Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВАЯ СРЕДА КАК КОМПОНЕНТ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ МОЛОДЕЖИ ГОРОДА БЕЛГОРОДА: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Работа №176702

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

социология

Объем работы88
Год сдачи2019
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
0
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
ПРОБЛЕМЫ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ СРЕДЫ
МОЛОДЕЖИ
1.1. Теоретико-методологические основы изучения феномена культурно-досуговой среды молодежи
1.2. Анализ российского опыта исследования проблемы культурно¬досуговой среды как компонента качества жизни молодежи
1.3. Анализ статистических показателей проблемы культурно-досуговой среды как компонента качества жизни молодежи города Белгорода
ГЛАВА II. ПРОГРАММНО-ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС
ИССЛЕДОВАНИЯ «КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВАЯ СРЕДА КАК КОМПОНЕНТ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ МОЛОДЕЖИ ГОРОДА БЕЛГОРОДА: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ»
2.1. Методологические основы исследования «Культурно-досуговая
среда как компонент качества жизни молодежи города
Белгорода: социологический анализ»
2.2. Методические основы исследования «Культурно-досуговая
среда как компонент качества жизни молодежи города
Белгорода: социологический анализ»
2.3. Апробация инструментария и менеджмент исследования
ГЛАВА III. АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ
ИССЛЕДОВАНИЯ «КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВАЯ СРЕДА КАК КОМПОНЕНТ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ МОЛОДЕЖИ ГОРОДА БЕЛГОРОДА: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ»
3.1. Анализ линейного распределения по результатам исследования «Культурно-досуговая среда как компонент качества жизни молодежи города Белгорода: социологический анализ»
3.2. Корреляционный анализ данных исследования культурно-досуговой среды как компонента качества жизни молодежи города Белгорода: социологический анализ
3.3. Выводы и рекомендации по результатам проведенного исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ


Актуальность темы выпускной квалификационной работы.
Актуальность социологического осмысления культурно-досуговой деятельности молодежи обусловлена тем, что в настоящее время трансформация всех сторон жизни российского общества привела к изменению социокультурной ситуации в области досуга. В современном мире досуг является важным критерием статусного самоопределения и характеризует стиль жизни различных социальных групп.
Большие возможности для разнообразия досуговой деятельности предоставляет социокультурная среда, но при этом создает для индивида препятствующие факторы, связанные с эффективным использованием досугового потенциала для развития досуговой культуры личности.
Таким образом, актуальность изучения культурно-досуговой деятельности молодежи заключается в востребованности молодежью культурных благ социума, которые предопределяют жизненные позиции и поведенческие ориентации представителей молодого поколения. Досуг является важным показателем качества жизни, индикатором социального самочувствия граждан, молодежи.
Степень теоретической разработанности темы исследования.
Организация культурно-досуговой деятельности молодежи является предметом исследования Г.А. Аванесовой, Н.В. Астаповой, О.Д. Дашковской, В.В. Спиридоновой, непосредственно в условиях городской местности - Д.Н. Вяткина, Е.В. Недосека, Н.В. Погореловой,
Э.В. Клопов, В.Т. Лисовский.
Отметим, что работ, посвященных организации культурно- досуговой деятельности, недостаточно освященным остается аспект, связанный с изучением культурно-досуговых предпочтений молодежи на муниципальном уровне.
Проблема выпускной квалификационной работы заключается в противоречии между постоянно растущими потребностями молодежи в сфере культурного досуга и неумении правильно организовать свою рабочую и досуговую деятельность как компонента качества жизни.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы является культурно-досуговая среда молодежи г. Белгорода
Предметом выпускной квалификационной работы является культурно-досуговая среда как компонент качества жизни молодежи г. Белгорода.
Цель выпускной квалификационной работы: социологический анализ культурно-досуговой деятельности как компонента качества жизни молодежи города Белгорода.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Обосновать теоретико-методологические проблемы культурно-досуговой среды молодежи как компонента качества жизни.
2. Разработать программно-инструментальный комплекс
социологического исследования «Культурно-досуговая среда как компонент качества жизни молодежи города Белгорода: Социологический анализ».
3. Составить аналитический отчет по исследованию «Культурно-досуговая среда как компонент качества жизни молодежи города Белгорода: Социологический анализ».
Теоретико-методологические основы исследования. Для решения задач исследования использовались следующие социологические работы:
1. Теория досуговой деятельности, ее сущность, социальные функции, принципы, специфические особенности социально-культурной ситуации в стране (А.Д. Жарков) .
2. Основные подходы к анализу взаимосвязи досуга и культуры рассмотрены на основе методологических ориентиров (Г.Е. Зборовский) .
3. Теоретические аспекты социальных технологий досуговой
деятельности, а также их структуру и функции (Л.Н. Коптев) .
4. Изучение факторов, способствующих реализации культурно-досугового потенциала населения (И.М. Асанова) .
Эмпирической базой выпускной квалификационной работы явились:
1. Статистические, справочно-аналитические материалы
территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Белгородской области (Белгорооблстат).
2. Результаты вторичного анализа данных социологического исследования «Качество жизни студенческой молодежи» (2017 г., N = 60 студентов НГУЭУ, научный руководитель - доктор социологических наук, Ильиных Светлана Анатольевна, Новосибирский государственный университет экономики и управления).
3. Результаты авторского социологического исследование «Культурно-досуговая среда как компонент качества жизни молодежи города Белгорода: Социологический анализ» (март-май 2019 г., первый этап - массовый опрос. Выборка гнездовая выборка. N = 298 молодежь города Белгорода. Второй этап - проведение фокус-группы, N = 15 человек. Третий этап - проведение экспертного интервью N = 3 человека);
4. Также были использованы данные Росстата по качеству жизни молодежи.
Научно-практическая значимость выпускной квалификационной работы. Настоящая работа может служить основой дальнейшего комплексного, всестороннего изучения механизмов влияния культурно-досуговой деятельности на качество жизни молодежи, социальное самочувствие,
Рекомендации, разработанные в ходе проведенного теоретического и эмпирического исследования, могут быть использованы органами государственной и муниципальной власти, которые реализуют политику культурно досуговой деятельности молодежи.
Апробация результатов исследования. Теоретические основания выпускной квалификационной работы были изложены на молодежной региональной научно-практической конференции «Социология вчера, сегодня, завтра» на тему: «Культурно-досуговая среда как компонент качества жизни молодежи города Белгорода», «Удовлетворенность молодежи культурно-досуговой деятельностью г. Белгорода: социологический анализ».
Структура выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка источников и литературы, приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В выпускной квалификационной работе была рассмотрена культурно- досуговая деятельность молодежи города Белгорода, которая в значительной степени связана с качеством жизни населения. Также выяснили, что социологическое исследования культурно-досуговой деятельности молодежи города Белгорода является необходимым условием для правильной организации досуговой деятельности и мотивации молодежи к культурному и интеллектуальному виду досуга.
На основании анализа теории выяснили, что в настоящее время досуг является неотъемлемой частью жизни молодежи. Он способствует раскрытию внутренних потенциалов и влияет на качество жизни молодежи.
Изучение культурно-досуговой деятельности в той или иной форме являлось объектом изучения многих ученых на протяжении не одного столетия.
Так, под культурно-досуговой деятельностью следует понимать определенный добровольный социально-культурный процесс, который помогает человеку духовно и физически развиваться,
самосовершенствоваться в свободное от трудовой деятельности и удовлетворения основных физиологических потребностей время. Культурно- досуговая деятельность призвана привлекать и приобщать человека к культуре через творчество, активный отдых, общение, развлечения.
Отечественные ученые и исследователи занимались изучением досуга и свободного времени достаточно в большом объеме, что позволило сформировать определенную базу знаний о данной сфере жизнедеятельности. В настоящее время культурно-досуговая деятельность является социальным институтом, который является довольно динамичным, склонным к трансформации, совершенствованию, дополнению. Досуг и культура тесно взаимосвязаны ввиду возможности реализации в досуге культурных и социальных потребностей, которые возникают в определенных
социально-культурных условиях. Для россиян, особенно молодежи, востребованы правильное понимание, планирование, организация досуга. Поэтому особое внимание следует уделять досуговой деятельности молодежи, что влияет на качество жизни данной категории людей.
Для подтверждения гипотез исследования досуговой деятельности молодежи нами был организован и проведен анкетный опрос и экспертное интервью, которые позволяют изучить досуг молодежи и его тенденции, а также позволяет сделать определенные выводы о состоянии организации культурно-развлекательной деятельности города Белгорода и удовлетворенности ей молодыми людьми.
На основе изучения данных социологических исследований можно сделать вывод, что в последние годы досуг молодежи подвергается изменениям, происходят они довольно стремительно в пользу новых способов проведения отдыха. Лидером является проведение времени в сети Интернет, снижается популярность традиционного способов досуга, преимущественно досуг становится пассивным. Таким образом, назрела необходимость в подробном исследовании и изучении культурно-досуговой деятельности, а также ее влияние на качество жизни данной социальной группы.
Исследование показало, что молодежь в целом довольна городской системой организации досуга, но предпочитают проводить время дома. Причиной является нехватка времени, а также высокая, по мнению респондентов, стоимость отдыха. Тем не менее, из культурно-общественных мест отдыха, популярностью пользуются кинотеатры и ночные клубы. Среднее количество респондентов указало на театры и художественные выставки.
Тем не менее эксперты указали, что особую популярность среди современной молодежи имеет индивидуальные способы отдыха, будь то спортивные или творческие, но для реализации их в городе уделяется мало внимания, т.е. площадок проведения мало. Также появилась потребность в массовой организации культурно-массового отдыха, посредством организации различных конкурсов или марафонов и их продвижения среди молодежи.
В рамках выпускной квалификационной работы были даны рекомендации по организации досуговой деятельности в городе. Он направлен на решение проблем, связанных с организацией культурно-массового досуга молодежи, а также его продвижения в социальных сетях. Мы предлагаем создать в социальных сетях группы, на которых будут анонсированы различные досуговые мероприятия в целях привлечения, как и активных участников, так и наблюдателей среди молодежи. Также необходимо создать сайт, на котором будут размещаться инициативные заявки на проведение различных досуговых мероприятии.
Ожидается, что при реализации рекомендации улучшится состояние досуга молодых людей, а также изменятся тенденции от пассивного к культурно-массовому отдыху молодежи города Белгорода.



1. Аванесова, Г.А. Культурно-досуговая деятельность: Теория и практика организации: Учебное пособие для студентов вузов [Текст] / Г.А. Аванесова. - М.: Аспект Пресс, 2006. - 236 с.
2. Акимова, Л.А. Социология досуга [Текст] / Л.А. Акимова. - М.: МГУКИ, 2003. - 124 с.
3. Асанова, И.М. Организация культурно-досуговой деятельности: учеб. для студ. [Текст] / И.М. Асанова. - М.: Издательский центр «Академия», 2011. - 192 с.
Артемов, В.А. Социальное время: Проблемы изучения и использования [Текст] / В.А. Артемов. - Новосибирск, 1987. - 167 с.
4. Афанасьева, А.И. Метаморфозы массового сознания россиян [Текст] / А.И. Афанасьева, А.Б. Лиханова // Социологические исследования. 2009. - № 5 - С. 24-30.
5. Бегенхолд, Д. Социальное неравенство и социология стиля жизни [Текст] / Д. Бегенхолд // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. 2002. - № 3. - С. 37-40.
6. Белл, Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования [Текст] / Д. Белл. - М.: Academia, 1999. - 956 с.
7. Бояк, Т.Н. Духовно-нравственные ценности сельской молодежи (на материалах Бурятии и Читинской области) [Текст] / Т.Н. Бояк // Социологические исследования. 2009. - № 4. - С. 117-122.
8. Бодрийяр, Ж. Общество потребления [Текст] / Ж. Бодрийяр. - М.: Республика, 2006 - 205 с.
9. Бутенко, И.А. Подростки: чтение и использование компьютера [Текст] / И.А. Бутенко // Социологические исследования. 2001. - № 8. - С. 84¬91.
10. Вебер, М. Основные социологические понятия [Текст] / М. Вебер //
Западноевропейская социология XIX начала XX веков. М., - 1996. - 455 с.
11. Веблен, Т. Теория праздного класса [Текст] / Т. Веблен. - М.: Прогресс,1984. - 367 с.
12. Гайденко, П.П. «История и рациональность: Социология Макса Вебера и веберовский ренессанс» [Текст] / П.П. Гайденко. М., - 1991. -340 с.
13. Горшков, М.К. Молодежь России: социологический портрет [Текст] / М. К. Горшков, Ф. Э. Шереги. - М.: ЦСПиМ, 2010. - 592 с.
14. Грушин, Б.А. Свободное время. Актуальные проблемы [Текст] / Б.А. Грушин. М.: Мысль, - 1967. - 175 с.
15. Дашковская, О.Д. Организация досуговой деятельности: текст лекций [Текст] / О.Д. Дашковская. - Ярославль: ЯрГУ, 2009. - 71 с... 63


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ