Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством игровых образовательных ситуаций (Нижнетагильский педагогический колледж №2)

Работа №176610

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

дефектология

Объем работы54
Год сдачи2024
Стоимость700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
0
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Надежда» (г. Новоуральск Свердловской области).
Выборка: 6 детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Есть приложения.

Введение 3
Глава 1 Теоретические основы развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством игровых образовательных ситуаций 8
1.1 Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста 8
1.2 Особенности коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 15
1.3 Использование игровых образовательных ситуаций как средства развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 19
Глава 2. Организация исследования по выявлению уровня развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 28
2.1 Описание методики исследования уровня развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 28
2.2 Анализ результатов исследования уровня развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 32
Заключение 35
Список использованных источников 38
Приложение 43

В настоящее время в дошкольной педагогике вопрос формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста имеет социальное значение. В первую очередь на это влияет глобальная
цифровизация, гаджеты, «умные помощники», заменяющие живое общение
между взрослыми и детьми, а также загруженность родителей, психическая и моральная напряжённость, утомляемость, отсутствие сил и желания заниматься развитием своих детей. Всё это создаёт условия для недостаточной речевой активности детей дошкольного возраста.
Одним из важнейших направлений в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее ‒ ФГОС ДО), обеспечивающим успешную социализацию ребенка, выступает коммуникативное развитие. Согласно требованиям ФГОС ДО коммуникативная направленность образовательного процесса является значимой и способствует формированию личности [2].
Коммуникативное развитие связано с взаимодействием детей со сверстниками и взрослыми, формированием базовых умений и навыков. Недостаточная коммуникация влияет на развитии речи, познавательных процессов, формировании полноценной личности ребёнка. Коммуникативные навыки, включающие умение слушать, говорить, понимать и взаимодействовать с другими людьми, играют важную роль в формировании успешных социальных связей и адаптации в обществе.
В соответствии с Федеральной образовательной программой (утвержденной приказом Министерства просвещения РФ от 25 ноября 2022 года № 1028), к 5 годам ребёнок проявляет стремление к общению со сверстниками, осуществляет обмен информацией; охотно сотрудничает со взрослыми не только в совместной деятельности, но и в свободной самостоятельной [1].
Для развития коммуникативных навыков большое значение имеет коллективная деятельность детей, как в непосредственно образовательной деятельности, так и в свободное время. Взаимоотношения между детьми устанавливаются в процессе свободной деятельности, которая, прежде всего, проявляется в игре.
Коммуникативные навыки можно развивать, используя возможности игровых образовательных ситуаций. Игровые образовательные ситуации являются средством всестороннего развития детей с задержкой психического развития. В работе с дошкольниками, имеющими проблемы в развитии, игровые образовательные ситуации используются, прежде всего, для развития речи.
Особенности развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста изучили Лисина Майя Ивановна, Немов Роберт Семенович, Панфилова Альвина Павловна, Пирко Светлана Николаевна и другие авторы.
В практике дошкольных образовательных учреждений игровые образовательные ситуации в развитии коммуникативных навыков дошкольников сегодня используются недостаточно. Использование игровых образовательных ситуаций в развитии коммуникативных навыков дошкольников носит фрагментарный характер, а не систематически организованный и целенаправленный процесс.
Игровые образовательные ситуации оказывают положительное влияние на развитие коммуникативных навыков. Они активизирует способность ребёнка к общению, речевому взаимодействию и взаимопониманию; помогают понять эмоциональное состояние другого человека и способствуют умению адекватно выразить своё; стимулируют активную речь за счет расширения словарного запаса; способствуют умственному и речевому развитию ребенка.
Необходимость развития коммуникативных навыков имеет особое значение в отношении детей с задержкой психического развития, для которых особенно актуальны вопросы социальной адаптации и интеграции в общество. Психологами установлено, что дети старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития отстают по уровню сформированности коммуникативных навыков от своих сверстников с нормальным темпом психического развития. Поэтому одним из важных направлений в коррекционной работе педагога со старшими дошкольниками, имеющими задержку психического развития, является развитие коммуникативных навыков.
Теоретической основой для моей работы послужили учебные издания, публикации в научных журналах и статьях, труды отечественных авторов. Развитию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством игровых образовательных ситуаций посвящены работы Деркунской Веры Александровны, Земцовой Татьяны Николаевны, Пирко Светланы Николаевны и других авторов.
Объект исследования: процесс развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Предмет исследования: игровые образовательные ситуации как средство развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Цель исследования: исследование возможностей игровых образовательных ситуаций в развитии коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Задачи курсовой работы:
1. Описать развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста.
2. Рассмотреть особенности развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
3. Выявить возможности игровых образовательных ситуаций как средства развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
4. Исследовать уровень развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития и проанализировать полученные результаты.
Методы исследования: теоретическим методом стал анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме, обобщение. А в качестве практического метода использовалось наблюдение.
База исследования: муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Надежда», г. Новоуральск Свердловской области. В исследовании приняли участие 6 детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Структура исследования: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения.
Обзор используемой литературы.
В пособии Лисиной Майи Ивановны «Формирование личности ребенка в общении» проведён углублённый и систематический анализ генезиса коммуникативной деятельности у детей: её движущие силы, качественные этапы, взаимосвязь с жизнедеятельностью ребёнка, влияние на общее развитие детей.
В книге Немов Роберта Семеновича «Психология» определены показатели сформированности коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста.
В пособии Лебединской Клары Самойловны «Основные вопросы клиники и систематики психического развития. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей» раскрыты типы, причины и симптомы ЗПР.
В статье Кузнецовой Екатерины Валерьевны «Особенности развития коммуникативных навыков у детей 5–6 лет с задержкой психического развития» проводится анализ развития коммуникативных навыков у детей 5–6 лет с задержкой психического развития.
В учебном пособии Деркунской Веры Александровны, Ошкиной Аллы Анатольевны «Игровая образовательная деятельность дошкольников» рассмотрены игровые образовательные ситуации как средство развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Таким образом, в курсовой работе проведено исследование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством игровых образовательных ситуаций.
В первой главе мы рассмотрели определенные коммуникативные навыки и их классификацию, а также какие коммуникативные навыки присутствуют у детей в старшем дошкольном возрасте. Дети умеют:
- исследования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством игровых образовательных ситуаций и сделаны следующие выводы.
Под коммуникативными навыками понимается способность и реальная готовность ребёнка к общению, к речевому взаимодействию и взаимопониманию. Коммуникативные навыки являются сложными и включают как вербальные, так и невербальные навыки в общении. Общение играет крайне важную роль в жизни детей, так как мы все живем в обществе и ежедневно взаимодействуем с другими людьми. Коммуникация имеет большое значение для нормального психического развития ребенка, она влияет на уровень его активности и успешности выполнения задач. На развитие коммуникативных навыков дошкольников влияют внутренние и внешние факторы. Развитие коммуникативных навыков детей приставляет собой является процесс улучшения их способности к эффективному общению и успешному взаимодействию с окружающими. Поэтому уже в дошкольном возрасте необходимо создать условия для развития коммуникативных навыков.
Мы рассмотрели определенную классификацию детей с ЗПР. В психолого-педагогических исследованиях выявлено, что большинство детей с задержкой психического развития обнаруживают низкий уровень сформированности коммуникативных навыков. Дети с задержкой психического развития при взаимодействии со сверстниками и взрослыми не могут самостоятельно установить полноценный контакт. У старших дошкольников с задержкой психического развития доминирует ситуативно-деловая форма общения со взрослыми, ребенок обращается ко взрослому исключительно с просьбой о помощи и поддержке. Дети неадекватно оценивают эмоции другого, им не свойственна инициатива к общению. Активный и пассивный словарный запас у детей с задержкой психического развития бедный и не соответствуют возрасту. Результаты анализа психолого-педагогических исследований свидетельствуют о том, что самостоятельно, без целенаправленного обучения коммуникативная деятельность у детей данной категории развивается со значительным отставанием от коммуникативных навыков нормально развивающихся сверстников.
Для развития коммуникативных навыков у старших дошкольников с задержкой психического развития целесообразно использовать игровые образовательные ситуации, поскольку они активизирует способность ребёнка к общению, речевому взаимодействию и взаимопониманию; помогают понять эмоциональное состояние другого человека и способствуют умению адекватно выразить своё; стимулируют активную речь за счет расширения словарного запаса; способствуют умственному и речевому развитию ребенка. Игровые образовательные ситуации способствует возникновению желания ребенка вступать в контакт и начать общение со сверстником. Игровые образовательные ситуации способствуют усвоению ребёнком норм и правил в общении. Тщательная организация работы по подготовке и проведению игровых образовательных ситуаций позволит максимально эффективно развивать коммуникативные навыки и достичь поставленных целей.
Во второй главе курсовой работы проведено исследование по изучению уровня коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР на базе МАДОУ «Надежда» г. Новоуральск. В исследовании приняли участие 6 детей с ЗПР старшей группы, из числа которых 4 мальчика и 2 девочки.
В работе был выявлен уровень развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР с использованием методики А. М. Щетининой, М. А. Никифоровой.
Анализ проведенного исследования показывает, что у большинства детей с задержкой психического развития наблюдается низкий уровень развития коммуникативных навыков. Дети с задержкой психического развития замкнуты, плохо взаимодействуют друг с другом, не могут понять эмоциональное состояние другого человека и адекватно выразить своё. Дети с задержкой психического развития имеют небольшой словарный запас, не могут вступать в контакт и начать общение со сверстником.
Результаты исследования дают основание сделать вывод о необходимости проведения коррекционной работы по развитию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР посредством игровых образовательных ситуаций.
В результате, цели курсовой работы достигнуты, а задачи полностью решены.



1. Федеральная адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья [Текст]: Министерство просвещения РФ приказ от 24 ноября 2022. – №1022 // Собрание законодательства РФ. – 2022. – N46. – 689 с.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]: Министерство образования и науки РФ приказ от 17.10.2013 № 1155. – М.: Издательский Дом «Ажур», 2014. – 26 с.
3. Деркунская В.А. Игровая образовательная деятельность дошкольников [Текст] / В. А. Деркунская, А. А. Ошкина. – М. : Центр педагогического образования, 2013. – 368 с.
4. Земцова Т. Н. Игра как средство развития коммуникативных навыков у детей с задержкой психического развития [Текст] / Т. Н. Земцова, Ю. А. Гандина, Е. А. Михайлова // Категория «социального» в современной педагогике и психологии : материалы 11-й всероссийской научно-практической конференции с дистанционным и международным участием, Ульяновск, 22–23 июня 2023 года. — Ульяновск: Зебра, 2023. — С. 63-69.
5. Зотова И. В. Особенности развития коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ [Текст] / И. В. Зотова, А. М. Мааль // Наука и образование сегодня. — 2017. — № 5 (16). — С. 53-55.
6. Ельцова О. М. Терехова А. Н. Игровые обучающие ситуации как нетрадиционная форма работы с дошкольниками / О. М. Ельцова, А. Н. Терехова // Начальная школа + До и после. – 2015. – №1. – С. 84-89.
7. Клинкова О. С. Игровая деятельность как инструмент формирования коммуникативной компетенции дошкольников [Текст] / О. С. Клинкова. // Молодой ученый. – 2023. – № 6 (453). – С. 235-237.
8. Ковалева А. В. Формирование коммуникативных умений у старших дошкольников в игровой деятельности [Текст] / А. В. Ковалева, Т. В. Тарасенко // Современные ориентиры и проблемы дошкольного и начального образования: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Липецк-Барнаул, 20–21 апреля 2023 года. — Липецк: Липецкий государственный педагогический университет имени П. П. Семенова-Тян-Шанского, 2023. — С. 259-262.
9. Колотилова У. В. Проблема формирования коммуникативных умений детей с нарушениями слуха в процессе тьюторского сопровождения [Текст] / У. В. Колотилова // Тьюторское сопровождение в системе общего, дополнительного и профессионального образования: Материалы V Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Челябинск, 15–25 февраля 2023 года. — Челябинск: ООО «Край Ра», 2023. — С. 165-168.
10. Конина О. В. Использование игровой деятельности у старших дошкольников с задержкой психического развития для развития коммуникативных навыков [Текст] / О. В. Конина // Наукосфера. – 2023. – № 3-1. – С. 100-104.
11. Коммуникативные умения: классификация и структура [Текст] / Э. Н. Нигматуллина, С. К. Савицкий, М. Ф. Умаров, С. Л. Хаустов // Высшее образование сегодня. – 2020. – № 8. – С. 20-24.
12. Косолапова Е. В. Коммуникативные умения и навыки у детей с задержкой психического развития: сборник трудов конференции [Текст] // Современные тенденции развития системы образования: материалы Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 28 март 2018 г.) – Чебоксары: ИД «Среда», 2018. – С. 300-302.
13. Крушная Н. А. Результаты исследования коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития [Текст] / Н. А. Крушная, А. А. Усманова // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. – 2019. – № 2. – С. 228-239.
14. Кузнецова Е. В. Особенности развития коммуникативных навыков у детей 5–6 лет с задержкой психического развития [Текст] / Е. В. Кузнецова, О. П. Заболотских. // Молодой ученый. – 2021. – № 21 (363). – С. 393-395.
15. Лебединская К.С. Основные вопросы клиники и систематики психического развития. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей / Под ред. К.С. Лебединской. – Москва: Педагогика, 2015. – С. 5–21.
16. Лисина, М. И. Формирование личности ребенка в общении [Текст] / М. И. Лисина. – СПб.: Питер, 2009. – 320 с.
17. Набиулина Е. А. Влияние игровой деятельности на развитие коммуникативных умений детей дошкольного возраста [Текст]/ Е. А. Набиулина // Воспитательные практики: детский сад, школа, вуз: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Ульяновск, 11 апреля 2023 года. — Ульяновск: Ульяновский государственный педагогический университет имени И. Н. Ульянова, 2023. – С. 358-362.
18. Насибуллина А. Д. Особенности развития информационно-коммуникативного компонента коммуникативных навыков младших школьников с задержкой психического развития [Текст] / А. Д. Насибуллина // Проблемы современного педагогического образования. – 2023. – № 78-1. – С. 265-269.
19. Немов Р. С. Психология. Книга 2. Психология образования [Текст] / Р. С. Немов. – М. : Владос, 2017. – 606 c.
20. Панфилова А. П. Психология общения: учебник для студ. Учреждений сред. проф. образования [Текст] / А. П. Панфилова. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 368 с.
21. Пирко С. Н. Особенности развития и формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в игровой деятельности [Текст] / С. Н. Пирко // Скиф. Вопросы студенческой науки. – 2022. – № 1(65). – С. 167-171.
22. Полежаева А. В. Игра как средство развития коммуникативных умений у старших дошкольников [Текст] / А. В. Полежаева, Е. И. Тимошина // Воспитание и обучение детей младшего возраста. – 2020. – № 8. – С. 387-388.
23. Сборник диагностик, направленных на выявление уровня сформированности социально-коммуникативного развития [Текст] / сост. М.В. Суровицкая. Камышлов: ГБПОУ СО «Камышловский педагогический колледж», 2017. – Камышлов. – 70 с.
24. Тростина О. В. Развитие коммуникативных навыков в процессе игровой деятельности детей дошкольного возраста [Текст] / О. В. Тростина. // Молодой ученый. ‒ 2019. ‒ № 36 (274). ‒ С. 61-63.
25. Специальная психология: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. И. Лубовский, Т. В. Розанова, Л. И. Солнцева и др.; под ред. В. И. Лубовского. – 2-е изд., испр. – Москва: Издательский центр «Академия», 2015 – 464 с.
26. Фадина Г. В. Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возраста: учебно-методическое пособие [Текст] / Г. В. Фадина. – Балашов: «Николаев», 2019. – 68 с
27. Федоренков Д. В. Развитие коммуникативных навыков старших дошкольников в игре [Текст] / Д. В. Федоренков, В. И. Гуреев, В. А. Корякина. // Молодой ученый. – 2023. – № 44 (491). – С. 130-133.
28. Ширманова Ю. В. Игровая обучающая ситуация как форма формирования предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Ю. В. Ширманова // Детство как антропологический, культурологический, психолого-педагогический феномен : Материалы VIII Международной научной конференции. В рамках проекта «А.З.Б.У.К.А. детства», Самара, 30 ноября 2022 года / Отв. редактор Т.А. Чичканова. Том Часть 2. – Самара: ООО «Научно-технический центр», 2023. – С. 126-136.
29. Мунирова Л.Р. Формирование у младших школьников коммуникативных умений в процессе дидактической игры: канд. пед. наук. – М., 1993. – 205 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ