Баратынский // Звезда. 1997. - № 1, С.34-36
40. Лебедева М.Н. Ахматова и Бродский, изд. Марийский гос. педагог, ин-т им. Н.К. Крупской, 2004, 248 с.
41. Лосев А. Ниоткуда с любовью. Заметки о стихах Иосифа Бродского // Континент, 1977, № 14, С.26-27
42. Лосев Л. Реальность зазеркалья: Венеция Иосифа Бродского // Иностранная литература, 1996, № 5, С.16-20
43. Лосев Л. Меандр изд. Litres, 2017, 237 с.
44. Лотман Ю. Между вещью и пустотой (Из наблюдений
над поэтикой сборника Иосифа Бродского "Урания") / Избранные статьи: в 3-х т. — Таллин, 1993. Т.З, 283 с.
45. Лотман, Ю. М. Избранные статьи, 1992, 218 с.
46. Лурье С. Свобода последнего слова / Бродский И.А. Холмы.- СПб., 1991, 147 с.
47. Ляпон М. Проза Цветаевой. Опыт реконструкции речевого портрета автора, изд. Litres, 2017, 248 с.
48. Максимов Д. Е. Поэзия Лермонтова. Л. : Наука, Ленингр. отд-ние, 1964. 266 с.
49. Мандельштам О.Э. «Шум времени» ОЛМА Медиа Групп, 2003 c.183
50. Найман А.Г. Рассказы о Анне Ахматовой / Конец первой половины XX века, М.,1989, 137с.
51. Новиков А.А., Поэтология Иосифа Бродского, МАКС Пресс, 2001, 127с.
52. Нокс Дж. Поэзия Иосифа Бродского: альтернативная форма
существования, или Новое звено эволюции в русской культуре, СПб., 1998, 312с.
53. Полухина В.П. Иосиф Бродский. Жизнь, труды, эпоха. СПб.: 2008, 269с.
54. Полухина В.П. Иосиф Бродский. Большая книга интервью, СПб: Захаров, 2000, 264с.
55. Полухина В.П. Иосиф Бродский глазами современников. Книга вторая СПб, 2006, 544 с.
56. Полухина, В.П. Миф поэта и поэт мифа , Лит. обозрение. 1996. - № 3, С. 78-81
57. Ранчин, А. М. Иосиф Бродский и русская поэзия XVIII XX веков МАКС Пресс М. , 2001, 186 с.
58. Ранчин А.М. На пиру Мнемозины: Интертексты Иосифа Бродского. М.: Новое литературное обозрение, 2001. 464 с.
59. Рейн Е., Бродский И. Человек в пейзаже // Арион. 1996. - № 3, С.75-77
60. Русская служба Би-би-си. Публикация интервью к 75-летнему юбилею Иосифа Бродского с Натальей Рубинштейн (аудиозапись)
61. Сергеева Е. Избранное. Сборник статей изд. Directmedia, 2014 276 с.
62. Соловьев В. Бродский. Двойник с чужим лицом изд. Рипол Классик, 2016 289 с.
63. Старостин Б. А. Мотивы поэзии Лермонтова. Любовь // Лермонтовская энциклопедия. М., 1981. 309 с.
64. Уланов А. Опыт одиночества: И. Бродский - в кн.
И. Бродский. итоги трёхконференций. СПб.: 1998, С.25-28
65. Уфлянд В. И Форма времени: Стихотворения, эссе, пьесы/ Иосиф
Александрович Бродский. Об одном стихотворении/ В двух т. Т. 2.
Стихотворения, эссе, пьесы; - Мн.: Эридан, 1992, 268 с.
66. Филипов Б.А. «Мысли нараспашку» Вашингтон 1982, 366 с.
67. Интервью «В Солженицыне Россия обрела своего Гомера» Хэнлон Журнал The Iowa Review, № 4, 1978 год, С.64-65
68. Цит. по А. Новиков-Ланской Пушкин и Баратынский в восприятии Иосифа Бродского, альманах-ежегодник Связь времен, Сан-Хосе, Калифорния, 2015, 341 с.
69. Цитирование по Полухиной // Ахматова и Бродский: К проблеме притяжений и отталкиваний, Ахматовский сборник (Париж, 1989), С. 318-319
70. Штерн, Л. Бродский : Ося, Иосиф, Joseph , М. : Независимая газета, 2001, 270 с.
71.Эпельбуэн А. Интервью Европейский воздух над Россией Журнал Странник, 1991 год, С. 61-63
72.Эйхенбаум Б. М. Лермонтов О природе и функциях заимствований и повторяющихся поэтических формул у Лермонтова. Опыт историко-литературной оценки // Он же. О литературе. М., 1987. 264 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ