ВВЕДЕНИЕ 3
1 Современное развитие кредитного рынка РФ и конкурентоспособность
банковских услуг 5
1.1 Современное состояние, перспективы и проблемы развития
российского кредитного рынка 5
1.2 Позиционирование «Сетелем Банк» ООО на российском и
региональном кредитных рынках 15
1.3 Сравнительная характеристика методик оценки
конкурентоспособности кредитной организации 25
2 Анализ и оценка уровня конкурентоспособности «Сетелем Банк» ООО... 35
2.1 Анализ основных показателей деятельности «Сетелем Банк» ООО 35
2.2 Анализ и оценка конкурентоспособности банка 45
2.3 Обоснование необходимости повышения конкурентоспособности «Сетелем Банк» ООО 55
3 Разработка мероприятий повышения конкурентоспособности «Сетелем Банк» ООО 64
3.1 Исследование факторов и инструментов повышения конкурентоспособности кредитной организации на рынке банковских услуг 64
3.2 Разработка предложений о внедрении «Сетелем Банк» ООО нового
банковского продукта 73
3.3 Расчет экономической эффективности реализации предложенных
мероприятий 80
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 84
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 86
Современное состояние рынка розничных банковских услуг Российской Федерации указывает на серьезные проблемы в его развитии. В настоящее время конкуренция затронула всех без исключения операторов финансового рынка.
В условиях растущей конкуренции банки вынуждены всё больше средств и усилий направлять на совершенствование своей деятельности, повышение эффективности использования всех своих ресурсов при одновременном повышении качества своих услуг.
Эти проблемы проявляются в высокой концентрации на этом рынке, низком уровне проникновения розничных банковских услуг, увеличении объема просроченной задолженности по потребительским кредитам на фоне увеличения уровня проникновения потребительского кредитования в регионы. Кроме того, из-за низкого уровня жизни населения в большинстве регионов Российской Федерации, растущая доля процентных выплат в структуре расходов лиц с долговой нагрузкой по потребительскому кредитованию, сопоставимой с развитыми странами, представляет собой угрозу для банковской системы и экономики страны в целом [16].
Теоретически проблема повышения конкурентоспособности кредитных организаций на рынке розничных банковских услуг недостаточно изучена, поэтому эта проблема становится наиболее актуальной для кредитных организаций, специализирующихся на предоставлении массовых стандартизированных розничных банковских услуг. Перед кредитными организациями появилась задача своевременной разработки мероприятий по повышению своей конкурентоспособности.
Актуальность выбранной темы данной выпускной квалификационной работы обосновывается необходимостью решения конкретной проблемы кредитной организации. «Сетелем Банк» ООО недостаточно активно внедряет новые, востребованные клиентами банковские продукты, что снижает его конкурентоспособность на рынке банковских услуг. Реализация предложений о внедрении нового банковского продукта может способствовать упрочнению позиции «Сетелем Банк» ООО на конкурентном рынке банковских услуг.
Объектом исследования является «Сетелем Банк» Общество с ограниченной ответственностью («Сетелем Банк» ООО).
Предмет исследования - конкурентоспособность кредитной организации. Целью исследования является разработка мероприятий повышения конкурентоспособности кредитной организации.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие основные задачи:
- исследовать состояние, перспективы и проблемы развития российского кредитного рынка;
- выявить преимущества и недостатки существующих методов оценки конкурентоспособности кредитной организации;
- дать оценку уровня конкурентоспособности «Сетелем Банк» ООО;
- исследовать факторы, влияющие на конкурентоспособность кредитной организации;
- разработать мероприятия, направленные на повышение конкурентоспособности «Сетелем Банк» ООО;
- рассчитать экономическую эффективность реализации предложенных мероприятий.
Проанализировав практическую деятельность «Сетелем Банк» ООО необходимо отметить, что потребительское кредитование физических лиц является приоритетным направлением в деятельности банка, поскольку создает устойчивую и стабильную финансовую базу.
Банк ориентирован на непрерывное развитие бизнеса, внедрение новых решений и изменений. Ввод новых кредитных продуктов направлен на привлечение большого количества клиентов и удовлетворение потребностей различных слоев населения, поскольку в рыночных условиях конкурентную борьбу выдержит только тот банк, который будет постоянно расширять круг услуг, предоставляемых клиентам, улучшать качество кредитного обслуживания, предлагать разного рода посреднические услуги. В противном случае банка может столкнуться с проблемами (сократится объём кредитных ресурсов). В конечном счете, банк может стать неконкурентоспособным.
Конкурентные преимущества и лидирующие позиции «Сетелем Банк» ООО на рынке розничных услуг будут достигнуты только за счёт улучшения ассортимента предлагаемых банковских услуг, качественных характеристик банковских продуктов, полноты продуктового ряда, приближения инфраструктуры банка к пользователям своих услуг.
Таким образом, главной задачей для кредитной организации является удовлетворение запросов клиентов и расширение клиентской базы. И, как показывает практика, факторами, определяющими ценность банка для клиента, являются: тарифы банка, затраты времени клиентом, эффект от использования услуг банка.
«Сетелем Банк» ООО постоянно модернизирует собственную продуктовую линейку с целью формирования одного из лучших кредитных предложений на рынке по привлекательным ставкам без дополнительных комиссий и платежей. При этом Банк сохранил наиболее популярные кредиты, разработал продукты, отвечающие потребностям различных групп клиентов.
Разработка и внедрение новых банковских услуг, повышение качества обслуживания клиентов, снижение процентных ставок и упрощение процедур кредитования, позволят банку увеличить сроки банковского кредитования и привлечь новых клиентов в банк. Реализация этих направлений развития позволит сохранить устойчивость банка, укрепить лидирующие позиции в банковской сфере.
Таким образом, предложение о внедрении нового банковского продукта является экономически эффективным. Доля чистой прибыли составит 37,3% в общей выручке банка.
Теоретическая значимость результатов данной работы заключается в том, что основные выводы развивают теоретическую и методологическую основу функционирования сегмента розничных банковских услуг, адаптируя к задачам банка методы повышения конкурентоспособности, используемые на массовом потребительском рынке.
Практическая значимость результат в заключается в том, что разработанные предложения могут быть ориентированы на широкое использование кредитными организациями, специализирующихся на предоставлении массовых стандартизированных розничных услуг, в целях повышения их конкурентоспособности.
В работе использованы законодательные акты и другие нормативно- правовые документы органов государственной власти России, статистические и аналитические материалы Федеральной службы государственной статистики, сведения, публикуемые в научных изданиях, в периодической печати, материалы международных и российских научных конференций по рассматриваемой теме, ресурсы Интернет.
1. Ус ав «Сетелем Банк» Общества с ограниченной ответственностью
2. Официальный сайт «Сетелем Банк» ООО [Электронный ресурс] - Режим доступа: https: //www.cetelem.ru
3. Финансовый информационный портал «Банки.ру» [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.banki.ru
4. Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность «Сетелем Банк» ООО за 2016 г. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.cetelem.ru/ godovaya-bukhgalterskaya-finansovaya-otchetnost-i-poyasnitelnaya-zapiska
5. Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность «Сетелем Банк» ООО за 2015 г. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.cetelem.ru
6. Белог азова, Г.Н. Банковское дело. Организация деятельности коммерческого бан а: учебник для ба а авров / Г.Н. Белоглазо а, Л.П. Кроливецкая. - М.: Юрайт, 2012. - 422 с.
7. О кредитных историях: федеральный закон Российской Федерации от 30.12.2004 № 218-ФЗ (ред. от 23.06.2016)
8. Петросян, С. Ю. Современные проблемы и перспективы рыжа кредитования физических лиц в России // Молодой ученый. - 2017. - № 7. - С. 271-273.
9. Портер, М.Э. Конкурентная стратегия. Методика анализа отраслей конкурентов : Пер. с англ. - М.: Альпина Паблишер. - 2014. -464 с.
10. Воронина, Е. Р. Современный рынок банковского кредитования населения в РФ // Молодой ученый, 2014. - № 17. - С. 256-257.
11. Казаренкова, Н.П. Конкурентоспособность коммерческого бан а а региональном рынке кредитных услуг населению : дис. канд. экон. наук : 08.00.10 / Казаренкова Наталья Петровна. - Курск, 2006. - 167 с.
12. Гордеев, В. Две тенденции в эволюции конкуренции // Мировая экономика и международные отношения, 2012. - № 1. - С. 25.
13. Портер, М.Э. Конкуренция : Пер. с англ. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2003. - 496 с.
14. Жабина, О. А. Перспективы потребительского кредитования на современном этапе в РФ, 2014. - С. 365-366.
15. Финансы, денежное обращение и кредит / под ред. Н. Ф. Самсон ва. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 166 с.
16. Селезнев, А. Проблемы совершенствования кредитно-банковской системы // Экономист. - 2009. - № 8. - С. 96-101.
17. Степанова, О. А., Орлова, С. А., Шпортова, Т. В. Потребительское кредитование в России: проблемы и пути решения // Фундаментальные исследования. - 2015. - № 2-13. - С. 2930-2932.
18. Трофимов, Д.В. Конкурентоспособность розничных анк в // Управление экономическими системами. - 2013. - № 12.
19. Ибрагимова, О.В. Определяющее значение конкуренции. / под науч. ред. А.Ю.Румянцевой. - Спб.: Астерион, 2015.- 286 с.
20. Чалдаева, Л. Д. Финансы, денежное обращение и кредит. - М.: Юрайт.- 2011. - С. 34.
21. Коробова, Г.Г. Банковское дело: Учебник / под ред. Г.Г. Коробова, 2011. - С.75
22. Официальный сайт Центрального анка России [Электронный ресурс]
- Режим доступа: http://www.cbr.ru
23. Бураков, Д.В. Несовершенство кредитных отношений: теория и история // Вопросы экономических наук. - 2011. - № 6. - С.56-61.
24. Кригер, А. А. Анализ кредитного рынка России за период 2015 - начало 2016 г. // Молодой ученый. - 2016. - № 27. - С. 413-416.
25. Кредитный рынок России: 2016 год - новая веха в истории [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.globfin.ru
26. Анализ банк в. Портал банковского аналити а [Электронный ресурс]
- Режим доступа: http://www.analizbankov.ru
27. Бухтиенко, Д.В. Разработка новых банк вских продуктов в розничных банках: проблемы и пути их решения // электронное научное издание «Труды МГТА: электронный журнал»
28. Рейтинг российских банков [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://www.riarating.ru
29. Рейтинг банков по кредитам физическим лицам [Электронный ресурс]
- Режим gостуnа:http://www.sravni.ru
30. Рынок банковского кредитования в РФ // Экономические науки, 2015.- № 6.
31. Рынок кредитования в России в 2015 году // Мировая экономика [Электронный ресурс] - Режим доступа:http://www.ereport.ru
32. Данные об объемах кредитов, депозитов и прочих размещенных средств, предоставленных организациям, физическим лицам и кредитным организациям // Статистический бюллетень банка России. - 2017. - № 3. - С. 126-127.
33. Данные об объемах кредитов, депозитов и прочих размещенных средств, предоставленных организациям, физическим лицам и кредитным организациям // Статистический бюллетень банка России. - 2015. - № 2. - С. 128-129.
34. Данные об объемах кредитов, депозитов и прочих размещенных средств, предоставленных организациям, физическим лицам и кредитным организациям // Бюллетень банковской статистики. - 2014. - № 1 (248). - С. 132-133.
35. Тарифный сборник «Тарифы «Сетелем Банк» ООО» по банк вскому обслуживанию физических лиц
36. Сетелем Банк - финансовые по азатели [Электронный ресурс] - Режим доступа:http://www.bankodrom.m/bank/setelem-bank/finansovye-pokazateli
37. О защите конкуренции: федеральный закон Российской Федерации от 26.07.2006 № 135-ФЗ (с изменениями и дополнениями)
38. Факторы, влияющие на конкурентоспособность и основные показатели конкурентной позиции банка // Банковское дело [Электронный ресурс] - Режим достуnа:https://www.stoodbooks.net
39. Сетелем Банк: рейтинги и финансовые показатели [Электронный ресурс] - Режим доступа:https://www.mir-procentov.ru
40. Шпилина, Д.Ю., Котегова, Л.А. Теория массового обслуживания как ключевой фактор повышения конкурентоспособности коммерческого банка // Экономика и менеджмент инновационных технологий. - 2014. - № 5 [Электронный ресурс] - Режим доступа:https://www.ekonomika.snauka.ru
41. Захаров, А.Н. Конкурентоспособность предприятия: сущность, методы, оценки и механизмы увеличения // Бизнес и банки. - 2004. - № 1-2. - С. 2,6.
42. Голубков, Е.П. Стратегический менеджмент: учебник и практикум для академического бакалавриата / Е.П. Голубков. - М.: Издательство Юрайт, 2015. - 290 с.
43. Кулибанова, В.В., Кудрявцева, Е.А. Маркетинговые факторы успеха деятельности банка // Проблемы современной экономики. - 2014. - № 1 (49)
44. Трофимов, Д.В. Повышение конкурентоспособности банков в сегменте розничных услуг: дис. канд. экон. наук: 08.00.10 / Трофимов Дмитрий Викторович. - Москва, 2014. - 26 с.
45. Алавердов, А.Р. Стратегический менеджмент в коммерческом банке - М.: Маркет ДС, 2014. - 576 с.
46. Оценка эффективности банковских продуктов [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.megalektsii.ru
47. Методика оценки эффективности обслуживания клиентуры банка в разрезе банковских продуктов [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://economics.studio/bank-delo
48. Крупнейшие игроки на рынке розничных банк вских услуг [Электронный ресурс] - Режим доступа:https://www.frankrg.com
49. Краюшкин, В.С. Конкурентоспособность российских банков: проблемы оценки и укрепления [Электронный ресурс] - Режим доступа: https: //www.be5. biz
50. Трофимов, Д. В. Конкурентоспособность розничных банков [Электронный ресурс] / Д. В. Трофимов // Управление экономическими системами. - 2013. - № 58. - Режим доступа : http://uecs.ru/finansi-i-kredit
51. Колесникова, В. И. Банковское дело.: учебник / В.И. Колесникова, Л.П. Кроливецкая. - М.: Финансы и с атисти а, 2005. - 298 с.
52. Банковское дело: Современная система кредитования: учебное пособие / под ред. О.И. Лаврушина, О.Н. Афанасьева, С.Л. Корниенко. М.: КНОРУС, 2009
53. Банковское дело: учебник / под ред. О.И. Лаврушина. М.: Финансы и статистика, 2012. - 576 с.
54. Банки и небанковские кредитные организации, и их операции: учебник / Е.Ф. Жуков, Н.Д. Эриашвили, Л.Т. Литвиненко и др.; под ред. Е.Ф. Жуков, Н.Д. Эриашвили - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Юнити-Дана, 2015. - 559 с.
55. Карагодин, А.В. Анализ факторов конкурентоспособности на российском рынке банковских услуг [Электронный ресурс] - Режим доступа: https: //www.cyberleninka.ru
56. Ермоленко, О.М. Банковские инновации как фактор повышения конкурентоспособности кредитных организаций на современном этапе их функционирования // Научный вестник ЮИМ. - 2014. - № 1
57. О банках и банковской деятельности: федеральный закон Российской Федерации от 02.12.1990 № 395-1 (с изменениями и дополнениями)
58. Стародубцева, Е.Б. Основы банковского дела: учебник. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2005. - 256 с.
59. Банки и банковское дело: учебник для бакалавров / под ред. В. А. Боровковой. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2016. - 623 с.
60. Кузнецова, Е. И. Деньги, кредит, банки / Е.И. Кузнецова. - М.: Юнити-Дана. - 2016. - 528 с.
61. Фатхутдинов, Р. А. Управление конкурентоспособностью организации: учебник / Р. А. Фатхутдинов. - М.: Изд-во Эксмо, 2015. - 544 с.
62. Положение о методике определения величины и оценке достаточности собственных средств (капитала) кредитных организаций (Базель III) (Ув. Банком России 28.12.2012 № 395-П) (ред. от 30.11.2015) Зарегистрировано в Минюсте России 22.02.2013 № 27259
63. Сетелем Банк: рейтинг по вкладам, кредитам, финансовое состояние банка [Электронный ресурс] - Режим доступа:htths://www.sberometer.ru
64. Банковские риски: учеб. пособие / Н.И. Валенцева [и др.] - М.: КноРус, 2013. - 232 с.
65. Даниленко, С.А., Комиссарова, М.В. Банковское потребительское кредитование: учебно-практическое пособие. - "Юстицинформ", 2011.
66. Головин, Ю. В. Банки и банковские услуги в России: вопросы теории и практики / Ю. В. Головин. - М.: Финансы и статистика. - 2012. - 341 с.
67. Головачев, А. С. Конкурентоспособность организации. М.: Высшая шкода, 2012. - 320c.
68. Шеремет, А.Д. Теория экономического анализа: учебник 2-е изд., доп. - М.: ИНФРА-М. 2013. - 367 с.
69. Ильина, Е.Н. Анализ финансовой отчётности. - М.: ДИС, 2013. -208 с.
70. Жукова, Е.Ф. Банки и банковские операции. - М.: ЮНИТИ, 2013. -479 с.