Введение 3
Глава 1. Теоретическое обоснование реализации общеобразовательных общеразвивающих программ в негосударственном учреждении дополнительного образования 7
1.1. Специфика деятельности негосударственной образовательной организации 7
1.2. Разработка общеобразовательных программ (ДООП) 13
1.3. Пример реализации ДООП в частной школе «Таурас» города Санкт- Петербург 21
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по реализации образовательной программы 31
2.1. Анализ деятельности образовательной организации ЧОУ «Школа «Таурас» 31
2.2. Порядок проведения эксперимента 37
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 44
Заключение 58
Библиографический список 63
Приложения 69
В последние годы мы часто слышим, что живем в BANI-мире (BANI - Brittle Anxious Nonlinear Incomprehensible world это акроним, объединивший четыре понятия: хрупкий, тревожный, нелинейный, непостижимый - Прим. ред.). Как же, этот новый мир влияет на систему образования? Какие вызовы ставит перед ней? На сегодняшний день границы в профессии стираются, на рынке сейчас появилось множество кросс-функциональных профессий, которые сочетают в себе несколько разных групп навыков иногда даже из противоположных направлений: например, рекрутер, обладающий знаниями в области профайленга или sales-менеджер с экспертизой в аналитике. В общем, запрос на таких кросс-функциональных специалистов будет только расти, и на образовательную систему РФ ложится большая ответственность в воспитании, обучении и развитии таких специалистов. Актуальность данной работы обусловлена необходимостью разработки и реализации рабочих программ дополнительного образования с учетом современных требований рынка профессий.
Важные кросс-функциональные навыки у человека такие как: критическое мышление, гибкость, коммуникабельность (soft skills) формируются еще в школе за счет грамотно составленной образовательной программы, компетенций преподавателя и среды, в которой это всё функционирует. Важно, понимать, что если нарушить треугольник «преподаватель», «образовательная программа» и «среда», то никакого эффективного обучения не может быть. Сегодня вопросами образования занимаются не только школы, но и учреждения дополнительного образования, в том числе негосударственные, реализуя дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы (далее ДООП). ДООП призвана обеспечивать развитие разнообразных способностей обучающихся, в том числе и кросс-функциональных, формировать их гражданскую позицию, приобщать к культурным ценностям и традициям. Важно отметить, что дополнительное образование в российской системе образования играет значительную роль в обеспечении непрерывного образовательного процесса. Оно предоставляется наряду с основной образовательной программой, не является самостоятельным уровнем образования и не подпадает под федеральные государственные образовательные стандарты. В настоящее время система дополнительного образования (далее ДО) в России переживает период активного развития. В последние годы наблюдается рост числа государственных и негосударственных учреждений ДО, расширяется спектр их деятельности, совершенствуются формы и методы работы. Однако, несмотря на достигнутые успехи, в системе ДО ещё остаются проблемы, требующие решения. К ним относятся:
• низкая квалификация кадров;
• недостаточная интеграция ДО в систему образования в целом;
• низкая эффективность разработки и реализации программ ДО.
На сегодняшний день в программах ДО недостаточно используются новые образовательные технологии, способные эффективно сформировать навыки и компетенции, востребованные в современном BANI-мире. Это вызывает потребность в разработке и реализации образовательных программ дополнительного образования, ориентированных на современные требования рынка труда. Этим противоречием был обусловлен выбор темы дипломной работы.
Анализ литературы по вопросу исследования позволил сделать вывод о том, что дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа (далее ДООП) является организационно-нормативным документом, который определяет содержание и особенности организации образовательной деятельности с целью удовлетворения образовательных потребностей и интересов учащихся. ДООП может включать различные виды дополнительного образования, такие как кружки, секции, клубы и другие формы дополнительной образовательной деятельности. Они могут быть направлены на развитие различных аспектов личности учащихся, включая интеллектуальные, творческие, физические и социальные навыки. ДООП также может включать в себя разнообразные предметы и области знаний за рамками основной образовательной программы. Это может быть изучение иностранных языков, искусства, спорта, наук и других областей, которые позволяют расширить кругозор и интересы учащихся1. В целом, ДООП является важным инструментом в образовательной системе, который позволяет удовлетворить разнообразные образовательные потребности и интересы учащихся, расширить их знания и навыки, а также развить их таланты и потенциал....
Подводя итоги проделанной работы, можно сделать вывод, что для грамотного составления дополнительных общеразвивающих образовательных программ (ДООП) преподавателю необходимо учитывать следующие требования:
• соответствие Федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС):
Программы должны быть разработаны в полном соответствии с нормативными требованиями, установленными Министерством образования и науки Российской Федерации. Это обеспечит единый подход к качеству образования и гарантирует, что выпускники негосударственных образовательных учреждений будут обладать знаниями и навыками, сравнимыми с теми, получаемыми в государственных школах;
• интеграция современных образовательных технологий и методик:
Важно использовать актуальные образовательные технологии, включая цифровые платформы и интерактивные методы обучения, для повышения мотивации учащихся и эффективности усвоения материала. Программа должна включать разнообразные методики, направленные на развитие как теоретических, так и практических навыков;
• учёт индивидуальных потребностей и возможностей учащихся:
Программы ДООП должны быть гибкими и адаптируемыми, отражая индивидуальные планы и цели каждого ученика. Это предполагает наличие механизмов для диагностики уровня подготовки и интересов учащихся, а также возможности для изменения содержания программ в зависимости от результатов этих диагностик;
• система мониторинга и оценки результатов обучения:
Необходимы четкие критерии и инструменты для регулярной оценки качества реализации программ. Это включает в себя как внутренний контроль, осуществляемый администрацией учебного заведения и педагогическим коллективом, так и внешнюю экспертизу со стороны независимых специалистов. Результаты мониторинга должны активно использоваться для корректировки программ и повышения их эффективности.
При подготовке данной дипломной работы была поставлена цель — разработать дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу в негосударственной образовательной организации с учетом современных требований рынка труда.
В процессе изучения теоретической базы по теме, была дана полноценная характеристика специфики деятельности негосударственных образовательных организаций. Рассмотрены требования к разработке общеобразовательных программ (ДООП), а также был выполнен анализ программы ДООП. Для обзора была выбрана рабочая программа учебного предмета «Функциональная грамотность» для 7-8 классов ЧОУ «Школа «Таурас». В ходе рассмотрения специфики деятельности негосударственных учреждений были изучены понятие, цели, виды, специфика, нормативно-правовое регулирование, особенности создания и деятельности негосударственных образовательных учреждений. Обзор программы «Функциональная грамотность» предполагал изучение:
• целей и задач программы: анализ целей и задач программы помог понять, какие образовательные результаты планируется достичь через ее реализацию. Необходимо было оценить, насколько цели соответствуют потребностям целевой аудитории и общим образовательным целям;
• структуру и содержание программы: изучение структуры программы, последовательности тем и модулей, предлагаемых материалов и методов обучения. Тут была оценена логика построения программы и наличие разнообразных форм обучения (лекции, семинары, практические занятия и т. д.);
• методы обучения и дидактические средства: изучение приведенных в каждом модуле использованных методов обучения и средств обучения, их соответствие задачам программы;
• учебно-методическое обеспечение: изучение используемых учебных материалов (учебники, учебные пособия, методические рекомендации), доступность дополнительных ресурсов для обучения (лаборатории, библиотеки, онлайн-платф ормы);
• соответствие программы требованиям ФГОС....
I. Нормативно-правовые акты
1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016) //СПС «КонсультантПлюс» [сайт] — URL http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=201339&rnd=228224.246862923
2. Распоряжение правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р «Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года» //: [сайт]. URL: http://government.ru/docs/all/140314/
3. Приказа Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;//: [сайт].URL:https://s78barnaul.gosuslugi.ru/netcat files/46/2405/prikaz Minpros196533.pdf
4. Приказ Минпросвещения России от 22.03.2021 N 115 (ред. от 03.08.2023) "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 20.04.2021 N 63180) URL: https://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 382565/
5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». (Зарегистрировано 05.07.2021 № 64100).URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107050028
6. Приказ Минпросвещения России от 18.07.2022 г. № 569 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 №286» (Зарегистрирован 17.08.2022 №69676.) URL: https://docs.edu. gov.ru/document/41 aedd0ec72e8203218ea85d0c518ad5/
II. Литература
7. Березина, В.А. Дополнительное образование детей в современных условиях / В.А. Березина. // Нормативные документы образовательного учреждения. - 2006. - № 3. - 512 с.
8. Буйлова, Л. Н. Технология разработки и оценки качества дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ: новое время - новые подходы. Методическое пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2015. - 272 с.
9. Буйлова, Л.Н., Кленова Н.В. Концепция развития дополнительного образования детей: от замысла до реализации: Методическое пособие. - М., 2016.
10. Вишнякова, С.М. Профессиональное образование: Словарь: Ключевые понятия, актуал. лексика / С. М. Вишнякова; М-во общ. и проф. образования РФ. Упр. сред. проф. образования, Науч.-метод. центр сред. проф. образования. - Москва: Новь, 1999. - 535, [2] с.; 22 см.; ISBN 5-89714-013-8.
11. Голованов, В.П. Исторические уроки становления и развития отечественной системы дополнительного образования детей / В.П. Голованов // Вестник ПСТГУ IV: Педагогика. Психология. - 2009. - Вып. 1(12).
12. Золотарев, А.В. Дополнительное образование детей: история и современность: учеб. пособие для СПО / отв. ред. А.В. Золотарева. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт, 2016. — 353 с. — Серия: Профессиональное образование.
13. Инструментарий работника Системы дополнительного образования детей. Сборник методических указаний и нормативных материалов для обеспечения реализации приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей». - М.: Фонд новых форм развития образования, Министерство образования и науки Российской Федерации, Московский Государственный Технический университет имени Н. Э. Баумана, 2017. - 608 с
14. Круглова, Л.Ю. От внешкольного образования к образованию дополнительному: монография / Л.Ю. Круглова, Е.А.Черкашин, А.Н.Галагузов. - Челябинск: ЧГАКИ, 2005. - 206 с.
15. Малыхина, Л.Б. Проектирование разноуровневых дополнительных общеразвивающих программ: учебн.-метод. пособие / Л. Б. Малыхина, Н. А. Меньшикова, Ю. Е. Гусева, М. В. Осипова, А. Г. Зайцев; под ред. Л. Б. Малыхиной. - СПб: ГАОУ ДПО «ЛОИРО», 2019. - 155 с....(37)