ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ИССЛЕДОВАНИЕ ФЕНОМЕНА
АПОКАЛИПТИЧЕСКОГО СЕКТАНТСТВА В ОТЕЧЕСТВЕННОМ РЕЛИГИОВЕДЕНИИ В XIX - НАЧАЛЕ ХХ ВВ.
10
1.1. Отечественное сектантство как предмет светского и конфес-сионального исследования в России в XIX - начале ХХ вв. 10
1.2. Анализ светских и конфессиональных подходов к исследова¬нию апокалиптического сектантства в России в XIX - начале ХХ вв.
21
ГЛАВА II. ДОРЕВОЛЮЦИОННЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ
ВОЗЗРЕНИЯ НА ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
АПОКАЛИПТИЧЕСКОГО СЕКТАНТСТВА В РОССИИ 30
2.1. Дореволюционные воззрения на историю русского хлыстовства
в Российской Империи 30
2.2. Дореволюционные воззрения на историю русского скопчества в
Российской Империи 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность темы исследования. Обращение к культурно-историче¬скому наследию и преемственности отечественных традиций помогает лучше понять проблемы развития современного общества, задачи укрепления россий¬ской государственности, а также нравственных начал как общественной, так и частной жизни сегодняшнего времени.
Развитие апокалиптического сектантства - это объективный процесс, связанный с духовными и материальными интересами и потребностями людей. Кризис в духовной жизни общества, вакуум в идеологии и отсутствие общего¬сударственной национальной идеи ведет не только к росту преступности, но и деградации общественных институтов и личности. Этот вакуум стремятся за¬полнить представители различных современных апокалиптических сект, кото¬рые получили широкое распространение в России в последние годы.
Вопрос о исторических судьбах апокалиптического сектантства принад¬лежит к числу вопросов, еще слишком мало разработанных нашей литерату¬рой. Фактически непосредственно о феномене русского дореволюционного апокалиптического сектантства говорят только наш современник, культуролог Александр Маркович Эткинд и дореволюционный русский религиозный фило¬соф Василий Васильевич Розанов, понимая под ним дореволюционные направ¬ления хлыстовства и скопчества . Многие весьма важные стороны этого ориги¬нального явления духовной жизни русского народа до сих пор еще остаются недостаточно выясненными. В виду этого исследование, имеющее своей целью осветить те или иные стороны истории и историографии русского апокалипти¬ческого сектантства, указать и наметить причины, которые поддерживают его существование и даже способствуют его усилению, едва ли может считаться излишним.
К сожалению, на данный момент научно недостаточно изучены вопросы исторического развития русского апокалиптического сектантства как уникаль¬ного социального феномена. Во многих научных исследованиях преобладает описательный подход к феномену и истории русского апокалиптического сек¬тантства: рассматриваются его внутренняя структура, идейные установки, ри¬туальные и обрядовые действия, социальный и демографический состав и чис¬ленность, уровень географической распространенности, масштабы, содержа¬ние культовой и внекультовой деятельности и т.д. Однако многим исследова¬ниям присуще отсутствие теоретического анализа рассматриваемого явления в контексте единой историко-религиозной парадигмы, то есть русское апокалип-тическое сектантство чаще всего рассматривается как общественное, социаль¬ное явление как таковое без должного историко-религиоведческого анализа. Вместе с тем именно историко-религиоведческий анализ обладает потенциа¬лом определения цивилизационного, общеисторического статуса отдельного явления. Поэтому настоящее исследование обретает как историческую, так и религиоведческую актуальность.
Степень разработанности темы исследования. На сегодняшний день проблема истории отечественного дореволюционного сектантства распола¬гает значительным массивом конкретно-исторических исследований, а также взглядов и концепций, по-разному объясняющих факт возникновения апока¬липтического сектантства. Начальный период изучения апокалиптического сектантства приходится на XVIII - первую половину XIX в., когда монополия на изучение религиозной деструкции в России фактически принадлежала представителям официальной церкви. Указанное направление представлено трудами П. Кеппена , В.В. Розанова , В.М. Скворцова , В.И. Даля и других авторов.
Второй этап в исследовании истории апокалиптического сектантства приходится на вторую половину XIX - начало XX в. Он характеризуется про¬тивостоянием ортодоксальных церковных «сектоведов» и «светского» исто¬риографического направления, сформировавшегося в 1860-е гг. и представ¬ленного авторами демократической, либеральной и народнической ориента¬ции. «Светские» исследователи (М. Третьяков , И.П. Липранди , М.А. Каль- нев , И. Геринг , А.С. Пругавин , И. Смолин , А. Введенский и др.) увидели в сектантстве в целом и скопчестве, в частности, не только религиозную, но и социально-политическую составляющую, протест против существующего по¬рядка вещей. Они отказались от понимания апокалиптического сектантства как отрицательного явления в русской истории, рассматривая его как форму проявления великорусского стремления к независимости. Развитие данного направления заставило церковных авторов либо смягчить традиционно-нега¬тивные оценки апокалиптического сектантства (В. Андерсон , И. Громогла- сов ), либо искать новые исторические факты, укладывающиеся в «миссио¬нерскую» концепцию (С. Богданович ).
Третий этап в изучении апокалиптического сектантства приходится на советский период. Об идейно-политическом и социальном содержании апока¬липтического сектантства писали Н.М. Никольский , В.Е. Лешак , Э.Г. Фи¬лимонов и др. В целом же, советские исследования апокалиптического сек¬тантства оказались не менее тенденциозными, чем дореволюционные. Попа¬дая в разряд атеистической литературы, исследования по истории апокалипти¬ческого сектантства в большинстве случаев имели заранее предопределенные выводы и не могли претендовать на объективность оценок.
В работах современных исследователей намечается поиск новых подхо¬дов разным аспектам изучения апокалиптического сектантства. В данном направлении работают такие исследователи, как А.А. Эткинд и А.А. Панченко.
Книга Эткинда А.А. «Хлыст: Секты, литература и революция» - это его докторская диссертация, защищенная в университете Хельсинки. Посвя-щена она русским религиозным общинам рубежа XIX- XX веков, влиянию их идей и коллективных форм жизни на интеллигенцию и литературу, на радика¬лизацию общественной мысли в направлении Революции, чаяния Апокалип¬сиса, чтобы скорее построить Царство Божие на земле. Монография А.А. Пан¬ченко «Христовщина и скопчество: фольклор и традиционная культура рус¬ских мистических сект» представляет собой первое систематическое иссле¬дование культурной традиции двух массовых религиозных движений XVIII - начала XX в.: христовщины и скопчества. Исследователь рассматривает фоль¬клор, ритуалы и идеологию христовщины и скопчества в широком контексте простонародной религиозной культуры XVII - XX вв.
В целом, приведенный обзор показывает, что в эпоху, когда над отече¬ственной исторической наукой довлели классовые оценки, история отече¬ственных дореволюционных апокалиптических религиозных объединений освещалась однобоко и неполно, что привело к недостатку общей историче¬ской культуры в настоящее время.
Объект исследования - религиозное сектантство в Российской Импе-рии в XIX - начале ХХ века.
Предмет исследования - дореволюционные исторические воззрения на историю апокалиптического сектантства в Российской Империи в XIX - начале ХХ века.
Цель исследования - реконструкция, интерпретация и анализ истори-ческих воззрений на основные направления дореволюционного апокалиптиче¬ского сектантства в Российской Империи в XIX - начале ХХ века.
Для осуществления поставленной цели в выпускной квалификационной работе предполагается решение следующих задач:
- охарактеризовать отечественное сектантство как предмет светского и конфессионального исследования в России в XIX - начале ХХ вв.;
- проанализировать светские и конфессиональные подходы к исследова¬нию апокалиптического сектантства в России в XIX - начале ХХ вв.;
- рассмотреть дореволюционные воззрения на историю русского хлы¬стовства в Российской Империи;
- исследовать дореволюционные воззрения на историю русского скоп¬чества в Российской Империи.
Теоретико-методологическая основа исследования. Предпринятое нами исследование строится на соблюдении таких основополагающих прин-ципов:
• принцип научной объективности. Его действие проявляется в сте¬пени достоверности проводимого исследования, когда факты и нормативные источники должны исследоваться во всей своей совокупности, с учетом исто¬рической реальности. При этом субъективное мнение исследователя не должно отражаться на объективности знаний, получаемых в результате науч¬ного поиска;
• принцип толерантности, использование которого в современных научных исследованиях обусловлено необходимостью терпимого отношения к различным конфессиям, вероучения и культовая практика которых рассмат¬риваются в исследовании.
В ходе анализа проблем генезиса и эволюции апокалиптического сек-тантства в истории российского государства наиболее значимым для построе¬ния работы оказались следующие методы: системного анализа и сравни¬тельно-исторический. Применительно к данному исследованию метод систем¬ного исследования заключается в том, что, с одной стороны, государственно- конфессиональные отношения на территории Российской Империи в XIX - начале XX вв., рассматриваются как система взаимосвязанных компонентов. С другой стороны, собственно апокалиптическое сектантство анализируются с точки зрения системного подхода. Сравнительно-исторический метод позво¬лил рассмотреть отечественное апокалиптического сектантства в дореволюци¬онный период в сопоставлении с основными периодами развития государ¬ственно-конфессиональных отношений в российском государстве.
Научно-практическая значимость исследования состоит в том, что в работе проведен комплексный анализ исторических воззрений на апокалипти¬ческое сектантство в Российской Империи в XIX - начале ХХ века. Полученные данные углубляют представление об особенностях апокалиптического сектант¬ства в Российской Империи в XIX - начале ХХ века, а также в научный оборот вводятся новые эмпирические данные. Более того, результаты, полученные в ходе исследования, могут быть использованы религиоведами, историками и фи¬лософами для изучения рассматриваемой проблемы, теоретические обобщения и практические выводы, содержащиеся в выпускной квалификационной работе, применимы в научной сфере для дальнейших исследований по проблеме изуче¬ния апокалиптического сектантства в Российской Империи в XIX - начале ХХ века. Материалы выпускной квалификационной работы могут быть использо¬ваны в преподавании таких курсов, как «История русской православной церкви» и «Религиозное сектантство в дореволюционной России» для студен¬тов направления «Теология», а также в процессе преподавания таких курсов, как «Новые религиозные движения», «История отечества» и различных спец¬курсов.
Подводя итог, можно говорить о том, что в дореволюционной литера¬туре по сектоведению было принято разделять все секты на мистические и ра¬ционалистические. В первом случае подчеркивалось, что в мистических сек¬тах основным пунктом вероучения было признание возможности соединения с божеством еще при жизни. К мистическим сектам обычно относили хлыстов и скопцов. Во втором случае главное место занимало вольное толкование Свя¬щенного Писания и устройство общин на евангельских началах. К этим сектам относили молокан, духоборцев, штундистов и т.д.
Непосредственно в дореволюционной России возникает ряд исследова¬ний, которые проводят отечественные историки, богословы и даже юристы, которые не только изучают историю формирования основных понятий об апо¬калиптическом сектантстве, но и полностью раскрывают их генезис и эволю¬цию. В итоге, в Российской Империи складывается достаточно мощная фило¬софско-историческая база, которая не только позволяет изучать сами апока¬липтические секты, но и способствует противодействию религиозной деструк¬ции с их стороны. В этот период изучению истории апокалиптического сек¬тантства были посвящены книги представителей православного духовенства - А.С. Пругавина и Т.И. Буткевича. Также среди дореволюционных отечествен-ных ученых проблемы эволюции и дореволюционного состояния апокалипти¬ческих сект рассматривали В.И. Даль, В.В. Розаннов, А.А. Введенский, В.М. Скворцов, М.А. Рейснер и другие дореволюционные исследователи.
Кроме того, на территории России существовало множество сектантских течений как мистического, так и рационалистического характера. И хлыстов¬ство, как движение мистического характера, нуждается в подробном изучении. В течение всей своей почти трехвековой истории хлысты вызывали повышен¬ный интерес общества. Им приписывались таинственные ритуалы и диковин¬ные верования. Хлыстовство считали то чужеродным религиозным движе¬нием, проникшим в Россию извне, то подлинной крестьянской верой - «истин-ным» народным православием. Хлыстовство представляло собой религиозное движение, состоящее из многочисленных общин. То общее название, которым их именовали исследователи и простые обыватели, совсем не означало того, что это было централизованное движение. Каждая отдельная секта, подходив¬шая под название хлыстовской, отличалась от другой, в той или иной степени.
Возникнув в XVII в., в окрестностях Стародуба благодаря беглому сол¬дату Данилу Филипповичу, христоверие в XVIII - начале XX в., несомненно, играло в жизни России более значительную роль, чем это представлено дан¬ными официальной статистики. Для понимания этой роли необходимо учиты¬вать, по меньшей мере, два фактора. Во-первых, многие сектанты оказывались «неучтенными», однако играли существенную роль в жизни своих населенных пунктов. Во-вторых, христоверие являлось единственной сектой, не чуждой всем слоям населения: среди ее последователей достаточно часто встречались купцы, зажиточные крестьяне, и даже священники и монахи, что оказывало ощутимое влияние не только на экономическую, на и на духовную сферу жизни Российской Империи.
Также необходимо отметить, что секта скопцов появилась в 1772 г. Ос¬нователем ее считается Селиванов. Одни признают его крестьянином Орлов¬ской губернии, называя то Кондратием, то Андреем, то другими именами, дру¬гие - исключенным из службы подпоручиком Владимиром Селивановым; иные же основателем скопчества считают известного хлыстовского лжехриста Андрияна Петрова. Селиванов принадлежал к хлыстовской секте и в одном из больших кораблей Орловской губернии, где кормщицей была Акулина Ива¬новна, был объявлен «Сыном Божьим». Здесь он начал свою проповедь об оскоплении, как лучшем средстве уничтожить плотские влечения; здесь же нашел горячего последователя в крестьянине Тульской губернии, Александре Иванове Шилове. Этот последний признан у скопцов за предтечу искупителя. Проповедь Селиванова и Шилова вооружила против них многих членов ко¬рабля; тогда они удалились из Орловской в соседнюю Тульскую губернию. Там, в Алексинском уезде, они оскопили писаря одной фабрики Емельяна Ре-тивого, принадлежавшего к хлыстовской секте. При его содействии скопче-ство стало распространяться, кроме местной фабрики, еще в с. Сосновке, Там¬бовской губернии и в соседних селах. Всех оскопившихся к половине 1775 г. оказалось до 60 человек; между ними находились и дети. В Сосновке устро¬ился первый скопческий корабль. Слухи об оскоплениях вызвали два след¬ствия; результатом последнего было то, что Селиванов и Шилов были разыс¬каны и сосланы - первый в Сибирь, второй в Ригу в 1775 г., откуда за оскопле¬ние солдат был переведен в Динамюндскую и, наконец, в Шлиссельбургскую крепость; там он и умер (в 1800 г.). Однако скопчество продолжало распро¬страняться. К 1800 г., кроме губерний Орловской, Тамбовской и Тульской, где существовало раньше, оно явилось в губерниях Курской, Калужской, в Москве и окрестных селах, в Петербурге и его окрестностях. Сам Селиванов пропа¬гандировал свое учение в Иркутске. Там, подобно некоторым другом само¬званцам того времени, он стал выдавать себя за царя Петра III. Около 1795 г., убежав из Сибири, он явился в Москве, но чрез несколько времени был схва¬чен и отослан в Петербург, где, по словам скопцов, представлен лично импе-ратору Павлу I. Тот распорядился заключить его в Обуховском доме умали¬шенных. С 1801 г. для скопчества настала благоприятнейшая пора, которую сами скопцы называют «счастливым временем», «золотым веком». Селиванов и другие скопцы были оставлены в покое и снова принялись за обычную дея¬тельность. Наконец, в 1819 г. правительство взглянуло на них строже. Трое из пропагандистов скопчества были сосланы в Соловецкий монастырь, всем пе¬тербургским скопцам объявлена Высочайшая воля, чтобы впредь не произво¬дили оскоплений; сам Селиванов подвергнут увещанию и в 1820 г. сослан в Суздальский Спасо-Евфимиев монастырь; скопцов наряду с другими вред¬ными сектантами не ведено избирать на общественные должности. Но эти меры не остановили распространения скопчества
1. Андерсон В. Старообрядчество и сектантство. Исторический очерк русского религиозного разномыслия. СПб.: Типография Первой СПб. Трудовой Артели, 1908. 470 с.
2. Апанасенок А.В. Христоверие в истории Центрально-Чернозем-ного региона России: XVIII - начало ХХ века, А.В. Черныш // Вестник Челя¬бинского государственного университета. 2013. № 36 (327). С. 86 90.
3. Арсеньев К.К. Свобода совести и веротерпимость: Сборник ста-тей. СПб.: Типография товарищества «Общественная польза», 1905. 297 с.
4. Бердяев Н.А. Духовное христианство и сектантство в России. Па¬риж: YMCA- Press, 1989. 714 с.
5. Богданович С. На истинном пути (Божественные и святоотеческие свидетельства против раскольников и сектантов). СПб.: Отечественная типо¬графия, 1911. 141 с.
6. Булгаков С.В. «Расколы. Ереси. Секты. Противные христианству и православию учения. Западные христианские вероисповедания. Соборы За¬падной Церкви». М.: «Современник», 1994. 328 с.
7. Буткевич Т.И. Обзор русских сект и их толков. Харьков: Типогра¬фия Губернского Правления, 1910. 637 с.
8. Богданович С. На истинном пути (Божественные и святоотеческие свидетельства против раскольников и сектантов). СПб.: Отечественная типо¬графия, 1911. 141 с.
9. Введенский А. Действующие законоположения касательно старо¬обрядцев и сектантов. Одесса: Типография Одесских Новостей, 1912. 204 с.
10. Венгеров С. А. Основные черты истории новейшей русской лите¬ратуры. М.: Типография Товарищества И.Д. Сытина, 1898. 121 с.
11. Волков Н. Секта скопцов. Л.: Прибой, 1930. 144 с.
12. Геринг И. Раскол и секты русской церкви (1003-1897). СПб.: Э.Л. Пороховщиковой, 1903. 121 с.
13. Голубинский Е.Е. История русской Церкви. Т. 2. М.: Директмедиа Паблишинг, 2008. 1850 с.
14. Громогласов И. О сущности и причинах русского раскола так называемого старообрядства. Сергиев Посад: 2-я типография А.И. Снегире¬вой, 1895. 61 с.
15. Даль В.И. Исследование о скопческой ереси. М.: Тип. МВД, 1844. 301 с... 79