Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования интернационализации малого и среднего бизнеса 9
1.1. Экономическая сущность, факторы и методы интернационализации
бизнеса 9
1.2. Основные характеристики и критерии малого и среднего бизнеса в
разных странах 17
1.3. Специфика внешнеэкономических стратегий малого и среднего
бизнеса в России и в мире 22
Глава 2. Основные тенденции интернационализации малого и среднего бизнеса 27
2.1 Сравнительный анализ мер государственной поддержки малого и
среднего бизнеса в России и за рубежом 27
2.2 Экономическая оценка развития малого и среднего бизнеса в
России 40
2.3 Анализ факторов интернационализации малого и среднего бизнеса в
России 49
Глава 3. Особенности интернационализации малого и среднего бизнеса в Российской Федерации 59
3.1 Проблемы интернационализации малого и среднего бизнеса в России в условиях санкций 59
3.2. Перспективы интернационализации малого и среднего бизнеса в России в условиях санкций 67
Заключение 78
Список использованных источников 84
Приложения 93
Российская Федерация является активным участником на мировом экономическом пространстве, все больше развивая свои внешнеэкономические рыночные связи, которые претерпели существенные изменения. Ликвидация государственной монополии на
внешнеэкономическую деятельность, переход к рыночной экономике открытого типа привели к существенному сдвигу в российской экономике и появлению множества проблем в сфере интернационализации малого и среднего бизнеса.
На сегодняшний день, интернационализация стала актуальным направлением развития для фирм малого и среднего бизнеса. Благодаря совершенствованию технологий и развитию глобализации у малых и средних предприятий появилась возможность реализовать стратегию интернационализации - начать операции за рубежом и расширить свою деятельность за пределы национального рынка.
Проблема интернационализации малого и среднего предпринимательства является особенно актуальной в России, ведь правительством поставлены цели снизить зависимость от экспорта природных ресурсов и повысить долю сектора МСП в экономике, за счет которого можно решить указанную цель. На данный момент, процент вовлеченности малого и среднего бизнеса в России в внешнеэкономическую деятельность остается низким, несмотря на значительный нереализованный потенциал роста, что обуславливает необходимость изучения причин этого явления.
Субъекты малого и среднего бизнеса играют важную экономическую и социальную роль в развитии экономики в целом, являясь важнейшим социально-экономическим институтом во многих развитых экономических системах, ведь от уровня развития малого бизнеса зависят многие показатели, такие как уровень конкуренции, внедрение новых технологий, эффективность производства и т. д., что объясняет актуальность исследования данной темы на сегодняшний день.
При написании выпускной квалификационной работы были использованы труды отечественных и зарубежных ученых и исследователей таких как: А. В. Бакаленко, В.Т. Батычко, В. А. Белов, Т. В. Дашкевич, В. В. Иванов, К. П. Козел, А. А. Лужецкая, Е. Г. Непомнящий, Ю. Н. Саутченкова, Н. А. Саниахметова, Д.А. Плетнёв, Е.К.Торосян, Т. В. Цуканова, Е.В. Николаева, Н.О. Якушев, А. Silakova, Niels Bosma, Donna Kelley, Patrice Muller, Anselm Mattes, Demetrius Klitou.
Цель выпускной квалификационной работы заключается в анализе состояния и интернационализации малого и среднего бизнеса в России в сравнении с зарубежными странами, а также выявлении проблем, препятствующих развитию бизнеса и поиску решений.
Для решения данной цели в ходе исследования были поставлены и решены следующие задачи:
1) изучение теоретических основ исследования интернационализации малого и среднего бизнеса в России и рассмотрение основные характеристики и критерии малого и среднего бизнеса в разных странах;
2) сравнительный анализ состояния и мер государственной поддержки малого и среднего бизнеса в России и за рубежом;
3) оценка уровня развития малого и среднего бизнеса в России;
4) исследование факторы интернационализации малого и среднего бизнеса в России;
5) выявление проблем интернационализации малого и среднего бизнеса в Российской Федерации и предложение путей их решения.
Объект исследования - субъекты малого и среднего бизнеса в Российской Федерации.
Предмет исследования - особенности интернационализации малого и среднего предпринимательства в России, в сравнении с зарубежными странами.
Наиболее важные результаты исследования сформулированы в следующих положениях:
1) Выявлены особенности, факторы и барьеры интернационализации малого и среднего предпринимательства в России;
2) Систематизированы проблемы интернационализации малого и среднего бизнеса;
5) Исследован и оценен вклад и роль малого предпринимательства в социально-экономическое развитие федеральных округов России;
6) Проведен сравнительный анализ состояния и развития малого и среднего бизнеса в России и за рубежом;
7) Предложен ряд мер и рекомендаций для дальнейшего развития сектора МСП.
В рамках исследования для решения поставленной цели были использованы следующие общенаучные методы: систематизация, индукция, дедукция, синтез, сравнительный, графический, табличный анализы, экономико-статистические методы (рядов динамики, анализа структуры).
Теоретическая значимость состоит в развитии подхода современных экономических исследований в области малого и среднего бизнеса и политики ее регулирования в российской экономике, а также в дальнейшем изучении проблем развития и роли институциональной среды российских фирм на международном рынке.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования данных, полученных при сравнительном анализе малого и среднего бизнеса России с зарубежными странами и экономической оценки состояния МСП в РФ, для определения дальнейшей интернационализации предприятий в условиях санкций. Кроме того, проведенное исследование будет интересно директорам российских фирм малого и среднего бизнеса и консалтинговым агентствам, оценивающим перспективы реализации стратегии интернационализации, а также государству. Выводы проведенного исследования могут быть использованы в высших учебных заведениях на предметах «Международный бизнес» и «Предпринимательство».
Период исследования: 2016 - 2018 года.
Информационной базой исследования выступают законодательные и нормативные акты РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, которые регламентируют вопросы, которые касаются регулирования предпринимательской деятельности и ее развития (Гражданский Кодекс РФ; Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ», «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», «Об основных принципах осуществления внешнеторговой деятельности в Российской Федерации», «Об экспортном контроле», «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», «Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года», нацпроект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы»); статистические базы данных Федеральной службы государственной статистики, Федеральной таможенной службы, Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России», Министерства экономического развития Российской Федерации, Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, «Бизнес-Омбудсмен» Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства», Аналитического центра при правительстве Российской Федерации, и иностранные источники и публикации - «Annual Report on European SMEs 2017/2018», «Financing SMEs and Entrepreneurs 2019», «Global Entrepreneurship Monitor 2018/2019», «Improving access to finance for SMEs», «Paying Taxes 2019», «Rankings & Ease of Doing Business Score»; официальные сайты («Консультант-плюс», «Гарант», «Российская газета», «Российский внешнеэкономический вестник»); статьи («Особенности критериев отнесения к малому и среднему бизнесу и их отличия в Беларуси, России и Польше», «Интернационализация малого бизнеса», «Вклад малого бизнеса в российский экспорт») и другие источники.
Структурно работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений. Первая глава содержит теоретические основы исследования интернационализации малого и среднего бизнеса: экономическая сущность, факторы, и критерии малого и среднего бизнеса, а также методы и стратегии интернационализации бизнеса. Во второй главе представлен сравнительный анализ мер государственной поддержки малого и среднего бизнеса в России и за рубежом, проанализированы факторы интернационализации, и дана экономическая оценка развития малого и среднего бизнеса в России. В третьей главе приведены основные проблемы интернационализации малого и среднего бизнеса в России, а также представлены перспективы и пути их решения.
В выпускной квалификационной работе представлено 11 таблиц, 29 рисунка, 2 формулы и 12 приложений.
В рамках данного исследования имеются следующие публикации:
1. Рожанская, А.Г. Особенности и оценка состояния организационно-правовых форм предпринимательства в Российской федерации / Андросова А.В., Рожанская А.Г.// Актуальные проблемы развития национальной и региональной экономики: сборник научных трудов VIII Международной научно-практической конференции для студентов, магистрантов, аспирантов и молодых ученых, посвященной 20-летию Института экономики НИУ «БелГУ» (Белгород, 20 апреля 2017 г.) / под науч. ред. Е.Н. Камышанченко, Н.П. Шалыгиной. - Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2017. - 322-326 с.
2. Рожанская А.Г. Основные принципы совершенствования эффективности культуры предпринимательства / Красюк Р.С., Рожанская А.Г. // Проблема модернизации Российской экономической системы в санкционных условиях: Сборник статей по итогам Международной научно - практической конференции (Стерлитамак, 19 декабря 2017). / в 3 ч. Ч.2 - Стерлитамак: АМИ, 2017. - 238 с. - 63-65 с.
3. Рожанская А.Г. Экономическая оценка экспортного потенциала РФ/ Денисова Е.А., Рожанская А.Г. // Итоги научно -исследовательской деятельности 2017: изобретения, методики, инновации. XXIX Международная научно-практическая конференция. [Электронный ресурс].- М.: Издательство «Олимп», 2017. - 197-198 с.
4. Рожанская А.Г. Оценка внешнеторгового оборота России на мировом рынке / Индутенко А.Н., Денисова Е.А., Рожанская А.Г. // XXX Международной научно-практической конференции: «Вектор развития современной науки». Россия, г. Москва, 25 января 2018г. - 179-183 с.
5. Рожанская А.Г. Анализ структуры внешней торговли Российской Федерации / Гостищева С.Ю., Рожанская А.Г. // XXXII Международная научно-практическая конференция «Традиции и инновации в современной науке» [Электронный ресурс] .- М.: Издательство «Олимп», 2018. - 135-137с.
6. Рожанская А.Г. Стратегия внешнеэкономического развития России / Гостищева С.Ю., Рожанская А.Г. // International scientific discoveries
2018. XXXIII Международная научно-практическая конференция. [Электронный ресурс]. - М.: Издательство «Олимп», 2018. - 81-83 с.
7. Рожанская А.Г. Пути развития внешней торговли России в условиях международных санкций / А.Г. Рожанская, Е.И. Дорохова // Современные проблемы социально-экономических систем в условиях глобализации: сборник научных трудов XII Международной научно
практической конференции, г. Белгород, 1 марта 2019 г. / под науч. ред. Е.Н. Камышанченко, Н.А. Саприкиной. - Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ»,
2019. - 54-58 с.
Данная работа была посвящена интернационализации малого и среднего бизнеса в России и за рубежом. В первую очередь были изучены теоретические основы исследования интернационализации малого и среднего бизнеса в России, а также рассмотрены основные характеристики и критерии малого и среднего бизнеса в различных странах. Было выявлено, что характеристики и критерии МСП в каждом государстве обладают своей спецификой, которая обусловлена принадлежностью страны к определенной правовой семье, необходимостью каждой страны считаться с принципами мировой торговли и международными нормами, политическими отношениями между странами и состоянием экономики. Так, в зарубежных странах таких как США, КНР, Япония отсутствуют четкие критерии в определении сущности и границ малого и среднего бизнеса, и значительно варьируются в зависимости от отрасли деятельности предприятия; в Беларуси, Украине и Швеции не закреплены критерии отнесения к среднему бизнесу; в Норвегии отсутствует такой критерий как годовой оборот, а в Казахстане используют дополнительный - месячный расчетный показатель.
На основе проведенного сравнительного анализа состояния и мер государственной поддержки малого и среднего бизнеса в России и за рубежом, можно сделать следующие выводы. Во-первых, несмотря на улучшение позиций в рейтинге «Легкость ведения бизнеса» и проведенных реформ за анализируемый период, Россия значительно отстает от других стран в рамках пяти основных направлений государственной политики поддержки МСБ, которые используют развитые и развивающиеся страны. Во-вторых, успешная практика государственных программ и процессов финансовой, инфраструктурной, информационно-консультационной поддержки малого и среднего бизнеса зарубежных стран говорит о необходимости повышения эффективности государственного подхода в России в вопросах, которые касаются стимулирования деятельности малого и среднего бизнеса. В-третьих, эффективным инструментом стимулирования ВЭД малого и среднего бизнеса за рубежом является льготное кредитование и страхование экспортно-импортных операций через предоставление финансовых продуктов специализированными банковскими учреждениями, в то время как в России данную меру поддержки в большей степени получает крупное предпринимательство. Вместе с тем в мировой практике можно отметить формирование целого пакета мер по поддержке ВЭД малого и среднего предпринимательства. Не стала исключением и Россия, где на федеральном уровне создана государственная система поддержки внешнеэкономической деятельности. Однако, несмотря на создание федеральных и региональных институтов развития бизнеса, значительные объемы финансовых вложений, утверждения множества стратегий и проектов, существенного роста в секторе МСП в России отмечено не было.
Оценка уровня развития малого и среднего бизнеса в России показала низкую вовлеченность сектора МСП в экономику страны, а доля МСП в ВВП составляет только лишь 21%. Низкие результаты в сфере государственной политики и помощи предпринимательской деятельности, финансовой сфере предпринимательства, обучения предпринимательству на школьном и постшкольном этапах негативно влияют на темпы роста сектора малого и среднего бизнеса. Так, в 2016-2018 гг. отмечается снижение количества МСП, а небольшое повышение количества малых и средних предприятий было вызвано ростом микропредприятий. Структура МСП по территориальному признаку, по виду деятельности и масштабу предприятий, характеризует слабое развитие сектора МСБ: 45% МСП сосредоточено в 10 субъектах РФ; 95% МСП - это микропредприятия; средний бизнес практически отсутствует в экономике.
Необходимо отметить низкую эффективность субъектов МСП и качество менеджмента, невысокий уровень инновационной-инвестиционной активности, отсутствие четкой стратегии развития компании. Так, состояние развития малого и среднего бизнеса на сегодняшний день находится не на должном уровне, что говорит о низких экономико-политических условиях ведения МСП в Российской Федерации.
Анализ факторов интернационализации малого и среднего бизнеса в России показал, что низкое количество малых и средних предприятий, занимающихся экспортной деятельностью и планирующих выйти на международный рынок связано с огромным количеством барьеров: нестабильность российского законодательства, высокие налоги, коррупция, действия/давление со стороны органов власти, нехватка финансовых средств, высокие начальные издержки для организации бизнеса, сложность получения доступа к инфраструктуре, насыщенность рынков сбыта, неравномерность развития регионов и объемов экспорта в анализируемом периоде. Так, результаты анализа вклада малого бизнеса в социально-экономическое развитие за 2016-2018 гг. говорят о том, что высокий уровень вклада не имеет ни один проанализированный округ России. Несмотря на то, что наивысшие результаты по данному анализу имеет Центральный федеральный округ, в котором наблюдается высокое экономическое и инвестиционное развитие округа, Москва и Санкт-Петербург, входящие в вышеупомянутый федеральный округ имеют низкую степень влияния на социальную сферу, и в структуре округа преобладают крупные организации и присутствует высокий теневой сектор труда.
Так как факторы интернационализации малого и среднего бизнеса в большей части обусловлены экспортными возможностями регионов страны, которые зависят от уровня конкурентоспособности региона, однородности экономического пространства, можно утверждать, что, на сегодняшний день, однозначных оценок доли малого и среднего бизнеса в общем объеме экспорта страны нет.
Были выявлены следующие проблемы интернационализации малого и среднего бизнеса в Российской Федерации, связанные с информацией о зарубежных рынках (недостаток информации об иностранных рынках и партнерах, слабая информированность о нормативно-правовых особенностях законодательства зарубежных стран); связанные с внешними барьерами для развития экспорта (сложность оценки соответствия и высокая стоимость, отсутствие широкого понимания правил, которым необходимо следовать на зарубежных рынках, недостаточный объем государственной помощи МСП, дорогая логистика и решение трансграничных споров и жалоб, много затратное решение административных барьеров, новизна и чужеродность среды, нестабильная внешняя политика страны и ухудшение внешнеэкономических отношений с другими странами, затруднительное определение деловых партнеров за рубежом); связанные с внутренними барьерами для МСП (высокая стоимость или отсутствие необходимого уровня технологий при разработке и производстве экспортной продукции, сложность таможенного администрирования экспортных сделок, низкий уровень гендерного равенства, средний уровень по социальным установкам , низкая доля создания рабочих мест в малых и средних предприятиях); проблемы в экономической сфере (высокие пошлины на импортные материалы, недостаток крупных инвестиций, высокие процентные ставки и низкий уровень доступности кредита, высокая налоговая нагрузка); проблемы в области правового регулирования и защиты МСП (небезопасность ведения бизнеса, низкая эффективность программ и государственных институтов поддержки малого и среднего бизнеса, недоверие предпринимателей к государству); связанные с отсутствием заинтересованности в развитии; внутренние проблемы МСП (некомпетентное руководство, дефицит (отсутствие) финансовых ресурсов, отсутствие специализированного персонала для работы с экспортом, низкая квалификация кадров и незнание иностранного языка).
Решение данных проблем играет особую роль в современной экономике поскольку способствует стимулированию экономического роста, развитию международной специализации и отраслей производства в связи с усиливающейся глобальной конкуренцией, повышению качества жизни населения, усилению хозяйственных связей с государствами-партнерами и значимости России на мировой арене.
Можно указать следующие пути воздействия, способствующие интернационализации субъектов МСП:
— В финансовой сфере предложено включение альтернативных улучшений доступа к финансированию для МСП через источники данных кредитной отчетности; идентификация заемщиков МСП; расширение видов информации на МСП; законодательно утвердить орган по отслеживанию достоверности информации о кредитных историях предпринимателей и ускорить процесс кредитования посредством «онлайн»;
• В информационной сфере было бы целесообразно установить обязательное членство малых и средних бизнесменов в профессиональных объединениях; сформировать в регионах информационные базы данных для малого и среднего бизнеса;
• В консультационной сфере необходимо повысить кадровый потенциал и совершенствовать кадровую инфраструктуру и внедрить программы компенсации затрат на привлечение российских и зарубежных консультантов и специалистов;
• Повышение эффективности имущественной помощи предполагается с использованием государственно-частного партнерства;
• налоговую систему необходимо реформировать, осуществив переход от краткосрочных фискальных целей к стимулированию стабильного экономического роста страны и регионов, снизить ставку НДС для МСП. Для увеличения заинтересованности руководства на региональном уровне в развитии предприятий можно выделить часть налога на прибыль организаций в местный бюджет, или сделать национальный рейтинг среди регионов, победители которого получат освобождение от уплаты части налогов.
• поддержка МСП в сфере ВЭД. Возможными инструментами решения проблем поиска инвестиций и других ресурсов субъектов МСП является краудсорсинг и субконтрактация. Также необходимо усовершенствовать разработку стратегических документов и сформировать систему поэтапной поддержки и стимулирования экспорта высоко-технологичной продукции.
Так, реализация предложенных мер и инструментов должны способствовать поддержанию конкурентоспособности малого и среднего бизнеса на внутреннем и внешнем рынках, его укреплению.
В конце данного исследования хотелось бы подчеркнуть, что положение экономики России в условиях экономических санкций, сложившиеся к настоящему времени, подтверждает необходимость государственной поддержки экспортно-ориентированных субъектов МСП, развития сектора МСП в экономике страны, усиления хозяйственных связей с государствами - партнерами. Ведь, рассматривая опыт проанализированных развитых стран, можно утверждать, что развитие малого и среднего предпринимательства является одним из эффективных путей реформирования экономики, способствующих решению таких вопросов как создание новых рабочих мест, создание конкурентной среды, повышение уровня обеспеченности населения , повышение инвестиционной привлекательности страны, ускорение оборота частного капитала.
Решение проблем интернационализации малого и среднего бизнеса играют особую роль в современной экономике поскольку способствуют стимулированию экономического роста, развитию международной специализации и отраслей производства в связи с усиливающейся глобальной конкуренцией, повышению качества жизни населения и значимости России на мировой арене.
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ [Текст] // Собр. законодательства РФ. - 1994. - № 32.
2. Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности [Электронный ресурс] : федер. Закон : от 8 дек. 2003 г. № 164 - ФЗ в ред. от 8 дек. 2010 г. // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. Банк «Версия Проф».
3. Об основных принципах осуществления внешнеторговой деятельности в Российской Федерации [Электронный ресурс] : указ Президента РФ от 6.03. 1995 N 245 // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. Банк «Версия Проф».
4. Об экспортном контроле: федер. закон от 18.07.1999 № 183-ФЗ (ред. от 06.12.2011) [Текст] // Рос. газ. - 1999. - № 146. 12.
5. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. Закон : от 24.07.2007 N 209-ФЗ (последняя редакция) // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. Банк «Версия Проф».
6. Об утверждении плана "Трансформация делового климата" и признании утратившими силу актов Правительства РФ [Электронный ресурс] : распоряжение Правительства РФ от 17.01.2019 N 20-р // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. Банк «Версия Проф».
7. Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года (вместе с "Планом мероприятий ("дорожной картой") по реализации Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года") [Электронный ресурс] : распоряжение Правительства РФ от 02.06.2016 N 1083-р (ред. от 30.03.2018) // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. Банк «Версия Проф».
8. О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации [Электронный ресурс] : постановление Правительства РФ от 18.12.2014 N 1412 // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. Банк «Версия Проф».
9. О предельном значении среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год для средних предприятий [Электронный ресурс] : постановление Правительства РФ от 22.11.2017 № 1412 // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. Банк «Версия Проф».
10. О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» [Электронный ресурс]: постановление Правительства РФ от 04.04.2016 № 265 // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. Банк «Версия Проф».
11. Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной
предпринимательской инициативы (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам) [Электронный ресурс]: паспорт национального проекта протокол от 24.12.2018 N 16 //
Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. Банк «Версия Проф».
12. Асаул, А. Н. Организация предпринимательской деятельности: учебник [Текст] / А. Н. Асаул. - СПб.: АНО ИПЭВ, 2009. - 336 с.
13. Бакаленко, А. В. Факторы интернационализации российских стартапов
и использование краудсорсинга для привлечения ресурсов [Электронный ресурс] / А. В. Бакаленко // Российское предпринимательство, 2018. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/faktory-internatsionalizatsii-rossiyskih-
startapov-i-ispolzovanie-kraudsorsinga-dlya-privlecheniya-resursov
14. Батычко, В.Т. Предпринимательское право: конспект лекций
[Электронный ресурс] / В. Т. Батычко // Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2011 г. - Режим доступа: http://www.aup.ru/books/m236/21_4.htm
15. Белов, В. А. Международное торговое право и право ВТО. В 3 кн. Книга 2. Частно-унифицированное международное торговое право: учебник для бакалавриата и магистратуры [Текст] / В. А. Белов. - М.: Издательство Юрайт, 2017. - 426 с...62