ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ФУТБОЛИСТОВ 6
1.1 Общая характеристика координационной подготовки футболистов 6
1.2 Методы и средства координационной подготовки 11
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ 24
2.1 Анализ координационной подготовки футболистов 24
2.2 Особенности взаимосвязей уровня физической и технической подготовки с показателями координационной способности у футболистов разной квалификации 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 36
Футбол-один из самых популярных видов спорта в мире. Цель этой игры, в которой участвуют дети младшего школьного возраста, - забить больше голов, чем забьет команда соперника за определенное время. Футбол-один из самых энергоемких видов спорта, характеризующийся тем, что процесс игры оказывает очень большую эмоциональную интеллектуальную нагрузку на участников, а также требует от игроков физической подготовки.
Развитие физических качеств футболиста возможно только при соблюдении анатомических и физиологических особенностей детского организма. Футбольным тренерам важно в процессе тренировок делать акцент на развитии основных физических качеств у детей младшего школьного возраста, таких как выносливость, ловкость и сноровка. Эти качества необходимы игрокам для того, чтобы успешно справляться с задачами, стоящими перед ними в игре.
Координационные способности — это возможность человека, определяющая его готовность к оптимальному управлению и регулировке двигательного действия.
На сегодняшний день развития координационных способностей у обучающихся остается актуальной, о чем свидетельствуют многочисленные исследования. Поэтому необходимость развития двигательно-координационных способностей является главной предпосылкой для продуктивного обучения физическим упражнениям.
Сформировавшиеся двигательно-координационные способности у занимающихся в секции по футболу влияют на темп, вид и способ усвоения спортивной техники, а также на ее дальнейшую стабилизацию и ситуационно-адекватное разнообразное применение. Развитые двигательно-координационные способности ведут к большему разнообразию и большей плотности процесса управления движениями, к увеличению двигательного потенциала обучающихся. Анализ литературы позволил выявить, что во внеурочной деятельности обучающихся, занимающихся в школьной секции по футболу, недостаточно внимание уделяется развитию двигательно-координационных способностей.
При занятиях футболом в секции всегда появляются игровые моменты, которые происходят в возможных и неожиданно возникающих моментах, которые требуют проявления находчивости, быстроты реакции, умению к сфокусированности и переключению внимания, временной, пространственной, динамической точности движений и их биомеханической рациональности, и вот поэтому нужно развивать двигательно-координационные способности у обучающихся, которые занимаются в школьной секции по футболу с учетом всех этих особенностей.
Поэтому можно сделать вывод, что упражнения, направленные на развитие координационных навыков, должны учитывать уровень физической подготовки спортсмена и их возрастные особенности. Нагрузки должны назначаться соответствующим образом. Инструкции должны быть наглядными, простыми и легко выполнимыми. Для достижения наилучших результатов в технике необходимо совершенствовать навыки координации. Если тренеры упускают возможность сделать акцент на улучшении координационных навыков, успех команды не гарантирован. Футболист с хорошими координационными способностями-хороший футболист.
Объект исследования: учебно–тренировочный процесс подготовки футболистов различной спортивной специализации.
Предмет исследования: методика координационной подготовки футболистов.
Цель исследования — изучить особенности развития координационных способностей футболистов различной квалификации.
Задачи исследования:
1. Изучить научно-методическую литературу по проблеме исследования.
2. Разработать и экспериментально апробировать методику координационной подготовки юных футболистов на этапе начальной спортивной специализации тренировочного процесса.
3. Провести анализ полученных экспериментальных данных, сделать выводы и разработать практические рекомендации.
Структура работы обусловлена поставленными целями и задачами и состоит из введения, двух глав, разбитых на параграфы, заключения и списка использованных источников.
Координационные способности представляют собой важный аспект успешной игры в футбол. Взаимодействие с мячом, перемещение по полю, скорость реакции и точность движений требуют развитой координации у игроков. Построение тренировочного процесса с упором на развитие координации у футболистов имеет ключевое значение для достижения высоких результатов на поле.
Для развития координационных способностей у футболистов тренерам необходимо учитывать несколько аспектов. Во-первых, это разнообразие тренировочных упражнений. Однообразные занятия могут привести к ограниченному развитию координации. Тренировочные упражнения должны включать в себя элементы, направленные на улучшение равновесия, точности движений, скорости реакции и способности быстро менять направление движения.
Во-вторых, важно уделять внимание упражнениям на развитие мышечной силы и гибкости. Сильные мышцы и гибкое тело помогут футболистам лучше контролировать свое тело на поле, что в свою очередь положительно скажется на их координации.
Третьим аспектом является работа над техникой игры с мячом. Передачи, удары, дриблинг – все эти элементы игры требуют хорошей координации. Постоянная тренировка технических навыков позволит футболистам более точно и уверенно выполнять действия на поле.
Для эффективного развития координации футболистов необходимо включать в тренировочный процесс упражнения, направленные на развитие всех аспектов координации. Некоторые из них могут включать в себя упражнения на равновесие (стоя на одной ноге, использование балансировочных платформ), упражнения на точность движений (работа с мячом, тренировки на точность ударов), упражнения на скорость и реакцию (дриблинг через препятствия, быстрые смены направления движения).
Тренерам также следует индивидуализировать тренировочный процесс в зависимости от уровня координации каждого игрока. Некоторые игроки могут нуждаться в более интенсивных тренировках по развитию координации, в то время как у других этот аспект может быть более развит.
Таким образом, развитие координационных способностей у футболистов играет важную роль в достижении успеха на футбольном поле. Тренировочный процесс, нацеленный на разностороннее развитие координации, учитывающий технические и физические аспекты, способствует повышению профессионального уровня игроков и улучшению результатов команды в целом.
1. Аверьянов, И.В. Особенности совершенствования координационных способностей у юных футболистов / И.В. Аверьянов, Т.В. Артамонова, Е.Р. Парнюгина, Г.Х. Щукина // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2021. – № 1 (191). – С. 7–11.
2. Арестов, Ю. М. Подготовка футболистов высших разрядов [Текст] / Ю. М. Арестов, М. А. Годик. – М.: ГЦОЛИФК, 1980. – 127 с.
3. Бишаева А.А. Физическая культура – М.: «Академия», 2010.– 299с.
4. Боген, М. М. Обучение двигательным действиям [Текст] / М. М. Боген. – М.: Физкультура и спорт, 1985. – 193 с.
5. Волков Л.В. Теория и методика детского и юношеского спорта.– Киев: Олимпийская литература, 2002.– 296с.
6. Голомазов С. Шинкаренко И. Футбол. Тренировка специальной работоспособности футболистов.– М.: ФиС, 1994. – 77с.
7. Горская, И.Ю. Базовые координационные способности школьников с различным уровнем здоровья: монография / И. Ю. Горская, Л. А. Суянгулова. Омск : [б. и.], 2000. – 212 с.
8. Дубровский В.И. Психология личности. – М.: Издательский центр «Владос», 2002.– 368с.
9. Зациорский, В. М. Физические качества спортсмена [Текст] / В. М. Зациорский. – М.: Физкультура и спорт, 1980. – 200 с.
10. Зерег, Ф. Совершенствование координационных способностей футболистов 14-15 лет / Ф. Зерег, М.В. Жийяр, Х.Х. Мохамед // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2017. – № 2 (144). – С. 72–77.
11. Казаков, А. М. Спортивные игры [Текст] / А. М. Казаков. – Ростов н/Д.: Феникс, 2004. – 448 с.
12. Карпенко, В. И. Методика совершенствования быстроты у футболистов на подготовительном периоде [Текст] / В. И. Карпенко. – Омск.: Феникс, 1997. – 164 с.
13. Лапшин О. Теория и методика подготовки юных футболистов.– М.,2010.– 176с.
14. Лисенчук Г.А. Управление подготовкой футболистов.– К: Олимпийская литература, 2003.– 271с.
15. Лях, В. И. Двигательные способности [Текст] / В. И. Лях. – М.: Физкультура и спорт, 1996. – 324 с.
16. Максименко, А. М. Основы теории и методики физической культуры [Текст] / А. М. Максименко. – М.: Типография 4-й филиал, 2001. – 320 с.
17. Мамкаев, Д. С. Формирование координационных способностей детей 6–7 лет средствами футбола / Д. С. Мамкаев // Подготовка будущих педагогов к профессиональной деятельности в условиях цифровизации: отечественный и зарубежный опыт : сборник научных статей по материалам II Международной научно-практической конференции, Красноярск, 09 ноября 2022 года / Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева. – Красноярск: Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, 2022. – С. 318-322.
18. Настольная книга учителя физической культуры./ Под ред. Л.Б Кофмана.– М., 1998.– 496с.
19. Нопин, С.В. Разработка программного обеспечения для проведения исследований спортивных способностей (на примере компьютерной программы «Исследователь временных и пространственных свойств человека») / С.В. Нопин, Ю.В. Корягина // Омский научный вестник. – 2003, – № 4 (25). – С. 195–197.
20. Педагогическое физкультурно-спортивное совершенствование. Под редакцией Железняка Ю.Д. – М.: Изд. центр «Академия», 2000.– 663с.
21. Платонов В.Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте.– М.: ГКФРМ, 1999. – 584с.
22. Пономаренко, В.К. Об использовании экспертных оценок в исследованиях в сфере физической культуры и спорта / В.К. Пономаренко, Ю.О. Волков, К. Городилов // Ученые записки белорусского государственного университета физической культуры. – 2016. – № 19. – С. 65–72.
23. Пшибыльский В. Специальная физическая подготовленность квалифицированных футболистов в подготовительный период подготовки, 2005.– 52–55с.
24. Романенко, А. Н. Тренировка футболиста [Текст] / А. Н. Романенко. – Киев: Здоровье, 1984. – 261 с.
25. Савич, С. А. Футболист в игре и тренировке [Текст] / С. А. Савич. – М.: Физкультура и спорт, 1975. – 12 с.
26. Стряпунин, Д. А. К вопросу о развитии двигательно - координационных способностей обучающихся 8-10 лет средствами футбола / Д. А. Стряпунин, С. Н. Трегубова // НАУЧНЫЕ ДИСКУССИИ в ЭПОХУ МИРОВОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ: ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ : Материалы IV международной научно-практической конференции, Ростов-на-Дону, 30 июня 2022 года. Том Часть 1. – Ростов-на-Дону: Общество с ограниченной ответственностью "Манускрипт", 2022. – С. 189-193.
27. Сухобский А. В., Огородников С. С. Начальная техническая подготовка юных футболистов // Молодой ученый. — 2014. — №6. — С. 851-855.
28. Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта [Текст] / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. – М., 2000. – 430 с.
29. Хрипкова А.Г., Антронова М.В., Форбер Д.А. Возрастная физиология и школьная гигиена. – М., 2003. – 319с.
30. Шамардин В.Н. Научно-методическое обеспечение подготовки футболистов высокой квалификации.– М.–№12, 2001.– 14–17с.