ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ ПРОДУКТИВНЫХ КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ ПОДРОСТКОВ С КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТЬЮ 5
1.1. Продуктивные копинг-стратегии как психологический феномен 5
1.2. Социально-психологическая характеристика старших подростков с компьютерной зависимостью 25
1.3. Теоретическое обоснование развития продуктивных копинг-стратегий подростков с компьютерной зависимостью 30
Выводы по Главе 1 40
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ПРОДУКТИВНЫХ КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ ПОДРОСТКОВ С КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТЬЮ 42
2.1. Программа развития продуктивных копинг-стратегий подростков с компьютерной зависимостью 42
2.2. Реализация программы 60
Выводы по Главе 2 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 68
ПРИЛОЖЕНИЯ 74
Приложение A 74
Приложение Б 75
Приложение В 77
Актуальность: c развитием технологий и доступности интернета, компьютеры, смартфоны и другие электронные устройства стали неотъемлемой частью повседневной жизни людей разных возрастных групп, в особенности подростков.
В настоящее время одним из центральных элементов жизни подростков является компьютерная деятельность. Это обусловлено тем, что окружение подростков является основной системой социальной поддержки. В данной системе именно компьютер обеспечивает и поддерживает связи. Также компьютер предоставляет доступ к популярным средствам массовой информаций, которые оказывают влияние на определение и формирование молодежной культуры.
Однако неконтролируемое времяпровождение за компьютером может повысить риск возникновения компьютерной зависимости, которая влияет на множество аспектов жизни подростков, включая физическое здоровье, психологическое благополучие, социальное взаимодействие и академическую успеваемость. Излишнее время, проведенное перед экраном, может привести к снижению физической активности, проблемам со сном, ухудшению зрения, а также к социальной изоляции и проблемам взаимодействия с реальным окружением. Все перечисленное способствует возникновению затруднений с реагированием на стресс и совладанием с жизненными трудностями.
В современной психологии проблемы формирования продуктивных копинг- стратегий подростков, изучены такими исследователями, как: Г. Боуман, С. Браун, В.А. Горфинкель, О.А. Крылосова, Р. Лазарус, Р. Льюис, Дж. Птачек, М. Стерн, Фолкман С., Фрайденберг Э.. В работах данных авторов подробно рассмотрены факторы возникновения стресса у подростков, механизмы реагирования на стресс, вопросы, касающиеся продуктивности и непродуктивности копинг-стратегий.
Цель исследования: апробировать программу развития продуктивных копинг-стратегий подростков с компьютерной зависимостью.
Задачи исследования:
1. изучить сущностную характеристику понятия «копинг-стратегии»;
2. рассмотреть особенности продуктивных и непродуктивных копинг- стратегий подростков с компьютерной зависимостью;
3. апробировать и реализовать программу развития продуктивных копинг-стратегий подростков с компьютерной зависимостью;
4. оценить эффективность разработанной программы развития продуктивных копинг-стратегий подростков с компьютерной зависимостью.
Объект исследования: копинг-стратегии подростков.
Предмет исследования: копинг-стратегии подростков с компьютерной зависимостью.
Гипотеза исследования: реализация программы развития продуктивных копинг-стратегий повысит выбор продуктивных копинг-стратегий подростками с компьютерной зависимостью.
Для решения поставленных задач применялись следующие методы:
• Теоретические методы: анализ, обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
• Эмпирические методы: опросные методы (методика «Скрининговая диагностика компьютерной зависимости» (Л.Н. Юрьевой, Т.Ю. Больбот); Опросник «Способы совладающего поведения» (Р. Лазарус, С. Фолкман)).
• Методы математической обработки: корреляционный анализ Спирмена, сравнительный анализ с помощью критерия U Манна-Уитни.
Исследование проводилось на базе одной из образовательных школ г. Красноярска. В исследовании приняло участие 33 обучающихся подросткового возраста....
В ходе исследования мы рассмотрели определение Р. Лазаруса, согласно которому копинг-поведение - это постоянно изменяющиеся когнитивные и поведенческие усилия, прилагаемые человеком для того, чтобы справиться со специфическими внешними и/или внутренними требованиями, чрезмерно напрягающие или превышающие ресурсы человека.
При рассмотрении взглядов разных авторов на продуктивные и непродуктивные копинг-стратегии нами было установлено, что продуктивные копинг-стратегии представляют собой паттерны поведения, нацеленные на решение проблемы, и, способствующие быстрому и успешному совладанию со стрессом. А непродуктивные копинг-стратегии представляют собой паттерны поведения, которые не приводят к результату, а иногда и усугубляют проблему или даже ведут к ухудшению здоровья, снижению активности и социальной адаптации на фоне стресса.
Мы выделили определение А.Л. Венгера, согласно которому компьютерная зависимость - это пристрастие к занятиям, связанным с использованием компьютера, приводящее к резкому сокращению всех остальных видов деятельности, ограничению общения с другими людьми.
Нами было выявлено то, что компьютерная зависимость является серьезной проблемой среди подростков, так как данный период характеризуется интенсивными процессами становления личности, которые могут оказаться предпосылками к формированию девиантного поведения. Данное поведение негативно влияет на различные аспекты их жизни.
Также компьютерная зависимость оказывает влияние на развитие копинг- стратегий подростков. Компьютерная деятельность предоставляет возможность перефокусировать свои мысли и эмоции, сделать «умственную передышку», что может временно улучшить состояние подростка. Однако постоянное избегание проблемы посредством компьютера может способствовать снижению количества ресурсов необходимых для успешного преодоления стрессовой ситуации и препятствовать развитию продуктивных копинг-стратегий.
Исследования показывают, что негативные последствия столкновения с трудными жизненными ситуациями могут быть смягчены продуктивными стратегиями их преодоления. Именно поэтому копинг-стратегии являются важным предиктором психологического благополучия, здоровья и успешности деятельности.
Подросткам с компьютерной зависимостью необходимо развивать продуктивные копинг-стратегий, так как они обеспечивают успешное совладание со стрессом без обращения к компьютеру.
Также развитие продуктивных копинг-стратегий способствует улучшению навыков взаимодействия с окружающими людьми. Это важно для социальной адаптации и установления здоровых межличностных отношений.
Наконец, продуктивные копинг-стратегии способствуют развитию саморегуляции и самодисциплины, которые позволяют более эффективно управлять своим временем и энергией, находить баланс между использованием компьютера и другими важными аспектами их жизни.
Нами было проведено исследование в одной из школ города Красноярска, в результате которого была выявлена группа подростков с компьютерной зависимостью. Диагностика показала, что подростки из данной группы в большинстве случаев используют непродуктивные копинг-стратегий: «бегство- избегание», «дистанцирование» и «конфронтация».
На основе анализа программы С.В. Маст «Новый путь» нами была проведена апробация и реализация программы развития продуктивных копинг-стратегий подростков с компьютерной зависимостью.
В результате апробации и реализации программы развития продуктивных копинг-стратегий снизился выбор непродуктивных копинг-стратегий подростками. Подростки стали отдавать предпочтение более продуктивным копинг-стратегиям, которые обеспечивают гибкое приспособление к изменяющимся условиям и помогают совладать со стрессом.
1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды // М.: Педагогика. 1980. Т. 1. С. 232.
2. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. 1994. Т. 15. №. 1. С. 3-18.
3. Балабанова А.М. Психологические механизмы личности // Форум молодых ученых. 2019. №. 2 (30). С. 213-217.
4. Баранов А.А., Рожина С.В. Копинг-стратегии подростка в ситуации кибербуллинга // Вестник Удмуртского университета. 2016. Т. 26. №. 2. С. 37-46.
5. Барсукова А.Е. Возрастная периодизация психического развития по Даниилу Борисовичу Эльконину // Современные научные исследования и инновации. 2020. №. 6. С. 42-42.
6. Березин С.В., Лисецкий К.С. Технология формирования социальных навыков: методическое пособие для психологов и социальных педагогов ИТУ. Самара, 1999. 224 с.
7. Бобровская Е.Ф. Стресс и копинг-тест Р. Лазаруса и С. Фолкман // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. 2020. №. 7. С. 48.
8. Божович Л.И. Проблемы, формирования личности: Избранные психологические труды. М., 1995. 352 с.
9. Борисова М.В. Психологические детерминанты феномена эмоционального выгорания у педагогов // Вопросы психологии. 2005. № 2. С. 96-103.
10. Боуман Г.Д., Стерн М. Адаптация к профессиональному стрессу: взаимосвязь воспринимаемого контроля с эффективностью стратегий преодоления // Журнал консультативной психологии. 1995. Т. 42. №. 3. С. 294.
11. Браун С.П., Вестбрук Р.А., Чаллагалла Г. Хорошее спасение, плохое спасение: адаптивные и неадаптивные копинг-стратегии после критического негативного рабочего события // Журнал прикладной психологии. 2005. Т. 90. № 4. С. 982-798.
12. Вассерман Л.И. Методика для психологической диагностики способов совладания. СПб., 2009. 39 с.
13. Василюк Ф.Е. Психология переживания. М.: МГУ, 1984. 195 с.
14. Венгер А.Л. Психология развития. Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах. М.: ПЕР СЭ, 2005. 176 с.
15. Выготский Л.С. Воспитание чувств // Вестник практической психологии образования. 2012. Т. 9. №. 4. С. 26-27....(56)