Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения речевого портрета 7
1.1. Понятие о языковой личности 7
1.2. Речевой портрет в круге смежных понятий 14
1.3. Способы описания речевого портрета 22
Глава 2. Описание речевого портрета Ирины Хакамады 29
2.1. Лингвистические особенности речевого портрета Ирины Хакамады 29
2.1.1. Заимствованная лексика 29
2.1.2. Стилистически маркированная лексика 33
2.1.3. Синтаксические особенности речевого портрета Ирины Хакамады 39
2.2. Особенности тезауруса Ирины Хакамады 44
Глава 3. Методические основы изучения речевого портрета 51
3.1. Речевое портретирование в методике преподавания русского языка как иностранного 51
3.2. Методическая разработка 54
Заключение 70
Список литературы 72
Приложение 1 84
В настоящее время определение индивидуальных языковых особенностей носителя языка представляет собой активно развивающееся направление современной лингвистики. Объектом исследований в этом поле становится язык отдельной языковой личности, в котором отражены как специфические черты какой-либо социальной группы, так и индивидуальные особенности человека. Это объясняется «сменой ракурса исследования, формулированием нового объекта исследования - языковой личности», которая в свою очередь обладает собственным уникальным стилем [Костомаров 2014: 199]. С понятием языковой личности тесным образом связан термин «речевой портрет», который до половины XX века встречался преимущественно в литературоведческих работах. Однако постепенно это словосочетание вошло в понятийный аппарат и языковедов. В настоящее время в отечественном языкознании довольно часто встречаются работы, посвященные речевому портрету, и многие исследователи обращаются к этой теме: Л.П. Крысин, М.В. Китайгородская, Н.Н, Розанова, С.В. Мамаева, Мухортов Д.С и др.
Актуальность исследования. В современном языкознании отчетливо выражена тенденция к антропоцентричности. Это выражается в сравнительно большом количестве исследований в этом направлении, которые рассматривают, по словам В.А. Масловой, «человека в языке и язык в человеке» [Маслова 2018: 15]. Изучение речевого портрета конкретного человека представляет собой значимый аспект лингвистики, поскольку в ходе подобных исследований «выявляются речевые особенности той или иной социальной группы, к которой принадлежит данный человек, а значит, языковые предпочтения части носителей данного языка» [Есенова 2020: 238]. При анализе коллективного РП «появляется возможность обобщить то, как осмысливаются явления, события, имеющие место в жизни людей, которых объединяют социальные признаки (национальность, возраст, профессия и т.п.)» [Есенова 2020: 238].
По мнению исследователей, «наибольшей актуальностью обладают исследования речевого поведения медиаперсон, так как последние являются неотъемлемым информационным звеном, влияющим на формирование картины мира массовой аудитории» [Щербак 2020: 150]. Выбор языковой личности обусловлен тем, что в речи Ирины Хакамады можно наблюдать использование различных средств выразительности.
Помимо важности изучения речевого портрета в лингвистике необходимо отметить методический потенциал использования приемов речевого портретирования в методике преподавания как русского языка, так и русского языка как иностранного. В настоящей работе рассмотрены публицистические тексты И. Хакамады. В этой связи подчеркиваем, что публицистический текст представляет собой, по мнению А.Н. Богомолова, «образец национально-культурной специфики речевого общения, фрагмент национальной культуры, который дает до статочно полное представление о социально-культурных процессах, которые происходят в современном российском обществе» [Богомолов 2012: 86]. Кроме того, несмотря на то, что каждый речевой портрет является уникальным, «в нем проявляются и общекультурные черты, на которых следует акцентировать внимание обучающихся» [Чжан 2021: 47]. Таким образом, приемы речевого портретирования в процессе преподавания русского языка как иностранного могут способствовать овладению обучающимися лингвистической и социокультурной компетенциями.
Теоретическая база исследования включает в себя работы Ю.Н. Караулова, М.В. Панова, Л.П. Крысина, М.В. Китайгородской, Н.Н. Розановой и др....
Цель нашей работы состоит в описании специфических черт речевого портрета бизнес-тренера на примере текстов Ирины Хакамады. Для достижения цели нами был проведен анализ теоретической литературы, представленный в первой главе. Результаты проведенного исследования позволяют сделать несколько основных выводов:
1. Изучение различных аспектов языковой личности является перспективным направлением в лингвистике, поскольку соответствует антропологической парадигме, сложившейся в современной науке в целом.
2. Понятие «речевой портрет», изначально введенное в терминологический аппарат литературоведения, в настоящее время является одним из основных в отечественном языкознании. Наряду с ним существуют смежные понятия, такие как, «речевое поведение», «речевой имидж», «языковой портрет» и др. Рассмотрение речевого портрета в сопоставлении с приведенными терминами позволило определить специфику понятия: речевой портрет - это воплощенная в языке языковая личность.
3. В настоящее время методика изучения речевого портрета однозначно не определена в связи со сложностью и многоаспектностью исследуемого феномена. Для нашей работы был выбран алгоритм М.В. Китайгородской и Н.Н. Розановой, основанный на идеях о структуре языковой личности Ю.Н. Караулова.
Вторая глава содержит исследование речевого портрета Ирины Хакамады, при этом акцент был сделан на лингвистической стороне РП, а также на тезаурусном уровне. Проведенный анализ дал возможность выделить и описать основные специфические черты речевого портрета бизнес-тренера:
1. Использование наряду с нейтральной лексикой терминов, заимствований, просторечий, жаргонизмов и разговорной лексики. С их помощью коуч, с одной стороны, подчеркивает свой статус эксперта в своей профессиональной области, а с другой - устанавливает тесный контакт с аудиторией.
2. Синтаксическое построение текстов позволяет автору выделить ключевые идеи и концепции, обратить на них внимание читателя. Кроме того, использование вопросно-ответных конструкций помогает в создании некоего диалога между И. Хакамадой и ее аудиторией.
3. На тезаурусном уровне обнаруживаются концепты, представляющие ценность для коуча: «деньги», «успех», «инструмент», «Восток». Первые три концепта связаны с профессиональной деятельностью Ирины Хакамады, ее тексты так или иначе содержат посыл, заключающийся в том, что она при помощи своих «инструментов» (знаний, опыта) поможет своим клиентам достичь высокого заработка, который, в свою очередь, позволит добиться успеха. Лексическая группа «Восток» связана с происхождением И. Хакамады, она всячески старается подчеркнуть свои японские корни, знание культуры и менталитета Японии, что выделяет ее в среде других коучей.
В третьей главе описан потенциал использования приемов речевого портретирования при обучении инофонов иностранному языку. По нашему мнению, подобная работа позволит расширить словарный запас, углубить знания в области грамматики, развить коммуникативную компетенцию.
Таким образом, поставленные цель и задачи исследования были выполнены. Внастоящей работе были охарактеризованы разные аспекты описания речевого портрета, однако это открывает возможности для дальнейших научных изысканий в этом направлении.
1. Агафонова А.С. Речевое портретирование как прием создания образа говорящего // Тенденции развития науки и образования. - 2022. - № 87-6.-С. 59-62.
2. Акбембетова А.Е., Мушаев В.Н. Проблема языковой личности в современной лингвистике // Вестник КалмГУ. 2021. №4 (52). С. 40-47.
3. Арискина О.Л. Ключевые концепты в дискурсе коуча XXI века // Русский язык в поликультурном мире. - 2021. - С. 169-173.
4. Асташова О.И. Речевой портрет политика как динамический феномен: автореф. дис ... канд. филол. наук - Екатеринбург, 2013. - 23 с.
5. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. - 2-е изд., стер. -М.: УРСС: Едиториал УРСС, 2004. - 571 с.
6. Балыхина Т.М., Нетёсина М.С. Коммуникативный портрет современного политика // Векторы благополучия: экономика и социум. 2012. №1 (2). С. 287-293.
7. Богин Г.И. Модель языковой личности в ее отношении к разновидностям текстов: дис. ... докт. филол. наук: 10.02.20. - СПб., 1984. - 200 с.
8. Богомолов А.Н. Русский язык в средствах массовой информации. Учебник для изучающих русский язык как иностранный. - М.: Русский язык. Курсы, 2012. - 320 с.
9. Бойко Б.Л. Основы теории социально-групповых диалектов: автореф. дис.. докт. филол. наук. М., 2009. 46 с.
10. Бойко Б. Л. Принципы моделирования речевого портрета носителя социально-группового диалекта (к проблеме создания речевого портрета человека на войне) // Армия и общество. - 2008. - №. 2. - С. 114-121.
11. Большой толковый словарь русского языка. / Сост. и гя. Б 79 ред. С. А . Кузнецов. - СПб.: «Норинт», 2000. - 1536 с
12. Бурмакина Н.А. Языковая личность первого губернатора Енисейской губернии. Лингвокогнитивные и прагматические проблемы лингвоперсонологии: монография. - Красноярск, 2013. 390 с.
13. Вайсгербер Й.Л. Родной язык и формирование духа. М.: УРСС Эдиториал, 2004. 235 с.
14. Виноградов В.В. Избранные труды: О языке художественной прозы. М.: Наука, 1980. - 360 с.
15. Виноградов В.В. О теории художественной речи [Текст] /В.В. Виноградов; АН СССР, Отделение литературы и языка. - М.: Наука, 1971. - С. 100-108....(101)