Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Сказка» г. Городовиковска Республики Калмыкия.
Выборка: 20 человек старшей группы.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ...3
Глава 1 Теоретические основы развития творческих способностей детей дошкольного возраста6
1.1 Психолого-педагогические основы развития творческих способностей детей дошкольного возраста...6
1.2 Основные условия и средства развития творческих способностей детей дошкольного возраста...10
1.3 Аппликация как средство развития творческих способностей дошкольников...15
1.4 Аппликация из ткани как эффективное средство развития творческим способностей детей старшего дошкольного возраста...21
1.5 Методы и методика развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе выполнения аппликации................24
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе выполнения аппликации из ткани...31
2.1 Диагностика уровня развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста...31
2.2 Разработка комплекса занятий с использованием аппликации из ткани, способствующие развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.......................42
2.3 Анализ эффективности использования аппликации из ткани в процессе развития творческих способностей старших дошкольников...........................57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...65
ПРИЛОЖЕНИЕ 1...69
ПРИЛОЖЕНИЕ 2...70
ПРИЛОЖЕНИЕ 3...
Актуальность. В современном образовательном процессе особое внимание уделяется развитию творческих способностей детей, поскольку именно в детском возрасте закладываются основы личностного роста, креативности и самовыражения. Важно отметить, что творческое развитие детей не ограничивается лишь художественными навыками, но охватывает широкий спектр умений и компетенций, которые способствуют формированию целостной личности.
Одним из эффективных средств, способствующих развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста, является аппликация из ткани. Этот вид художественной деятельности не только развивает эстетическое восприятие и мелкую моторику, но и способствует формированию таких важных качеств, как воображение, фантазия, умение работать в команде и принимать решения.
Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано, или хотя то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше. Иначе говоря, творческое начало в человеке - это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия. [24, с. 37]
В. В. Давыдов, А. В. Запорожец, Н. Н. Поддьяков обращают внимание на способность дошкольников в процессе включения в творческую деятельность по созданию аппликации, выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связи между отдельными явлениями и отражать их в образной форме. Этот процесс особенно заметен в различных видах практической деятельности, в процессе которой формируются обобщенные способы анализа, синтеза, сравнения и сопоставления, развивается умение самостоятельно находить способы решения творческих задач, умение планировать свою деятельность, раскрывается творческий потенциал [7, c 186].
Аппликация из ткани представляет собой увлекательный и доступный способ самовыражения, который позволяет детям экспериментировать с цветами, текстурами и формами. Работа с тканью развивает не только художественные навыки, но и способствует развитию практического мышления, что является важным аспектом в подготовке детей к школе. В процессе создания аппликаций дети учатся планировать свои действия, анализировать результаты, а также проявлять терпение и настойчивость. Таким образом, аппликация из ткани становится не просто творческой деятельностью, а целым процессом, который формирует у детей целый ряд навыков, необходимых для успешной социализации и адаптации в обществе.
Важность развития творческих способностей в дошкольном возрасте подтверждается многочисленными исследованиями, которые указывают на то, что именно в этот период происходит активное формирование креативного мышления. Дети, которые имеют возможность заниматься творческой деятельностью, как правило, легче справляются с учебными заданиями, обладают большей гибкостью мышления и способны находить нестандартные решения в различных ситуациях. В этом контексте аппликация из ткани становится не только средством художественного самовыражения, но и важным инструментом для формирования креативных навыков, которые будут полезны детям на протяжении всей их жизни.
Целью исследования является выявление эффективности использования аппликации из ткани как метода, способствующего развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Объект работы - процесс развития творческих способностей детей старшего дошкольника.
Предмет работы - аппликация из ткани в работе с детьми дошкольного возраста как средство развития творческих способностей.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что занятия аппликацией из ткани будет влиять на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, если:
– разработан и реализован комплекс занятий с использованием нетрадиционной техники аппликации из ткани;
– организована просветительская работа с родителями (законными представителями) по вопросам художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста.
Для достижения этой цели поставлены задачи:
- анализ теоретических аспектов, связанных с развитием творческих способностей через художественную деятельность,
- изучение практических аспектов применения аппликации из ткани в образовательном процессе;
- разработкаи апробация комплекса занятий «Чудеса из ткани».
Методы исследования:
Практическая значимость исследования: разработанное и реализованное на практике исследование может быть использовано в практической деятельности педагогами других дошкольных учреждений.
Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Изобразительная деятельность – интересный и полезный вид деятельности, в процессе которого разнообразными способами с применением различных материалов создаются выразительные и графические изображения. Творчество стимулирует детей к созданию новых образов, учит видеть мир в ярких красках.
В дошкольной образовательной организации развитие творческих способностей происходит в процессе изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация и конструирование). Каждый из этих видов изобразительной деятельности помогает ребенку отразить свои впечатления об окружающем мире и способствует развитию детского изобразительного творчества. Поэтому общие задачи, стоящие перед изобразительной деятельностью, конкретизируются в зависимости от особенностей каждого вида, своеобразия материала и приемов работы с ним.
Проведенное нами исследование позволило определить уровень развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
На основании полученных результатов диагностики, а также анализа и обобщения психолого-педагогической и научно-методической литературы, была выстроена программа действий по успешному развитию творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе аппликации в экспериментальной группе. Развитие творческих способностей у дошкольников осуществлялось в ходе организации аппликации, образовательной деятельности, совместной деятельности педагогов, детей и родителей, в процессе организованного обучения и самостоятельной деятельности детей. Разработанный комплекс мероприятий может успешно функционировать и развиваться в результате обеспечения комплекса педагогических условий: повышение компетентности педагога в вопросах развития творческих способностей дошкольников, единство требований к детям от педагогов и родителей в вопросах развития творческих способностей, организациипредметно-развивающей среды.
Зарождение творческих способностей человека начинается в детстве, в той поре, когда творческие проявления во многом произвольны и даже необходимы. Концепция дошкольного воспитания рассматривает воображение и творчество как предпосылки формирования личностной культуры.
Роль дошкольного образовательного учреждения в процессе развития творческих способностей огромна. Поэтому основная задача педагога в работе с детьми старшего дошкольного возраста состоит в создании благоприятных условий для развития творческих способностей у старших дошкольников.
Анализ научно-педагогической и методической литературы по проблеме развития творческих способностей детей свидетельствует о том, что интерес к изобразительной деятельности детей обуславливается важностью для развития личности ребенка, и с годами потребность в ней не слабеет, а только возрастает и увеличивается. К 5-6 годам у ребенка формируются любознательность, детям этого возраста характерно огромное желание познавать окружающий мир. Поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, воспитатель способствует расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний – это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности.
Использование возможностей аппликациив развитии творческих способностей у детей дошкольного возраста влияет на формирующуюся личность ребёнка, развитие эстетического и художественного вкуса, творческую и познавательную активность; воспитание любви к различным видам современного творчества.
Комплекс мероприятий направленный на повышение уровня развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе аппликациииз ткани оказался эффективным, что подтверждают позитивные изменения контрольного этапа исследования в сравнении с констатирующим этапом.
Исследование позволило выявить особенности аппликации из ткани как приёма обучения, его влияние на развитие творческих способностей дошкольников. Практическая значимость исследования заключалась в разработке научно – обоснованных рекомендаций по использованию аппликации из ткани в развитии творческих способностей у дошкольников, которые положительно оценены в ходе практической работы по данному вопросу.
Подводя итог проделанной работы, можно сказать, что вопрос развития творческих способностей детей дошкольного возраста является актуальным. Дошкольное детство – это период, когда формируется личность ребёнка, раскрываются творческие, познавательные способности. И, конечно, развиваются творческие способности. Важно в этот период применить все имеющиеся методы и приёмы для развития творческих способностей. Аппликация – оптимальный приём для работы с детьми.
По итогам работы можно сделать вывод: аппликация положительно влияет на развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста, если будет проводиться планомерная, методически грамотная работа со стороны педагога в тесной взаимосвязи с родителями.
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология/ Г. С. Абрамова. - М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000. - 624с.
2. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды. В 2 т. Т.2 / под ред. А. А. Бодалева Б. Ф. Ломова и др. М.: Педагогика, 2006. - 287 с.
3. Асмолов А. Г. Психология личности: принципы общепсихол. Анализа/ А. Г. Асмолов. - М.: Изд-во МГУ, 2010.- 354 с.
4. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей/ Д. Б. Богоявленская. – М.: Академия, 2002. – 320 с.
5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте/ Божович Л. И. – СПб.: Питер, 2008. – 400 с.
6. Валитова И. Е. Психология развития ребенка дошкольного возраста: задачи и упражнения / И.Е. Валитова. – 2-е изд. – Минск Университетское, 2015. – 158 с.
7. Велтистов М. Е. Развитие творческого воображения ребенка в изобразительной деятельности / М. Е. Велтистов. // Одаренный ребенок. – 2013. – № 6. – С. 34–48.
8. Виноградова Н. А. Дошкольное образование. Словарь терминов / Н. А. Виноградова. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 400с.
9. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк: Книга для учителя/ Л. С. Выготский. – М.: Просвещение. – 1991. – 198 с.
10. Выготский Л. С. Собрание сочинений в 6 томах. Том 2. Мышление и речь/ Л. С. Выготский –.М.: Говорящая книга, 2012. – 352с.
11. Гогоберидзе А. Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник для ВУЗов/ А. Г. Гогоберидзе – Спб.: Питер, 2015.– 464 с.
12. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников/ Г. Г. Григорьева. – СПб.: Детство-Пресс, 1997. – 224с.
13. Диченскова А.М. Страна пальчиковых игр: идеи для развития мелкой моторики/ А. М. Диченскова - Ростов – на – Дону: Феникс, 2016. – 222 с.
14. Дьяченко М.Н. Психологический словарь-справочник/ М. Н. Дьяченко, Л. Л. Кандыбович. - Мн., 2001. – 574 с.
15. Ермолаева М.В. Психология развития/ М. В. Ермолаева – М.: Издательство: Московский психолого-социальный институт, НПО МОДЭК, 2009. – 376 с.
16. Зимняя И.А. Психология воспитания / И.А. Зимняя. – М.: Просвещение, 2006. – 222 с.
17. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности/ Е. П. Ильин – СПб.: Питер, 2013. – 448 с.
18. Казакова Т.Г.Развивайте у дошкольников творчество/ Т. Г. Казакова. - М.: Просвещение, 2005. – 146с.
19. Козлова С. А. Дошкольная педагогика/ С. А. Козлова, Т. А. Куликова. – М.: Академия, 2002. – 415 с.
20. Комарова Т.С. Детское художественное творчество/ Т. С. Комарова – М.: Мозаика-Синтез, 2015. – 168 с.
21. Косякова О.О. Психология раннего и дошкольного детства / О.О. Косякова. – Ростов н/Д. : Феникс, 2014. – 415 с.
22. Кудрявцев В.Т. Ребёнок - дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей/ В.Т. Кудрявцев// Дошкольное воспитание -1995. - № 9. - С. 52-59.
23. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека/ И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. – М.: ТЦ Сфера,2008.-464с.
24. Леонтьев А. А. Теория речевой деятельности/ А. А. Леонтьев. – М.: Высшая школа, 2001. – 294 с.
25. Лобанова Е.А. Дошкольная педагогика/ Е. А. Лобанова - Балашов: Николаев, 2005. - 76 с
26. Люблинская А. А. Воспитателю о развитии ребенка/ А. А. Люблинская. – М.: Просвещение, 2001. – 256 с.
27. Максаков А. И. Учите, играя/ А. И. Максаков, Г. А. Тумаков. – М.:, Мозаика – Синтез, 2005. –176с.
28. Микляева Н. В. Дошкольная педагогика. Теория воспитания/ Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева. – М.: Академия, 2013.– 208 с.
29. Микляева Н. В. Познавательное и речевое развитие дошкольников/ Н. В. Микляева – М.: Сфера, 2015. –208 с.
30. Мухина В. С. Возрастная психология/ В. С. Мухина. – М.: Академия, 2010. – 456с.
31. Немов Р.С. Психология. В 3-х кн./ Р. С. Немов – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2003.- Кн.2:Психология образования. -688с.
32. Обухова Л.Ф. Возрастная психология/ Л. Ф. Обухова. – М.: Педагогическое общество России, 2011. – 243 с.
33. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://gumfak.narod.ru
34. Портал «Российские электронные библиотеки» [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.elbib/ru.
35. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 года № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». – Режим доступа: минобрнауки. рф.
36. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии/ С. Л. Рубинштейн. – М.: Наука,1989. – С.468
37. Сакулин, Н.П. Изобразительная деятельность в детском саду/ П. Н. Сакулина, Т. С. Комарова – М.: Просвещение, 2003. – 208с.
38. Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии./ Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Институт практической психологии, 1996. – 304 с.
39. Смирнова Е.О. Детская психология / Е.О. Смирнова. – 3-е изд., перераб. – СПб. : Питер, 2013. – 298 с.
40. Современные дошкольники – дети нового поколения : материалы городской научно-практической конференции 01.06.2013 Москва : Году ребенка посвящается / ред. Н.А. Горлова. – М. : МГПУ, 2013. – 224 с.
41. Субботина Л. Ю. Как играть с ребенком. Игры на развитие моторики, речи, внимания, памяти, мышления, восприятия/ Л. Ю. Субботина. – Ярославль: Академия развития, 2011. –192 с.
42. Урунтаева Г.А. Детская психология / Г.А. Урунтаева. – 6-е изд., перераб. и доп. – М. : Академия, 2016. – 365 с.
43. Ушинский К. Д. Избранные труды. В 4 книгах. Книга 3. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии/ К. . Ушинский. – М.: Дрофа, 2005. – 560с.
44. Флерина Е.А. Основные принципы художественного воспитания детей/ Е. А. Флерина. // Дошкольное воспитание. – 2009. – № 7. – С. 9–13.
45. Эльконин Д.Б. Детская психология/ Д. Б. Эльконин – М.: Академия, 2007. - 384с.
46. Юсов Б.П. Изобразительное искусство и детское изобразительное творчество. Очерки по истории, теории и психологии художественного воспитания детей/ Б. П. Юсов – Магнитогорск: МаГУ, 2002. – 283 с.