Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством игровых образовательных ситуаций (Нижнетагильский педагогический колледж №2)
|
Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Надежда» (г. Новоуральск Свердловской области).
Выборка: 6 детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Есть приложения.
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством игровых образовательных ситуаций 8
1.1 Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста 8
1.2 Особенности коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 15
1.3 Использование игровых образовательных ситуаций как средства развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 19
Глава 2. Организация исследования по выявлению уровня развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 28
2.1 Описание методики исследования уровня развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 28
2.2 Анализ результатов исследования уровня развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 32
Заключение 35
Список использованных источников 38
Приложение 43
База исследования: муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Надежда» (г. Новоуральск Свердловской области).
Выборка: 6 детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Есть приложения.
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством игровых образовательных ситуаций 8
1.1 Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста 8
1.2 Особенности коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 15
1.3 Использование игровых образовательных ситуаций как средства развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 19
Глава 2. Организация исследования по выявлению уровня развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 28
2.1 Описание методики исследования уровня развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 28
2.2 Анализ результатов исследования уровня развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 32
Заключение 35
Список использованных источников 38
Приложение 43
В настоящее время в дошкольной педагогике вопрос формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста имеет социальное значение. В первую очередь на это влияет глобальная
цифровизация, гаджеты, «умные помощники», заменяющие живое общение
между взрослыми и детьми, а также загруженность родителей, психическая и моральная напряжённость, утомляемость, отсутствие сил и желания заниматься развитием своих детей. Всё это создаёт условия для недостаточной речевой активности детей дошкольного возраста.
Одним из важнейших направлений в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее ‒ ФГОС ДО), обеспечивающим успешную социализацию ребенка, выступает коммуникативное развитие. Согласно требованиям ФГОС ДО коммуникативная направленность образовательного процесса является значимой и способствует формированию личности [2].
Коммуникативное развитие связано с взаимодействием детей со сверстниками и взрослыми, формированием базовых умений и навыков. Недостаточная коммуникация влияет на развитии речи, познавательных процессов, формировании полноценной личности ребёнка. Коммуникативные навыки, включающие умение слушать, говорить, понимать и взаимодействовать с другими людьми, играют важную роль в формировании успешных социальных связей и адаптации в обществе.
В соответствии с Федеральной образовательной программой (утвержденной приказом Министерства просвещения РФ от 25 ноября 2022 года № 1028), к 5 годам ребёнок проявляет стремление к общению со сверстниками, осуществляет обмен информацией; охотно сотрудничает со взрослыми не только в совместной деятельности, но и в свободной самостоятельной [1].
Для развития коммуникативных навыков большое значение имеет коллективная деятельность детей, как в непосредственно образовательной деятельности, так и в свободное время. Взаимоотношения между детьми устанавливаются в процессе свободной деятельности, которая, прежде всего, проявляется в игре.
Коммуникативные навыки можно развивать, используя возможности игровых образовательных ситуаций. Игровые образовательные ситуации являются средством всестороннего развития детей с задержкой психического развития. В работе с дошкольниками, имеющими проблемы в развитии, игровые образовательные ситуации используются, прежде всего, для развития речи.
Особенности развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста изучили Лисина Майя Ивановна, Немов Роберт Семенович, Панфилова Альвина Павловна, Пирко Светлана Николаевна и другие авторы.
В практике дошкольных образовательных учреждений игровые образовательные ситуации в развитии коммуникативных навыков дошкольников сегодня используются недостаточно. Использование игровых образовательных ситуаций в развитии коммуникативных навыков дошкольников носит фрагментарный характер, а не систематически организованный и целенаправленный процесс.
Игровые образовательные ситуации оказывают положительное влияние на развитие коммуникативных навыков. Они активизирует способность ребёнка к общению, речевому взаимодействию и взаимопониманию; помогают понять эмоциональное состояние другого человека и способствуют умению адекватно выразить своё; стимулируют активную речь за счет расширения словарного запаса; способствуют умственному и речевому развитию ребенка.
Необходимость развития коммуникативных навыков имеет особое значение в отношении детей с задержкой психического развития, для которых особенно актуальны вопросы социальной адаптации и интеграции в общество. Психологами установлено, что дети старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития отстают по уровню сформированности коммуникативных навыков от своих сверстников с нормальным темпом психического развития. Поэтому одним из важных направлений в коррекционной работе педагога со старшими дошкольниками, имеющими задержку психического развития, является развитие коммуникативных навыков.
Теоретической основой для моей работы послужили учебные издания, публикации в научных журналах и статьях, труды отечественных авторов. Развитию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством игровых образовательных ситуаций посвящены работы Деркунской Веры Александровны, Земцовой Татьяны Николаевны, Пирко Светланы Николаевны и других авторов.
Объект исследования: процесс развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Предмет исследования: игровые образовательные ситуации как средство развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Цель исследования: исследование возможностей игровых образовательных ситуаций в развитии коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Задачи курсовой работы:
1. Описать развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста.
2. Рассмотреть особенности развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
3. Выявить возможности игровых образовательных ситуаций как средства развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
4. Исследовать уровень развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития и проанализировать полученные результаты.
Методы исследования: теоретическим методом стал анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме, обобщение. А в качестве практического метода использовалось наблюдение.
База исследования: муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Надежда», г. Новоуральск Свердловской области. В исследовании приняли участие 6 детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Структура исследования: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения.
Обзор используемой литературы.
В пособии Лисиной Майи Ивановны «Формирование личности ребенка в общении» проведён углублённый и систематический анализ генезиса коммуникативной деятельности у детей: её движущие силы, качественные этапы, взаимосвязь с жизнедеятельностью ребёнка, влияние на общее развитие детей.
В книге Немов Роберта Семеновича «Психология» определены показатели сформированности коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста.
В пособии Лебединской Клары Самойловны «Основные вопросы клиники и систематики психического развития. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей» раскрыты типы, причины и симптомы ЗПР.
В статье Кузнецовой Екатерины Валерьевны «Особенности развития коммуникативных навыков у детей 5–6 лет с задержкой психического развития» проводится анализ развития коммуникативных навыков у детей 5–6 лет с задержкой психического развития.
В учебном пособии Деркунской Веры Александровны, Ошкиной Аллы Анатольевны «Игровая образовательная деятельность дошкольников» рассмотрены игровые образовательные ситуации как средство развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
цифровизация, гаджеты, «умные помощники», заменяющие живое общение
между взрослыми и детьми, а также загруженность родителей, психическая и моральная напряжённость, утомляемость, отсутствие сил и желания заниматься развитием своих детей. Всё это создаёт условия для недостаточной речевой активности детей дошкольного возраста.
Одним из важнейших направлений в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее ‒ ФГОС ДО), обеспечивающим успешную социализацию ребенка, выступает коммуникативное развитие. Согласно требованиям ФГОС ДО коммуникативная направленность образовательного процесса является значимой и способствует формированию личности [2].
Коммуникативное развитие связано с взаимодействием детей со сверстниками и взрослыми, формированием базовых умений и навыков. Недостаточная коммуникация влияет на развитии речи, познавательных процессов, формировании полноценной личности ребёнка. Коммуникативные навыки, включающие умение слушать, говорить, понимать и взаимодействовать с другими людьми, играют важную роль в формировании успешных социальных связей и адаптации в обществе.
В соответствии с Федеральной образовательной программой (утвержденной приказом Министерства просвещения РФ от 25 ноября 2022 года № 1028), к 5 годам ребёнок проявляет стремление к общению со сверстниками, осуществляет обмен информацией; охотно сотрудничает со взрослыми не только в совместной деятельности, но и в свободной самостоятельной [1].
Для развития коммуникативных навыков большое значение имеет коллективная деятельность детей, как в непосредственно образовательной деятельности, так и в свободное время. Взаимоотношения между детьми устанавливаются в процессе свободной деятельности, которая, прежде всего, проявляется в игре.
Коммуникативные навыки можно развивать, используя возможности игровых образовательных ситуаций. Игровые образовательные ситуации являются средством всестороннего развития детей с задержкой психического развития. В работе с дошкольниками, имеющими проблемы в развитии, игровые образовательные ситуации используются, прежде всего, для развития речи.
Особенности развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста изучили Лисина Майя Ивановна, Немов Роберт Семенович, Панфилова Альвина Павловна, Пирко Светлана Николаевна и другие авторы.
В практике дошкольных образовательных учреждений игровые образовательные ситуации в развитии коммуникативных навыков дошкольников сегодня используются недостаточно. Использование игровых образовательных ситуаций в развитии коммуникативных навыков дошкольников носит фрагментарный характер, а не систематически организованный и целенаправленный процесс.
Игровые образовательные ситуации оказывают положительное влияние на развитие коммуникативных навыков. Они активизирует способность ребёнка к общению, речевому взаимодействию и взаимопониманию; помогают понять эмоциональное состояние другого человека и способствуют умению адекватно выразить своё; стимулируют активную речь за счет расширения словарного запаса; способствуют умственному и речевому развитию ребенка.
Необходимость развития коммуникативных навыков имеет особое значение в отношении детей с задержкой психического развития, для которых особенно актуальны вопросы социальной адаптации и интеграции в общество. Психологами установлено, что дети старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития отстают по уровню сформированности коммуникативных навыков от своих сверстников с нормальным темпом психического развития. Поэтому одним из важных направлений в коррекционной работе педагога со старшими дошкольниками, имеющими задержку психического развития, является развитие коммуникативных навыков.
Теоретической основой для моей работы послужили учебные издания, публикации в научных журналах и статьях, труды отечественных авторов. Развитию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством игровых образовательных ситуаций посвящены работы Деркунской Веры Александровны, Земцовой Татьяны Николаевны, Пирко Светланы Николаевны и других авторов.
Объект исследования: процесс развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Предмет исследования: игровые образовательные ситуации как средство развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Цель исследования: исследование возможностей игровых образовательных ситуаций в развитии коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Задачи курсовой работы:
1. Описать развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста.
2. Рассмотреть особенности развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
3. Выявить возможности игровых образовательных ситуаций как средства развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
4. Исследовать уровень развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития и проанализировать полученные результаты.
Методы исследования: теоретическим методом стал анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме, обобщение. А в качестве практического метода использовалось наблюдение.
База исследования: муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Надежда», г. Новоуральск Свердловской области. В исследовании приняли участие 6 детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Структура исследования: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения.
Обзор используемой литературы.
В пособии Лисиной Майи Ивановны «Формирование личности ребенка в общении» проведён углублённый и систематический анализ генезиса коммуникативной деятельности у детей: её движущие силы, качественные этапы, взаимосвязь с жизнедеятельностью ребёнка, влияние на общее развитие детей.
В книге Немов Роберта Семеновича «Психология» определены показатели сформированности коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста.
В пособии Лебединской Клары Самойловны «Основные вопросы клиники и систематики психического развития. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей» раскрыты типы, причины и симптомы ЗПР.
В статье Кузнецовой Екатерины Валерьевны «Особенности развития коммуникативных навыков у детей 5–6 лет с задержкой психического развития» проводится анализ развития коммуникативных навыков у детей 5–6 лет с задержкой психического развития.
В учебном пособии Деркунской Веры Александровны, Ошкиной Аллы Анатольевны «Игровая образовательная деятельность дошкольников» рассмотрены игровые образовательные ситуации как средство развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Таким образом, в курсовой работе проведено исследование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством игровых образовательных ситуаций.
В первой главе мы рассмотрели определенные коммуникативные навыки и их классификацию, а также какие коммуникативные навыки присутствуют у детей в старшем дошкольном возрасте. Дети умеют:
- исследования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством игровых образовательных ситуаций и сделаны следующие выводы.
Под коммуникативными навыками понимается способность и реальная готовность ребёнка к общению, к речевому взаимодействию и взаимопониманию. Коммуникативные навыки являются сложными и включают как вербальные, так и невербальные навыки в общении. Общение играет крайне важную роль в жизни детей, так как мы все живем в обществе и ежедневно взаимодействуем с другими людьми. Коммуникация имеет большое значение для нормального психического развития ребенка, она влияет на уровень его активности и успешности выполнения задач. На развитие коммуникативных навыков дошкольников влияют внутренние и внешние факторы. Развитие коммуникативных навыков детей приставляет собой является процесс улучшения их способности к эффективному общению и успешному взаимодействию с окружающими. Поэтому уже в дошкольном возрасте необходимо создать условия для развития коммуникативных навыков.
Мы рассмотрели определенную классификацию детей с ЗПР. В психолого-педагогических исследованиях выявлено, что большинство детей с задержкой психического развития обнаруживают низкий уровень сформированности коммуникативных навыков. Дети с задержкой психического развития при взаимодействии со сверстниками и взрослыми не могут самостоятельно установить полноценный контакт. У старших дошкольников с задержкой психического развития доминирует ситуативно-деловая форма общения со взрослыми, ребенок обращается ко взрослому исключительно с просьбой о помощи и поддержке. Дети неадекватно оценивают эмоции другого, им не свойственна инициатива к общению. Активный и пассивный словарный запас у детей с задержкой психического развития бедный и не соответствуют возрасту. Результаты анализа психолого-педагогических исследований свидетельствуют о том, что самостоятельно, без целенаправленного обучения коммуникативная деятельность у детей данной категории развивается со значительным отставанием от коммуникативных навыков нормально развивающихся сверстников.
Для развития коммуникативных навыков у старших дошкольников с задержкой психического развития целесообразно использовать игровые образовательные ситуации, поскольку они активизирует способность ребёнка к общению, речевому взаимодействию и взаимопониманию; помогают понять эмоциональное состояние другого человека и способствуют умению адекватно выразить своё; стимулируют активную речь за счет расширения словарного запаса; способствуют умственному и речевому развитию ребенка. Игровые образовательные ситуации способствует возникновению желания ребенка вступать в контакт и начать общение со сверстником. Игровые образовательные ситуации способствуют усвоению ребёнком норм и правил в общении. Тщательная организация работы по подготовке и проведению игровых образовательных ситуаций позволит максимально эффективно развивать коммуникативные навыки и достичь поставленных целей.
Во второй главе курсовой работы проведено исследование по изучению уровня коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР на базе МАДОУ «Надежда» г. Новоуральск. В исследовании приняли участие 6 детей с ЗПР старшей группы, из числа которых 4 мальчика и 2 девочки.
В работе был выявлен уровень развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР с использованием методики А. М. Щетининой, М. А. Никифоровой.
Анализ проведенного исследования показывает, что у большинства детей с задержкой психического развития наблюдается низкий уровень развития коммуникативных навыков. Дети с задержкой психического развития замкнуты, плохо взаимодействуют друг с другом, не могут понять эмоциональное состояние другого человека и адекватно выразить своё. Дети с задержкой психического развития имеют небольшой словарный запас, не могут вступать в контакт и начать общение со сверстником.
Результаты исследования дают основание сделать вывод о необходимости проведения коррекционной работы по развитию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР посредством игровых образовательных ситуаций.
В результате, цели курсовой работы достигнуты, а задачи полностью решены.
В первой главе мы рассмотрели определенные коммуникативные навыки и их классификацию, а также какие коммуникативные навыки присутствуют у детей в старшем дошкольном возрасте. Дети умеют:
- исследования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством игровых образовательных ситуаций и сделаны следующие выводы.
Под коммуникативными навыками понимается способность и реальная готовность ребёнка к общению, к речевому взаимодействию и взаимопониманию. Коммуникативные навыки являются сложными и включают как вербальные, так и невербальные навыки в общении. Общение играет крайне важную роль в жизни детей, так как мы все живем в обществе и ежедневно взаимодействуем с другими людьми. Коммуникация имеет большое значение для нормального психического развития ребенка, она влияет на уровень его активности и успешности выполнения задач. На развитие коммуникативных навыков дошкольников влияют внутренние и внешние факторы. Развитие коммуникативных навыков детей приставляет собой является процесс улучшения их способности к эффективному общению и успешному взаимодействию с окружающими. Поэтому уже в дошкольном возрасте необходимо создать условия для развития коммуникативных навыков.
Мы рассмотрели определенную классификацию детей с ЗПР. В психолого-педагогических исследованиях выявлено, что большинство детей с задержкой психического развития обнаруживают низкий уровень сформированности коммуникативных навыков. Дети с задержкой психического развития при взаимодействии со сверстниками и взрослыми не могут самостоятельно установить полноценный контакт. У старших дошкольников с задержкой психического развития доминирует ситуативно-деловая форма общения со взрослыми, ребенок обращается ко взрослому исключительно с просьбой о помощи и поддержке. Дети неадекватно оценивают эмоции другого, им не свойственна инициатива к общению. Активный и пассивный словарный запас у детей с задержкой психического развития бедный и не соответствуют возрасту. Результаты анализа психолого-педагогических исследований свидетельствуют о том, что самостоятельно, без целенаправленного обучения коммуникативная деятельность у детей данной категории развивается со значительным отставанием от коммуникативных навыков нормально развивающихся сверстников.
Для развития коммуникативных навыков у старших дошкольников с задержкой психического развития целесообразно использовать игровые образовательные ситуации, поскольку они активизирует способность ребёнка к общению, речевому взаимодействию и взаимопониманию; помогают понять эмоциональное состояние другого человека и способствуют умению адекватно выразить своё; стимулируют активную речь за счет расширения словарного запаса; способствуют умственному и речевому развитию ребенка. Игровые образовательные ситуации способствует возникновению желания ребенка вступать в контакт и начать общение со сверстником. Игровые образовательные ситуации способствуют усвоению ребёнком норм и правил в общении. Тщательная организация работы по подготовке и проведению игровых образовательных ситуаций позволит максимально эффективно развивать коммуникативные навыки и достичь поставленных целей.
Во второй главе курсовой работы проведено исследование по изучению уровня коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР на базе МАДОУ «Надежда» г. Новоуральск. В исследовании приняли участие 6 детей с ЗПР старшей группы, из числа которых 4 мальчика и 2 девочки.
В работе был выявлен уровень развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР с использованием методики А. М. Щетининой, М. А. Никифоровой.
Анализ проведенного исследования показывает, что у большинства детей с задержкой психического развития наблюдается низкий уровень развития коммуникативных навыков. Дети с задержкой психического развития замкнуты, плохо взаимодействуют друг с другом, не могут понять эмоциональное состояние другого человека и адекватно выразить своё. Дети с задержкой психического развития имеют небольшой словарный запас, не могут вступать в контакт и начать общение со сверстником.
Результаты исследования дают основание сделать вывод о необходимости проведения коррекционной работы по развитию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР посредством игровых образовательных ситуаций.
В результате, цели курсовой работы достигнуты, а задачи полностью решены.



