Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста у детей с общим недоразвитием речи средствами мнемотехники (Нижнетагильский педагогический колледж №2)
|
Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: МАДОУ «Детство», детский сад «Катюша» №198 г. Нижний Тагил.
Выборка: 6 детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием детей,o 8
1.1 Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста 8
1.2 Особенности развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 15
1.3 Мнемотехника как метод развития связной речи у детей с общим недоразвитием речи 21
Глава 2 Организация исследования по определению уровня развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 26
2.1 Описание методики исследования уровня развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 26
2.2 Результаты исследования уровня развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 36
Заключение 39
Список использованных источников 43
База исследования: МАДОУ «Детство», детский сад «Катюша» №198 г. Нижний Тагил.
Выборка: 6 детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием детей,o 8
1.1 Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста 8
1.2 Особенности развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 15
1.3 Мнемотехника как метод развития связной речи у детей с общим недоразвитием речи 21
Глава 2 Организация исследования по определению уровня развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 26
2.1 Описание методики исследования уровня развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 26
2.2 Результаты исследования уровня развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 36
Заключение 39
Список использованных источников 43
Актуальность. В современном мире прослеживается рост числа детей, у которых речевой компонент готовности к школе не сформирован в соответствии с нормативными показателями. В настоящее время проблема речевого развития становится актуальной. Современное общество отличается подменой живого человеческого общения компьютером. Отсутствие полноценного общения родителей и детей, игнорирование речевых трудностей увеличивает число дошкольников с речевым нарушением. Проблемы речи детей дошкольного возраста: односложная речь, которая состоит из простых предложений; затруднение в грамматически правильном построении предложения; недостаточный словарный запас и т.д.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту (далее ФГОС) , содержание образовательной области «Речевое развитие» направлено на достижение целей формирования устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе владения литературным языком своего народа.[27, с 7]
Различные аспекты формирования связной речи изучались Е. И. Тихеевой, В. И. Яшина, Ф. А. Сохиным, А. А. Леонтьевым и др.
В последнее время увеличилось количество детей с общим недоразвитием речи. Наблюдаются различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне. Связная речь детей с общим недоразвитием речи характеризуется «бедностью языкового оформления и нарушением логической связности. Отмечается непоследовательность в изложении, смысловое несоответствие частей высказывания, их искажения.
Несмотря на то, что существуют разнообразные подходы и множество трактовок к изучению развитию связной речи у детей с общим недоразвитием речи, исследование разных аспектов достаточно подробно освещены как отечественными, так и зарубежными психологами.
Теоретической основой исследования являются:
- теоретические положения о развитии связной речи Алексея Алексеевича Леонтьева;
- теоретические положения об особенностях развития связной речи у детей с общим недоразвитием речи Наталья Валентиновна Нищева;
- теоретические положения о развитии связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в условиях педагогического воздействия Анны Михайловны Леушиной, Вадима Петровича Глухова;
- теоретические основы о классификации общего недоразвития речи по Розе Евгеньевной Левиной;
Формирование и развитие связной речи является наиболее сложным разделом в реализации. По этой причине обосновано использование оригинальных, творческих методик наряду с общепринятыми приемами и принципами, что обеспечивает эффективность работы. Одной из таких методик является использование мнемотехнических приемов.
Мнемотехника помогает ускорить процесс запоминания у дошкольников, развить образное, логическое, ассоциативное мышление, воображение, внимание. Кроме того, применение приемов мнемотехники обогащает словарный запас детей и способствует формированию связной речи.
Педагоги, которые занимались изучением проблемы применения мнемотехники: Ткаченко Татьяна Александровна, Глухов Василий Петрович,
Большева Татьяна Владимировна, Ефименкова Людмила Николаевна.
Объект: связная речь детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста.
Предмет: мнемотехника как средство развития связанной речи у детей старшего дошкольного возраста детей с общим недоразвитием речи.
Цель: изучение возможностей мнемотехники для развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Задачи:
1. Раскрыть особенности развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.
2. Рассмотреть особенности развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
3. Исследовать метод мнемотехники для развития связной речи у детей с ОНР.
4. Организовать и провести исследование уровня развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием и проанализировать полученные результаты.
Аналитический обзор использованных материалов:
В книге «Теория и методика развития речи детей» авторов М. М. Алексеевой и В. И. Яшиной освещаются вопросы теории и методики развития разных сторон детской речи, педагогической диагностики детской речи, организации работы по речевому воспитанию в ДОУ. Рассматриваются научные основы методики развития речи и речевого общения детей дошкольного возраста.
Алексей Николаевич Леонтьев также изучал развитие речи, но он уделял особое внимание роли деятельности в этом процессе. Он считал, что речь формируется в процессе практической деятельности и общения с другими людьми. Это важно для понимания того, какие виды деятельности могут быть полезны для развития связной речи у детей с ОНР.
Книга «Логопедическая работа с детьми с общим недоразвитием речи» авторов Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной представляет собой практическое руководство, в котором подробно описаны методики диагностики и коррекции речевых нарушений у детей с ОНР, а также приведены примеры упражнений и игр для развития речи.
В книге «Мнемотехника для дошкольников» Т. Б. Полянской представлены методы и приёмы мнемотехники, адаптированные для детей дошкольного возраста. Автор описывает различные способы использования мнемонических приёмов в обучении и развитии речи дошкольников.
«Чудесные рассказы для развития речи и воображения» Е. А. Алябьевой содержат практические упражнения по развитию речи с использованием элементов мнемотехники. Книга помогает детям улучшить память и воображение через рассказывание историй.
В работе «Большая книга заданий и упражнений на развитие связной речи малыша» Т. А. Ткаченко представлены задания и упражнения, направленные на развитие связной речи у дошкольников с применением методов мнемотехники. Автор предлагает практические советы по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи.
Практическая значимость работы заключается в уточнении направлений работы по развитию связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи посредством мнемотехники.
Организация исследования: исследование проведено на базе Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад «Детство» - структурного подразделения детский сад №198 «Катюша»
Структура курсовой работы: состоит из ведения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
Во введении раскрыта актуальность исследования, аналитический обзор научной литературы, определен объект и предмет, цель, задачи и методы исследования, раскрыта практическая значимость работы.
В первой главе дается понятие «связная речь» и его развитие в дошкольном возрасте, раскрываются особенности развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Определяются возможности использования мнемотехники в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Во второй главе проведено исследование уровня развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Заключение содержит краткие выводы по результатам уровня развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством мнемотехники, излагаются выводы по изучаемой теме, сформулированных в цели и задачах работы.
Список использованных источников включает источники информации, использованные и изученные на данную тему.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту (далее ФГОС) , содержание образовательной области «Речевое развитие» направлено на достижение целей формирования устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе владения литературным языком своего народа.[27, с 7]
Различные аспекты формирования связной речи изучались Е. И. Тихеевой, В. И. Яшина, Ф. А. Сохиным, А. А. Леонтьевым и др.
В последнее время увеличилось количество детей с общим недоразвитием речи. Наблюдаются различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне. Связная речь детей с общим недоразвитием речи характеризуется «бедностью языкового оформления и нарушением логической связности. Отмечается непоследовательность в изложении, смысловое несоответствие частей высказывания, их искажения.
Несмотря на то, что существуют разнообразные подходы и множество трактовок к изучению развитию связной речи у детей с общим недоразвитием речи, исследование разных аспектов достаточно подробно освещены как отечественными, так и зарубежными психологами.
Теоретической основой исследования являются:
- теоретические положения о развитии связной речи Алексея Алексеевича Леонтьева;
- теоретические положения об особенностях развития связной речи у детей с общим недоразвитием речи Наталья Валентиновна Нищева;
- теоретические положения о развитии связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в условиях педагогического воздействия Анны Михайловны Леушиной, Вадима Петровича Глухова;
- теоретические основы о классификации общего недоразвития речи по Розе Евгеньевной Левиной;
Формирование и развитие связной речи является наиболее сложным разделом в реализации. По этой причине обосновано использование оригинальных, творческих методик наряду с общепринятыми приемами и принципами, что обеспечивает эффективность работы. Одной из таких методик является использование мнемотехнических приемов.
Мнемотехника помогает ускорить процесс запоминания у дошкольников, развить образное, логическое, ассоциативное мышление, воображение, внимание. Кроме того, применение приемов мнемотехники обогащает словарный запас детей и способствует формированию связной речи.
Педагоги, которые занимались изучением проблемы применения мнемотехники: Ткаченко Татьяна Александровна, Глухов Василий Петрович,
Большева Татьяна Владимировна, Ефименкова Людмила Николаевна.
Объект: связная речь детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста.
Предмет: мнемотехника как средство развития связанной речи у детей старшего дошкольного возраста детей с общим недоразвитием речи.
Цель: изучение возможностей мнемотехники для развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Задачи:
1. Раскрыть особенности развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.
2. Рассмотреть особенности развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
3. Исследовать метод мнемотехники для развития связной речи у детей с ОНР.
4. Организовать и провести исследование уровня развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием и проанализировать полученные результаты.
Аналитический обзор использованных материалов:
В книге «Теория и методика развития речи детей» авторов М. М. Алексеевой и В. И. Яшиной освещаются вопросы теории и методики развития разных сторон детской речи, педагогической диагностики детской речи, организации работы по речевому воспитанию в ДОУ. Рассматриваются научные основы методики развития речи и речевого общения детей дошкольного возраста.
Алексей Николаевич Леонтьев также изучал развитие речи, но он уделял особое внимание роли деятельности в этом процессе. Он считал, что речь формируется в процессе практической деятельности и общения с другими людьми. Это важно для понимания того, какие виды деятельности могут быть полезны для развития связной речи у детей с ОНР.
Книга «Логопедическая работа с детьми с общим недоразвитием речи» авторов Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной представляет собой практическое руководство, в котором подробно описаны методики диагностики и коррекции речевых нарушений у детей с ОНР, а также приведены примеры упражнений и игр для развития речи.
В книге «Мнемотехника для дошкольников» Т. Б. Полянской представлены методы и приёмы мнемотехники, адаптированные для детей дошкольного возраста. Автор описывает различные способы использования мнемонических приёмов в обучении и развитии речи дошкольников.
«Чудесные рассказы для развития речи и воображения» Е. А. Алябьевой содержат практические упражнения по развитию речи с использованием элементов мнемотехники. Книга помогает детям улучшить память и воображение через рассказывание историй.
В работе «Большая книга заданий и упражнений на развитие связной речи малыша» Т. А. Ткаченко представлены задания и упражнения, направленные на развитие связной речи у дошкольников с применением методов мнемотехники. Автор предлагает практические советы по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи.
Практическая значимость работы заключается в уточнении направлений работы по развитию связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи посредством мнемотехники.
Организация исследования: исследование проведено на базе Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад «Детство» - структурного подразделения детский сад №198 «Катюша»
Структура курсовой работы: состоит из ведения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
Во введении раскрыта актуальность исследования, аналитический обзор научной литературы, определен объект и предмет, цель, задачи и методы исследования, раскрыта практическая значимость работы.
В первой главе дается понятие «связная речь» и его развитие в дошкольном возрасте, раскрываются особенности развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Определяются возможности использования мнемотехники в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Во второй главе проведено исследование уровня развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Заключение содержит краткие выводы по результатам уровня развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством мнемотехники, излагаются выводы по изучаемой теме, сформулированных в цели и задачах работы.
Список использованных источников включает источники информации, использованные и изученные на данную тему.
Данная курсовая работа посвящена развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР) посредством мнемотехники.
В рамках решения первой задачи мы изучили и раскрыли понятие связной речи, и выяснили, что связная речь вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, его звуковым строем, словарным составом, грамматическим строем.
Связная речь бывает: диалогическая, монологическая, ситуативная, контекстная.
В старшем дошкольном возрасте дети должны уметь вести диалог между воспитателем и ребенком, между детьми; содержательно и выразительно пересказывают литературные тексты, драматизируют их; составляют рассказы о предметах, о содержании картины, по набору картинок с последовательно развивающимся действием.
Так же мы сделали вывод, что развитие связной речи способствует успешному становлению личности ребенка.
В ходе решения второй задачи мы рассмотрели и проанализировали особенности развития связной речи в старшем дошкольном возрасте и сделали вывод, что дети с ОНР владеют набором слов в ограниченном объеме, а также испытывают значительные трудности в программировании связного высказывания, и в отборе материала, соответствующего той или иной цели высказывания.
Мы рассмотрели такое нарушение как общее недоразвитие речи, их выделяют четыре уровня.
При пересказе дети с ОНР испытывают незначительные трудности с подбором слов, допускают паузы.
При составлении самостоятельного рассказа-описания дети с ОНР ограничиваются использованием одной фразы.
Отсутствие чёткости и последовательности изложения. Высказывания отрывочны, акцент на внешние, поверхностные впечатления, а не на причинно-следственные взаимоотношения действующих лиц.
Затруднено построение фраз. Дифференциация событий, главной и второстепенной мысли затруднена.
Хаотичность и отсутствие выразительного оформления. Фраза обрывочна, поэтому речь беспорядочна.
Большое использование перефразирования и жестов.
При составлении рассказов дети часто теряют главную мысль и забывают конечные выводы.
В рамках решения третьей задачи мы рассмотрели такое решение задачи как мнемотехника.
Мнемотехника — это метод, который помогает запоминать информацию и организовывать мысли, что особенно полезно для формирования связных высказываний, таких как пересказы и рассказы.
Применение мнемотехники не только ускоряет и облегчает запоминание и усвоение текстов, но и формирует навыки работы с памятью. В процессе этой деятельности задействованы не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети легко вспоминают картинку и затем припоминают слова.
Использование мнемотаблицы, мнемоквадратиков и мнемодорожек на занятиях по развитию речи позволяет детям эффективно воспринимать, перерабатывать, сохранять и воспроизводить зрительную информацию.
В ходе практической части исследования, решая четвертую задачу, мы организовали и провели исследование уровня развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
В исследовании принимали шесть детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи. Работа проводилась в МАДОУ «Детство» детский сад №198 «Катуша».
Для диагностики мы взяли методику В.П. Глухова. Диагностика направлена на комплексное обследование особенностей связной речи, уровня ее сформированности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР и включает в себя пять задач.
Проведенное исследование показало, что высокий уровень развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи не наблюдается.
Средний уровень определен у двух детей (34%). Недостаточный уровень развития связной речи определен у четырех детей из шести представленных, что составило 66%.
Дети, которые имеют средний уровень сформированности связной речи, довольно уверенно держались на протяжении всего тестирования. Они имели трудности в планировании некоторых высказываниях. В их высказываниях прослеживались не критичные лексические нарушения, не большое количество ошибок в формировании и построении предложений. Наибольший успешный показатель был в задании, на составление рассказа описания. Наибольшие трудности показало задание с составлением предложений по отдельным ситуационным картинкам.
Дети, которые имеют низкий уровень испытывали трудности в овладении навыками связной монологической речи. У этих детей отмечаются трудности планирования развернутых высказываний и их языкового оформления. В их высказываниях (различных видов рассказов) прослеживаются: нарушение связности и последовательности изложения, лексические затруднения, низкий уровень фразовой речи, большое число ошибок на построение предложений, малый объем словарного запаса и другое.
Таким образом, результаты исследования показали, что дети испытывают затруднения при составлении рассказов, допускают ошибки в грамматическом оформлении речи, имеют ограниченный словарный запас.
Изучение связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи выявило, что лишь немногие из них способны самостоятельно построить текст; большинству требуются вопросы–подсказки; рассказы отличаются непоследовательностью, отсутствием оценочных суждений, завершающих описание. Как правило, рассказы и бессвязны, в качестве средств межфразовой связи используются повторы и местоимения.
Таким образом, в данной работе все задачи решены в полном объёме, цель достигнута.
В рамках решения первой задачи мы изучили и раскрыли понятие связной речи, и выяснили, что связная речь вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, его звуковым строем, словарным составом, грамматическим строем.
Связная речь бывает: диалогическая, монологическая, ситуативная, контекстная.
В старшем дошкольном возрасте дети должны уметь вести диалог между воспитателем и ребенком, между детьми; содержательно и выразительно пересказывают литературные тексты, драматизируют их; составляют рассказы о предметах, о содержании картины, по набору картинок с последовательно развивающимся действием.
Так же мы сделали вывод, что развитие связной речи способствует успешному становлению личности ребенка.
В ходе решения второй задачи мы рассмотрели и проанализировали особенности развития связной речи в старшем дошкольном возрасте и сделали вывод, что дети с ОНР владеют набором слов в ограниченном объеме, а также испытывают значительные трудности в программировании связного высказывания, и в отборе материала, соответствующего той или иной цели высказывания.
Мы рассмотрели такое нарушение как общее недоразвитие речи, их выделяют четыре уровня.
При пересказе дети с ОНР испытывают незначительные трудности с подбором слов, допускают паузы.
При составлении самостоятельного рассказа-описания дети с ОНР ограничиваются использованием одной фразы.
Отсутствие чёткости и последовательности изложения. Высказывания отрывочны, акцент на внешние, поверхностные впечатления, а не на причинно-следственные взаимоотношения действующих лиц.
Затруднено построение фраз. Дифференциация событий, главной и второстепенной мысли затруднена.
Хаотичность и отсутствие выразительного оформления. Фраза обрывочна, поэтому речь беспорядочна.
Большое использование перефразирования и жестов.
При составлении рассказов дети часто теряют главную мысль и забывают конечные выводы.
В рамках решения третьей задачи мы рассмотрели такое решение задачи как мнемотехника.
Мнемотехника — это метод, который помогает запоминать информацию и организовывать мысли, что особенно полезно для формирования связных высказываний, таких как пересказы и рассказы.
Применение мнемотехники не только ускоряет и облегчает запоминание и усвоение текстов, но и формирует навыки работы с памятью. В процессе этой деятельности задействованы не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети легко вспоминают картинку и затем припоминают слова.
Использование мнемотаблицы, мнемоквадратиков и мнемодорожек на занятиях по развитию речи позволяет детям эффективно воспринимать, перерабатывать, сохранять и воспроизводить зрительную информацию.
В ходе практической части исследования, решая четвертую задачу, мы организовали и провели исследование уровня развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
В исследовании принимали шесть детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи. Работа проводилась в МАДОУ «Детство» детский сад №198 «Катуша».
Для диагностики мы взяли методику В.П. Глухова. Диагностика направлена на комплексное обследование особенностей связной речи, уровня ее сформированности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР и включает в себя пять задач.
Проведенное исследование показало, что высокий уровень развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи не наблюдается.
Средний уровень определен у двух детей (34%). Недостаточный уровень развития связной речи определен у четырех детей из шести представленных, что составило 66%.
Дети, которые имеют средний уровень сформированности связной речи, довольно уверенно держались на протяжении всего тестирования. Они имели трудности в планировании некоторых высказываниях. В их высказываниях прослеживались не критичные лексические нарушения, не большое количество ошибок в формировании и построении предложений. Наибольший успешный показатель был в задании, на составление рассказа описания. Наибольшие трудности показало задание с составлением предложений по отдельным ситуационным картинкам.
Дети, которые имеют низкий уровень испытывали трудности в овладении навыками связной монологической речи. У этих детей отмечаются трудности планирования развернутых высказываний и их языкового оформления. В их высказываниях (различных видов рассказов) прослеживаются: нарушение связности и последовательности изложения, лексические затруднения, низкий уровень фразовой речи, большое число ошибок на построение предложений, малый объем словарного запаса и другое.
Таким образом, результаты исследования показали, что дети испытывают затруднения при составлении рассказов, допускают ошибки в грамматическом оформлении речи, имеют ограниченный словарный запас.
Изучение связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи выявило, что лишь немногие из них способны самостоятельно построить текст; большинству требуются вопросы–подсказки; рассказы отличаются непоследовательностью, отсутствием оценочных суждений, завершающих описание. Как правило, рассказы и бессвязны, в качестве средств межфразовой связи используются повторы и местоимения.
Таким образом, в данной работе все задачи решены в полном объёме, цель достигнута.



