Введение 3
Глава 1. Особенности изучения тем коллективизация и индустриализация в современном учебном процессе
1.1. Историко-культурный стандарт - современный формат в 8 системе обучения.
1.2. Трактовка тем: «Коллективизация и индустриализация» 19 в современных учебниках истории.
Глава 2. Технология кейс-стади и ее преимущество в реализации результатов по ФГОС 34
2.1 Кейсы по истории, алгоритм их решения
2.2. Использование технологии кейс-стади на уроках истории 46
Заключение 50
Библиографический список 53
Приложение 57
С введением федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) в школьное обучение принципиально меняются требования к образовательным результатам, а это значит, что и к процессу их формирования и измерения. В современных условиях предполагается самостоятельная позиция самого учащегося по добыванию, а не присвоению знаний в процессе обучения. Формирование требуемых ФГОС общих и профессиональных компетенций во многом зависит от того какие технологии применяет учитель на своих уроках.
Данную позицию по требованиям в современном обучении мы можем наблюдать в историко-культурном стандарте (далее ИКС). ИКС направлен на улучшение качества школьного исторического образования и развития исследовательских способностей у обучающихся.
В современной школе все чаще происходит использование на уроках и различных педагогических технологий, основанных на субъект - субъектных отношениях, где ребенок не просто наблюдатель процесса, а непосредственный его участник. Компетентностный подход в современном обучении является базовым, и конечно же нацелен на дальнейшую профессиональную деятельность обучающихся, особенно это важно, когда у учащихся формируется профориентационная составляющая.
К одной из таких современных технологий можно отнести технологию кейс-стади. Она дает учащимся проявить активность, инициативность, самостоятельность в обсуждениях, а также коллективное обсуждение и выслушивание мнение своих товарищей. Внедрение технологии кейс-стади в практику современного обучения, в настоящее время является весьма актуальной задачей. Кейс предполагает собой описание конкретных ситуаций или проблем, сконструированное по определенному алгоритму, и предназначен для обучения учащихся исследованию, анализу разных видов информации, ее общему обобщению и освоению, а также навыкам формулирования проблемы и определения вариантов ее решения.
Если говорить в общем, то технология кейс-стади - это обучение действием. Суть данной технологии заключается в следующем - усвоение знаний и умений у учащихся, это не повторение за учителем, а результат их активной самостоятельной, зачастую исследовательской деятельности. В результате происходит получение профессиональных знаний, навыков, умений и развитие мыслительных способностей. Данный метод достаточно широко используется в высших учебных заведениях, но это не значит, что в школьном образовании это невозможно. По нашему мнению, этот метод также отлично может быть использован в системе школьного образования. И может помочь получить учащимся школьных образовательных учреждений необходимые знания, навыки и умения, которые в дальнейшей жизни им могут пригодиться.
Именно поэтому я выбрала тему выпускной квалификационной работы: «Реализация технологии кейс-стади на уроках истории по теме: Индустриализация и коллективизация». Именно эти темы весьма сложны для понимания учащихся на уроках истории в образовательном процессе. Обучающимся необходимо знать о причинах, методах проведения, и итогах данных исторических процессов. Именно исследование данной темы по кейсам поможет учащимся как можно нагляднее и полно понять все существующие процессы аграрной и промышленной политики того времени.
Поскольку тема экономики весьма сложна для учащихся, то работая с кейсами, учащиеся вырабатывают навык принимать правильные решения и применять теоретические знания к конкретной ситуации, уметь оценивать и выбирать оптимальный вариант решения проблем. Это позволит лучше понять данную проблематику темы и сформировать верное представление о том времени.....
Использование технологии кейс-стади на уроках истории позволяет учащимся сочетать теоретические знания и практические навыки. Данный метод обладает значительной универсальностью, его также можно сочетать с классическими методами. Проведение лекционных занятий, экзаменов, в любой форме (устной или письменной) также можно осуществлять через данную технологию.
Рассмотрев темы, индустриализация и коллективизация, через науку, ИКС, а также различные современные учебники, можно сделать вывод о том, что такая жесткая советская политика, с точки зрения того времени, была оправдана. Благодаря технологии кейс-стади при ознакомлении с историческими документами учащиеся сами делают выводы о политике того времени. Они достаточно полно изучают все причины, процессы и итоги по данному историческому событию, а главное, они могут выразить свое личное мнение, дать оценку событиям того времени и сделать выводы.
Проблема данной исследовательской работы заключалась недостаточной разработки новых современных образовательных технологий. Проблема внедрения данной технологии присутствует в современном обучении. Современные научные статьи и методические издания, зачастую носят лишь справочный и теоретических характер, особенно мало разработок в технологии кейс-стади по темам: индустриализация и коллективизация. Но все-таки некоторые разработки имеют место быть, с ними мы познакомились в данной исследовательской работе.
Если рассматривать существующие разработки, то можно выделить общие положительные черты: при конструировании своих кейсов, авторы учитывают возрастные и познавательные способности учащихся на разных ступенях образования, тем самым типы кейсов можно разделить по типу сложности от класса к классу. Зачастую наполнение кейсов содержит не всегда интересную и разнообразную информацию.
Кейс-технология обладает преимуществами с педагогической точки зрения: больше возможности для работы с информацией, поиск альтернативных решений, а также знакомство учащихся с наличием различных точек зрения на одну и ту же ситуацию.
Педагогу важно помнить, что при внедрении кейсов они должны соответствовать положениям ФГОС и ИКС, а также опираться на материалы современных изданий. Ему важно знать не только ее сущность и ряд компетенций, которые формируются при использовании данного метода, но и необходимо изучить подробно сам кейс. Это исключает возможность плохого владения информации со стороны учителя.
Опираясь на данные, полученные в ходе обобщения и анализа нормативно-правовой базы и существующего опыта, можно говорить о том, что на раннем этапе основной школы у учащихся с помощью выбранной технологии происходит выработка необходимых компетенций. Технология кейсов в своем потенциале работает на формирование большей части личностных результатов и всех групп метапредментых и предметных результатов. Будучи формой интерактивного обучения, кейс-метод завоевывает позитивное отношение со стороны обучающихся, которые видят в нем игру, где они имеют возможность проявить и усовершенствовать аналитические и оценочные навыки, научиться работать в команде, применить на практике теоретический материал, увидеть неоднозначность решения проблем в реальной жизни, найти наиболее рациональное решение Процесс внедрения новой педагогической технологии не требует дополнительного нормативного регулирования. Данные методические рекомендации для конструирования эффективно-проработанных в плане ожидаемых результатов освоения образовательной программы позволят любому педагогу общеобразовательного учреждения ввести в образовательную практику современные технологии, а именно технологию кейс-стади.
В качестве рекомендации можно заключить, что педагог, используя технологию кейсов в системе среднего общего образования, должен пристраивать ступенчатую систему работы с данным инструментарием. На каждом из уровней предполагается усложнение и увеличение как видов заданий, так и объема источников. Таким образом, проблемное поле процесса внедрения педагогической технологии заключается в процессе разработки, апробации и публикации кейсов.
1. Приказ Минобрнауки России от 17.2012 № 413 (ред. от 31.12.2015) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 07.06.2012 № 24480)
2. Приказ Минобрнауки России от 18.07.2016 N 870 (ред. от 29.05.2017) "Об утверждении Порядка формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 04.08.2016 N 43111) [Электронный ресурс] // СПС Консультант плюс.
3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 30.12.2015) [Электронный ресурс] // СПС Консультант плюс.
Методические разработки учителей
4. Гурова Н. А. Использование кейс - технологий на уроках истории и обществознания. // [Электронный ресурс] Режим доступа: http://pandia.ru/text/78/027/22487.php
5. Метод кейс-стади (case-study): учебно-методическое пособие по дисциплине «Современные педагогические технологии» / сост. Б.Е. Андрюсев. Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2011. - 76 с.
Учебники, учебные пособия
6. Балаев А.А. Активные методы обучения: учеб. пособие для вузов. / А.А. Балаев. - М.: Профиздат, 1986. - 94 с.
7. Барнс Л.Б., Кристенсен Р.К., Хансен Э.Дж. Преподавание и метод конкретных ситуаций: учебник, ситуации и дополнительная литература. - М.: Гардарики, 2000. - 502 с.
8. Волобуев, О.В. История России: начало XX - начало XXI в. 10 кл.: учебник / О.В. Волобуев, С.П. Карпачёв, П.Н. Романов. - М: Дрофа, 2016. - 367, [1] с.
9. Данилов А.А. История России, XX - начало XXI века. 9 кл.: учебник / А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, М.Ю. Брандт. - М.: Просвещение, 2013. - 383 с.
10. Кислицын, С.А. История: концепция учебного курса / С.А. Кислицын. - Ростов-на-Дону: Академия, 1997. - 158 с.
11. Козина, И. Case study: некоторые методические проблемы // Рубеж. - 1997.- № 10-11.- С. 177-189.
12. Курукин И.В. ОГЭ 2019. История. 14 вариантов. Типовые тестовые задания от разработчиков ОГЭ / И.В. Курукин, В.Б. Лушпай, Ф.Г. Тараторкин. - М.: Издательство «Эксамен», 2019. - 224 с.
13. Масалков И.К. Семина М.В. Стратегия кейс-стади: методология исследования и преподавания: Учебник для вузов [Текст] / И. К. Масалков, М. В. Семина - М.: Академический Проект; Альма Матер, 2011. - 443 с
14. Ситуативный анализ или анатомия кейс-метода / под ред. Ю. П. Сурмина. Киев: Центр инноваций и развития, 2002. - 157 с.
15. Стрекалова Н.Д. Разработка и применение учебных кейсов: практическое руководство / Н. Д. Стрекалова, В. Г. Беляков - СПб.: Отдел оперативной полиграфии НИУ ВШЭ, 2013. - 80 с....(32)