ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ПРАВОВОЙ СТАТУС И ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕГО СОБРАНИЯ УЧАСТНИКОВ КАК ВЫСШЕГО ОРГАНА УПРАВЛЕНИЯ 11
§1. Общее собрание участников в системе частного права 11
§2. Компетенция общего собрания участников 21
§ 3. Формирование высшего органа управления корпорации 35
ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ, СОЗЫВА И
ПРОВЕДЕНИЯ ОБЩЕГО СОБРАНИЯ УЧАСТНИКОВ 47
§1. Порядок подготовки и созыва годового общего собрания участников на примере непубличного акционерного общества 47
§2. Лица, имеющие право участвовать в общем собрании участников 57
§3. Правовые последствия неизвещения или ненадлежащего извещения участников о проведении общего собрания 63
§4. Протокол как результат работы общего собрания участников 71
§5. Основания признания решения коллегиального органа управления
акционерного общества недействительным 79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 87
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 92
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 107
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 110
Общемировой тенденцией развития корпоративного права на современном этапе является повышение внимания к правам и законным интересам акционеров, детализация их правового регулирования и усиление гарантий их осуществления и защиты. В 1988 г. Всемирный банк инициировал глобальную программу, направленную на улучшение состояния корпоративного управления в целях оптимизации деятельности корпораций и обеспечения прав их участников (прежде всего организационного и информационного). Согласно Принципам корпоративного управления, разработанным Организацией экономического сотрудничества и развития, к основным правам участников корпораций (акционерам) относятся: право на регистрацию прав собственности на акции; право на свободное отчуждение или передачу акций; право на получение необходимой информации о финансово-хозяйственной деятельности компании; право на участие в общих собраниях акционеров и голосование на них; право на участие в распределении прибыли компании.
Все это объясняет провозглашение высшим органом управления хозяйственного общества общего собрания его участников - образования, которое составляют участники и посредством которого они непосредственно осуществляют свое право на участие в управлении. Именно на общем собрании участники решают основные вопросы деятельности общества. Действительность его решений и ряда сделок хозяйственного общества зависят от соблюдения субъективных прав и обеспечения законных интересов участников общества.
Своевременность и актуальность настоящего исследования объясняются двумя причинами. С одной стороны, в последнее время в общегражданское и корпоративное законодательство внесено много изменений, которые требуют осмысления. С другой стороны, изучение правового положения общего собрания участников, его компетенции, отношений, связанных с его подготовкой, созывом и проведением, окажет помощь ученым и правоприменителям в надлежащей реализации и защиты прав всех участников процесса управления.
Объектом настоящего исследования явились отношения в сфере правового регулирования деятельности общего собрания участников как высшего органа управления хозяйственным обществом. С учетом исторической традиции национального законодательства и зарубежного опыта был исследован современный подход к определению правового статуса общего собрания участников.
Предметом исследования послужили нормы гражданского и корпоративного законодательства, определяющие статус общего собрания участников как высшего органа управления хозяйственным обществом.
Цель настоящей работы заключается в изучении правового статуса общего собрания участников как высшего органа управления хозяйственным обществом и определении роли данного органа управления в реализации прав участников, а также в выработке теоретических положений, которые послужили бы основой для совершенствования законодательства и практики его применения.
Эта цель достигается решением ряда задач, среди которых следует выделить:
1. Определение места общего собрания участников в системе частного права.
2. Рассмотрение порядка формирования общего собрания участников.
3. Раскрытие компетенции общего собрания участников как высшего органа управления хозяйственным обществом.
4. Изучение порядка подготовки, созыва и проведения общего собрания участников.
Теоретической основой работы явились труды известных цивилистов: Л.И. Петражицкого, Г.Ф. Шершеневича, И.Б. Новицкого, А.П. Сергеева, Е.А.
Суханова, а так же специалистов по корпоративным правоотношениям: М.Г. Ионцева, А.А. Кузнецова, Д.В. Ломакина, В.В. Долинской, и ряда других.
Нормативную основу настоящего исследования составили Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, а также акты федеральных органов исполнительной власти.
Методологическая основа исследования. При работе над данной темой применялись общенаучные (исторический, логический, системный), частнонаучные (статистический) и специальные методы (сравнительно-правовой, формально-юридический) исследования.
Эмпирической основой диссертации являются акты Верховного Суда Российской Федерации , а также судов общей юрисдикции и арбитражных судов.
Научная новизна магистерской диссертации состоит в том, что избранное научное направление позволило выявить сущность и особенности правового статуса общего собрания участников как высшего органа управления; определить его роль в реализации прав и интересов участников общества; обозначить основные проблемы деятельности данного органа. Кроме этого, в работе приведен ряд теоретических выводов и практических рекомендаций по совершенствованию действующего законодательства.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Органы действуют от имени юридического лица в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительным документом. Представляется, что в акционерном обществе наиболее развитая среди юридических лиц система органов. В настоящее время общее собрание акционеров легально квалифицируется как высший орган корпорации, формируемый ее учредителями (участниками), как высший орган управления акционерного общества.
2. Общее собрание участников является волеобразующим органом хозяйственного общества, на его заседаниях участники общества в свободной дискуссии вырабатывают и принимают решения, определяющие внутреннюю структуру юридического лица, его участие в имущественных, личных неимущественных, организационно-имущественных и смешанных отношениях об одобрении ряда экстраординарных сделок, изменении фирменного наименования, внесении изменений и дополнений в устав и т.д.
3. Результаты деятельности общего собрания участников выражаются в форме решений. Дополнение, внесенное в ст. 8 ГК РФ, позволяет квалифицировать решения собраний как юридические факты, основания возникновения, изменения и прекращения субъективных гражданских прав и юридических обязанностей. В системе самой распространенной классификации юридических фактов - по содержательной характеристике - решения собраний относятся к правомерным действиям, юридическим актам (наряду со сделками, административными и судебными актами). В классификации юридических фактов по характеристике их последствий решения общего собрания участников могут быть и правопорождающими, и правоизменяющими, и правопрекращающими юридическими фактами.
4. Законом предусмотрены следующие виды общего собрания
акционеров: учредительное, годовое и внеочередное. Годовое общее
собрание акционеров проводится не ранее, чем через два месяца и не позднее, чем через шесть месяцев после окончания финансового года (диспозитивная норма). Конкретные сроки проведения годового общего собрания акционеров определяются в таком локальном правовом акте, как устав, который также утверждает собрание участников.
5. Компетенция общего собрания участников производна от всех остальных органов хозяйственного общества, следовательно, собрание участников вправе принять к своему рассмотрению в случае необходимости любой вопрос.
6. Сравнение п. 1 и п. 3 ст. 48 Закона N 208-ФЗ позволяет выявить определенное противоречие. В первом случае к компетенции общего собрания акционеров относится, помимо перечисленного в п. 1 ст. 48 Закона N 208-ФЗ, "решение иных вопросов, предусмотренных настоящим Федеральным законом", т.е. перечень вопросов является открытым. Во втором случае "общее собрание акционеров публичного общества не вправе рассматривать и принимать решения по вопросам, не отнесенным к его компетенции настоящим Федеральным законом", т.е. перечень закрытый, а круг вопросов сужен до прямо поименованного. При существующем порядке вещей формулировка ст. 48 Закона N 208-ФЗ означает не столько противодействие произволу акционеров, которые подчас требуют обсуждения на общем собрании акционеров узкоспециальных вопросов, относящихся к компетенции совета директоров, правления и даже структурных органов, сколько сужение компетенции общего собрания акционеров.
7. ГК РФ сохраняет деление компетенции общего собрания акционеров на общую и исключительную. Согласно п. 2 ст. 65.3 ГК РФ исключительной компетенцией высшего органа корпорации являются вопросы, которые "не могут быть переданы им для решения другим органам корпорации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или другим законом". Как видно, содержание этого понятия весьма размыто. В толковых словарях русского языка термин "исключительный" раскрывается как "принадлежащий именно этому лицу, не подлежащий передаче" и т.п. ГК РФ и Закон N 208-ФЗ допускают же делегирование вопросов исключительной компетенции.
8. Используя возможность, предоставленную Кодексом, специальное (акционерное) законодательство расширяет компетенцию общего собрания акционеров по сравнению с общегражданским.
Вопросы компетенции можно классифицировать по ряду оснований на несколько групп:
1) по содержанию вопросов (имущественные (например, подп. 6), организационные (например, подп. 9); смешанные (например, подп. 2, 18);
2) по возможности делегирования другим органам управления (общей компетенции, исключительной компетенции, решения по которым принимаются с учетом мнения других органов общества;
3) по характеру вопросов (отнесение которых к компетенции ОСА не зависит от численного состава акционеров, отнесение которых к компетенции ОСА зависит от численного состава акционеров).
9. В свете разделения полномочий и в надежде на противодействие произволу представляется целесообразным внести следующие изменения в действующее законодательство: четко разделить в законе общую и исключительную компетенцию ОСА; сократить число вопросов, относящихся к исключительной компетенции, сохранив наиболее значимые для существования и деятельности АО (например, реорганизация, ликвидация общества, изменения прав акционеров, уставного капитала, крупные изменения имущества, решение отнесенных к компетенции других органов управления вопросов, которые эти органы не могут решить); изменить п. 2 ст. 48 Закона N 208-ФЗ и изложить его в следующей редакции: "Вопросы, отнесенные к исключительной компетенции общего собрания акционеров, не могут быть переданы на решение другим органам общества", что должно сопровождаться внесением соответствующих изменений в ст. 65 Закона N 208-ФЗ.
10. Принимать участие в общем собрании могут все участники этого общества. Они могут принимать участие в общем собрании как самостоятельно, так и через своих представителей. При этом важно понять, с какого момента участник приобретает полный набор прав, позволяющий ему реализовывать свое право на управление корпорацией. В том случае, если общество является вновь зарегистрированным, участник приобретает все свои "корпоративные" права после полной оплаты своей доли. То есть только после того, как участник внес свою долю в уставный капитал общества, он может принимать участие в общем собрании и голосовать по вопросам повестки дня.
11. Правом участия в общем собрании акционеров обладают представители РФ, субъекта РФ или муниципального образования в случае, если в отношении общества используется специальное право на участие Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования в управлении указанным обществом ("золотая акция"), а также доверительные управляющие и иные лица в случаях, предусмотренных законами.
12. В общем собрании участников общества с ограниченной ответственностью может принять любой участник, который оплатил свою долю или же зарегистрировал в ЕГРЮЛ переход права собственности на соответствующую долю.
13. К нарушениям, служащим основанием для отмены решения общего собрания, относятся: неизвещение, несвоевременное извещение участников о времени и месте проведения собрания, бездействие общества, выраженное в непредоставлении участникам информации, относящейся к повестке дня, предоставление бюллетеней для голосования позже установленного Законом срока.
14. К правовым последствиям неуведомления и ненадлежащего уведомления акционеров о проведении общего собрания относится отмена судом решения общего собрания. Судебная практика демонстрирует такой подход - решение общего собрания признается недействительным, если не извещен акционер (акционеры), количество голосов которого могло изменить оспариваемое решение. По нашему мнению, в Законе необходимо разъяснить термин "существенность нарушений", содержащийся в ст. 49 ФЗ "Об акционерных обществах", определить критерии существенности нарушений и при их определении необходимо руководствоваться не способностью акционеров повлиять на решение общего собрания, а соблюдением обществом порядка проведения общего собрания. Поскольку существенные нарушения служат основанием для отмены решения общего собрания, а законодательство не определяет градацию существенности нарушений.
15. Неизвещение акционера о дате проведения общего собрания - это несообщение акционеру информации о дате проведения общего собрания акционеров; сообщение акционеру информации о дате проведения собрания не предусмотренным Законом или уставом способом; сообщение информации, которая вызывает неопределенность и невозможность точно установить дату проведения общего собрания акционеров. Не может быть признан неизвещенным о проведении общего собрания акционеров акционер, являющийся членом совета директоров, так как именно данный орган управления занимается подготовкой созыва общего собрания акционеров.
Практическая значимость и апробация результатов исследования состоит в возможности использования полученных результатов для дальнейшего совершенствования законодательства. Содержащиеся в работе концептуальные предложения и рекомендации могут быть использованы в законотворческой деятельности, а также судьями судов всех уровней, практическими работниками органов государственной власти и управления субъектов РФ. Материалы исследования могут представлять определенный интерес для учебных заведений при изучении курсов «Гражданское право», «Корпоративное право» и иных специальных дисциплин.
Магистерская диссертация выполнена, рассмотрена и одобрена на кафедре гражданского права и процесса юридического института НИУ «БелГУ». Отдельные выводы и предложения исследования нашли отражение в форме докладов на научных, научно-практических конференциях различного уровня. Отдельные теоретические положения настоящего исследования получили отражение в научных публикациях автора и находятся в электронном архиве открытого доступа НИУ "БелГУ".
Структура, объем и содержание диссертации определены целями и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения, списка используемой литературы.
Проведение исследования деятельности общего собрания участников как высшего органа управления позволило сделать следующие выводы:
1. В гл. 4 "Юридические лица" ГК РФ большое внимание уделено органам юридического лица, через которые по общему правилу организация приобретает субъективные права и принимает на себя гражданские обязанности. Органы действуют от имени юридического лица в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительным документом. Представляется, что в акционерном обществе наиболее развитая среди юридических лиц система органов. В настоящее время общее собрание акционеров легально квалифицируется как высший орган корпорации, формируемый ее учредителями (участниками), как высший орган управления акционерного общества.
2. Общее собрание участников является волеобразующим органом хозяйственного общества, на его заседаниях участники общества в свободной дискуссии вырабатывают и принимают решения, определяющие внутреннюю структуру юридического лица, его участие в имущественных, личных неимущественных, организационно-имущественных и смешанных отношениях об одобрении ряда экстраординарных сделок, изменении фирменного наименования, внесении изменений и дополнений в устав и т.д.
3. Результаты деятельности общего собрания участников выражаются в форме решений. Дополнение, внесенное в ст. 8 ГК РФ, позволяет квалифицировать решения собраний как юридические факты, основания возникновения, изменения и прекращения субъективных гражданских прав и юридических обязанностей. В системе самой распространенной классификации юридических фактов - по содержательной характеристике - решения собраний относятся к правомерным действиям, юридическим актам (наряду со сделками, административными и судебными актами). В классификации юридических фактов по характеристике их последствий решения общего собрания участников могут быть и правопорождающими, и правоизменяющими, и правопрекращающими юридическими фактами.
4. Законом предусмотрены следующие виды общего собрания
акционеров: учредительное, годовое и внеочередное. Годовое общее
собрание акционеров проводится не ранее, чем через два месяца и не позднее, чем через шесть месяцев после окончания финансового года (диспозитивная норма). Конкретные сроки проведения годового общего собрания акционеров определяются в таком локальном правовом акте, как устав, который также утверждает собрание участников.
5. Компетенции общего собрания участников производна от всех остальных органов хозяйственного общества, следовательно, собрание участников вправе принять к своему рассмотрению в случае необходимости любой вопрос.
6. Сравнение п. 1 и п. 3 ст. 48 Закона N 208-ФЗ позволяет выявить определенное противоречие. В первом случае к компетенции общего собрания акционеров относится, помимо перечисленного в п. 1 ст. 48 Закона N 208-ФЗ, "решение иных вопросов, предусмотренных настоящим Федеральным законом", т.е. перечень вопросов является открытым. Во втором случае "общее собрание акционеров публичного общества не вправе рассматривать и принимать решения по вопросам, не отнесенным к его компетенции настоящим Федеральным законом", т.е. перечень закрытый, а круг вопросов сужен до прямо поименованного. При существующем порядке вещей формулировка ст. 48 Закона N 208-ФЗ означает не столько противодействие произволу акционеров, которые подчас требуют обсуждения на общем собрании акционеров узкоспециальных вопросов, относящихся к компетенции совета директоров, правления и даже структурных органов, сколько сужение компетенции общего собрания акционеров.
7. ГК РФ сохраняет деление компетенции общего собрания акционеров на общую и исключительную. Согласно п. 2 ст. 65.3 ГК РФ исключительной компетенцией высшего органа корпорации являются вопросы, которые "не могут быть переданы им для решения другим органам корпорации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или другим законом". Как видно, содержание этого понятия весьма размыто. В толковых словарях русского языка термин "исключительный" раскрывается как "принадлежащий именно этому лицу, не подлежащий передаче" и т.п. ГК РФ и Закон N 208-ФЗ допускают же делегирование вопросов исключительной компетенции.
8. Используя возможность, предоставленную Кодексом, специальное (акционерное) законодательство расширяет компетенцию общего собрания акционеров по сравнению с общегражданским.
Вопросы компетенции можно классифицировать по ряду оснований на несколько групп:
1) по содержанию вопросов (имущественные (например, подп. 6), организационные (например, подп. 9); смешанные (например, подп. 2, 18);
2) по возможности делегирования другим органам управления (общей компетенции, исключительной компетенции, решения по которым принимаются с учетом мнения других органов общества;
3) по характеру вопросов (отнесение которых к компетенции ОСА не зависит от численного состава акционеров, отнесение которых к компетенции ОСА зависит от численного состава акционеров).
9. В свете разделения полномочий и в надежде на противодействие произволу представляется целесообразным внести следующие изменения в действующее законодательство: четко разделить в законе общую и исключительную компетенцию ОСА; сократить число вопросов, относящихся к исключительной компетенции, сохранив наиболее значимые для существования и деятельности АО (например, реорганизация, ликвидация общества, изменения прав акционеров, уставного капитала, крупные изменения имущества, решение отнесенных к компетенции других органов управления вопросов, которые эти органы не могут решить); изменить п. 2 ст. 48 Закона N 208-ФЗ и изложить его в следующей редакции: "Вопросы, отнесенные к исключительной компетенции общего собрания акционеров, не могут быть переданы на решение другим органам общества", что должно сопровождаться внесением соответствующих изменений в ст. 65 Закона N 208-ФЗ.
10. Принимать участие в общем собрании могут все участники этого общества. Они могут принимать участие в общем собрании как самостоятельно, так и через своих представителей. При этом важно понять, с какого момента участник приобретает полный набор прав, позволяющий ему реализовывать свое право на управление корпорацией. В том случае, если общество является вновь зарегистрированным, участник приобретает все свои "корпоративные" права после полной оплаты своей доли. То есть только после того, как участник внес свою долю в уставный капитал общества, он может принимать участие в общем собрании и голосовать по вопросам повестки дня.
11. Правом участия в общем собрании акционеров обладают представители РФ, субъекта РФ или муниципального образования в случае, если в отношении общества используется специальное право на участие Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования в управлении указанным обществом ("золотая акция"), а также доверительные управляющие и иные лица в случаях, предусмотренных законами.
12. В общем собрании участников общества с ограниченной ответственностью может принять любой участник, который оплатил свою долю или же зарегистрировал в ЕГРЮЛ переход права собственности на соответствующую долю.
13. К нарушениям, служащим основанием для отмены решения общего собрания, относятся: неизвещение, несвоевременное извещение участников о времени и месте проведения собрания, бездействие общества, выраженное в непредоставлении участникам информации, относящейся к повестке дня, предоставление бюллетеней для голосования позже установленного Законом срока.
14. К правовым последствиям неуведомления и ненадлежащего уведомления акционеров о проведении общего собрания относится отмена судом решения общего собрания. Судебная практика демонстрирует такой подход - решение общего собрания признается недействительным, если не извещен акционер (акционеры), количество голосов которого могло изменить оспариваемое решение.
По нашему мнению, в Законе необходимо разъяснить термин "существенность нарушений", содержащийся в ст. 49 ФЗ "Об акционерных обществах", определить критерии существенности нарушений и при их определении необходимо руководствоваться не способностью акционеров повлиять на решение общего собрания, а соблюдением обществом порядка проведения общего собрания. Поскольку существенные нарушения служат основанием для отмены решения общего собрания, а законодательство не определяет градацию существенности нарушений.
15. Неизвещение акционера о дате проведения общего собрания - это несообщение акционеру информации о дате проведения общего собрания акционеров; сообщение акционеру информации о дате проведения собрания не предусмотренным Законом или уставом способом; сообщение информации, которая вызывает неопределенность и невозможность точно установить дату проведения общего собрания акционеров. Не может быть признан неизвещенным о проведении общего собрания акционеров акционер, являющийся членом совета директоров, так как именно данный орган управления занимается подготовкой созыва общего собрания акционеров.
1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6- ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11- ФКЗ) // Российская газета. 1993. 25 декабря; Собрание законодательства РФ. 04.08.2014. № 31. Ст. 4398.
2. Гражданский кодекс РФ от 26.01.1996 г. № 14-ФЗ // Собрание
законодательства РФ. 1996. № 5. Ст. 410.
3. Гражданский кодекс РФ от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ // Собрание
законодательства РФ. 1994. № 32. Ст.3301.
4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 № 195-ФЗ // Российская газета. № 256. 31.12.2001.
5. Федеральный закон Российской Федерации «Об акционерных обществах» от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2957.
6. Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" // Российская газета. N 14. 24.01.1996.
7. Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" // Собрание законодательства РФ. 07.12.2011. № 40. Ст. 4851.
8. Федеральный закон "Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)" от 19.07.1998 № 115-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 27.07.1998. № 30. Ст. 3611.
9. Федеральный закон РФ "О рынке це'иных бумаг" от 22 апреля 1996 года // Собрание законодательства РФ. 1996. №17. Ст. 1918.
10. Фе'де'ральный закон от 01.12.2007 N 317-ФЗ "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом"" // Российская газета. N 24. 01.12.2007.
11. Федеральный закон "О защите конкуренции" от 26.07.2006 № 135-ФЗ // Российская газета. № 162. 27.07.2006.
12. Федеральный закон "Об инвестиционных фондах" от 29.11.2001 № 156- ФЗ // Собрание законодательства РФ. 03.12.2001. N 49. Ст. 4562.
13. Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 210-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 29.06.2015. N 149. Ст. 5462.
14. Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества" от 21.12.2001 № 178-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 28.01.2002. №4. Ст. 251.
15. Федеральный закон РФ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" от 5 марта 1999 года // Собрание законодательства РФ. 1999. №10. Ст. 1163... 26