Введение 3
1 Характеристика полигона Северо-Кавказской железной дороги: основные
сведения, физико-геграфическое и климатическое описание исследуемой территории 4
1.1 Социально-экономическая и физико-географическая характеристики
исследуемой территории 4
1.2 Климатическая характеристика территории Северо-Кавказской железной дороги 12
2 Анализ опасных явлений по территории Северо-Кавказской железной дороги 22
2.1 Перечень опасных явлений исследуемого полигона железной дороги. 22
2.2 Статистический анализ количества случаев с порывами ветра более 20 м/с 30
3 Комплекс мероприятий по снижению уровня негативного воздействия на железнодорожную инфраструктуру 37
Заключение 44
Список использованной литературы
Северный Кавказ характеризуется сложной орографией, где высокие горные массивы, предгорья и равнины создают разнообразные ветровые режимы. Эти условия влияют как на локальный климат, так и на распределение растительности и животного мира. Ветрозависимость является важным аспектом, определяющим как климатические условия, так и хозяйственную деятельность в различных регионах мира.
Ветры, формируемые различиями в высоте и температуре, могут оказывать значительное влияние на сельское хозяйство, лесное хозяйство и другие отрасли экономики, связанные с природными ресурсами.
Актуальность исследования обусловлена необходимостью понимания ветрозависимости в условиях изменения климата, а также важностью учета ветровых факторов при планировании хозяйственной деятельности в регионе.
Объект исследования - территория Северо-Кавказской железной дороги
Предметом исследования - влияние порывов ветра более 20 м/с на инфраструктуру железнодорожного пути.
Целью данной работы является исследование ветрозависимости по полигону Северо-Кавказской железной дороги, анализ влияния ветровых потоков на климатические условия региона и их последствия для экосистем и хозяйственной деятельности.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
- проанализировать общие климатические особенности исследуемой территории;
- проанализировать количество опасных явлений по территории Северо-Кавказской железной дороге;
- изучить основные характеристики ветрового режима на Северном Кавказе;
- проанализировать влияние ветра на климатические условия в различных частях региона;
- оценить влияние ветровых условий на железнодорожный транспорт.
Территория Северо-Кавказской железной дороги охарактеризовывается разнообразным рельефом, климатическими зонами и уникальной флорой и фауной, представляет собой интересный объект для изучения влияния ветра на природные и антропогенные процессы.
Выводы:
В границах Северо-Кавказской железной дороги средняя температура воздуха равна +13 °C, с ярко выраженным теплым периодом.
Среднее годовое количество осадков по полигону железной дороги составляет 750 мм/год, с максимумом в Ростовской области.
Все показатели перечня опасных явлений являются актуальными для проведения мероприятий на железнодорожном транспорте. Особо влияющими выделяются параметры скорости ветра, очень сильный дождь, гололедно- изморозевые явления, метель и сильная жара.
В условиях расположения Северо-Кавказской железной дороги также учитывается влияния параметра «смерчь», так как участок Туапсе - Адлер южного побережья Черного моря климатически благоприятен для формирования данного явления.
Также отметим, что в последние годы участилась повторяемость формирования крупного града, в частности по предгорным участкам Северо-Кавказской железной дороги, в связи с активной конвективной деятельностью и достаточно заметным увеличением дневной температуры воздуха.
По данным наблюдений на метеорологической станции в г. Анапа за период с 2021 по 2023 год зарегистрировано 80 случаев со скоростью ветра от 20 м/с, ветрозависимым периодом для данной станции является: декабрь- февраль, когда наблюдалось 38 случаев, ноябрь - 13 случаев.
На метеорологической станции в г. Новороссийск за период с 2021 по 2023 год зарегистрировано ПО случаев, ветрозависимыми периодами для данной станции являются: февраль-март, сентябрь-ноябрь, когда наблюдалось от 12 до 16 случаев.
На метеорологической станции в г. Ставрополь за период с 2021 по 2023 год зарегистрировано 42 случая, ветрозависимый период для данной станции является февраль, где отмечалось 10 случаев.
Для предотвращения влияния порывов ветра более 20 м/с устанавливаются защитные щиты.
Преимущества ветрозащитных ограждений:
— сокращение затрат на уборку территории;
— безопасность дорожного движения;
— снижение рисков возникновения ДТП;
улучшение условий на открытой местности.
Ветрозащитные экраны устанавливаются на железнодорожных платформах для защиты пассажиров от ветра. Установленная на железнодорожном перроне ветрозащитная стенка из стальных ветрозащитных панелей способна заменить металлические сетки и заборы из профнастила, а также предотвратить проникновение посторонних на железнодорожное полотно. Ветрозащитные экраны повышают безопасность движения на железной дороге.