Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ 5-6-ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА

Работа №176720

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы67
Год сдачи2019
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
0
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ПОДВИЖНЫХ ИГР КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ 5-6-ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Сущность понятия «двигательная активность» в психолого-педагогических исследованиях 7
1.2. Особенности развития двигательной активности у детей 5-6-летнего возраста 13
1.3. Педагогические условия использования подвижных игр как
средства развития двигательной активности у детей 5-6¬летнего возраста 19
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ
ПОДВИЖНЫХ ИГР КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ
ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ 5-6-ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА 25
2.1. Изучение двигательной активности у детей 5-6-летнего возраста 25
2.3. Методические рекомендации по использованию подвижных
игр как средства развития двигательной активности у детей 5-6-летнего возраста 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 44
ПРИЛОЖЕНИЕ 50


В настоящее время наблюдаются тревожные тенденции показателей физического и двигательного развития дошкольников. Как известно, для 30-40% старших дошкольников характерен низкий уровень двигательного развития (Е.Н. Вавилова, Н.А. Ноткина, М.А. Правдов, В.И. Усаков,
Ю.К. Чернышенко). Основной причиной такого состояния является современный образ жизни, когда современный дошкольник почти все свободное время проводит у телеэкрана или монитора компьютера.
В исследованиях Ю.Ф. Змановского, М.А. Руновой, А.И. Федорова, С.Б. Шармановой отмечается общая черта для дошкольных организаций, которая проявляется в снижении двигательной активности детей, что проводит к ухудшению здоровья. Т.Л. Волосникова, Л.И. Волошина, М.А. Рунова указывают на то, что в условиях дошкольного учреждения реализуется лишь 55-60% потребности ребенка в движении.
О значимости развития двигательной активности у дошкольников для укрепления их здоровья утверждают А.О. Солодков, Н.А. Фараджева. По мнению авторов, происходит создание энергетической основы для развития и роста систем организма, психического и физического развития, представляющие собой биологический стимул для морфофункционального развития организма.
Гармоничное развитие ребенка, его умственное и физическое развитие осуществляется благодаря полноценной двигательной активности (Н.Б. Котелевская), что способствует укреплению неспецифической активности и здоровья, повышению работоспособности (С.Б. Шарманова).
В трудах многих исследователей (Е.А.Аркин, И.А.Аршавский, В.К. Бальсевич, В.Н. Бернштейн, А.В. Запорожец, Ю.Ф. Змановский,
Э.Я. Колидзей, В.Т.Кудрявцев, П.Ф. Лесгафт, А.А. Маркасян, М.А. Рунова, Э.Я. Степаненкова, В.Г. Фролов, Д.Б. Эльконин и др.) раскрывается феномен «двигательная активность», рассматривается влияние двигательной активности на личностное развитие старшего дошкольника. Однако, опыт, представленный в данных исследованиях, о средствах, формах и способах ее развития как феномена культуры и образования, раскрыт недостаточно полно.
Решение этой проблемы состоит в поиске наиболее оптимальных средств развития двигательной активности ребенка. Использование традиций физического воспитания всегда было современным, поэтому развитие двигательной активности дошкольников на основе применения подвижных игр - актуально.
Подвижная игра является первой, доступной формой деятельности для детей дошкольного возраста, предполагающей осознание воспроизведения движений. Подвижные игры, особенно народные, пополняют духовную и физическую культуру личности, передают наиболее важные жизненные умения и навыки, воспитывают нравственность, уважение традициям и обычаям.
В трудах Э.Й. Адашкявичене, Л.Н. Волошиной, В.Г. Гришина, Т.Н. Дмитренко, В.И. Усакова, А.А. Чепуркиной и др. раскрыта дидактические основы обучения детей дошкольного возраста элементам спортивных игр. При использовании разработок этих авторов возможно осуществление рационального выбора средств развития двигательной активности детей старшего дошкольного возраста на основе применения русской народной игры «Городки».
Вышесказанным объясняется актуальность настоящего исследования, проблема которого формулируется следующим образом: каковы
педагогические условия использования подвижных игр как средства развития двигательной активности у детей 5-6-летнего возраста. Это определило выбор темы исследования: «Подвижные игры как средство развития
двигательной активности у детей 5-6-летнего возраста».
Цель исследования: выявить педагогические условия использования подвижных игр как средства развития двигательной активности у детей 5-6-летнего возраста
Объект исследования: процесс развития двигательной активности детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия использования подвижных игр как средств развития двигательной активности у детей 5-6-летнего возраста
Гипотеза исследования: использование подвижных игр как средства развития двигательной активности у детей 5-6-летнего возраста будет эффективно при соблюдении следующих условий:
- учет возрастных и индивидуальных возможностей детей 5-6-летнего возраста;
- применение игровых упражнений с целью создания для
положительной эмоциональной атмосферы;
- использование последовательного перехода от разучивания элементов в упражнениях к совершенствованию в процессе игры.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятия «двигательная активность» в психолого-педагогических исследованиях.
2. Охарактеризовать особенности развития двигательной активности у детей 5-6-летнего возраста.
3. Обосновать педагогические условия использования подвижных игр как средства развития двигательной активности у детей 5-6-летнего возраста
4. Исследовать уровень развития двигательной активности у детей 5-6-летнего возраста.
5. Разработать методические рекомендации по использованию подвижных игр как средства развития двигательной активности у детей 5-6-летнего возраста.
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовался комплекс методов исследования: теоретические: анализ психолого-педагогической и философской литературы, эмпирические: наблюдение, педагогический эксперимент (констатирующий этап), количественный и качественный анализ полученных результатов.
База исследования: муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 15 г. Алексеевка» Алексеевского района Белгородской области.
Структура выпускной квалификационной работы включает в себя введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложение.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Теоретическое обоснование проблемы использования подвижных игр как средства развития двигательной активности у детей 5-6-летнего возраста позволило сделать ряд обобщающих выводов.
Двигательная активность является естественной и специально организованной деятельностью человека, которая обеспечивает успешность физического и психического развития. Двигательную деятельность понимают как сумму движений, осуществляемую человеком на протяжении жизни.
Двигательная активность детей дошкольного возраста отличается недостаточностью ее развития, прежде всего, это выражено ростом трудностей решения двигательных задач, из смысловой сложности. Мальчики демонстрируют более высокую двигательную активность, нежели девочки. Двигательная активность может варьироваться от высокой интенсивности активной двигательной деятельности вне зависимости от продолжительности и объема двигательной активности до низкого объема активной двигательной деятельности, сочетаясь со средними и низкими показателями интенсивности и продолжительности.
Подвижная игра представляет собой эффективно средство для развития двигательной активности детей 5-6 лет. Она качественно изменяет физические и психические качества ребенка, содействует разностороннему влиянию на его личностное развитие.
Практическая работа по изучению влияния подвижных игр на двигательную активность детей 5-6-летнего возраста проводилась нами на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида №15 г. Алексеевка» Алексеевского района Белгородской области.
Нами были использованы следующие методики: метод шагометрии для оценки двигательной активности детей (Н.Т. Лебедева, М.А. Рунова), модифицированное наблюдение и оценка разнообразия движений (двигательного опыта) в самостоятельной двигательной деятельности детей (по В.А. Шишкиной, М.Н. Дедулевич).
Изучение самостоятельной двигательной деятельности детей 5-6 лет показало, что у 12,5% детей отмечается геперактивный уровень, норма характерна для 50% испытуемых, гипотактивный уровень демонстрируют 37,5% дошкольников.
Оценивая разнообразие движений в самостоятельной двигательной деятельности детей, выяснили, что высокий уровень наблюдается у 31,3% детей, средний уровень характерен для 50% дошкольников, низкий уровень отмечается у 18,7% испытуемых.
Согласно результатам беседы, у дошкольников отмечаются недостаточные умения контролировать свое поведение, согласовывать действия с действиями товарищей, наблюдается недостаток знаний о разнообразии подвижных игр, безучастность родителей в организации подвижных игр с детьми в семейном кругу.
Методические рекомендации мы разрабатывали на основе анализа психолого-педагогических исследований, результатов констатирующего этапа. Разработка рекомендаций осуществлялась с опорой на программу «Выходи играть во двор» (Л.Н. Волошина), а также педагогические условия гипотезы нашего исследований, в которого говорится, что использование подвижных игр как средство развития двигательной активности у детей 5-6¬летнего возраста будет эффективно при соблюдении следующих условий: учет возрастных и индивидуальных возможностей детей 5-6-летнего возраста; применение игровых упражнений с целью создания для положительной эмоциональной атмосферы; использование
последовательного перехода от разучивания элементов в упражнениях к совершенствованию в процессе игры. Для разработки методических рекомендаций по развитию двигательной активности детей была использована народная подвижная игра «Городки».



1. Адашкявичене Э.И. Спортивные игры и упражнения в детском саду. - М. : Просвещение, 1992. -158 с.
2. Агаджанян Н.А. Основы физиологии человека / Н.А. Агаджанян, И.Г. Власова, Н.В. Ермакова, В.И. Торшин. - М.: РУДН, 2005. - 408 с.
3. Агаджанян Н.А., Смирнов В.М. Нормальная физиология: Учебник для
студентов медицинских вузов. - М.: ООО «Издательство
«Медицинское информационное агентство», 2009. - 520 с.
4. Аршавский И.А. Очерки по возрастной физиологии [Электронный
ресурс]. URL: ййр://е-йегйаде.ги/газ/у1е’№/риЫ1са1юп/депега1.
htm1?id=48876327
5. Баландин В.А. Использование подвижных игр для развития познавательных процессов детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. - Краснодар, 1999. - 166 с.
6. Белкина В.Н. Детская психология: учебное пособие для среднего профессионального образования. - Москва: Юрайт, 2019. - 170 с.
7. Белкина В.Н. Психология и педагогика социальных контактов детей: учеб. пособие. - Ярославль: изд-во ЯГПУ, 2004. - 201 с.
8. Белкина В.Н. Психология раннего и дошкольного детства: учеб. пособие для академического бакалавриата. - М.: Издательство Юрайт, 2019. - 170 с.
9. Бернштейн Н.А. Физиология движений и активность. - М.: Книга по Требованию, 2012. - 496 с.
10. Волошина Л.Н. Играйте на здоровье! Физическое воспитание детей 3-7 лет: программа, конспекты занятий, материалы для бесед, методика обучения в разновозрастных группах / Л.Н. Волошина, Т.В. Курилова. - М.: Вентана-Граф, 2015. - 224 с.
11. Выготский Л.С. Психология развития человека. - М.: Изд-во Смысл; Изд-во Эксмо, 2005. - 1136 с
12. Гайбазова Л.В. Повышение двигательной активности детей
дошкольного возраста//Научно-методический журнал «Сова» [Электронный ресурс]. URL: ййр8://птс8оуа.ги/коп1/8Йо-
1/Й7гагуй1е/дауЬагоуа-1у-роуу8Йеше-ЙУ1да1е1поу-акйупо8Й-йе1еу- Йо8йко1подо-уо7га81а
13. Габдракипова В.И. Пути коррекции повышенной двигательной активности детей дошкольного возраста / В.И. Габдракипова, Г.Г. Гарскова // Проблемы реабилитации детей с отклонениями в развитии. материалы науч.-практ. конф. - СПб.. ЦПИ, 1995. - С. 92-93.
14. Глазырина Л.Д., Овсянкин В.А. Волшебный мир движений (методика физического воспитания детей дошкольного возраста). - Мн.: НМ Центр, 1997. - 176 с.
15. Глазырина Л. Д. Нетрадиционные занятия по физической культуре для самых маленьких. - Мн., 1997. - 96 с... 60


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ