ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Особенности формирования навыков техники чтения на английском языке у младших школьников 6
1.1. Психологические особенности детей 7-8 летнего возраста и их учет
в обучении технике чтения на английском языке 6
1.2. Понятие «техника чтения» 12
1.3. Обучение технике чтения на английском языке в младших классах
и проблемы овладения ею 15
1.4. Методы обучения технике чтения младших школьников 21
1.5. Контроль сформированности техники чтения 26
Выводы по ГЛАВЕ I 28
ГЛАВА II. Исследование обучения технике чтения на английском языке младших школьников 30
2.1. Требования к содержанию материала для обучения технике чтения 30
2.1. Примеры упражнений и игр, используемых при обучении технике чтения 32
2.3.Опытно-экспериментальная проверка комплекса упражнений на формирование навыков техники чтения 41
Выводы по ГЛАВЕ II 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 57
В общеобразовательной школе изучение английского языка начинается во 2-ом классе. Обучение чтению, как важному виду речевой деятельности, представляет собой одну из первостепенных и сложных задач при обучении иностранному языку. Чтение становится средством общения между различными культурами, и в этом состоит цель обучения иностранному языку - формирование межкультурной компетенции.
Изучение иностранного языка довольно затруднительно без элементарных навыков и умений чтения. При обучении чтению первоначально необходимо сформировать технические навыки, выступающие основой для дальнейшего становления и развития умений чтения. Будущие успехи учащихся в овладении иностранным языком напрямую зависят от правильности сформированности базовых навыков чтения на начальной ступени. Значимость решения проблемы формирования техники чтения на начальном этапе обучения английскому языку в общеобразовательной школе, а также отсутствие единого мнения среди методистов-исследователей по определению наиболее эффективного метода формирования техники чтения на английском языке, а также последовательности формирования необходимых навыков чтения стали основанием для выбора темы и определили актуальность данной выпускной квалификационной работы.
Объект исследования - процесс формирования навыков техники чтения на английском языке на начальном этапе.
Предметом исследования является сформированность навыков
техники чтения на английском языке у учащихся начальной школы.
Целью исследования является анализ различных методик формирования навыка чтения, с учетом особенностей обучения английскому языку на начальном этапе, также целью является разработка комплекса упражнений, направленных на развитие данного навыка у учащихся младшего школьного возраста.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) изучить психологические особенности детей 7-8 летнего возраста;
2) исследовать понятие «техника чтения» в современной методике;
3) выявить основные проблемы, которые возникают при обучении технике чтения на английском языке на начальном этапе;
4) рассмотреть методы обучения технике чтения младших школьников и процесс проведения контроля сформированности техники чтения;
5) изучить требования к содержанию материала для обучения технике чтения;
6) рассмотреть примерные упражнения и игры, используемые при обучении технике чтения;
7) провести опытно-экспериментальную проверку комплекса упражнений на формирование навыков чтения.
Теоретическую базу исследования составили работы отечественных и зарубежных методистов: А.Н. Азовкиной, Т.Г. Васильевой И.Н.
Верещагиной, И.Л. Бим, Н.Д. Гальсковой, А.А. Миролюбова, Е.И.
Негневицкой, З.Н. Никитенко, Е.И. Пассова Г.В. Роговой, А.П. Старкова, Н.В. Потаповой и др.; M.A. Barnet, P. Edmondson, Fr. Jansen, E. Mashudi.
Материалом исследования послужили научные статьи, размещенные в журналах, сборниках статей конференций, учебная и методическая литература, электронные ресурсы.
Характеристика методов исследования. В работе проводилось: изучение педагогической, психологической, лингвистической и методической литературы по теме исследования, нормативных документов и их анализ; обобщение отечественного и зарубежного опыта по теме исследования; сравнительный анализ, эксперимент.
Апробация работы проводилась при прохождении практики на базе МАОУ «Лицей № 38», г. Белгород.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы...
В данной выпускной квалификационной работе был рассмотрен процесс обучения техники чтения младших школьников на английском языке.
Была поставлена следующая цель: выявить условия эффективности обучения навыкам чтения младших школьников на английском языке и разработать серию упражнений, направленную на обучение технике чтения.
Для выполнения поставленной цели была проведена следующая работа:
• изучена методическая литература по теме «техника чтения»;
• рассмотрены подходы и методы формирования техники чтения;
• изучены психологические особенности младших школьников.
В результате были сделаны следующие выводы:
Техникой чтения является процесс мгновенного узнавания зрительных образов речевых единиц, графически закодированных по системе того или иного языка.
Универсальной методики формирования техники чтения на иностранном языке нет, но есть общий подход - начинать обучение необходимо с понимания букв и звуков.
На начальном этапе формирования механизмов чтения важно:
• формировать у детей умение быстро соотносить графемы с соответствующими им фонемами;
• последовательно увеличивать единицу воспринимаемого текста и довести ее как минимум до синтагмы уже к концу первого года обучения;
• начинать обучение следует с чтения вслух, постепенно вводя чтение про себя.
При работе над техникой чтения ключевым направлением является система упражнений на формирование прочных навыков. Предложенный комплекс упражнений, который основан на использовании дополнительных наглядных материалов, игр и скороговорок, обеспечивают более эффективное формирование навыков чтения по сравнению с использованием лишь упражнений с комплекса «Enjoy English» авторов Библетовой М.З., Денисенко О.А., Трубаневой Н.Н. для 2 класса средней школы. Разработанный комплекс упражнений вызывает интерес к занятиям языком, снижает утомление, активизирует мышление, тренирует творческое воображение и память, а также облегчает весь процесс обучения.
Анализ результатов выявил положительную динамику в экспериментальной группе и можно сделать вывод о том, что апробация данного комплекса упражнений прошла успешно.
Учащиеся умеют:
- определять тип слога и соответствующий ему тип чтения;
- видеть буквосочетания и правильно читать их;
- выделять интонационно ключевые слова в предложении;
- видеть главные и второстепенные члены предложения;
- видеть логическую связь частей текста.
Следует отметить, что научить школьников читать - одна из важнейших задач обучения английскому языку, т.к. без овладения навыками чтения дальнейшее изучение иностранного языка очень ограничено и затруднено.
1. Агафонова И.Н. Рисую и размышляю, играю и учусь. - СПб.: СПбГУПМ, 2009. - 32 с.
2. Азовкина А.Н. Развитие интереса к чтению на иностранном языке на начальном этапе обучения // ИЯШ. - 2003. - № 2. - С. 16.
3. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. - М.: 1996. - 496 с.
4. Арбекова Т.И. Я хочу и буду знать английский. - М.: ИнКа-Телер,
2008. - 327 с.
5. Артемонов В.А. Психология обучения иностранным языкам. - М.: Просвещение, 2010. -219 с.
6. Бим И.Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и проблемы школьного учебника. - М.: Русский язык, 2009. -327 с.
7. Бим-Бад Б.М. Педагогическая антропология: Курс лекций. - М.: Изд-во УРАО, 2002. - 208 с.
8. Блохина С.А. Использование метода денотатного анализа иноязычного текста при обучении чтению в школе // ИЯШ. - 2010. - № 3. - С. 43-47.
9. Блохина С.А., Вайсбурд М.И. Обучение пониманию иноязычного текста при чтении как деятельности // ИЯШ. - 1997. - № 1. - С. 112¬119.
10. Борзова Е.В. Тексты для чтения на начальном этапе обучения // ИЯШ. - 1990. - № 4. - С. 28-30.
11. Борисенко И.А., Сомова Ж.П. Обучение чтению текста на иностранном языке // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2017. - № 4 (часть 1) - С. 50-52.
12. Васильева Т.Г. Типологизация методов обучения технике чтения на английском языке учащихся младших классов / Педагогика, психология, теория и методика обучения. - 2017. - С.47-54. -
[Электронный ресурс] - Режим доступа:
https://lib.herzen.spb.ru/text/vasiljyeva 35 76 2 47 54.pdf (дата
обращения: 21.09.2018).
13. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. - М.: АРКТИГЛОССА, 2000. - 208 с.
14. Гильманова А.А., Никитина С.Е., Тябина Д.В. Обучение чтению аутентичных текстов на занятиях по иностранному языку // Педагогические науки. - 2016. - Выпуск: № 5 (47) Часть 4. - С. 24-27.
15. Гончарова Е.А. Специфика обучения младших школьников технике чтения на английском языке // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 27. - С. 196-200. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://e-koncept.ru/2015/65540.htm (дата обращения: 17.08.2018)... 48