Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФЕНОМЕН КОЛДОВСТВА И МАГИИ В ДРЕВНЕМ РИМЕ ИМПЕРСКОГО ПЕРИОДА

Работа №176704

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

история

Объем работы99
Год сдачи2019
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
0
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. МЕСТО КОЛДОВСТВА И МАГИИ В СИСТЕМЕ КУЛЬТУРНЫХ
ФЕНОМЕНОВ ДРЕВНЕРИМСКОГО ОБЩЕСТВА 22
1.1. Первые упоминания о колдовстве и магии в источниках 22
1.2. Колдовство и магия в Риме I в. до н.э. - II в. н.э 39
ГЛАВА II. ДИНАМИКА ОБЩЕСТВЕННЫХ ПРОЦЕССОВ И МАГИЯ В РИМЕ II-IV ВВ. Н.Э 58
2.1. Динамика отношения древнеримского общества к магии 58
в период становления христианства (вторая пол. II - III вв.) 58
2.2. Магический компонент римской духовной культуры в позднеантичный
период (IV-V вв.) 75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 88
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 92


Актуальность исследования. В современном мире, мире развития наук и технологий, все же остается место для магии. С развитием науки доверие к магии значительно уменьшилось, современный человек больше ориентируется на научные знания и исследования, чем на чудеса, однако, магия и колдовство не теряют своей популярности. Это подтверждается тем, что, на сегодняшний день, самым популярным жанром литературы является фэнтези и фантастика, также, в этом жанре создается ряд компьютерных игр как для детей, так и для взрослых, ежегодно выпускается масса кинофильмов, в которых присутствует магия, колдовство, различные мифические существа. Помимо этого, в настоящее время, существуют люди, которые всерьез верят в магию: выпускается множество пособий по «черной» и «белой» магии, различные книги заговоров, в интернете имеется масса объявлений, в которых предлагаются услуги гадалок, целительниц, ведьм и колдунов. О немалой значимости проблемы свидетельствует устойчивое стремление депутатов Госдумы РФ внести законопроект об уголовном наказании так называемых «магов» и «колдунов», приравнивая их услуги к мошенничеству. Если в современном мире, в котором достаточно изучены естественные науки, объясняющие большинство процессов, происходящих в вокруг, существует столько людей, которые верят в магию, то, что говорить о людях прошлых эпох.
В наибольшей степени нас интересует отношение к магии и колдовству в Древнем Риме, поскольку именно эта часть античной цивилизации явилась почвой, в которой проросли семена новой христианской культуры, по сей день, питающей европейские государства и народы. Опыт римской цивилизации, включающий, в том числе, и отношение общества и государства к магическим искусствам, поможет разобраться в обозначенной нами проблеме. Таким образом, все изложенные выше факторы в совокупности обусловливают актуальность настоящего исследования.
Цель работы - проанализировать основные тенденции развития феномена колдовства и магии в римской цивилизации имперского периода.
Для достижения поставленной цели были выделены следующие задачи:
1) проанализировать первые упоминания о колдовстве и магии в источниках;
2) проследить роль феномена колдовства и магии в I в. до н.э. - первой пол. II в. н.э.;
3) обозначить динамику отношений древнеримского общества к магии в период становления христианства (вторая пол. II - III вв.).;
4) рассмотреть магический компонент римской духовной культуры в позднеантичный период (IV-V вв.)
Объект: феномен колдовства и магии в Древнем Риме имперского периода.
Предмет: динамика сферы магии и колдовства и отношения к ней в Риме имперского периода.
Хронологические рамки: данной работы I в. до н.э. - первая треть V века. Прежде чем рассматривать феномен в обозначенных рамках, необходимо было проследить его корни, поэтому мы вышли в более ранний период - доимперский. Нижняя граница - I в. до н.э., взята нами за отправную точку, поскольку именно в это время появляются первые философские труды, обосновывающие магический культ, формируется образ колдуньи, все это прослеживается у авторов имперского периода - Г орация, Сенеки, Вергилия, Овидия. Верхняя граница - первая треть V века, время торжества христианства, расцвет деятельности Отцов Церкви (Аврелий Августин и его труд «О Граде Божьем»), завершает наше исследование, поскольку уже до этого времени, в основном, определилось отношение христианской идеологии в к языческим культам, частью которых расценивалась магия.
Методологическая база исследования.
Большинство современных научных концепций, так или иначе, связаны с так называемой теорией цивилизаций. Существует множество подходов и внутри цивилизационной концепции истории. Наиболее соответствующим истине многие историки и культурологи считают теорию локальных цивилизаций (А. Дж. Тойнби ), в рамках которой цивилизации рассматриваются как уникальные этнические или исторические общественные образования, занимающие определенную территорию и имеющие свои особенности социально-экономического и культурного развития. При таком подходе большое внимание уделяется географическому положению и климатическим условиям, ведь культурные и этнопсихологические особенности людей, их менталитет во многом детерминированы спецификой места обитания. Центральным понятием при таком подходе становится понятие «менталитет», под которым, в самом общем смысле, понимаются особенности мышления и восприятия действительности в различных этнических и социальных общностях . Рассматриваемые нами магия и колдовство являлись неотъемлемым элементом ментальности древнеримского общества.
Исследование выдержано в рамках историко-культурологического подхода, специфика которого заключается в том, что феномен колдовства и магии рассматривается с точки зрения ценностно-нормативных и регулятивно-коммуникативных механизмов социальной организации в историческом ракурсе . Данный подход позволяет систематизировать социально-значимые характеристики рассматриваемого нами феномена, его динамики на важнейших для его становления исторических этапах.
Необходимо выделить еще одно направление в нашем исследовании - интеллектуальная история, данный курс зародился еще в XIX в. в межвоенный период, данное направление активно изучал американский историк и философ Артур Лавджой . В 70-80-е годы ХХ в. в поле зрения интеллектуальной истории оказывается общее состояние индивидуального и коллективного сознания. В нашей стране, интеллектуальная история, стала изучаться только в последние годы. Концептуальное ядро сборника составляет статья Л.П. Репиной , ведущего специалиста в этой относительно новой для нас области изучения истории. Данное направление концентрирует внимание на трудах интеллектуальной элиты, к которой можно отнести рассматриваемых нами авторов. Здесь имеется в виду не только накопление знаний и их передача, но и активное интеллектуальное творчество, которое, обладая могущественной силой, умело «культивировало» сознание индивидуумов.
Для эффективного анализа исторических источников, которые были нами исследованы, и достоверности сделанных выводов обязательным условием являлось применение комплексного подхода к источникам.
Основные методы, использованные в настоящем исследовании: анализ, синтез, систематизация.
Помимо общенаучных, предполагается использование исторических методов, в частности, историко-генетического, показывающего генезис и эволюцию колдовства и магии. Также применим собственно исторический метод комплексного анализа источников, системный подход, необходимые для систематизации работы с имеющимися материалами.
В данном исследовании был применен и историко-типологический метод, с помощью него мы выявили черты, характерные для «черной» и «белой» магии, разграничив, тем самым, явление на два больших потока.
В нашем исследовании был использован и историко-сравнительный метод. Благодаря данному методу, мы сопоставили феномен колдовства и магии доимперского и имперского периода, выявили их общие и отличительные черты.
Источниковая база
В процессе подготовки данной работы был выявлен и отобран комплекс источников по заданной тематике. Источниковая база представлена вещественными памятниками и письменными источниками.
К вещественным памятникам следует отнести амулеты, куклы вуду, магические папирусы и таблички с проклятиями. Систематизация магических амулетов собрана в трудах Кемпбелла Боннера и Анри Делятта и Поля Дершана. Специально, данный источник, мы не разбирали, интересным моментом для нас явился факт подтверждения значимости руководств по магии, которые содержатся в папирусах: большая часть оформлена в соответствии с правилами, предусмотренными в данных руководствах.
Более значимым источником для нас являются таблички с проклятиями. Благодаря Рихарду Вюншу и Огюсту Одоллену, мы имеем сведения о табличках (tabulae execrationum или defixionum tabellae). Данный источник является практически единственным, относящимся к позднеклассическому времени, к детальному разбору мы прибегаем в первой главе.
Отдельно отметим «Книгу таинств», реконструкцией и публикацией книги занимался М. Маргалиот, а на английский язык она была переведена Майклом Морганом. Книга соединяет профессиональную литературу магических папирусов с более популярной религиозной литературой. «Книга таинств » продемонстрировала контекст существования и распространения магических сочинений.
Сохранилось также множество письменных источников, куда входят исторические сочинения, церковные истории, философские и религиозные трактаты, юридические документы, произведения художественной литературы (лирика и эпос, трагедия и комедия). Тот факт, что во всех этих группах источников содержатся сведения о тех или иных магических действиях, свидетельствует о распространении и значимости анализируемой нами проблемы.
Следует выделить четыре группы источников:
I группа - исторические источники;
II группа - правовые: доимперские и имперские;
III группа - литературные источники имперского периода;
IV группа - философские, куда вошли некоторые произведения Цицерона, также именно сюда мы отнесли сочинения Апулея как иллюстрацию смены стоицизма на средний платонизм;
V группа - христианские.
Обширным источником по нашей тематике является произведение Тацита (50 г. н.э. — 120 г. н.э.) «Анналы ». Тацит повествует о судебных делах в римской империи, которые были связаны с магическими действиями. Не только Тацит, но и Светоний в своем произведении «Жизнь двенадцати Цезарей », упоминают об астрологах, которые были изгнаны при императоре Нероне. Так как Тацит и Светоний были приближенными к императорскому двору, в их произведениях сохранилось много интересных фактов об изгнаниях магов и судебных разбирательствах.
В середине IV века обвинения и гонения на язычников и магов достигают небывалой мощи, о чем нам свидетельствует Аммиан Марцеллин (330 г. н.э. - 400 г. н.э.), автор подчеркивает, что на магов начинается настоящая охота. Усиливаются доносы на людей, которые прибегают к магическому искусству. Обвинениям подвергались даже люди, занимающие высокое положение в обществе и их семьи, вскоре после судебных разбирательств их высылали из империи.
Первым дошедшим до нас нормативным источником, содержащим антимагический закон, является Законы XII таблиц , датирующийся серединой V в. до н.э. Данный закон предусматривал наказания за магические действия, которые совершались над посевами, т.е. имели целью нанести вред урожаю.
Важным правовым источником, для нашего исследования является закон Суллы . Исходя из данного правового акта, мы заключаем, что распространение магии в высших слоях римского общества уже является тенденцией. Согласно закону, происходит явная дифференциация на профессиональных магов и их клиентуру. Кроме того, появляется специальная литература, где предписываются строгие наказания за магические действия.
Отметим также следующие нормативные акты: дошедшие до нас «Сентенции » Павла (V, 23, 15-18) и «Дигесты » Юстиниана (48, 8), в законе - Lex Cornelia de sicariis et veneficis. Закон предписывает наказания за магические действия и колдовство. В «Сентенциях» упоминаются виды наказаний. Несмотря на то, что «Дигесты» датируются более поздним периодом, мы воспользовались ими, поскольку сборник содержит извлечения из трудов более ранних римских юристов и сохраняет многие культурные архетипы имперского периода.
Также в этой группе нас интересовал Миланский эдикт как документ, легализовавший христианство в Римской империи. Упоминание об эдикте имеется в работе римского историка Евсевия Кесарийского «Церковная История» . Документ означал не только завершение периода гонений на христиан, но и то, что язычество в Римской империи уходит в прошлое. Также в нем прописывалась свобода для всех религий, теперь на территории Римской империи было приемлемо исповедание всех религий.
Первым письменным источником с упоминаниями феномена колдовства и магии, представляющим художественную литературу, является произведение Плавта (254 до н. э.— 184 до н. э.) «Куркулион ». В этом произведении содержатся сведения, позволяющие нам выделить такой вид магических практик, как любовная магия.
Стоит обратить внимание, на произведение еще одного автора доимперского периода Катона Старшего (234 до н.э.-149 до н. э). В своем трактате «О земледелии », деятель повествует о магических свойствах растений. Он рассказывает, как нужно правильно приготовить отвар, а также дает полную рецептуру всех целебных зелий.
Подробный образ колдуний, нам дают следующие произведения: «Энеида » Вергилия (70 год до н.э. - 19 год до н.э.), «Эподы » Горация (65 до н. э., — 8 до н. э.), «Метаморфозы » Овидия (43 год до н.э. - 18 год н.э.), «Медея » Сенеки (4 год до н. э. - 65 год. н.э.) и «Фарсалия » Лукана (38 год
н.э. - 65 год н.э.). В своих сочинениях драматурги поясняют, почему
колдуньи выбирают именно ночное время для совершения магических действия, кроме того, Гораций, делает акцент и на магическую атрибутику ведьм. Авторы описывают магические культы колдуний, большое внимание уделяется приготовлениям любовным зельям, т.к. они являются составляющей любовного приворота.
Отметим философские трактаты Цицерона (106 год н.э. - 43 год до н.э.) , из которых мы выбрали для подробного анализа De divinatione, поскольку он максимально близок теме магической практики. Цицерон прослеживает феномен колдовства и магии от самого рождения. Делает упор на таких формах гадания, как ауспиции, гаруспиции. Он утверждает, что еще первый император Ромул был отличным ауспиком, и именно он является родоначальником феномена в империи. Цицерон акцентирует внимание и на том факте, что в I в. н.э. практика магических культов была обычным делом, ведь магию использовали как патриции, так и обычные жители империи, но также философом был сделан акцент на том, что поклонение богам и гадание - это совсем разные вещи, не сопоставимые по своему содержанию.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Целью данной работы являлся анализ основных тенденций развития феномена колдовства и магии в римской цивилизации имперского периода. Для достижения поставленной цели, нами был обозначен ряд задач, которые в ходе данной работы были выполнены:
Мы проанализировали первые упоминания о колдовстве и магии в доимперских источниках, в результате чего пришли к выводу о том, что магия того времени носила двойственный характер. С одной стороны она выполняла защитную функцию, а с другой стороны - вредоносную. Защитная функция представлялась в виде амулетов, вредоносная в виде табличек с проклятиями, кукол-вуду, приготовлении зелий. О пагубных свойствах зелий много сведений нами было почерпнуто из «Истории Рима от основания города» Тита Ливия. Историком были описаны два судебных процесса, первый датируется IV в. до н.э., второй II в. до н.э. В обоих судебных разбирательствах фигурируют наказания за применение зелий.
Что касается первых письменных источников, то упоминания о феномене колдовства и магии мы встретили в трудах римских мыслителей Плавта и Катона Старшего. Проанализировав произведения авторов, мы пришли к выводу, что в этот период была распространена любовная и целебная магии, описываемые Катонои Старшим и Плавтом.
Необходимо отметить и древнейший нормативный свод Римской империи - Законы XII таблиц, в нем содержались две антимагические статьи, связанные с причинением вреда сельскохозяйственным угодьям, также в законе упоминалось наказание за совершаемые колдовские действия.
Нам удалось проследить роль феномена колдовства и магии в духовной культуре римского общества в I в. до н.э. - первой пол. II в. н.э. Магия и колдовство проникает в повседневную жизнь римлян. Возрастает роль таких наук, как астрология и астрономия, даже императоры имели своих личных астрологов. Ни одна военная компания, ни политическое перемирие, не заключались без совета с астрологом. Несмотря на высокое положение в обществе, за неверное предсказание их ссылали из империи, либо отправляли на арену, где они становились забавой для местной публики.
Официально магия в империи была запрещена, эти сведения подчеркивают нормативные документы «Сентенции», «Дигесты» и Закон Суллы. Исходя из источников, выделим общие закономерности, которые были присущи римской магической мысли I в. до н.э. - первой пол. II в. н.э.:
1) таинства, происходят всегда ночью;
2) жертвой, становился человек, точнее кровь человека и его органы;
3) происходит дифференциация магов;
4) появляется специальная литература, где описываются магические действия.
К I веку до н.э. формируется образ женщины-колдуньи с очевидным негативным оттенком. Такие авторы, как Лукан, Сенека и Гораций, внесли свой вклад в создание образа классической ведьмы. Они подчеркивали жестокие черты колдуний, обозначали места проведения культа, описывали внешний облик. Авторы выделяют два вида магии в этот период:
1) любовная магия, т.е. создание любовного зелья, приворот любимого человека, путем приготовления любовного напитка. Для приготовления зелья колдуний не останавливало ничего, даже смерть детей, о чем нам повествует Гораций;
2) целебная магия, которой занимались травники, женщины-врачи, акушерки, т.к. женщины, которые помогали прервать беременность, назывались колдуньями.
Любой человек в империи знал, где проживают колдуньи: либо это был лес, находившийся в густонаселенной территории, либо это была Фессалия, область, где по мнению Апулея «собиралась вся нечисть империи», а у домов, где проживали колдуньи, собирались «живые» очереди.
Также, мы обозначили динамику отношения древнеримского общества к магии, в период становления христианства (вторая пол. II - III вв.). Во второй половине II в. н.э. популярность колдовства и магии достигает своего пика, о чем нам свидетельствует суд на Апулеем. Это было первое открытое, гласное, судебное разбирательство. Софисту представили обвинение в магии, но благодаря своему красноречию философ выиграл суд.
Во второй половине второго века христианство массово начинает проникать в духовную культуру римлян. Христианские мыслители осуждают все, что связано с языческой магией: литературу, философию, магическую практику. Но в защиту языческой религии выступил Корнелий Цельс, который сопоставил деятельность христианства с магией запрещенной законом (malefici), на основе своих доводов, он выдвинул теорию о «магических чудесах».
В ответ на теорию о «магических чудесах» Корнелия Цельса, выступил христианский философ Ориген. Критиковал языческую религию и Тертуллиан, сравнивая ее с идолопоклонством. Из анализа текстов Тертуллиана и Оригена, можно сделать вывод, что магию воспринимали, как реально действенную силу, враждебную христианству, а это значит, что на территории Римской империи магия не утратила своей значимости на протяжении II-III вв.
Многие императоры не воспринимали христианскую веру всерьез, часто она подвергалась гонениям. Своего апогея гонения на христиан достигли при Диоклетиане, когда без суда и следствия происходили массовые аресты и ссылки верующих в Христа, но многое изменилось при императоре Константине - христианство становится легализованной религией империи.
В завершении нами был рассмотреть магический компонент римской духовной культуры в позднеантичный период (IV-V вв.). С принятием Миланского эдикта завершался период гонений на христиан, а это означало, что, рано или поздно, язычество отойдет на второй план.
С принятием Миланского эдикта в 313 году, начинают издаваться законы, которые вносили корректировки и запреты в деятельность магов, гадалок, прорицателей, астрологов. Первый закон, запрещающий гаруспиции, а также ношение оберегающих амулетов, был издан императором Константином в 319 году. О гонениях на магов и прорицателей повествует Аммиан Марцеллин. В независимости от того, какое положение человек занимал в римском обществе, если его заподозрили в магии, то ему было необходимо покинуть империю.
Ведущую роль в духовной культуре империи теперь занимают христианские чудеса, ведь они являлись посланием Бога, помогали исцелять людей. С позиции христианских ученых чудеса объяснялись как нечто, дарованное свыше. Христиане представляли совершенно иную линию богословия и мировоззрения. Они были строго монотеистичны и верили только в одного Бога. Поэтому они отказались поклоняться римским богам, производной культа которых была магия. К концу IV века христианская религия становится официальной религией и занимает лидирующее положение в империи.



1. Августин Блаженный. Aurelius Augustinus De Civitate Dei /Ed with engl. translation and notes by W.Scott. Vol.I-IV. - Oxford, 1924-1925. - Августин Блаженный / Пер. К.Богуцкого. - СПб.: Алетейя, 1994. - 595 с.
2. Аммиан Марцеллин. Ammiani Marcellini. Res Gestae / Ed. W. Seyfart. - Leipzig, 1978. Рус. пер.: Аммиан Марцеллин. История. В 3-х тт. - Киев, 1906 - 1908. Пер. Ю. Кулаковского и А. Сонни. - 317, 303, 326 с. = 946 с.; Аммиан Марцеллин. Римская история. - СПб.: Алетейя,1994. - 578 с. (переизд. 1996 и др. стереотипно).
3. Апулей. Apuleius. Apologia sive pro se de magia liber / Ed. H.E.Butler and A.S.Owen. - Oxford, 1914 / Пер. С.П.Маркиша // Апулей. Апология. Метаморфозы. Флориды. - М.: Академия наук, 1956. - 97 с.
4. Апулей. Apuleius. L. Apuleii Opera Omnia, pars I-II / C. Cnoblochii. -
Lipsia, 1842. Рус. пер.: Апулей. «Метаморфозы» и другие сочинения / Сост. М.Л. Гаспаров. - М.: Худлит, 1988. - 466 с. (Библиотека античной
литературы).
5. Варрон. Marcus Terentius Varro Res rusticae / Ed. W. D. Hooper and H.
B. Ash. - Loeb Classical Library, 1929. Рус. пер.: Варрон. «О сельском
хозяйстве». - М.: Наука, 2012. - 220 с.
6. Вергилий. P. Vergilii Opera / Ed. G. Binder. - Stuttgart, 1994. Рус. пер.: Вергилий. Буколики. Георгики. Энеида / Пер. С. Шервинского и С. Ошерова. - М.: Худож. лит., 1979. - 447 с.
7. Гораций. Q. Horati Flacci Opera Omnia. / Rec. O. Keller et A. Holder, 2 voll. - Lipsiae in aedibus B.G. Teubneri, 1864-9. Рус. пер.: Гораций. Оды. Эподы. Сатиры. Послания / Вступ. ст. М. Гаспарова. - М.: Художественная литература, 1970. - 479 с.
8. Евсевий Кесарийский. Enoepioc; rpg Kaioapeiag Екк/щоию-нкр loropia
-URL: https://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Kesarijskij/tserkovnaja-istorija/. Рус.
пер.: Евсевий Кесарийский. Церковная история / Пер. М.Е. Сергеенко. - Спб.: Алетейя. - 744 с. (Дата обращения - 27.04.2019)
9. Катон Старший. Marcus Porcius Cato Major. De Agri Cultura / Пер. М. Е. Сергеенко, С. И. Протасовой. - М.-Л.: АН СССР, 1950. - 220 с.
10. Кодекс Юстиниана. Codex Justiniani / Ed. A.D.Alberto, D.Mauritio, A.Herrmanni.- Lipsiae, 1870. - 48 p. // Рус. пер. А.М. Прохоров. - М. : Советская энциклопедия, 1969—1978. - 64 с.
11. Юлий Павел. Julius Paulus / Рус. пер. Кофанов, Л.Л. Юлий Павел. Пять книг сентенций к сыну / Л. Кофанов. - М.: Зерцало, 1998. - 288 с.
12. Ливий Тит. Tit Livi ab urbe condita libre / Ed W. Weissenborn, Lipsiae, 1871—1878. Ливий Тит. Римская история от основания города. Полное издание в одном томе / Пер. с лат. - М.: АЛЬФА-КНИГА, 2014. - 1290 с.
13. Лукан. M. Annaeus Lucanus. De bello civili sive Pharsalia. Lib. I-X. The Latin Library. - URL: http://www.thelatinlibrary.com/lucan.html. Рус. пер.: Лукан Марк Анней. Фарсалия / Пер. Л.Е. Остроумова. - М.: Просвещение, 1965. - 78 с.
14. Макробий. Ambrosius Theodosius Macrobius. Convivia Saturnalia / Пер. с лат. и греч. В.Т. Звиревича. - Екатеринбург: Изд - во Уральского университета, 2009. - 372 с.
15. Моммзен, Т. Mommsen T. Leges Corneliae / Пер. Н.А. Машкина // Теодор Моммзен. Сулланская конституция. - Спб.: Наука - Ювента, 1997. - С. 315-345... 30


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ