Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Реальное и мифологическое в творчестве В. Пелевина (на материале произведений «Чапаев и Пустота», «Жизнь насекомых» и «Transhumanism Inc»)

Работа №176678

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

филология

Объем работы57
Год сдачи2023
Стоимость4350 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
0
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
ГЛАВА I. Мифологизм как феномен литературы ХХ века
1.1. Миф и его особенности
1.2. Мифологизм и неомифологизм в литературе ХХ века 14
Выводы по I главе 22
ГЛАВА II. Мифологическое и реальное в текстах В. Пелевина 24
2.1. Особенности поэтики романов В. Пелевина 24
2.2. Мифы и реалии в произведениях В. Пелевина 39
Выводы по II главе
Заключение 51
Список литературы 54

Данная выпускная квалификационная работа посвящена исследованию реального и мифологического в творчестве В. Пелевина (на материале произведений «Чапаев и Пустота», «Жизнь насекомых» и “Transhumanism Inc”).
Одной из основных тенденций современной литературы является обращение к традиционным сюжетам и образам мифологического происхождения. «Мифологизм является характерным явлением литературы ХХ в. и как художественный прием, и как стоящее за этим приемом мироощущение»» (Е.М. Мелетинский). Не только тексты ХХ века, но и современные литературные произведения наполнены как многочисленными аллюзиями на древние мифы, так и образцами новой мифологии. В отличие от традиционного мифа, новый литературный миф - это один из основных способов иносказания, художественный образ, созданный с помощью привлечения тех или иных черт мифологической образности.
Мифопоэтический аспект изучения литературного произведения привлекает пристальное внимание литературоведов, теоретиков и историков литературы. Существует также новое явление в мифотворчестве, называемое неомифологизмом.
Произведения В. О. Пелевина, одного из самых читаемых, обсуждаемых и талантливых писателей нашего времени, ученые относят к направлению постмодернизма, яркой чертой которого является обращение к мифологии. Несмотря на внимание ученых-литературоведов и критиков к творчеству Пелевина, сопоставлению мифологического и реального в романах Пелевина было уделено, на наш взгляд, недостаточно внимания. Это и определяет актуальность нашей работы. Актуальность исследования определила выбор объекта и предмета исследования.
Объектом изучения в данной работе являются романы В. Пелевина «Чапаев и Пустота», «Жизнь насекомых» и “Transhumanism Inc”».
Предметом - сочетание реального и мифологического в этих текстах писателя.
Материалом для исследования послужили романы В. Пелевина «Жизнь насекомых» (1993); «Чапаев и Пустота» (1996); «Transhumanism Inc.» (2021). Выбор именно этих текстов обусловлен тем, что они отражают особенности художественного мира автора в разные периода его творчества - от самого раннего к более зрелому и современному.
Целью работы является выявление мифологических элементов и реальных фактов в романах В. Пелевина «Чапаев и Пустота», «Жизнь насекомых» и “Transhumanism Inc”».
Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить литературу и источники по теме исследования.
2. Проанализировать понятия «миф», «мифологема», «неомифологизм».
3. Выявить особенности поэтики романов В. Пелевина.
4. Установить связь романов В. Пелевина с архаическими моделями мифа, вычленить мифологические мотивы.
5. Оценить сочетание реального и мифологического в романах В. Пелевина «Чапаев и Пустота», «Жизнь насекомых» и “Transhumanism Inc”».
Методологической базой исследования послужили теоретические труды по мифологии и мифопоэтике зарубежных исследователей К. Юнга, Р. Барта, С.К. Мишра и П. Мишра, М. Фуко, К. Леви-Стросса и др., советских и российских ученых А.Ф. Лосева, Ю. М. Лотмана, О. М. Фрейденберг, Е. М. Мелетинского, Б. А. Успенского, И. М. Дьяконова, Я. В. Погребной и др., а также научные и критические работы по творчеству В. О. Пелевина таких исследователей, как В. А. Курицын,А. А. Генис, И.Б. Роднянская, М. Н.Эпштейн, А. Н. Архангельский и др., материалы диссертационных исследований А. В. Дмитриева, Д. В. Нечепуренко, М. В. Репиной и др.
Для реализации поставленных задач были использованы следующие исследовательские методы: метод наблюдения над литературными явлениями и фактами, описательно-аналитический метод, сравнительно-сопоставительный и интертекстуальный анализ.
Теоретическая значимость. В данном исследовании творчество В. Пелевина рассматривается с позиции мифопоэтики.
Практическая значимость. Материалы исследования могут быть применены для дальнейшего изучения творчества В. Пелевина, а также использованы при подготовке учебных пособий для студентов-филологов, изучающих теоретические и практические аспекты современного литературного процесса.
Структура работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников и литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В процессе работы над исследованием мы пришли к следующим выводам:
1. Миф - в переводе с греческого означает «сказание». Существует множество подходов к определению мифа. Все многообразие толкования можно свести к трем основным значениям: 1) миф - древнее предание, рассказ; 2) мифотворчество, мифологический космогенез; 3) особое состояние сознания, исторически и культурно обусловленное.
2. Если миф - это сказание, то мифология - это совокупность мифов и легенд, которые служат объяснением мира, жизни и явлений, происходящих в нем. В мифологии часто используются символы, аллегории и образцы, которые имеют глубокий смысл.
3. С понятием мифа и мифологии связаны такие понятия, как неомиф, мифологизм, мифологема, архетип, неомифологизм, а также мифопоэтика как часть поэтики.
4. Мифологизм, по утверждению Е.М. Мелетинского, является «характерным явлением литературы ХХ в. и как художественный прием, и как стоящее за этим приемом мироощущение»». Можно констатировать, что не только ХХ, но и XXI века.
5. Мифологизм - это процесс создания мифов и легенд, происходивший в древние времена, когда они играли важную роль в объяснении мира и природы, а также в формировании культурных и религиозных практик, а неомифологизм - это создание современных мифов и легенд для реализации разных целей: отражения новых ценностей и вызовов нашего времени, объяснения сложных проблем и борьбы за выживание, создания эстетического эффекта и др.
6. Среди различий древнего и современного мифа нам было важно отметить это: если древний миф поднимался над конкретно-исторической сферой, был связан с космизмом, универсализмом и был основан на космогонических и антропологических обобщениях, то новый художественный миф ориентирован на создание объектов, включенных в историческую и бытовую действительность.
7. В произведениях постмифологических эпох часто наблюдается не прямая ориентация на мифологические сюжеты, мотивы и образы, а трансформация мифа, его качественное и содержательное изменение при сохранении мифологических структур, схем, т.е. с инверсированием архетипов.
8. Сочетание реального и мифологического - характерная черта текстов Пелевина, в целом, и романов "Жизнь насекомых", "Чапаев и Пустота" и "Transhumanism Inc", в частности. Реальное в его текстах представлено многоаспектно - от исторических персонажей (Чапаев, Ленин, Брежнев, Гитлер, Тесла, Циолковский, Хокинг и др.) до узнаваемых реалии современной российской жизни (названия брендов, ресторанов быстрого питания, рекламных слоганов; таких слов, как хакер, блок-чейн и т.д.). Автор рассчитывает на отклик читателей, так как они живут с ним в одном социально¬историческом измерении.
9. Мифология повлияла на Пелевина, способствовала созданию его художественного мира и литературного стиля. Писатель использует различные мифы и мифологические образы, такие как духи, оборотни и боги. Использование мифологических элементов необходимо Пелевину не только в силу того, что самым модным трендом в литературе с середины 90-х годов ХХ до нашего времени является постмодернизм с его непременной интертекстуальностью. Мифология нужна Пелевину для критики беспринципности и бездуховности как черт современного человека и российской жизни, в целом. Кроме этого, обращение к мифологии помогает автору раздвинуть границы действительности, напомнить читателю о мире нематериального, таинственного, подсознательного и вечного.
10. В целом, можно констатировать, что Виктор Пелевин является одним из наиболее оригинальных и уникальных современных российских писателей. Его произведения изобилуют неожиданными поворотами сюжета, нестандартными языковыми приемами и оригинальными идеями, что делает его произведения незабываемыми и привлекательными для широкой аудитории. Они поднимают важные вопросы современности, такие как феномен потребительского общества, проблемы идентичности и самореализации, а также влияние технологии и массовой культуры на нашу жизнь. Через свои произведения, Пелевин открывает для нас новые реальности и показывает, как мир меняется с каждым днем. «Пелевин, - как написал Вадим Левенталь в статье, посвященной 60-летию Виктора Пелевина, - это наша биография, биография страны и общества. Смешная, грустная и, кажется, не имеющая никакого оправдания. Кроме, может быть, самих книг Пелевина» [56].
Таким образом, задачи нашего исследования реализованы, а цель достигнута.



1. Аверинцев, С.С. Аналитическая психология К.Г. Юнга и закономерности творческой фантазии. - М., 1970. С. 113-143.
2. Аристотель. Этика. Политика. Риторика. Поэтика. Категории.- Минск, 1998. С. 1064-1112.
3. Барт, Р.Избранные работы: Семиотика. Поэтика: Пер. с фр. / Ролан Барт; Сост., общ. ред. и вступ. ст. [с. 3-45] Г. К. Косикова. - М., 1994. - 615 с.
4. Барт, Р. Мифологии [Текст] / Ролан Барт; пер. с фр., вступ. ст. и коммент. С. Зенкина. - Москва: Акад. Проект. Фр. проект, 2010. - 351 с.
5. Бахтин, М.М. К методологии гуманитарных наук // Эстетика словесного творчества. - М.: Искусство, 1979. С. 361- 373.
6. Беляева, И.С. Функциональное предисловие в литературе постмодернизма. - СПб, 2009. - 176 с.
7. Бобкова, Е. Постмодернистский миф в романе Виктора Пелевина "Жизнь насекомых". - М., 2012. С. 61-66.
8. Болсуновская, П. Взгляды на мифологию в романах Виктора Пелевина. - М., 2010. С. 160-163.
9. Большой энциклопедический словарь https://rus-big-enc- dict.slovaronline.com/
10. Вико, Д. Основания новой науки об общей природе наций / Д. Вико; [пер. с итал. и комм. А. А. Губера; вступ. ст. Ю. В. Ивановой, П. В. Соколова]. - М.: РИПОЛ классик, 2018. - 704 с.
11. Генис, А. А. Поле чудес //Звезда. 1997. №12. С. 84-88.
12. Генис, А. А. Виктор Пелевин: Границы и метаморфозы [Текст] / Генис,А. //Знамя.1995. №12. С.210 - 214.
13. Грицанов, А.А. Постмодернизм. Энциклопедия. - Минск, 2001. - 1040 с.
14. Гройс, Б. Утопия и обмен. - М., 1993. - 97 с.
15. Гулыга, А.Г. Искусство в век науки. - Москва, 1985. - 275 с.
16. Дмитриев, А.В. Неомифологизм в структуре романов В. Пелевина: автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Волгоград, 2002. - 18 с.
17. Дьяконов, И.М. Архаические мифы Востока и Запада/ И. М. Дьяконов. - Изд. 2-е, стер. - Москва: УРСС, 2004 - 246 с.
18.Зарубина, Д.Н. Универсалии в романном творчестве В.О. Пелевина: автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Иваново, 2007. - 18 с.
19. Ильин, И.П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа [Текст] / И.П. Ильин.- М.: Интрада. 1998. - 255с.
20. Ильин, И.П. Постструктурализм.Деконструктивизм.Постмодернизм. - Москва, 1996. - 31 с.
21. Корнев, С. Столкновения пустот: может ли постмодернизм быть русским и классическим? - М., Новое литературное обозрение. 1997. С. 244-259.
22. Кристева, Ю. Избранные труды: Разрушение поэтики / Юлия Кристева; [Пер. с фр. Г. К. Косиков, Б. П. Нарумов]. - Москва: РОССПЭН, 2004. - 652 с.
23. Кравченко, В. Соотношение мифологического и реального в романе Виктора Пелевина "Желтая стрела". - М., 2011. - 148 с.
24. Курицын, В.Н. Книга о постмодернизме. - Екатеринбург, 1992. - 127 с.
25. Курицын, В. Русский литературный постмодернизм. - Екатеринбург, 2000. - 94 с.
26. Курицын, В. Великие мифы и скромные деконструкции. - М., 1996. С. 171-187.
27. Курицын, В. Группа продленного дня. - М.,1997. С. 7-20.
28. Кякшто, Н. Н. Русский постмодернизм // Русская литература ХХ века: Школы, направления, методы творческой работы. Учебник для студентов высших учебных заведений / В. Н. Альфонсов, В. Е. Васильев, А. А. Кобринский и др.; Под ред. С. И. Тиминой. - СПб.: Издательство «Logos», 2002. С. 305-325.
29. Леви-Стросс, К. Мифологики: [В 4 т.] / Клод Леви-Стросс. -М., СПб., 1994. - 384 с.
30. Литературный энциклопедический словарь http://niv.ru/doc/encyclopedia/literature/index.htm
31. Лиотар, Жан-Франсуа. Состояние постмодерна / Пер. с фр. H.A. Шматко - М.: Ин-т экспериментальной социологии, СПб.: Алетейя, 1998. - 160 с.
32. Мелетинский, Б.М. Поэтика мифа. 3-е изд., репринтное. - М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2000. - 407 с.
33. Мишра, С.К., Мишра, П. Реконструкция мифологии в литературе нового времени: исследование мысли Ролана Барта // "Мифологические исследования". - М., 2013. - 14 с.
34. Нечепуренко, Дмитрий Валерьевич. Характерология В.О. Пелевина: автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Екатеринбург, 2014. - 19 с.
35. Неомифологизм как элемент поэтики ранних романов В. Пелевина URL: https://studentopedia.ru/literatura/neomifologizm-kak-element-poetiki-rannih- romanov-v--pelevina-omon-ra--zhizn-nasekomih--neomifologizm.html
36. Петров, В. Мифология и магия в романах Виктора Пелевина // Вестник Томского государственного университета. - Томск, 2008. - 43 с.
37. Пелевин, В. Жизнь насекомых: Повесть, рассказы. - М.: Текст, 1992.
38. Пелевин, В.Transhumanism inc. - М.: «Эксмо», 2021.
39. Пелевин, В. Чапаев и Пустота. - М.: Вагриус, 2000.
40. Погребная, Я. В. Актуальные проблемы современной мифопоэтики. - М., 2021. - 322с.
41. Репина, М. В. Творчество В. Пелевина 90-х годов XX века в контексте русского литературного постмодернизма: автореф. дис. . канд. филол. наук. - Москва, 2004. - 25 с.
42. Руднев, В. П. Словарь культуры XX века. - М.: Аграф, 1997. - 384 с.
43. Руднева, Е. Г. Романтика в русском критическом реализме. - М.: Изд-во МГУ, 1988. - 176 с.
44. Свиридова, Е. Конфликт реального и мифологического в романах Виктора Пелевина. - М., 2012. С.92-94.
45. Словарь античности. Пер. с нем. - М.: Прогресс, 1989. - 704 с., ил.
46. Словарь литературоведческих терминов. Ред.-сост.: Л. И. Тимофеев и С. В. Тураев. - М., «Просвещение», 1974. - 509 с.
47. Фрейденберг, О. М. Миф и литература древности. - М., 1998. - 605 с.
48. Шеллинг, Ф. В. Философия мифологии. В 2-х т. Т. 1. Введение в философию мифологии / Пер. с нем. В. М. Линейкина; под ред. Т. Г. Сидаша, С. Д. Сапожниковой; вст. ст. Т. Г. Сидаша. - СПб.: Изд-во С.- Петерб. ун-та, 2013.
49. Энциклопедия культурологии https://rus-culture-enc.slovaronline.com/
50. Ярошенко, Л. В. Неомифологизм в литературе XX века: учебно-метод. пособие по одноименному спецкурсу для студентов спец. Г.02.02.00- Русский язык и литература. - Гродно: ГрГУ, 2002. - 103 с.
51. https://www.pryamaya.ru/dmitriy bykov fenomen pelevina 16 11 21
52. http://pelevin.nov.ru/stati/o-genl/l.html
53. https://www.britannica.com/art/postmodernism-philosophy-and-the-arts
54. https://litobozrenie.com/2016/12/08/viktor-pelevin-chapaev-i-pustota- recenziya-na-roman/
55. https://knizhna-vetv.ru/vicktor-pelevin-chapaev-i-pustota-2345
56. https://lgz.ru


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ