Совершенствование системы сбыта как фактор повышения эффективности экономической деятельности предприятия строительной отрасли (на примере ООО «Юнайт»)
Введение 3
Глава 1 Теоретические и методические основы управления сбытовой деятельностью предприятия 6
1.1 Понятие сбытовой деятельности, ее цели, задачи и функции 6
1.2 Методические подходы к разработке сбытовой политики предприятия 12
Глава 2 Анализ и оценка существующей системы сбытовой деятельности на предприятии ООО «Юнайт» 22
2.1 Общая организационно-управленческая характеристика предприятия 22
2.2 Анализ основных финансово-экономических показателей деятельности
предприятия 27
2.3 Анализ и оценка существующей системы сбытовой деятельности
ООО «Юнайт» 45
Глава 3 Разработка рекомендаций по повышению эффективности экономической деятельности ООО «Юнайт» на основе совершенствования системы сбыта 55
3.1 Рекомендации по совершенствованию сбытовой деятельности
предприятия 56
3.2 Оценка затрат на реализацию предложенных мероприятий 59
3.3 Оценка экономического эффекта от предложенных мероприятий 64
Заключение 69
Список использованной литературы 72
Значение сбытовой деятельностью невозможно переоценить, особенно в нынешних условиях рыночной экономики. Именно от сбытовой деятельности предприятия в основном зависит полученная им прибыль, а значит и общая финансово-экономическая устойчивость. Целью любого эффективного управления сбытовой деятельностью является поиск наиболее оптимальной системы сбыта продукции и услуг предприятия,
Для современных рыночных условий характерно ужесточение конкуренции, в связи с чем, рано или поздно любое предприятие сталкивается с проблемой выбора наиболее эффективных каналов сбыта продукции, и процесса их оптимизации. Так как от успешной реализации продукции напрямую зависит стабильность деятельности предприятия, все большее внимание уделяется данному вопросу. В конце концов, оптимальное сформирование каналов распределения и реализации продукции повышает конкурентную устойчивость предприятия, а также способствуют привлечению новых потребителей и расширению сферы влияния на рынке. Именно поэтому, выбор сбытовой сети следует относить к области стратегических решений.
Неотъемлемой частью рыночных преобразований российской экономики является переориентация отечественных товаропроизводителей на новые формы и методы хозяйствования, позволяющие эффективно функционировать в современных экономических условиях. При этом конечной целью деятельности любого коммерческого предприятия становится получение максимально возможной прибыли, которая в итоге формируется в сфере обращения. Это и объясняет пристальное внимание предприятий и организаций к проблеме совершенствования процесса товародвижения и используемых каналов распределения продукции.
В процессе организации сбытовой деятельности перед руководителями предприятий рано или поздно неизбежно возникает вопрос практического применения маркетинговых и других методик. По оценкам специалистов, большинство решаемых на предприятиях маркетинговых задач, на сегодняшний день связаны с управлением продвижения продукции от производителя к конечному потребителю. Особенно это характерно в период развития рынка, при котором происходит усиление зависимости предприятий от нестабильной внешней среды. К сожалению, необходимо отметить несоответствие уровня знаний по маркетингу многих руководителей требованиям сегодняшнего дня, что осложняется отсутствием практического опыта организации сбытовой деятельности в условиях рынка и порождает принятие необоснованных управленческих решений, оборачивается упущенной выгодой. Этим и объясняется актуальность выбранной темы исследования.
Объектом исследования данной бакалаврской работы является Общество с ограниченной ответственностью «Юнайт», функционирующее на рынке строительных услуг Краснодарского края и Республики Адыгея. Предметом исследования является система сбытовой деятельности данного предприятия.
Целью бакалаврской работы является разработка и экономическое обоснование предложений по повышению эффективности экономической деятельности ООО «Юнайт» на основе совершенствования системы сбыта.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
- изучить теоретические основы управления сбытом на предприятии строительной отрасли;
- проанализировать основные методы стимулирования сбыта на предприятии;
- проанализировать основные финансово-экономические показатели
деятельности ООО «Юнайт»;
- провести анализ и дать оценку существующей системы сбыта на изучаемом предприятии;
- разработать и экономически обосновать рекомендации по повышению эффективности экономической деятельности ООО «Юнайт» на основе совершенствования системы сбыта.
Структура работы сформирована в соответствии с поставленной целью и определенными для ее достижения задачами исследования. Во введении обосновывается актуальность выбранной темы исследования, раскрываются цель и задачи, определяется объект и предмет исследования. В первой главе рассматриваются теоретические основы управления сбытом на предприятии строительной отрасли. Во второй главе проведен анализ и дана оценка существующей системы управления сбытом на предприятии ООО «Юнайт». Третья глава посвящена разработке рекомендаций по повышению эффективности экономической деятельности ООО «Юнайт» на основе совершенствования системы сбыта. В заключении помещены выводы и предложения по работе.
Теоретической и методической основой исследования послужили труды зарубежных и отечественных экономистов, посвященные проблемам организации системы сбыта на предприятии. Что касается информационной базы исследования, то в этой связи были использованы статистические материалы различных источников, а также документация самого предприятия.
Методологической основой бакалаврской работы является системный подход. При анализе сбытовой деятельности организации использовались методы теоретического, статистического и математического анализа, коэффициентный анализ, а также общенаучные методы: анализ, синтез, сравнение, аналогия, индукция, дедукция и прочие.
Результаты работы имеют практическую значимость для ООО «Юнайт», а методология проведения анализа системы сбытовой деятельности может быть применена для аналогичных исследований других организаций.
Общий объем работы составляет 74 страницы, в том числе 26 таблиц и 7 рисунков.
Сбытовая деятельность представляет собой деятельность по планированию, осуществлению и контролю организации контактов между продавцами и покупателями, за физическим перемещением материалов и готовых изделий от мест их происхождения к местам их использования. А кроме того, источник преимущества перед конкурентами - как прямого (в пределах своей собственной организации), так и косвенного (в системе организации хозяйственных связей предприятия и деловых отношений с партнерами) эффектов.
От выбора вида сбытовой политики и её основных элементов, а также методов и средств стимулирования сбыта, зависят конечные результаты сбытовой деятельности организации. В зависимости от основных направлений деятельности и расставленных приоритетов, каждая организация разрабатывает собственную систему управления сбытовой деятельности.
В представленной выпускной квалификационной работе проведен анализ сбытовой и финансово-экономической деятельности ООО «Юнайт». По результатам исследования были сделаны следующие выводы:
1. Строительная компания «Юнайт» работает на строительном рынке с 2010 года, осуществляя строительство промышленных объектов, административно-бытовых зданий и иных объектов. Основным направлением деятельности организации являются работы по отделке фасадов зданий с применением различных материалов. В ходе коэффициентного анализа финансово-хозяйственной деятельности было выявлено, что состояние предприятия на данный момент можно охарактеризовать как удовлетворительное, но нуждающееся в принятии оптимизационных мер. В частности, необходимо провести пересмотр и совершенствование системы управления запасами.
2. Анализ сбытовой деятельности организации показал, что в процессе деятельности ООО «Юнайт» немаловажную роль играет показатель сезонности спроса на услуги предприятия. В следствие этого фактора, объёмы выручки в периоды повышенного спроса почти вдвое превышают объёмы выручки периодов спада спроса. Основным и наиболее прибыльным видом деятельности организации были признаны отделочные и остеклительные работы, которые в общем объёме выручки показали долю в 34-39% за предыдущие два года.
3. В результате анализа был выделен ряд проблем, связанных с различными сферами функционирования предприятия, к которым относятся:
а) тенденция снижения рентабельности;
б) сезонность спроса;
в) недостаток трудовых ресурсов;
г) снижение общей платёжеспособности заказчиков;
д) неэффективная система управление запасами;
е) неполное использование ресурсов и потенциала организации;
ж) отсутствие политики продвижения организации;
з) повышение уровня цен на строительные материалы, в частности на триплекс-стекло.
В третьей части работы были сформулированы предложения по повышению эффективности экономической деятельности ООО «Юнайт» на основе совершенствования системы сбыта.
1. Создание ценовой линейки типовых проектов: премиум, оптимум и эконом. Подобное разбиение уровню стоимость может привлечь внимание заказчиков с более низкой платёжеспособностью.
2. Разработка гибкой ценовой политики. Это необходимо для сглаживания последствий сезонности спроса на услуги организации. В рамках этого предложения, возможно введения дополнительных скидок, акций и предложений.
3. Выход на новые рынки по географическому расположению. Так как организация уже ведёт работы по части районов Челябинской области, логичным предложением является расширение территории охвата.
4. Разработка и внедрение системы продвижения организации. Так как
организация небольшая и ещё малоизвестна в данной отрасли деятельности, следует принять меры по её продвижению. В частности, реклама в газетах, специализированных журналах, на сайтах, распространение визиток и проведение промо-акций.
5. Приобретение оборудования для производства и наладка организацией собственного производства стекла-триплекс.
Автором работы была рассмотрена экономическая эффективность от приобретения и ввода в эксплуатацию печи по производству триплекс-стекла. Была рассмотрена структура затрат организации на самостоятельное производство триплекс-стекла. А также сформирован план затрат на приобретение необходимого для этого оборудования, в том числе подобрана оптимальная кредитная ставка и составлен график платежей.
Затраты на реализацию мероприятия оправданы, поскольку способствуют увеличению чистой и валовой прибыли организации за счёт снижения себестоимости. Остатки произведённой продукции решено продавать по средней рыночной цене, что так же повышает общую прибыльность проекта. Уже за первый год дополнительная валовая прибыль от реализации предложенных мероприятий составляет 7568,61тысяч рублей. Если же не учитывать прибыль от продаж остатков продукции, прибыль составит 3663,32 тысячи рублей. Срок окупаемости проекта составил три месяца.
Прогнозируемый объём валовой прибыли организации, в результате реализации предложенного мероприятия, в 2016 увеличится почти три раза, по отношению к значению данного показателя 2015 года.
Задачи выпускной квалификационной работы можно считать выполненными, а цель достигнутой.