Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Методика оздоровительных занятий пляжным волейболом

Работа №17659

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

физическая культура

Объем работы60
Год сдачи2015
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1081
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ В
ПЛЯЖНОМ ВОЛЕЙБОЛЕ 9
1.1 Особенности игровой спортивной деятельности в пляжном
волейболе и факторы ее повышения 9
1.2 Техника и тактика игры в пляжном волейболе 18
1.3 Концепция методики обучения и тренировки в пляжном волейболе... 24
ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ..32
2.1 Задачи исследования 32
2.2 Методы исследования 32
2.3 Организация исследования 40
ГЛАВА 3. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА
ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ПЛЯЖНЫМ ВОЛЕЙБОЛОМ ...41
3.1 Содержание экспериментальной методики 41
3.2 Результаты педагогического эксперимента и обсуждение
полученных результатов исследования 47
ВЫВОДЫ 53
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 55
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 57

Актуальность. Многими исследователями отмечается низкая двигательная активность взрослого населения [Д.Н. Гаврилов с соавт., 2002; Ю.П. Кобяков, 2003; Л.В. Пасечник, 2007; А.С. Солодков, И.Б. Маслова, 2007; Т.В. Хутиев, с соавт., 2002 и др.]. Отсутствие организованных государственных форм занятий оздоровительной физической культурой с этой категорией населения создает предпосылки к снижению уровня работоспособности, возникновению различных отклонений в состоянии здоровья. В федеральной целевой программе «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы» отмечается актуальность указанной проблемы и необходимость ее решения.
В санаторно-курортных условиях, когда человек находится в отпуске, появляется больше возможностей приобщения взрослого населения к занятиям оздоровительно-рекреативной направленности. При этом компоненты физической культуры должны использоваться как средство оперативной оптимизации текущей работоспособности в сочетании с формами активного отдыха и полезного развлечения [Л.П. Матвеев, 2005].
Одними из наиболее эмоциональных и доступных средств оздоровительно-рекреативной физической культуры являются спортивные и подвижные игры [Д.Л. Беленов с соавт., 2006; С.С. Даценко, 2007; В.В. Костюков, 1993, 1996; О.Е. Лихачев, В.А. Коршков, 2007; О.Е. Лихачев, А.Н. Жуков, О.П. Павлова, 2005 и др.]. Растущая популярность пляжного волейбола в нашей стране заставляет уделять серьезное внимание вопросам использования этой игры для рекреации, оздоровления, увеличения двигательной активности и вовлечения взрослого населения в регулярные занятия физической культурой.
Анализ игровой деятельности в пляжном волейболе свидетельствует о
том, что интенсивность и величина физической нагрузки во время игры в пляжный волейбол значительно выше, чем при игре в классический волейбол. При этом следует отметить, что большинство литературных публикаций и методических разработок, посвященных пляжному волейболу, относятся к спортивной составляющей этой игры. Отсутствие каких-либо объективных данных о влиянии занятий пляжным волейболом на организм занимающихся, фрагментарность рекомендаций по организации и построению оздоровительно-рекреативных занятий пляжным волейболом с лицами зрелого возраста определяют
необходимость проведения данного исследования.
Научная проблема, в рамках которой предпринята попытка разрешения указанного противоречия, заключается в педагогическом обосновании процесса построения оздоровительно-рекреативных занятий пляжным волейболом в условиях Республики Тыва в местах отдыха у озер.
Волейбол как массовый вид спорта за последние годы претерпевает значительные изменения, которые связаны, как с естественным процессом развития, так и с кардинальными изменениями в правилах игры, происшедшие с 2000 года. Все это оказало серьезное влияние не только на соревновательную, тренировочную деятельность волейболистов, но и на массово-оздоровительный волейбол. Наряду с классическим волейболом активно развиваются такие разновидности игры как пляжный волейбол, волейбол для инвалидов, японский и канадский волейбол.
Пляжный волейбол (beach volleyball) - сравнительно молодой, чрезвычайно динамичный и зрелищный вид спорта, закрепившийся в программе олимпийских игр [25]. Его стремительное развитие во многих странах различных континентов, расширение программы европейских и мировых чемпионатов, неуклонное увеличение призового фонда турниров вызывают обострение спортивной конкуренции на международной арене, что способствует повышению уровня мастерства игроков и росту зрелищности и популярности игры [20; 22; 38].
Массовое развитие пляжного волейбола во многих странах мира, неуклонное расширение программы европейских и мировых чемпионатов, успешный дебют на Олимпийских играх в Атланте в 1996 году вызывают усиление спортивной конкуренции на международной арене, способствуют росту зрелищности игры и повышению мастерства игроков.
Дальнейшее повышение уровня спортивных достижений россиян в пляжном волейболе, успешное выступление на чемпионатах мира и Европы, выход на олимпийскую арену, требуют круглогодичного профессионального подхода к организации и проведению тренировочного и соревновательного процесса, учета особенностей развития игры.
В настоящее время тренеры, спортсмены, специалисты в области пляжного волейбола испытывают значительный дефицит в научно-теоретическом и научно-методическом обеспечении процесса подготовки спортсменов высокого класса в пляжном волейболе. Это связано, в первую очередь, со спецификой учебно-тренировочной и соревновательной деятельности в пляжном волейболе. Процесс подготовки спортсменов высокого класса в пляжном волейболе в современных условиях требует, обоснования, разработки и внедрения новых перспективных технологий и методик, комплексного изучения проблем подготовки на основе аналитико-синтетических подходов при ведущей роли специфики соревновательной деятельности.
Таким образом, констатируется противоречие между растущей популярностью и степенью разработанности методики оздоровительно-рекреативных занятий пляжным волейболом.
Цель исследования - научное обоснование и использование (совершенствование) методики оздоровительных занятий,
способствующих повышению эффективности учебного процесса мужчин, занимающихся пляжным волейболом.
Научная гипотеза. Предполагается, что в пляжном волейболе при выполнении прыжков в большей степени задействован силовой потенциал работающих мышц, поскольку при игре на песке менее эффективно ис¬пользуются эластические свойства мышц. В связи с этим прыжковые спо¬собности следует развивать, используя рациональные программы физиче¬ской подготовки, чтобы повысить эффективность оздоровительно¬соревновательной деятельности.
Объект исследования - система физической подготовки мужчин,
занимающихся в пляжном волейболе.
Предмет исследования - средства и методы обучения технике игры в пляжный волейбол и развития специальных физических качеств, которые необходимы для эффективной оздоровительно-соревновательной деятельности.
Задачи исследования:
1. Провести анализ научно-методической литературы по особенностям тренировки в пляжном волейболе.
2. Разработать методику обучения технике игры в пляжный волейбол и развития специальных физических качеств, которые необходимы для эффективной оздоровительно-соревновательной деятельности мужчин.
3. Экспериментально обосновать методику обучения технике игры в пляжный волейбол и развития специальных физических качеств, которые необходимы для эффективной оздоровительно-соревновательной деятельности мужчин.
Теоретико-методологическую базу исследования составили:
- труды по теории и методике физической культуры и спорта (В.К. Бальсевич, Л.П. Матвеев, Г.Г. Наталов, А.Д. Новиков, В.Н. Платонов, Н.И.
Пономарев и др.);
- концептуальные положения теории оздоровительно-рекреативной
физической культуры (В.К. Бальсевич, В.И. Бондин, Л.И. Лубышева, Ю.В. Менхин, А.В. Менхин, И.В. Муравов, Е.Б. Мякинченко, В.Н. Селуянов, А.Г. Трушкин, А.А. Федякин и др.);
- труды специалистов по педагогике и биомеханике волейбола (А.В.
Беляев, Ю.Д. Железняк, А.В. Ивойлов, Ю.Н. Клещев, В.В. Костюков, Ю.И. Портных, А.А. Шалманов, А.М. Зафесов, А.М. Доронин и др.).
Научная новизна результатов исследования заключается в разработке и обосновании методики построения оздоровительно-рекреативных занятий физической культурой мужчин зрелого возраста с использованием пляжного волейбола у озера «Торе-Хол» Республики Тыва. При этом:
- получены новые данные, характеризующие воздействие игры в пляжный волейбол на организм мужчин с участием разного количества игроков на площадке, что проявляется в различии средних значений частоты сердечных сокращений во время игры, в динамике показателей устойчивости внимания и работоспособности;
- выявлены факторы, характеризующие основные мотивы начала занятий пляжным волейболом (желание восстановить и укрепить здоровье, потребность общения и эмоциональная разрядка), а также существенные различия в физической и функциональной подготовленности мужчин, начинающих играть в пляжный волейбол на отдыхе;
- разработана методика занятий пляжным волейболом с мужчинами в зависимости от уровня их физической и функциональной подготовленности.
Теоретическое значение результатов выпускной квалификационной работы заключается в расширении существующих знаний и представлений об оздоровительно-рекреативной физической культуре лиц зрелого возраста, положениями, раскрывающими:
- методические условия использования пляжного волейбола в процессе проведения оздоровительно-рекреативных занятий физической культурой в санаторно-курортных условиях на основе знаний о тренировочном воздействии игры в пляжный волейбол с участием разного количества игроков на площадке;
- особенности управления величиной тренировочного воздействия на занятиях пляжным волейболом с мужчинами зрелого возраста, имеющими разный уровень физической и функциональной подготовленности, за счет изменения количества участников игры в пляжный волейбол, находящихся на площадке одновременно.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


1. Основным побудительным мотивом к началу занятий оздоровительно-рекреативной физической культурой в условиях отдыха на местах отдыха у мужчин зрелого возраста является желание восстановить и укрепить здоровье, что обусловливает цель и направленность занятий.
2. По уровню физической подготовленности мужчин зрелого возраста, занимающихся оздоровительно-рекреативной физической культурой, можно разделить на три группы:
- лица с высоким уровнем аэробной выносливости (27,1%). Как правило, они в прошлом занимались спортом и в настоящее время ведут активный образ жизни;
- лица со средним уровнем аэробной выносливости (51,5%). Как правило, занимающиеся отдельными видами оздоровительно-рекреативной физической культурой имеют низкий уровень функциональной подготовленности мышц задней поверхности бедра и мышц спины;
- лица с низким уровнем аэробной выносливости и функциональной подготовленности основных мышечных групп (21,4%). Как правило, они занимаются оздоровительно-рекреативной физической культурой нерегулярно или вовсе не занимаются. В этой связи возникает необходимость дифференцировать величину нагрузки на занятиях оздоровительно-рекреативной физической культурой в зависимости от уровня физической подготовленности и функционального состояния основных мышечных групп.
3. Особенности воздействия занятия пляжным волейболом на организм мужчин зрелого возраста, в значительной степени, зависят от количества игроков на площадке и индивидуального уровня подготовленности игроков. Это проявляется в более высоких средних показателях частоты сердечных сокращений, выраженной динамике показателей психомоторных способностей (ВПРС), показателей устойчивости внимания и работоспособности. Игра в пляжный волейбол с участием двух игроков в команде характеризуется выраженным тренирующим воздействием, игра с участием четырех и более игроков - тонизирующим воздействием. Специфика оздоровительно-рекреативного воздействия на организм человека занятия пляжным волейболом свидетельствует о необходимости последовательного уменьшения количества игроков на площадке с целью усиления тренировочного воздействия. Начальные условия игры в пляжный волейбол определяются индивидуально, на основе оценки уровня физической и функциональной подготовленности каждого мужчины.
4. Методика оздоровительно-рекреативных занятий пляжным волейболом с мужчинами зрелого возраста в местах массового отдыха включает в себя средства оздоровительно-рекреативного воздействия: игру в пляжный волейбол, локальные силовые упражнения на основные мышечные группы, выполняемые в статодинамическом режиме, а также
методы и методические приемы (игровой - с изменением количества
игроков на площадке; круговой - с акцентом на «отстающие» мышечные группы) с соблюдением принципов постепенности и волнообразности нагрузки.
5. Эффективность методики оздоровительно-рекреативных занятий пляжным волейболом с мужчинами зрелого возраста в местах массового отдыха, например, у оз. Торе-Хол Эрзинского района, разработанной на основе результатов воздействия пляжного волейбола на организм занимающихся, подтверждается полученными данными, свидетельствующими о более выраженном улучшении физической и функциональной подготовленности мужчин экспериментальных групп по отношению к мужчинам контрольной группы (p<0,05). Величина улучшения результатов тестов (W) за время основного педагогического эксперимента более выражена в группе мужчин со слабым исходным уровнем физической и функциональной подготовленности.



1. Ахмеров, Э.К. Волейбол для начинающих / Э.К. Ахмеров. - Минск: Полымя, 1985. - 78 с.
2. Беляев, А.В. Волейбол: теория и методика тренировки / А.В. Беляев, Л.В.
Булыкина. - М. : ФиС. - 2007. - 98 с.
3. Беляев, А.В. Волейбол. Учеб. для институтов и академий физической культуры / А.В. Беляев , М.В. Савин . - М.: ФОН, 2000. - 131с.
4. Беляев, А.В. Основные упражнения как средство развития физических качеств волейболисток / А.В. Беляев, Л.В. Булыкина // Детский тренер (журнал в журнале) - М. ФИС, 2005. - №4. - С.14.
5. Беляев, А.В. Тренировочный эффект игровых упражнений волейболистов / А.В. Беляев. - М., 1986.- 245с.
6. Беляев, А.В. Обучение технике игры в волейбол и ее совершенствование: методическое пособие / А.В. Беляев. - М., 1995. - 287с.
7. Беляев, А.В. Эффективное использование интегральных упражнений на занятиях по волейболу / А.В. Беляев // Детский тренер (журнал в журнале) - М. ФИС, 2004. - №4. - С. 26.
8. Вандевеге, Б. Две тренировочные недели профессионального пляжного
волейбола / Б. Вандевеге. - (http://lib.sportedu.ru).
9. Вертель, А.В. Скоростно-силовые способности спортсменов- волейболистов и методика их развития на начальном этапе обучения / А.В. Вертель // Детский тренер (журнал в журнале) - М. ФИС, 2006. - №1. - С. 14.
10. Волейбол: Учебник для высших учебных заведений физической культуры /Под ред. А.В. Беляева, М.В. Савина. - М.: СпортАкадемПресс, 2002. - 368 с.
11. Горчанюк, Ю. Теоретическое обоснование и проверка эффективности моделей перемещений и прыжков спортсменов в пляжном волейболе / Ю. Горчанюк // Физическое воспитание студентов творческих специальностей: Сб. научн.тр. - Харьков: ХГАДИ (ХХПИ), 2003. - №6. - С. 72-87.
12. Горчанюк, Ю.А. Методические особенности технической подготовки
спортсменов в пляжном волейболе / Ю.А. Горчанюк. - (http://lib.sportedu.ru).
13. Железняк, Ю.Д. Волейбол: Учебник для ин-тов физ. культуры / Ю.Д. Железняк, А.В. Ивойлов. - М.: Физкультура и спорт, 1991. - 239 с.
14. Железняк, Ю.Д. Юный волейболист / Ю.Д. Железняк. - М.: Физкультура и
спорт, 1988. - 192 с.
15. Железняк, Ю.Д. Волейбол: У истоков мастерства / Ю.Д. Железняк, В.А. Кунянский / Под редакцией Ю.В. Питерцева. - М.: «ФАИР-ПРЕСС», 1998 - - 336с.
16. Железняк, Ю.Д., Спортивные игры. Техника, тактика, обучение / Ю.Д. Железняк, Ю.М. Портнов. - М.: Академия, 2001.
17. Ивойлов, А.В. Волейбол / А.В. Ивойлов. - Минск: Вышэйшая школа, 1985.
- 261 с.
18. Клещев, Ю.Н. Волейбол. Подготовка команды к соревнованиям. Учебное пособие ,Ю.Н.Клещев - М.; Спорт. Академия. Пресс 2002. - 192 с.
19. Клещев, Ю.Н. Юный волейболист / Ю.Н. Клещев, А.Г. Фурманов. - М.:
Физкультура и спорт, 1979. - 231 с.
20. Костюков, В.В. Пляжный волейбол: методическое пособие / В.В. Костюков, Ю.Б. Чесноков, А.В. Тимохин. - М., 1997. - 96 с.
21. Костюков, В.В. Методика записи и анализа игровых действий в пляжном волейболе / В.В. Костюков, Т.В. Царевская // Сб. научно-практической конференции. - Краснодар, 1996 - С. 31-33.
22. Костюков, В.В. Современные тенденции развития мирового пляжного волейбола / В.В. Костюков // Тезисы докладов международного конгресса "Человек в мире спорта: новые идеи, технологии, перспективы". - Москва,
1998. - т. 1. -С. 265-266.
23. Костюков, В.В. Развитие пляжного волейбола в России: проблемы, перспективы / В.В. Костюков. - (http://lib.sportedu.ru).
24. Костюков, В.В. Методика балльной оценки уровня игровой подготовленности спортсменов в пляжном волейболе / В.В. Костюков. - (http://lib.sportedu.ru).
25. Костюков, В.В. Развитие пляжного волейбола в России: проблемы, перспективы / В.В. Костюков. - (http://lib.sportedu.ru).
26. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры (общие основы теории и методики физического воспитания, теоретико-методические аспекты спорта и профессионально-прикладных форм физической культуры): Учеб. пособие для ин-тов физ. культуры / Л.П. Матвеев . - М.: Физкультура и
спорт, 1991. - 543 с.
27. Мармор, В.К. Специальные упражнения волейболиста / В.К. Мармор. - Кишинев: «Карта Молдовеняскэ», 1975. - 46 с.
28.Озолин, Н.Г. Настольная книга тренера. Наука побеждать /Н.Г.Озолин. -
М.;ООО "Издательство Астрель" (профессия - тренер), 2003. - 863 с.
29.Оинума, С. Уроки волейбола. Пер. с японского / С. Оинума. - М.: Физкультура и спорт, 1985. - 112 с.
30. Пименов, М.П. Волейбол: специальные упражнения / М.П. Пименов.- Киев, 1993.- 88с
31. Рудковская, Э.В. Динамика нагрузок в макроцикле подготовки юных спортсменок, специализирующихся в пляжном волейболе / Э.В. Рудковская //Вестник спортивной науки. - № 3 - 2007. - С. 3-7.
32. Рудковская Э.В. Оптимизация процесса прыжковой подготовки пляжных волейболисток 14-15 лет средствами изменяющейся опоры / Э.В. Рудковская //Методическое письмо. - М.: ВНИИФК, 2007. - 24 с.
33. Современная система спортивной подготовки /под ред. В.Л.Сыча, Ф.Л.Суслова, Б.Н.Шустина. - М.: Физкультура и спорт, 1995 - 320с.
34. Сероштан, В.М. Оперативный педагогический контроль спортивно-технического мастерства юных волейболистов. Автореф. дис. ... канд. пед. наук /В.М.Сероштан, . - Киев, 1987. - 19 с.
35. Уилмор Дж.Х., Костилл Д.Л. Физиология спорта и двигательной активности. - К.: Олимпийская литература, 1997. - 504 с.
36. Фомин, Е.В. Специальная физическая подготовка юных волейболистов. Методическая разработка. - М., 1993. - 213с.
37. Хапко, В.Е. Совершенствование мастерства волейболистов / В.Е. Хапко,
B. Н. Маслов . - Киев: Здоров'я, 1990. - 125 с.
38. Хемберг, С.Пляжный волейбол. Руководство / С. Хемберг, А. Папагеоргиу. - Терра-Спорт, 2004. - 328 с.
39. Хомберг, С. Некоторые советы по технике и тактике пляжного волейбола /
C. Хомберг. - (http://lib.sportedu.ru).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ