Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Правовой статус сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации (Правоохранительная деятельность, Чувашский государственный университет)

Работа №176536

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

юриспруденция

Объем работы73
Год сдачи2025
Стоимость1800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
0
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА СОТРУДНИКА ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 6
1.1. Определение и структура правового статуса сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации 6
1.2. Критерии, предъявляемые к сотруднику органов внутренних дел Российской Федерации 15
2. АНАЛИЗ ЭЛЕМЕНТОВ ПРАВОВОГО СТАТУСА СОТРУДНИКА ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 27
2.1. Права и обязанности сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации 27
2.2. Ответственность сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации 38
2.3. Социальные гарантии для сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации 50
3. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА СОТРУДНИКА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 64


Актуальность темы. В современном обществе требования к праву, как важнейшему инструменту регулирования, становятся всё более актуальными. Оно должно строиться вокруг человека и его прав, чтобы максимально защитить личные свободы и интересы. Но реализовать эти права удаётся не всегда — общество сталкивается с ростом преступности и высоким уровнем коррупции, что делает ситуацию ещё сложнее. Именно поэтому главные задачи — борьба с преступностью и защита прав, свобод и законных интересов граждан — тесно переплелись в деятельности органов внутренних дел. Самый известный пример органов внутренних дел, в данной структуре, это - полиция. Несмотря на то, что полиция — относительно новая структура, она унаследовала множество характеристик своих предшественников, но продолжает развиваться. На переименование милиции в полицию, которое лежит «на поверхности» реформ, большинство населения отреагировало не слишком положительно – от недоумения, до полного неприятия. Вместе с тем, это не просто перемена названия, а шаг, которым обозначена попытка провести глубинную перестройку всей системы Министерства Внутренних Дел. Насколько удачной оказалась это попытка, покажет время, однако можно отметить наличие определенных положительных сдвигов уже налицо.
В результате того, что было принято несколько специализированных законов произошло формирование нового правового статуса органов внутренних дел и ее сотрудников. Все его элементы: цели и задачи органов внутренних дел, принципы их деятельности, набор полномочий (прав и обязанностей), новые требования, предъявляемые к поступающим на службу в органы внутренних дел, ограничения, связанные со службой, усиление ответственности и т.д. говорят о направлении смещения акцентов функционального назначения рассматриваемого органа с традиционного карательного к еще непривычному правозащитному.
Вместе с тем, пока еще сложно говорить о том, что организация деятельности, кадровое, финансовое, материально-техническое обеспечение российской полиции полностью отвечают современным требованиям демократического правового государства. К сожалению, для российской полиции до сих пор характерны невысокая эффективность деятельности, коррумпированность, слабо налаженное взаимодействие с гражданами и т.д. Все это требует продолжения осуществления мероприятий, направленных на модернизацию российской полиции, что, несомненно, отражается и на состоянии правового статуса сотрудника органов внутренних дел. Всем этим и обусловлена актуальность темы данной работы.
Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие по поводу правового статуса сотрудника органов внутренних дел.
Предметом исследования стали правовые нормы, определяющие статус сотрудника органов внутренних дел в России, практика применения этих норм.
Целью данной работы является анализ и систематизация информации о правовом статусе сотрудника органов внутренних дел, разработка предложений по совершенствованию законодательства.
Для этого необходимо решить следующие задачи:
− раскрыть понятие и структуру правового статуса сотрудника органов внутренних дел;
− рассмотреть требования, предъявляемые к сотруднику органов внутренних дел;
− изучить права и обязанности сотрудника органов внутренних дел;
− рассмотреть ответственность сотрудника полиции;
− изучить социальные гарантии сотрудникам полиции.
Теоретическую основу работы составили труды таких исследователей, как Ю.П. Соловей, А.В. Малько, В.Н. Синюков, В.В. Нырков, Д.Н. Бахрах, Ю.И. Мигачев, Л.Л. Попов, С.В. Тихомиров.
Методологическую основу исследования составили общенаучные и частно-научные методы познания. Основным стал диалектический метод исследования.
Также применялись методы анализа, синтеза, системно-структурный, формально-юридический, сравнительно-правовой, исторический и другие методы познания.
Нормативную основу исследования составили Конституция Российской Федерации , Федеральный закон от 07 февраля 2011 № 3-ФЗ (в ред. 19.12.2016) «О полиции» , Федеральный закон от 30 ноября 2011 № 342-ФЗ (в ред. от 05.10.2015) «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» .
Структура данной работы обусловлена ее целями и задачами. Работа состоит из введения, двух глав, раздела, содержащего анализ правоприменительной практики, методической разработки по теме исследования, заключения и списка использованных источников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


На основании проведенного исследования были сделаны следующие выводы.
Уникальность полиции среди прочих органов государственной власти состоит в том, что именно органы охраны правопорядка чаще других напрямую контактируют с гражданами. Можно сказать, что полиция является самым «правоохранительнейшим» полифункциональным органом. От работы сотрудников полиции зависит соблюдение законности в жизни страны, порядок на улицах городов, а иногда и покой в домах и квартирах самих граждан. По числу обеспечиваемых социально значимых государственных функций, по степени проникновения во все слои общества с полицией могут сравниться разве что больницы и школы. Традиционно основной массой населения, полиция воспринимается как главная правоохранительная сила государства.
Правовой статус сотрудника полиции – это его правовое положение в структуре государственного аппарата Российской Федерации, урегулированное нормами права в сфере охраны и обеспечения реализации прав, свобод и законных интересов человека. Ядро правового статуса сотрудника полиции составляют его права и обязанности.
Для сотрудника полиции обязательно наличие трех признаков:
1) гражданство РФ.
2) принадлежности к кадрам полиции;
3) наличия специального звания рядового или начальствующего состава полиции.
Помимо вышеуказанных требований, к сотрудникам полиции предъявляются также высокие личностные и профессиональные требования. Говоря о сущности личностных и профессиональных качествах сотрудников полиции, необходимо отметить, что между людьми могут быть настолько значительные психологические различия, что некоторым сотрудникам, несмотря на наличие достаточного здоровья, и активного стремления овладеть определенной деятельностью, фактически очень тяжело освоить необходимый минимум профессионального мастерства.
Основным элементом административно-правового статуса сотрудника полиции являются его права и обязанности, которые могут быть общими и специальными или должностными. Общие полномочия сотрудника полиции являются его правами и обязанностями как гражданина РФ и как государственного служащего. Специальные полномочия являются правами и обязанностями, которые сотрудником полиции выполняются по должности. Они производны от прав и обязанностей полиции и являются формой их реализации.
Социальные гарантии деятельности сотрудника полиции выражаются в социальном обеспечении сотрудника полиции, целью которого является разумное и оптимальное удовлетворение его личных интересов, которые не должны ущемляться из-за осуществления им правоохранительной деятельности.
Подводя итог, следует отметить, что принятый Федеральный закон «О полиции» – значительный шаг по пути унификации деятельности полиции. Необходимо разработать кодифицированный федеральный закон, специально регламентирующий деятельность полиции.
Представляется необходимым сделать это в форме Кодекса Полиции, который объединит нормы Федерального закона «О полиции» и Федерального закона «О службе в органах внутренних дел и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Таким законодательным решением в значительной мере сократится подзаконное нормативное правовое регулирование и повысит качество правовой основы деятельности полиции. При этом следует минимизировать подзаконное нормативное регулирование (прежде всего, сократить число бланкетных норм).



1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (в ред. от 21.07.2014) // Российская газета. 1993. 25 дек.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 N 51-ФЗ (в ред. от 28.03.2017)// Собрание законодательства РФ. 1994.— № 32. — Ст. 3301.
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 N 195-ФЗ (в ред. от 07.06.2017) //Собрание законодательства РФ.2002. — № 1 (ч. 1). — Ст. 1.
4. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 N 174-ФЗ (в ред. от 07.06.2017) //Собрание законодательства РФ.2001. — № 52 (ч. I). — Ст. 4921.
5. Федеральный закон от 07 февраля 2011 № 3-ФЗ (в ред. 19.12.2016) «О полиции» // Собрание законодательства РФ.2011. —№ 7. — Ст. 900.
6. Федеральный закон от 30 ноября 2011 № 342-ФЗ (в ред. от 05.10.2015) «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ.2011. — № 49 (ч. 1). — Ст. 7020.
7. Указ Президента РФ от 01 марта 2011 г. № 248 (в ред. от 05.04.2016) «Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации. Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2011. — № 10. — Ст. 1334.
8. Указ Президента РФ от 01 марта 2011 г. № 250 (в ред. от 27.06.2014) «Вопросы организации полиции» // Собрание законодательства РФ. 2011. — № 10. — Ст. 1336.
9. Приказ МВД России от 30.01.2023 № 34 «Об утверждении Порядка организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации».
10. Приказ МВД России от 03.06.2024 № 302 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации».
11. О внесении изменений в статьи 31 и 12 Федерального закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации": Федеральный закон от 28.12.2024 № 525-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2024.
12. Приказ МВД РФ от 25.10.2023 № 800 "О внесении изменений в Приказ МВД России от 14 сентября 2020 г. № 640 "Об утверждении порядка присвоения, подтверждения квалификационного звания, снижения в квалификационном звании, лишения квалификационного звания и ведения учета сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, имеющих квалификационные звания".
13. О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 19.07.2011 № 247-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2011. – № 30, ч. 1, — ст. 4595.
14. Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации" от 27.07.2004 N 79-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2004. — Ст.57-58.
15. Указ Президента РФ от 22.12.2015 N 650 (ред. от 05.08.2024) "О порядке сообщения лицами, замещающими отдельные государственные должности Российской Федерации, должности федеральной государственной службы, и иными лицами о возникновении личной...// Собрание законодательства РФ. 2015.
16. Федеральный закон от 30.11.2011 № 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (ред. от 28.12.2024)// ст. 9, 13, 14.
17. Приказ МВД России от 20.06.2024 № 350 "Об утверждении Перечня должностей сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, при замещении которых выплачивается ежемесячная надбавка за особые условия службы, и размеров надбавки по этим должностям"// зарег. в Минюсте 16.07.2024 № 78827 // вступил в силу 27.07.2024.
18. Приказ МВД России от 2 февраля 2024 г. № 44 “Об утверждении Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации” // зарег. в Минюсте России
12 марта 2024 г.
19. Приказ МВД России от 21 октября 2024 г. № 620 // зарег. в Минюсте России 12 декабря 2024 г.
II. Судебная практика
20. Постановление Конституционного Суда РФ от 19.03.2003 г. № 3-П.// Собрание законодательства РФ, 07.04.2003, — № 14, — ст. 1302
21. Апелляционное определение СК по гражданским делам Кемеровского областного суда от 12 марта 2013 г. по делу № 33-2026// URL: http://soj.consultant.ru/cgi/online.cgi?req=doc;base=AOUR;n=442952;div=ASOJ;mb=AODV;ts=9B2A34025C7200E4C863337204B9527B;rnd=0.0441896275151521 (дата обращения: 02.06.2025).
III. Научная и учебная литература
22. Агапов А.Б. Административное право: учебник для бакалавров. М.: Юрайт, 2012. — 516с.
23. Административное право Российской Федерации. Учебник для академического бакалавриата. Мигачев Ю.И., Попов Л.Л., Тихомиров С.В. М.: Юрайт, 2014. — 678с.
24. Административное право Российской Федерации. // Учебник для бакалавров // Мигачев Ю.И., Попов Л.Л., Тихомиров С.В.; под ред. Попова Л.Л. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2013. — 801 с.
25. Административное право Российской Федерации: // Учебник для бакалавров // ред. Попов Л.Л. – М.: РГ-Пресс, 2013. — 911 с.
26. Административное право. Учебное пособие для прикладного бакалавриата. 8-е изд., перераб. и доп. Макарейко Н.В. М.: Юрайт, 2014. — 1092 с.
27. Административное право: развитие теоретических основ и модернизация законодательства. – Сер.: Юбилеи, конференции, форумы. – Вып. 8 // под ред. Старилова Ю.Н. – Воронеж: Издательство Воронежского государственного университета, 2013.— 178с.
28. Государственная служба в органах внутренних дел Российской Федерации: учебное наглядное пособие / сост.: В. С. Бялт, А. Д. Косолапов, С. Н. Трипутин. — СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2019. — 261 с.
29. Административное право: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция»: Братановский С.Н., Зеленов М.Ф., Марьян Г.В. М.: Юнити -Дана, 2014. — 637 с.
30. Булавин С.П., Черников В.В. Правовой статус сотрудника полиции // Административное право и процесс. — 2011. — № 9. — 2-11 с.
31. Юридическая ответственность участковых уполномоченных полиции: учебное пособие / Е.А. Титова, О.Д. Овчинникова. – Барнаул: Барнаульский юридический институт МВД России — 2015. – 64 с.
32. Алексеев И.А, Виноградов В.А., Егоров С.А. и другие. Конституционное право России. Учебник для бакалавров. М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2013. — 712 с.
33. Андрианов А.С. Личностные и профессиональные качества сотрудников правоохранительных органов Российской Федерации [Текст] / Андрианов А.С. // Приоритетные направления развития науки и образования: материалы VIII Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 29 янв. 2016 г.) / редкол.: Широков О.Н. [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. — № 1 (8). — С. 99–101.
34. Аршанов С.Ю. Безопасность дорожного движения в социуме [текст] / Аршанов С.Ю., Сапронов А.В. // Научное сообщество студентов: Материалы VII Междунар. студенч. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 28 февр. 2016 г.) / Редкол.: Широков О.Н. [и др.]. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. – С. 138–140.
35. Бахрах Д.Н. Административное право России: учебник. М.: Эксмо, 2011. — 902 с.
36. Бельвебер Д.Э., Мурзанаева И.П. ФЗ РФ «О полиции» и развитие инновационного законодательства России // «Россия: потенциал инновационного развития. Сборник научных статей аспирантов и студентов», СПб.: Институт бизнеса и права, 2012. — 122 с.
37. Бриллиантов А. Проблемы применения дефиниции «рецидив преступлений» // Уголовное право. 2010. — № 2. С 28–30.
38. Гусев А.В. Правовой статус правоохранительных органов исполнительной власти: теория и практика конституционно-правового и международного договорного регулирования: автореф. Дис. канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2011. — 23 с.
39. Гуценко К.Ф. Правоохранительные органы. Учебник. - М.: Кнорус, 2015. — 411 с.
40. Дехтяренко М.С., Митрофанова А.В., Сапронов А.В.// Здоровье сберегающая деятельность образовательного учреждения: эффективные приемы и методы. 2017 — 76 с.
41. Епихин А. Ю. Правовые основы безопасности личности и уголовного судопроизводства в отдельных международных документах // Международное уголовное право и международная юстиция. – 2012. – №2. – С. 12–14
42. Кваша Л.Ф. Муниципальная власть и ее возможности по обеспечению охраны общественного порядка (организационно-правовой аспект) // Государственная власть и местное самоуправление. 2006. № 3. С 10 – 14
43. Кононов А. М. Актуальные проблемы организации полиции в системе МВД России [Текст] / Кононов А.М.// Труды Академии управления МВД России. -2012. — № 1. — С. 50 – 53.
44. Кудин В.А. От полиции Российской Империи к полиции Российской Федерации: два века истории// Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 50 – 2011. — С. 18-21
45. Малков В.П. Множественность преступлений: сущность, виды, правовое значение // Малков В.П. Избранные труды. В 3 т. Т. 1. Казань, 2011. – 65 с.
46. Малько А.В., Синюков В.Н., Нырков В.В. Правоохранительная система в современной России: состояние и стратегия развития // Современное общество и право. 2011. — № 1. — С. 42- 45
47. Правоохранительные органы: учебник под ред. Сыдорука И.И., Ендольцевой А.В., Галустьяна О.А. М.: Закон и право 2012 г. — 409 с.
48. Правоохранительные органы: учебное пособие под ред. Ендольцевой А.В. М: Закон и право - 2012 г. — 516 с.
49. Простяков В.В. Психологические требования к личности и профессиональной деятельности сотрудника органов внутренних дел // Юридическая психология. – 2012. – №1. – С. 3–15.
50. Профессиональный (квалификационный) стандарт Министерства внутренних дел Российской Федерации для сотрудника полиции, прошедшего обучение, подготовку (переподготовку) в высшем профессиональном образовательном учреждении МВД России. М.: 2013. — 75 с.
51. Сапронов А.В. Правовая культура как фактор безопасности на дорогах [текст] / Сапронов А.В., Волосунова Е.Ю. // Проблемы развития общества: право, экономика, технологии: Материалы Всерос. студенч. практ. конф. 22 апреля 2016 г. Курский институт кооперации (филиал) БУКЭП. – 2016. – С. 45–47.
52. Соловей Ю.П. Федеральный закон «О полиции» как основной источник отечественного полицейского права // Полиция – новый институт современной государственной правоохранительной системы–Омск: Омская академия МВД России, 2012. — С. 17-21
53. Сумин А.В. Содержание понятия "общественный порядок" в законодательстве Российской Федерации и нормах международного права // Вестник Воронежского института ФСИН России. 2011. № 2. — С. 125-127
54. Тихомирова Л.В., Тихомиров М.Ю. Юридическая энциклопедия // под редакцией Тихомирова М.Ю. – М.: Изд-во Тихомирова М.Ю., 2012. 765 с.
55. Флоря Д.Ф. Екимцев С.В. Некоторые аспекты розыска без вести пропавших// Проблемы правоохранительной деятельности № 2 – 2016 – С.63-65
56. Хегай Ю.А. Безопасность дорожного движения – важнейшая часть социально-экономического развития страны: научная статья [текст] / Хегай Ю.А. – М., 2014. – №9. – С. 111–115
57. Хисамутдинов Ф.Р. Особенности предупреждения профессиональной и рецидивной преступности / Хисамутдинов Ф.Р., Шалагин А.Е. // Вестник Казанского юридического института МВД России, 2014. - № 4 (18). – С. 13-17.
58. Хорьков В.Н. К вопросу о природе полиции // Современное право. 2012. № 10. — С. 20 – 24
59. Шестаков Д. А. Суждения о преступности и вокруг нее / Шестаков Д.А. - СПб.: Юридический центр, 2015. — 84 с.
60. Юрицин А.Е. Актуальные вопросы совершенствования Федерального Закона «О Полиции»//Вестник Омского университета. 2015 — С. 13-17
61. Иванов, И. И. Актуальные проблемы правового статуса сотрудника полиции / И. И. Иванов // Вестник Московского университета МВД России. – 2022. – № 3. – С. 123-128.
62. Петров, П. П. Дуализм правового положения сотрудника полиции / П. П. Петров // Юридическая наука. – 2023. – № 4. – С. 87-92.
63. Сидоров, С. С. Правовые и социальные гарантии сотрудников органов внутренних дел / С. С. Сидоров // Законность. – 2021. – № 11. – С. 34-38.
64. Смирнов, А. А. Территориальная юрисдикция деятельности сотрудника полиции / А. А. Смирнов // Полицейская деятельность. – 2024. – № 1. – С. 45-51.
65. Соколов, Д. Д. Разграничение видов юридической ответственности сотрудника полиции / Д. Д. Соколов // Российская юстиция. – 2022. – № 7. – С. 23-27
66. Федоров, В. В. Регламентация "уличных" полномочий сотрудника полиции / В. В. Федоров // Административное право и процесс. – 2023. – № 9. – С.19-24.
67. Дмитриева Н.И. Правовой статус сотрудника полиции: проблемы совершенствования // Научный журнал. 2018. №2 (25). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovoy-status-sotrudnika-politsii-problemy-sovershenstvovaniya (16.01.2025)

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ