ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПОНЯТИЙ РЕЧЕВОГО ПОРТРЕТА И ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ В ЛИНГВИСТИКЕ 11
1.1. Соотношение языковой личности и речевого портрета 11
1.2. Параметры речевого портретирования личности 21
1.3. Школьник как формирующаяся языковая личность 29
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 37
ГЛАВА 2. СОЗДАНИЕ И АНАЛИЗ РЕЧЕВОЙ ПОРТРЕТ УЧАЩЕГОСЯ 8 КЛАССА СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ 40
2.1. Характеристика особенностей языковых единиц на разных уровнях... 40
2.1.1. Фонетический уровень 40
2.1.2. Словообразовательный уровень 43
2.1.3. Лексический уровень 48
2.1.4. Синтаксической уровень 52
2.2. Особенности молодежного сленга в речи школьников 56
2.3. Речевая агрессия в общении школьников 62
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 88
Эмпирический материал (частотные слова в речи школьника)
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 90
Новым объектом исследования в современной лингвистике с ее антропоцентрическим подходом является языковая личность. В течении последних десятилетий изучением языковой личности, как индивидуальной, так и коллективной, занимаются многие отечественные ученые в области социолингвистики, психолингвистики, лингвоперсонологии. Изначально такие работы были связаны с описанием особенностей художественных текстов, принципов и методов их лингвистического анализа, отражающих сущность языковой личности автора или героя произведений. В наше время проблема формирования и развития языковой личности рассматривается в смежных науках как основа формирования национального языка и культуры.
Ключевым аспектом изучения языковой личности является метод речевого портретирования. Речевой портрет позволяет определить различные характеристики личности: возрастные, социальные, гендерные
этнокультурные, собственно языковые и речевые.
Актуальным на современном этапе развития системы русского языка является исследование речевого портрета школьника, который представляется как формирующаяся языковая личность, влияющая на дальнейшее развитие языка. Как отмечают многие лингвисты, в речи подростков отражены основные изменение в языковой системе: зарождение новых речевых явлений, интерференция, употребление или отторжение определенных единиц языка.
Анализ научных работ по теме исследования показал, что интерес к изучению детской речи появился в конце XVIII - середине XIX веков. У истоков первых наблюдений за речью детей стояли философы и естествоиспытатели - основатель теории эволюции Ч. Дарвин (статья «Биографический очерк одного ребёнка», 1877 г.), французский историк, философ и социолог искусства И. Тэн (статья «Заметки об усвоении речи у детей и в человеческом роде», 1876 г.) [87], немецкий философ и ученый Д.
Тидеманн («Наблюдения за развитием душевных способностей ребёнка», 1787 г.). Исследования середины XIX века нельзя было назвать лингвистическими в терминологическом смысле этого слова, это были дневниковые записи речи собственных детей.
Позже стали появляться другие исследования в области психологии, педагогики, философии, лингвистики. В. Т. Прэйер, немецкий физиолог и психолог, издал содержательное исследование «Душа ребёнка» (1882), которым в круг проблем детской психологии впервые ввёл речевое развитие ребёнка. Научная работа В. Т. Прейера способствовала распространению систематических наблюдений и записей за развитием ребёнка [67].
Один из самых влиятельных лингвистов России конца XIX - начала XX веков И. А. Бодуэн де Куртенэ интересовался отдельными аспектами онтогенеза детского речи, вопросами речевой патологии, также оставил записи речи своих детей. Ему принадлежит интересное, но не бесспорное высказывание о том, что «детская речь - это в некотором смысле прообраз нашего будущего языка в том значении, что детские речевые обобщения иллюстрируют пути унификации языка» [13, с. 350]. Проблему детских новообразований исследовал швейцарский лингвист Ф. де Соссюр - один из основоположников современной лингвистической науки. Он отмечал, что «язык является индикатором мыслей и задает исследовательскую инициативу ребёнка, который еще не находится в плену нормы и интуитивно находит решения в нестандартных ситуациях, импровизирует» [81, с.17].
Исследования фонетики детской речи принадлежат А. И. Александрову [1], М.Б. Елисеевой [31], Р.О. Якобсону [101]. Изучением синтаксиса в процессе овладения языком занимались Н. Хомский [90], В. Благовещенский [9], психологических аспектов детской речи - И.А. Сикорский [78], В.А. Богородицкий [12], Ж. Пиаже [65], Л.С. Выготский [21]. Значительную роль в исследования лексики внесли работы С.Н. Карповой [102], В.В. Гербовой [24]....
Современная лингвистика продолжает активно исследовать антропоцентрическое направление, которое признает центральную роль человека в коммуникации. Особое внимание ученых сосредоточено на понятии языковой личности, поскольку от нее во многом зависит сохранение и развитие языка.
Вопрос связи между личностью и языком был изучен учеными на различных этапах развития общества, начиная с древности. Язык был признан средством для изучения психологических особенностей человека, его внутреннего мира и духовной жизни народа.
Человек становится носителем определенного набора языковых умений и способностей, которые определяют его речевую деятельность. Это приводит к возникновению новой модели языковой личности. В конце двадцатого века концепция языковой или речевой личности получила широкое распространение, исследовались различные ее типы, включая речь ребенка. Это привело к появлению новых разделов лингвистики и смежных дисциплин.
Существует несколько подходов к созданию речевого портрета. Лингвисты выделяют речевой портрет реально существующего (или существовавшего) человека, вымышленного персонажа или какого-либо субъекта коммуникации, индивидуальный или коллективный. Понятие речевого портрета рассматривается как характеристика речи, анализируемая с разных аспектов. Речевой портрет представляет собой совокупность черт языкового стиля, характерных для речевой деятельности человека, или описание речевого портрета - выбор одной методики для достижения целей и задач, может осуществляться на различных уровнях языковой системы (звуковом, морфематическом, лексическом, грамматическом, культурологическом), учитывая особенности и способы описания речевых ситуаций, их моделирования, семантики, формы и функции. Для анализа речевого портрета могут использоваться разнообразные тексты (устные и письменные), включая аудиозаписи речевых произведений, рукописные записи, данные лингвистических экспериментов, контент-анализ и прочее, на основе которых делаются выводы о методах передачи адекватной информации. При изучении речевого общения школьников важно учитывать последовательное использование нескольких видов коммуникации: внутриличностной, межличностной, групповой и массовой. Особый интерес представляет изучение современных видов коммуникации, включающих новые коммуникационные технологии и различные средства связи, такие как интернет-общение. В процессе коммуникации школьников можно выделить несколько типов дискурса: бытовой, учебный и интернет-дискурс. Важно обратить внимание на общие языковые закономерности в речи школьников, а также сфокусироваться на характеристиках наиболее ярких особенностей речи, которые представляют интерес в связи с их спецификой и принципами нормативности.
В научной литературе отсутствует единство в определении возрастных рамок детского возраста. Согласно Л.С. Выготскому, детский и школьный годы совпадают во времени от рождения ребенка до 16-17 лет (включая возраст школьника).
Снижение уровня языковой культуры, размывание норм и необходимость антинорм как средства поощрения эмансипационной речи являются основными событиями, которые ознаменовали XXI век. Интернет- коммуникация, которая подвержена постоянным изменениям, оказывает сильное влияние на это явление и включает в себя язык на всех уровнях. Интернет-дискурс известен своей быстрой реакцией и спонтанностью, что приводит к падению разговорного языка и отсутствию возможностей для развития языковой культуры....
1. Александров А.И. Детская речь / А. И. Александров // Русский филологический вестник. - 1883. - Т.10 - №3. - С. 57 - 73.
2. Алпатов В.М. История лингвистических учений: учеб. пособие / В.М. Алпатов. - М.: Яз. рус. культуры, 1999 - 368 с.
3. Алышева Ю.С. Речевой портрет современного политического лидера: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.02.01 / Алышева Юлия Сергеевна. - Волгоград, 2012. - 21 с.
4. Алферов А.Д. Психология развития школьника. Ростов-н.-Д.: Феникс, 2001. 384 с.
5. Алюнина О.Г. Понятие речевого портрета в современных лингвистических исследованиях [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. -Ставрополь, 2010. - Режим доступа: URL: http://www.google.ru/ url? sa=t&rct=j&q=1 (дата обращения: 02.11.2023)
6. Амирова Т.А. и др. История языкознания: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т.А. Амирова, Б.А. Ольховиков, Ю.В. Рождественский; под ред. С.Ф. Гончаренко. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 483 с.
7. Асташова О.И. Речевой портрет политика как динамический феномен: дис. ... канд. филол. наук: 10.02.01 / Асташова Ольга Игоревна. -Екатеринбург, 2013. - 245 с.
8. Белоус П. А. Конфликтный дискурс vs конфликтный текст / П. А. Белоус П. А., Н. В. Осколкова // Вестник Санкт-Петербургского университета. Язык и литература. - 2007. - №. 4-11. - С. 96 - 107.
9. Благовещенский В. Детская речь / В. Благовещенский // Русский филологический вестник. - 1886. - Т. XVI. № 3. - С. 73-101.
10. Богин Г.И. Разговорная речь и индивидуальные характеристики личности / Г.И. Богин // Теория и практика лингвистического описания разговорной речи. - Горький, 1973. - Сб. 4. - С. 3 - 11.
11. Богин Г.И. Модель языковой личности в ее отношении к разновидностям текстов: автореф. дис... д-ра филол. наук. - Ленинград, 1984. - С. 31.
12. Богородицкий В. А. Лекции по общему языкознанию / В.А. Богородицкий. - Казань, 1915. - 255 с.
13. Бодуэн де Куртенэ И.А. Язык и языки / И.А. Бодуэн де Куртенэ // Избранные труды по общему языкознанию. - М.: Издательство АН СССР, 1963. - Т. 2. - 391 с.
14. Болотнова Н. С. Использование эксперимента в исследованиях по коммуникативной стилистике текста / Н. С. Болотнова // Вестник Томского гос. пед. ун-та. - 2010. - Вып. 6 (96). - С. 33 - 39.
15. Буравчикова Д. А. Речевой портрет современного журналиста / Д.А. Буравчикова // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. - 2009. - № 1....(107)