Оценка результативности функционирования предприятия и разработка путей ее повышения (на примере МКУ «Централизованная бухгалтерия управления образования администрации МО Туапсинский район)
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы оценки результативности функционирования казенного учреждения 6
1.1 Понятие значение оценки результатов деятельности предприятия 6
1.2 Методические подходы к оценке результатов деятельности 9
1.3 Особенности оценки результатов деятельности казенных
учреждений 12
Глава 2 Анализ и оценка результативности деятельности МКУ «Централизованная бухгалтерия управления образования администрации МО Туапсинский район» 16
2.1 Организационно-экономическая характеристика учреждения 16
2.2 Анализ структуры доходов и расходов как основных показателей
эффективности деятельности учреждения 26
Глава 3 Разработка путей улучшения результативности функционирования МКУ «Централизованная бухгалтерия управления образования администрации МО Туапсинский район» 32
Заключение 49
Список использованной литературы 52
Актуальность темы обусловлена тем, что определение уровня эффективности и результативности деятельности любого предприятия является важной задачей для предприятий, в том числе и для казенных учреждений.
В современных рыночных условиях хозяйствования возрастает роль повышения эффективности расходования государственных ресурсов. Недостаточность ассигнований из федерального бюджета влечет за собой перемены в направлениях хозяйствования казенных учреждений, и поэтому казенное имущество необходимо использовать оптимально, что невозможно без анализа и оценки результативности деятельности.
Объект исследования - МКУ «Централизованная бухгалтерия управления образования администрации МО Туапсинский район».
Предмет - анализ результативности деятельности казенного учреждения.
Целью работы является оценка результативности функционирования предприятия и разработка путей её повышения на примере МКУ «Централизованная бухгалтерия управления образования администрации МО Туапсинский район».
В соответствии с целью работы необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть понятие и значение оценки результатов деятельности предприятия;
- раскрыть методические подходы к оценке результатов деятельности;
- рассмотреть особенности оценки результатов деятельности бюджетных учреждений;
- провести анализ и оценку результативности деятельности Управления образования администрации муниципального образования Туапсинский район;
- разработать пути улучшения результативности функционирования МКУ «Централизованная бухгалтерия управления образования администрации МО Туапсинский район».
Структура работы последовательно решает поставленные задачи. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы. В первой главе рассматриваются теоретические и методические основы оценки результативности функционирования бюджетного учреждения.
Во второй главе проведен анализ расходов и доходов МКУ «Централизованная бухгалтерия управления образования администрации МО Туапсинский район» и выявлены основные проблемы эффективности деятельности учреждения.
Третья глава посвящена разработке направлений совершенствования результативности функционирования МКУ «Централизованная бухгалтерия управления образования администрации МО Туапсинский район», а также проведена оценка экономического эффекта от предложенных мероприятий.
Теоретической и методической основой исследования послужили труды зарубежных и отечественных ученых, таких как Бокарева Л.Г., Золотун Е.П., Опальская А.Л. и др.
Практическая значимость данной работы в том, что рекомендованные мероприятия могут быть использованы для снижения расходов и повышения результативности деятельности МКУ «Централизованная бухгалтерия управления образования администрации МО Туапсинский район».
Работа содержит 54 страниц печатного текста, 8 рисунков, 12 таблиц.
По итогам работы были сделаны следующие выводы.
Определение уровня экономической эффективности функционирования предприятия (бизнеса) является важной задачей для собственников предприятий (а среди них может быть и государство), потребителей и поставщиков предприятия, финансовых институтов и других субъектов рыночной экономики.
Понятие экономической эффективности было важным в социалистической экономике и не утратило своей значимости в рыночной экономике, напротив, приобретает все больший вес. Изменившаяся внешняя среда и рыночное окружение формируют потребность при оценке экономической эффективности деятельности предприятия использовать данные, получаемые с помощью оценочной деятельности. Оценочная деятельность по степени значимости постепенно приближается к бухгалтерскому учету и аудиторской деятельности. В современных условиях хозяйствования необходимо, чтобы показатели экономической эффективности учитывали все релевантные параметры внешней среды, включая рыночную конъюнктуру, экологическую безопасность, ориентацию на прогрессивные технологии и др.
Особенно остро проблема оценки эффективности функционирования предприятия стоит перед собственниками предприятия. Востребованность результатов решения проблемы в ходе практической деятельности является подтверждением актуальности решаемых в исследовании задач.
Проведенный анализ результативности деятельности МКУ «Централизованная бухгалтерия управления образования администрации МО Туапсинский район» позволил сделать следующие выводы.
Доходы Управления образования в 2016 году составили 26 млн. 286 тыс., что на 2 млн. руб. выше, чем в 2014 году. В процентном соотношении изменение незначительно, рост составил 8,78 %.
Расходы рассматриваемой организации в 2016 году составили 27 млн. 549 тыс. руб., что на 3 млн. 320 тыс. руб. выше, чем в 2014 году, в процентном соотношении изменение составило 13,7 %.
Чистый операционный результат организации составил -663 тыс. 748 руб. Наблюдается ежегодное ухудшение чистого операционного результата.
В 2016 году в структуре доходов доходы от оказания платных услуг возросли на 23 153 137 руб., что на 825,18 % выше, чем в 2014 году. И из всех доходов, доходы от оказания платных услуг (работ) составляют 98,75 % в структуре всех доходов.
Прочие доходы начиная с 2014 года значительно снизились, в процентном соотношении на 606,16%. К прочим доходам в данной казенной организации относят субсидии и иной доход. Как видно из данных, в 2016 году размер субсидий сократился значительно и составил всего 244 тыс. руб., к примеру в 2014 и 2015 годах размер субсидий был более 20 млн. руб.
Снижение субсидирования в первую очередь связано с нестабильной экономической ситуацией в стране. В целом, финансирование деятельности государственных организаций в настоящее время характеризуется сокращением бюджетных источников финансового обеспечения и значительным ограничением поступления внебюджетных средств.
Наибольшую часть расходов составляет заработная плата сотрудникам.
В 2015 и 2016 году расходы на оплату труда находятся практически на одинаковом уровне, но в 2014 году размер расходов был гораздо ниже, а именно в денежной выражении расходы на оплату труда увеличились на 2,5 млн. руб. в сравнении с 2014 годом.
Также расходы по операциям с активами находятся на высоком уровне. Расходы по операциям с активами включают в себя амортизацию основных средств и нематериальных активов, а также расходование материальных запасов.
Ежегодно расходуются материальные запасы на более чем на 4 млн. руб., суммы амортизационных отчислений не превышают 1 млн. руб. за каждый из рассматриваемых годов.
Наибольшую сумму в структуре расходов по операциям с активами составляют расходование материальных запасов.
В результате проделанной работы можно сформулировать следующие выводы:
1. Рост расходов превышает доходы Управления (доходы выросли на 8,78 %, а расходы на 13,7 %).
2. Наблюдается ежегодное ухудшение чистого операционного результата. В 2016 году чистый операционный результат организации составил - 663 тыс. 748 руб.
3. Снижение субсидирования Управления привело к значительному снижению прочих доходов.
4. Наибольшую часть расходов составляет заработная плата сотрудникам.
5. Расходы по операциям с активами находятся на высоком уровне.
6. Наибольшую сумму в структуре расходов по операциям с активами составляют расходы материальных запасов.
На основе полученных выводов в процессе исследования были сформулированы основные предложения по совершенствованию функционирования организации:
- внедрение принципов «эффективного контракта»;
- аутсорсинг печати;
- сокращение затрат на электроэнергию.
В результате предлагаемых мероприятий получится улучшить деятельность МКУ «ЦБУО» в денежном выражении на 593834,9 руб. в год.
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016). [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/(дата обращения: 18.01.2017).
2. Федеральный закон от 12.01.1996 №7-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О
некоммерческих организациях». [Электронный ресурс]. URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8824/(дата обращения: 18.01.2017).
3. Абанкина И.В. Механизмы организации финансово-экономической деятельности учреждений, обеспечивающие реализацию ФГОС с учетом особенностей финансирования трех типов учреждений (казенные, бюджетные, автономные) // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2016. - № 5. - С. 12.
4. Бокарева Л.Г. Российская государственность: реформы и их итоги // Имущественные отношения в Российской Федерации. - 2013. - № 10. - С. 7.
5. Букина И.С., Черных С.И. Бюджетирование, ориентированное на
результат, и новое правовое положение государственных (муниципальных) предприятий // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. -
2016. - № 1. - С. 25.
6. Жигалов Д.В. Перспективы модернизации бюджетной сети // Руководитель бюджетной организации. - 2015. - № 3. - С. 18.
7. Загарских В.В. Система бюджетирования как основа сметного планирования в производственных подразделениях казенных учреждений // Международный бухгалтерский учет. - 2013. - № 44. - С. 30.
8. Загарских В.В. Составление бюджетной сметы в части, приносящей доход деятельности казенных учреждений // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. - 2012. - № 16. - С. 20.
9. Знаменский Б.И., Шихов А.Ю. Выбытие основного средства в казенном учреждении путем его передачи // Советник бухгалтера бюджетной сферы. - 2015. - № 11. - С. 50.
10. Золотун Е.П. Методологические основы анализа финансового состояния казенного учреждения // Вестник Московского государственного университета печати. - 2012. - №2. - С. 140.
11. Иванова Н.Г., Канкулова М.И. Эффективный контракт в модели бюджетирования, ориентированного на результат // Финансовая аналитика: проблемы и решения. - № 21 (255). - 2015. - С. 25-26.
12. Кирилловых А.А. Казенное учреждение как некоммерческая организация // Право и экономика. - 2016. - № 9. - С. 20.
13. Комиссарова Е.Г. Единство и дифференциация в регулировании правового статуса бюджетных и казенных учреждений // Юридическая наука и правоохранительная практика. - 2013. - № 4. - С. 21.
14. Крапивин Д.С. Казенные, бюджетные и автономные учреждения // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 6. - С. 539.
15. Лисин Н.В., РудникБ.Л. Реформа бюджетного сектора: проблемы, риски и перспективы // Вопросы государственного и муниципального управления. - 2012. - № 2. - С. 60.
16. Ольховская Н.П. К вопросу о правовом положении федеральных государственных учреждений // Военно-юридический журнал. -
2013. - № 5. - С. 17.
17. Опальская А.Л. Предпринимательская деятельность бюджетного
учреждения: учет и налогообложение // Налоговый вестник. -
2014. - №5. - С. 104.
18. Орлова В. С. Поиск резервов снижения затрат на материальные ресурсы // Молодой ученый. - 2014. - №4. - С. 141-143.
19. Останин А.А. Сравнительная характеристика типов государственных (муниципальных) учреждений по новому законодательству // Конституционное и муниципальное право. - 2016. - № 1. - С. 63.
20. Панков Д.А. Анализ хозяйственной деятельности бюджетных организаций. - М.: Новое знание - 2014. - 320 с.
21. Родкевич Е.Ф. Некоторые аспекты правового положения казенных учреждений на примере казенных учреждений // Аграрное и земельное право. -
2014. - № 10. - С. 16.
22. Супроткина В.И. Особенности учета основных средств в бюджетных учреждениях (на примере казенных учреждений) // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. - 2012. - № 4. - С. 9.
23. Терехова В.А. О статусе и налогообложении казенных учреждений // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. -
2015. - № 19. - С. 15-17.
24. Тишков Д.С. Особенности правового положения государственных казенных учреждений на современном этапе // Вестник государственного и муниципального управления. - 2015. - №1. - С. 3.
25. Шишкоедова Н.Н. Некоторые особенности налогообложения казенных учреждений // Советник бухгалтера бюджетной сферы. - 2015. - № 5. - С. 62-74.