ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 1. РЕЧЕВОЙ ЖАНР «МОТИВИРУЮЩАЯ ИСТОРИЯ» КАК ОБЪЕКТ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ 6
1.1 Проблематика речежанровой лингвистики 6
1.2 Речевой жанр «мотивирующая история»: определение и использование в поликультурной профессионально-ориентированной коммуникации 14
Глава 2.РЕЧЕВОЙ ЖАНР «МОТИВИРУЮЩАЯ ИСТОРИЯ»: ОПИСАНИЕ И СТРУКТУРА ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ФЕНОМЕНА 24
2.1 Жанрообразующие характеристики мотивирующей истории в поликультурном контексте 24
2.2 Программа элективного курса по литературе «Истории успеха деловых людей в российской и зарубежной художественной литературе и современной деловой литературе» 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЕ «ТЕКСТЫ МОТИВИРУЮЩИХ ИСТОРИЙ» 68
Современные реальности общения, описываемые понятием речевой жанр, требуют изучения и развития в вопросах объединения лексики с семантикой речи, в вопросах обучения пользования языком, применения в конкретных ситуациях коммуникации и других. На современном этапе развития, в науке нет единого принятого подхода к трактовке понятия «речевой жанр», нет общепринятых схем анализа конкретных речевых жанров. В рамках коммуникативной лингвистики, теории коммуникации, при активном развитии профессиональных, социальных коммуникаций в поликультурной среде, актуализируются вопросы изучения содержания, структуры, специфики использования различных речевых жанров, для достижения целей коммуникации. Среди различных ситуаций профессиональной коммуникации, происходящих в условиях поликультурности, отмечается определенное число, имеющих общие содержательные элементы. Так, например, собеседование с претендентом на вакантную должность, презентация нового продукта, выступление с планом проведения изменений в организации, реализация программы обучения сотрудников и множество других ситуаций коммуникации, в компаниях, действующих в поликультурной среде, может происходить с использованием жанра речи «мотивирующая история».
Актуальность работы определяют задачи изучения мотивирующего высказывания в поле профессиональной коммуникации как поликультурного феномена.
Картотеку автора составляют 182 текста мотивирующих историй, собранных за период 2016 - 2017 гг., представленные как в опубликованных литературных работах различных авторов, так и в ресурсах сети интернет.
Новизна работы связана с уточнением сущностного содержания речевого жанра «мотивирующая история», с учетом целей его профессиональной направленности. Существующие теоретические положения, в результате исследования, также дополнены определением характеристик жанра речи «мотивирующая история» и выделением особенностей, связанных с поликультурной коммуникативной универсальностью жанра речи «мотивирующая история»
Практическая значимость выполненного анализа заключается в выделении основных ситуаций профессиональной коммуникации, где используются «мотивирующие истории», в определении условий использования «мотивирующих историй» для обеспечения эффективности различных профессиональных коммуникаций, и подготовке элективного курса по литературе для учеников средней школы.
Объектом исследования в работе является мотивирующее высказывание в поле профессиональной коммуникации. Предметом исследования является речевой жанр «мотивирующая история».
Целью работы является анализ создания структуры речевого жанра «мотивирующая история». Постановка данной цели потребовала решения в работе следующих задач:
1. Изучить современную проблематику речежанровой лингвистики
2. Уточнить содержание речевого жанра «мотивирующая история» и выделить специфику его использования в поликультурной профессионально - ориентированной коммуникации
3. Выделить жанрообразующие характеристики мотивирующей истории в поликультурном контексте
4. Разработать программу элективного курса по литературе «Истории успеха деловых людей в российской и зарубежной художественной литературе и современной деловой литературе»
При выполнении работы использованы методы эмпирического исследования при выделении жанрообразующих характеристик речевого жанра «мотивирующая история» (сравнение, сопоставление), теоретического познания (формализация, при уточнении сущностных характеристик, структуры речевого жанра, восхождение от абстрактного к конкретному - при описании ролей участников ситуации коммуникации, где используются мотивирующая история), общелогические (анализ, обобщение - при выделении основных видов профессиональной коммуникации и решении других задач), «вопросно-ответный» - при проведении опроса для выделения целеориентирующих характеристик РЖ «Мотивирующая история» и др....
Выполненное исследование показывает, что среди значимых теоретических проблем речевых жанров находится поиск и осмысление видов системности и ее форм, или упорядоченности речи, а также поиск тех аспектов, или параметров текстово-речевого общения, которые подлежат упорядочению, работать с которыми помогают речевые жанры.
Изучение позволяет сделать выводы о трех основных, существующих в науке направлениях, связанных с изучением теории речевых жанров. Один из них, по мнению М.Я Гловинской, по сути, является лексическим. В рамках данного направления значительное внимание исследователями уделяется актам речи, использованию глагольных форм в речи. Ряд ученых, в числе которых Т.В. Шмелева, считает такое представление ограниченным, для того чтобы получить объективное и достаточно полное представление о речевом жанре. Другим направлением, используемым учеными в своих работах, является использование анализа текстового материала, базирующегося на изучении их жанровой основы, природы. Т.В. Матвеева отмечает, что в данном направлении, предлагаемом называться стилистическим, внимание ученых направлено на исследование композиции текста, использование специфической лексики и других аспектах, во многом основанных на литературоведческих принципах. Еще одним, выделенным направлением современного изучения теории речевых жанров, является подход, в основе которого лежит постулат о том, что речевой жанр - это особая модель высказывания. Ряд ученых высказывает мнение о том, что именно данное направление максимально отражает идеи признанного ученого, во многом основоположника исследований теории речевого жанра, М.М. Бахтина. В работах ряда авторов предложено называть его речеведческим, основанном на речеведческом анализе текста. Именно в рамках данного направления возможно создание полной классификации речевых жанров.
Изучение показывает, что теория речевых жанров взаимосвязана со многими смежными областями лингвистики. Например, теория коммуникации использует положения теории речевых жанров при объяснении систем коммуникативных ценностей, которые определенным образом проявляются в процессе коммуникации, в рамках конкретного речевого жанра. В.И. Карасик, Г.Г. Слышкина считают жанровое оформление поведения участников коммуникации одним из основных постулатов коммуникативной лингвистики. Ряд ученых высказывает мнение о том, что значительным сдерживающим фактором развития теории речевых жанров является тот факт, что именно само понятие «речевой жанр» является неоднозначным и до конца не уточненным, неопределенным термином. В качестве основной цели, которая исследователями определена для жанроведения, называется необходимость представления речевого общения качественно, адекватно, полно, в рамках единой плоскости. Актуальным результатом данной работы будет создание энциклопедии речевых жанров, включающей множество национальных энциклопедий.
Изучение показывает, что в России сегодня существует значительный потенциал для развития теории речевых жанров. Выделились несколько научных центров в различных регионах страны. Они успешно работают в таких городах как Санкт-Петербург, Москва, Орел, Волгоград, Краснодар, Саратов, Тверь, Екатеринбург, Пермь, Омск, Новосибирск, Красноярск. Внимание ученых страны сегодня направлено на создание специального метаязыка для описания речевого жанра, описание существующих речевых жанров, их классификацию.
Существующая ситуация актуализирует необходимость продолжения работы по обобщению, систематизации всех значимых научных результатов, теоретических разработок по теории речевого жанра. Требует развитие опыт практических исследований, включающий продолжение изучения отдельных жанров, вопросы анализа речи, в контексте жанровой организации в целом, развития взаимодействия с другими направлениями лингвистики....
1. Азимов, Э.Г. Щукин, А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). - М.: Издательство ИКАР, 2009.- 448 с.
2. Алефиренко Н. Ф. Теория речевых жанров и прагматика дискурса // Филология Вестник КемГУ - 2012. - № 4 (52) Т. 3 - С.16-21.[Электронный ресурс]. Режим доступа: Ше:///Н:/на%20ВКР/1:еопуа-гесйеууй-7Йапгоу-1- pragmatika-diskursa.pdf.
3. Алпатов В.М. Проблема речевых жанров в работах М.М. Бахтина // Жанры речи. Саратов: «Колледж».- 2002. - №3. -318 с.
4. Андрианова, Н. С. Жанры Интернет-коммуникации: о некоторых подходах [Электронный ресурс].- Луганск. -2008. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.nbuv.gov.ua/portal/Natural/Vdpu/Movozn/2008_14/article/3 .pdf.
5. Балашова Л.В. Номинация речевых жанров и их компонентов в современном русском языке // Жанры речи. - Саратов: «Наука».-2009. -№6.
6. Бахтин, М.М. Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках. Опыт философского анализа [Текст] / М.М. Бахтин // Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. — 307с.
7. Бахтин, М.М. Собрание сочинений [Текст] В 7 т. Т. 5. Работы 1940¬1960 гг. / М.М. Бахтин. - М.: Русские словари, 1996. — 798с.
8. Бахтин М.М. Проблема речевых жанров // Бахтин М.М. Собр. соч. - М.: Русские словари. - 1996. - Т.5: Работы 1940-1960 гг. - С.159-206.
9. Богин Г.И. Речевой жанр как средство индивидуации текста // Жанры речи. -Саратов: «Колледж». - 1997. -№ 1. -212 с.
10. Вежбицкая А. Речевые жанры // Жанры речи. - Саратов: «Колледж». - 1997.-№ 1. -212 с.
11. В историях - жизнь. Storytelling-технологии в бизнесе. [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://www.oratorica.com/news/articles/storytelling_ yanyhbash
12. Волынкина С.В. Речевые жанры похвалы и комплимента в бытовой сфере общения и коммуникативной среде телевизионного ток-шоу: Автореф. ... канд. филол. наук. Красноярск, 2009.
13. Вопросы стилистики: Вып. 26. Язык и человек / Под ред. О.Б. Сиротининой. Саратов, 1996.
14. Гловинская, М.Я. Семантика глаголов речи с точки зрения теории речевых актов [Текст] / М.Я. Гловинская // Русский язык в его функционировании. Коммуникативно-прагматический аспект. - 1993. С. 158-218
15. Голубева И.В. Об исследовании электронного гипертекста в свете теории речевых жанров //Альманах современной науки и образования в 3-х ч. Ч. III.. - Тамбов: Грамота. - 2007.- № 3 (3) - C. 58-62. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.gramota.net/materials/1/2007/3-3/25.html....(79)