Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С ПОЗИЦИИ СРЕДО-КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА

Работа №176698

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы102
Год сдачи2019
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
0
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С ПОЗИЦИИ СРЕДО- КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА 10
1.1. Система внешней и внутренней оценки качества дошкольного
образования в условиях стандартизации 10
1.2. Средо-компетентностный подход к внутренней оценке
качества дошкольного образования 22
1.3. Организационно-педагогические условия организации
внутренней оценки качества дошкольного образования с позиции средо-компетентностного подхода 29
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С
ПОЗИЦИИ СРЕДО-КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА 44
2.1. Внутренняя оценка качества дошкольного образования в
МБДОУ «Детский сад «Сказка» с. Беленихино Прохоровского района Белгородской области» 44
2.2. Апробация организационно-педагогических условий
внутренней оценки качества дошкольного образования с позиции средо-компетентностного подхода 52
2.3. Результаты экспериментальной работы 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 80
ПРИЛОЖЕНИЕ 88


В настоящее время основной идеей развития системы дошкольного образования является достижение высокого качества образования, поэтому к основным задачам Государственной программы «Развитие образования» до 2020 г. относится создание современной системы оценки качества образования на основе принципов открытости, объективности, прозрачности, общественно-профессионального участия. Особую актуальность эта задача приобретает в аспекте дошкольного образования, которое в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» является уровнем общего образования, реализует Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, включающий в себя все три группы требований - к структуре образовательной программы, условиям ее реализации и результатам освоения.
Под качеством образования понимают характеристики системы образования, отражающие степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.
Проблема качества дошкольного образования отражена в работах Т.А. Алиевой, Л.Г. Богославец, Т.Н. Богуславской, Н.Е. Веракса,
А.Н. Веракса, А.А. Майер, Л.А. Парамоновой, М.М. Поташник,
О.А. Сафоновой, Л.И. Фалюшиной, Е.В. Трифоновой, Н.Н. Шаховской, О.А. Шиян, Т.Г. Шмис, Е.Г. Юдиной, Г.В. Яковлевой и др.
Проблема качества образования в научных исследованиях разрабатывается в следующих направлениях: понятие качества образования, формы и методы оценки качества образования, способы оценивания качества образования, целостность системы и качество образования, взаимодействие ступеней образования и его качество, факторы, обусловливающие качество образования, рыночная среда и качество образования, механизм управления качеством образования, информационные технологии, мониторинг и качество образования, система управления качеством образования и др.
Учитывая современные приоритеты государственной политики в области образования, в настоящее время реальная практика оценки качества дошкольного образования (лицензирование, аттестация и аккредитация образовательных учреждений) должна быть ориентирована, прежде всего, на реализацию средо-компетентностного подхода, актуализирующего
результативность дошкольного образования, определяемую уровнем и динамикой развития ребенка. Раскрывая, проявления компетентностного подхода в образовании И.Д. Фрумин, определяет его, как «обновление содержания образования в ответ на изменяющуюся социально-экономическую реальность».
Вопросы оценки качества дошкольного образования с точки зрения средо-компетентностного подхода затрагивались в работах
Е.Д. Висангириевой, С.В. Никитина, И.Д. Фрумина и др.
Согласно исследованиям, оценка качества деятельности дошкольного образовательного учреждения характеризуется тем, что она ориентирована, прежде всего, на оценку образовательных условий дошкольного учреждения, а не на оценку результативности дошкольного образования в детском саду, определяемую уровнем и динамикой личностного развития ребенка. Т.Н. Богуславская отмечает: «... в тех же случаях, когда на муниципальном уровне разрабатываются параметры оценки именно результативности дошкольного образования, происходит следующее: содержательные
ориентиры дошкольного образования (представляющие собой основные новообразования дошкольного возраста), декларируемые в образовательных программах, на практике все чаще подменяются школьными ориентирами» (7). «Отчасти причиной этого является, с одной стороны то, что инструменты диагностики дошкольных новообразований существенно сложнее, а, с другой, - они гораздо менее используемые, чем традиционные способы диагностики учебных умений», - считает Т.Н. Богуславская (7).
Таким образом, повышение качества дошкольного образования требует совершенствования системы оценки качества образования. Эта система будет содержательно (т.е. в соответствии с современными представлениями о психическом развитии ребенка дошкольного возраста) и организационно регулировать процессы обеспечения и повышения качества дошкольного образования через соответствующие процедуры оценки качества.
Несмотря на значительный вклад исследователей в изучение проблемы оценки качества дошкольного образования, многие ее аспекты остаются недостаточно изученными. В частности, недостаточно раскрыты возможности оценки качества дошкольного образования с позиции средо- компетентностного подхода.
Несмотря на актуальность проблемы оценки качества дошкольного образования с позиции средо-компетентностного подхода, существует ряд противоречий:
- между необходимостью в организации оценки качества дошкольного образования и низкой эффективностью подбора, адаптации, разработки и систематизации диагностических материалов и методов контроля для объективной оценки профессиональной деятельности педагогов, достаточности и оптимальности образовательной среды;
- между потребностью в проведении оценки качества дошкольного образования и недостаточностью использования методов самоанализа и самооценки педагогов с целью повышения их ответственности за качество образовательной деятельности;
- между необходимостью в объективной оценке качества дошкольного образования и недостаточно разработанным алгоритмом результативной оценки качества дошкольного образования на основе методики «Шкалы для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях».
На основании актуальности и противоречий данной проблематики мы определили тему магистерской диссертации «Оценка качества дошкольного образования с позиции средо-компетентностного подхода».
С учетом анализа психолого-педагогической литературы проблема исследования заключается в обосновании условий организации оценки качества дошкольного образования с позиции средо-компетентностного подхода. Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования - система оценки качества дошкольного образования.
Предмет исследования - организационно-педагогические условия внутренней оценки качества дошкольного образования с позиции средо- компетентностного подхода.
Гипотеза исследования заключается в том, что внутренняя оценка качества дошкольного образования с позиции средо-компетентностного подхода будет более эффективной при следующих организационно-педагогических условиях:
- осуществление подбора, адаптации, разработки и систематизации диагностических материалов и методов контроля для объективной оценки профессиональной деятельности педагогов, достаточности и оптимальности образовательной среды;
- использование методов самоанализа и самооценки педагогов с целью повышения их ответственности за качество образовательной деятельности;
- разработка алгоритма результативной оценки качества дошкольного образования на основе методики «Шкалы для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях».
Задачи исследования:
1. Раскрыть систему внешней и внутренней оценки качества дошкольного образования в условиях стандартизации .
2. Рассмотреть средо-компетентностный подход к внутренней оценке качества дошкольного образования.
3. Обосновать и апробировать организационно-педагогические условия оценки качества дошкольного образования с позиции средо- компетентностного подхода.
Теоретико-методологической основой исследования являются работы Л.Г. Богославец, Т.Н. Богуславской, Н.Е. Веракса, А.А. Майер,
О.А. Сафоновой и др. в которых рассмотрено понятие «качество образования»; работы Ю.С. Мануйлова, Л.А. Парамоновой,
В.И. Слободчикова, В.А. Ясвина и др., отражающие положения о средовом подходе в образовании работы; положения о количественной оценке образовательных условий и возможностей представлены в работах Е.Д. Висангириевой, О.А. Шиян, Е.Г. Юдиной, В.А. Ясвина и др., положения о компетентностном подходе в образовании И.Д. Фруминой и др.
Научная новизна исследования заключается в выявлении и обосновании организационно-педагогических условий внутренней оценки качества дошкольного образования с позиции средо-компетентностного подхода.
Теоретическая значимость исследования состоит научном обосновании организационно-педагогических условий внутренней оценки качества дошкольного образования с позиции средо-компетентностного подхода.
Практическая значимость исследования состоит в разработке информационно-методического обеспечения эффективного процесса организации и проведения внутренней оценки качества дошкольного образования с позиции средо-компетентностного подхода. Результаты и основные положения исследования могут использоваться в дошкольной образовательной организации в процессе планирования и проведения внутренней оценки качества дошкольного образования с позиции средо- компетентностного подхода.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения магистерской диссертации представлены на III Международной научно-практической конференции «Образование и педагогические науки в XXI веке: актуальные вопросы, достижения и инновации» (2018 г.) в статье «К проблеме оценки качества дошкольного образования в свете
стандартизации», в журнале «Научный альманах» в статье «Средо- компетентностный подход к внутренней оценке качества дошкольного образования» (2018 г.) и на CI Международной научно-практической конференции «Молодой исследователь: вызовы и перспективы» в статье «Внутренняя оценка качества дошкольного образования: средо-
компетентностный подход» (2019 г.). Результаты исследования прошли апробацию и внедрены в практику работы Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Сказка» с. Беленихино Прохоровского района Белгородской области».
Решение поставленных задач обеспечивалось следующими методами исследования:
- теоретические методы (анализ психолого-педагогической и методической литературы);
- эмпирические методы (педагогический эксперимент, анкетирование, опрос);
- качественный и количественный анализ полученных результатов.
Этапы исследования:
Первый этап (сентябрь 2016 г. - октябрь 2017 г.) - теоретико¬
аналитический этап: изучение научной литературы по проблеме оценки качества дошкольного образования; определение понятийно-категориального и научного аппарата (проблема, цель, объект, предмет, задачи, гипотеза и методы исследования); обобщение научного материала по проблеме магистерской диссертации: систематизация и теоретическое осмысление.
Второй этап (октябрь 2017 г. - ноябрь 2018 г.) - экспериментальный этап: констатирующий этап педагогического эксперимента - анализ опыта работы проведения внутренней оценки качества дошкольного образования, организация и проведение диагностического исследования; формирующий этап педагогического эксперимента - проверка гипотезы исследования; контрольный этап педагогического эксперимента - сравнительный анализ результатов педагогического эксперимента.
Третий этап (декабрь 2018 г. - январь 2019 г.) - заключительный этап: анализ результатов исследования, систематизация полученных результатов, уточнение выводов исследования, публикация основных идей и положений исследования, оформление и защита магистерской диссертации, определение дальнейших перспектив исследования.
Структура магистерской диссертации включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложение.
Содержание магистерской диссертации.
Во введении обосновывается выбор темы исследования, ее актуальность, определяются противоречия, проблема, цель, объект, предмет, гипотеза, задачи, методы исследования, методологическая и теоретическая основа, рассматриваются научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы, приводятся сведения об апробации и внедрении результатов исследования.
В первой главе рассмотрена система внешней и внутренней оценки качества дошкольного образования в условиях стандартизации, раскрыт средо-компетентностный подход к внутренней оценке качества дошкольного образования, теоретически обоснованы организационно-педагогические условия организации внутренней оценки качества дошкольного образования с позиции средо-компетентностного подхода.
Во второй главе дан анализ внутренней оценки качества дошкольного образования в МБДОУ «Детский сад «Сказка» с. Беленихино Прохоровского района Белгородской области, представлены результаты апробации организационно-педагогических условий внутренней оценки качества дошкольного образования с позиции средо-компетентностного подхода, проведен анализ результатов экспериментальной работы.
В заключении даются общие выводы исследования, в которых подтверждается гипотеза исследования. Приложение содержит иллюстративный и методический материал.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Оценка качества образования рассматривается в интересах личности, общества, государства, самой системы образования. В работе М.М. Поташника подчеркивается, что качество образования характеризуется соотношением цели и результата, которое определяется на операциональной основе. Качество образования рассматривается как категория, определяющая состояние и результативность процесса образования, его соответствие потребностям и ожиданиям общества. Применительно к сфере образования «качество» относится не столько к свойствам «продукта», сколько к свойствам организации, организационных условий. О.А. Сафонова считает: «... качество дошкольного образования - это объект мониторинга в детском саду, который представляется в виде четырех блоков: качество
образовательного процесса (элементами которого являются содержание, организация, дети, педагоги, взаимодействие педагогов и детей); качество ресурсообеспечения (ресурсы и условия, необходимые для образовательного процесса); качество управления; качество результатов работы образовательной системы в дошкольном учреждении» (46). Качественное дошкольное образование предполагает равные условия для получения его каждым ребенком и ориентировано не на раннее обучение детей, а на их физическое, интеллектуальное, социальное, эмоциональное развитие, на развитие воображения, любознательности и интереса к миру, на формирование базовых навыков общения и сотрудничества.
В нашем исследовании мы поставили и решили следующие задачи.
Мы уточнили, что качество дошкольного образования - это комплексная характеристика процесса и результата дошкольного образования, выражающую степень его соответствия федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образования и потребностям заказчика, в том числе степень достижения воспитанниками планируемых результатов освоения основной образовательной программы дошкольного образования.
Мы раскрыли проблему оценки качества дошкольного образования, которая заключается в том, что она связана с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса, переосмыслением целей и результата образования. Оценка качества дошкольного образования зависит от конкретных задач, поставленных перед системой. Это означает, что система оценки качества дошкольного образования в РФ должна быть выстроена в соответствии с задачами дошкольного образования, сформулированными во ФГОС дошкольного образования. Система оценки качества дошкольного образования может быть многоуровневой и включать позицию разных субъектов дошкольного образования. Процесс выстраивания такой системы может быть весьма длительным и постоянно развивающимся. Однако анализ показывает, что наиболее эффективными являются системы, которые основным уровнем оценки считают уровень дошкольной образовательной организации, на котором собственно и происходит процесс образования ребенка.
Нами были рассмотрены подходы к оценке качества дошкольного образования. Анализ свидетельствует, что наиболее принятым и безусловно эффективным является подход, согласно которому оценка качества должна лежать в основе развития дошкольной образовательной организации. Поэтому основной задачей оценки качества является внесение улучшений, поддержка детского сада в целях его развития. Поскольку, повышение качества дошкольного образования возможно благодаря комплексному использованию основных методологические подходов к оценке качества дошкольной организации, одним из которых является средо- компетентностным. На основании результатов исследования мы пришли к выводу, что наряду с системным, аксиологическим, социокультурным, результативным и стандартизированным подходом необходимо использовать средо-компетентностный подход к оценке качества дошкольного образования, который ориентирован на комплексную оценку всех компонентов образовательного процесса в ДОО, поскольку основными слагаемыми качества дошкольного образования являются: совокупность материальных, пространственно-предметных факторов, социальных компонентов, межличностных отношений.
Мы теоретически обосновали организационно-педагогические условия внутренней оценки качества дошкольного образования с позиции средо- компетентностного подхода, которые были апробированы в ходе экспериментальной работы. На констатирующем этапе эксперимента мы провели анализ качества дошкольного образования в МБДУ «Детский сад «Сказка» с. Беленихино Прохоровского района Белгородской области». На формирующем этапе экспериментальной работы мы организационно-педагогические условия внутренней оценки качества дошкольного образования с позиции средо-компетентностного подхода. Целью контрольного этапа экспериментальной работы стал анализ результатов апробации организационно-педагогических условий внутренней оценки качества дошкольного образования с позиции средо-компетентностного подхода. На основании сравнения результатов оценки экспертов мы выявили динамику развития уровня качества дошкольного образования в детском саду: с 0% до 22% повысилось количество педагогов с высоким уровнем качества дошкольного образования; 44% педагога остались на оптимальном уровне качества дошкольного образования в детском саду; с 44% до 34% снизилось количество педагогов, имеющих достаточный уровень качества дошкольного образования; педагоги, имеющие критический и недопустимый уровень качества образования не выявлены.
В процессе экспериментального исследования мы подтвердили гипотезу исследования, которая заключалась в том, что внутренняя оценка качества дошкольного образования с позиции средо-компетентностного подхода будет более эффективной при следующих организационно-
педагогических условиях:
- осуществление подбора, адаптации, разработки и систематизации диагностических материалов и методов контроля для объективной оценки профессиональной деятельности педагогов, достаточности и оптимальности образовательной среды;
- использование методов самоанализа и самооценки педагогов с целью повышения их ответственности за качество образовательной деятельности;
- разработка алгоритма результативной оценки качества дошкольного образования на основе методики «Шкалы для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях».
Результаты проведенного исследования привели к пониманию особой актуальности разработки практических основ данной проблемы. Дальнейшее изучение проблемы может быть связано с более глубоким исследованием закономерностей, принципов, условий оценки качества дошкольного образования в ситуации социокультурного и образовательного кризиса.



1. Алиева Т.И., Трифонова Е.В. Выстраивание и апробация моделей оценки
качества дошкольного образования // Электронный журнал «Психологическая наука и образование». - 2013. - № 3 // URL:
http: //psyedu.ru/j ournal/2013/3/3408.phtml
2. Аникеич С.А. Использование шкал ECERS-R при оценке качества образовательной среды // Педагогическое мастерство: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2017 г.). - М.: Буки-Веди, 2017. - С. 29-31.
3. Асмолов А.Г. Тестирование дошкольников - дорога в никуда // URL: http: //edition.vogazeta.ru/ivo/info/ 14190.html
4. Береговенко Е.Н. Компетентностный подход к оптимизации образовательных траекторий // Новые технологии в образовании: Материалы научно-практической конференции. - Красноярск, 2015. - С. 192-195.
5. Богославец Л.Г., Майер А.А. Управление качеством дошкольного образования. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - 128 с.
6. Богуславская Т. Н. Оценка качества дошкольного образования в условиях его стандартизации // Проблемы современного образования. - 2017. - №4. - С.142-149.
7. Богуславская Т.Н. Формирование подходов к оценке качества дошкольного образования //Проблемы современного образования. - 2012. - №4 - с.52.
8. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Оценка качества дошкольного образования: зарубежный опыт // Современное дошкольное образование. - 2011. - №3. - С. 22-31.
9. Висангириева Е.Д. Проектирование социокультурной предметно-пространственной среды развития ребенка в условиях дошкольного образовательного учреждения: Дис. ... канд. пед. наук. - Ростов н/Д, 2003. - 223 c.
10. Волосовец Т.В. Качество дошкольного образования // Практика управления ДОУ. - 2011. - № 1. - С.3-15.
11. Г осударственная программа Российской Федерации «Развитие
образования» на 2013-2020 гг. // URL:
//Ейр://минобрнауки.рф/документы/2690
12. Гущина А.Н. Проблемы повышения качества образования в современных условиях // Воспитание и обучение: теория, методика и практика : материалы всерос. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 21 янв. 2014 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.] - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2014. - С. 128-129.
13. Детство: комплексная образовательная программа дошкольного
образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. - СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2016. - 321 с.
14. Дроздова Е.А. Психолого-педагогическая экспертиза образовательной
среды // Молодой ученый. - 2017. - №25. - С. 280-283. - URL
https://moluch.ru/archive/159/44541/ (дата обращения: 17.12.2018).
15. Захарова Л.М. Образовательная среда дошкольной организации. - Ульяновск, 2017. - 47 с... 72


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ