ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….………….4
1. ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ В СФЕРЕ НАДЗОРА ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗЕМЕЛЬ ….7
1.1 Исследование законодательной базы в сфере контроля за использование земель….7
1.1.2 Законодательные акты, регулирующие государственный надзор и земельный контроль…8
1.1.3 Права и обязанности должностных лиц при осуществлении государственного земельного надзора……12
1.2 Порядок осуществления государственного земельного надзора………....26
1.3 Взаимодействие органа государственного земельного надзора с другими органами государственного надзора, муниципального контроля……………27
1.3.1 Взаимодействие с надзорными органами других ведомств…………….31
1.3.2 Взаимодействие с органами местного самоуправления………………...34
2. ВИДЫ И ПОЛНОМОЧИЯ ЗЕМЕЛЬНОГО НАДЗОРА И КОНТРОЛЯ…..38
2.1 Государственный земельный надзор……38
2.2 Муниципальный земельный контроль …50
2.3 Общественный земельный контроль….……52
3. ИССЛЕДОВАНИЕ РАБОТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗЕМЕЛЬНОГО НАДЗОРА В ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ……53
3.1 Планирование и организация проведения контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия с контролируемым лицо……53
3.2 Виды контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия с контролируемым лицом...56
3.3 Статистика проведенных мероприятий…63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…71
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ…74
Земля, как один из основных природных ресурсов, представляет собой не только источник, обеспечивающий жизнедеятельность человека. Значение земли очень велико и состояние, качество и размер земельных участков является основой благополучия людей. Важнейшую роль играет государственный надзор за использованием земель, который обеспечивает соблюдение законодательства, защиту прав граждан и охрану окружающей среды.
Псковская область, расположенная на северо-западе России, обладает уникальными природными ресурсами, в том числе плодородными землями, лесами и водными ресурсами. В таких условиях деятельность государственных органов, осуществляющих надзор за использованием земель, становится особенно актуальной. Эффективный контроль за соблюдением норм и правил использования земельных участков не только способствует предотвращению правонарушений, но и обеспечивает устойчивое развитие региона.
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью выявления и анализа существующих проблем в сфере государственного надзора за использованием земель в Псковской области. В последние годы наблюдается рост числа нарушений земельного законодательства, что требует более тщательного контроля со стороны государственных органов. Кроме того, недостаточная информированность населения о своих правах и обязанностях в области земельных отношений также является одной из причин неэффективного использования земельных ресурсов. Важно отметить, что многие граждане не осознают важность соблюдения земельного законодательства, что приводит к несанкционированным действиям, таким как самовольное занятие земельных участков и их нецелевое использование.
Важным аспектом, который необходимо учитывать в рамках данного исследования, является влияние экономических факторов на использование земельных ресурсов. В условиях рыночной экономики земельные участки становятся объектом инвестиций, что может как способствовать их рациональному использованию, так и приводить к негативным последствиям, таким как деградация земель и ухудшение экологической ситуации. Поэтому необходимо рассмотреть, как экономические стимулы и меры государственной поддержки могут быть использованы для повышения эффективности использования земель и предотвращения их нецелевого использования. Это включает в себя анализ существующих программ и инициатив, направленных на поддержку устойчивого землепользования и охрану окружающей среды.
Кроме того, в рамках исследования будет уделено внимание современным технологиям, которые могут быть использованы для улучшения государственного надзора за использованием земель. взаимодействие между государственными органами и населением. Важно изучить, технологии которые могут быть интегрированы в существующие механизмы государственного надзора и какие преимущества они могут обеспечить для устойчивого управления земельными ресурсами в Псковской области.
Не менее важным является вопрос взаимодействия между различными уровнями власти в сфере земельного надзора. Эффективное управление земельными ресурсами требует координации действий между федеральными, региональными и местными органами власти. В рамках исследования будет проанализирована структура и функции органов, осуществляющих земельный надзор, а также выявлены проблемы, связанные с недостаточной координацией и обменом информацией между ними. Это позволит определить, какие меры могут быть предприняты для улучшения взаимодействия и повышения эффективности государственного контроля за использованием земель.
Целью данной работы является комплексное изучение деятельности государственного надзора за использованием земель в Псковской области, а также анализ существующих проблем и выработка рекомендаций по их решению. Для достижения поставленной цели в работе будут рассмотрены следующие задачи:
1. Изучение законодательства, регулирующего земельные отношения в России и Псковской области;
2. Анализ механизмов государственного надзора за использованием земель, действующих в регионе, включая функции и полномочия государственных органов, ответственных за контроль за соблюдением земельного законодательства;
3.Определить порядок осуществления государственного земельного надзора и контроля, включая права и обязанности государственных земельных инспекторов, а также взаимодействие с другими органами государственного надзора и местного самоуправления;
4. Изучить виды и полномочия земельного надзора и контроля, включая государственный земельный надзор, муниципальный контроль и общественный контроль;
5. Провести исследование работы государственного земельного надзора в Псковской области, включая планирование и организацию проверок, виды контрольных мероприятий и статистику проведенных мероприятий.
Таким образом, данное исследование направлено на анализ текущего состояния государственного надзора за использованием земель в Псковской области, это позволит разработать рекомендации по улучшению системы государственного контроля за использованием земель.
В рамках данного исследования были рассмотрены законодательные аспекты в сфере надзора за использованием земель, включая изучение законодательной базы, регулирующей государственный надзор и земельный контроль. Особое внимание было уделено правам и обязанностям должностных лиц при осуществлении государственного земельного надзора, а также порядку его проведения. Важным аспектом исследования стало взаимодействие органа государственного земельного надзора с другими органами контроля. Были изучены виды и полномочия органов земельного надзора и контроля, включая государственный земельный надзор, муниципальный земельный контроль и общественный земельный контроль. Это позволило получить комплексное представление о механизмах и структурах, обеспечивающих контроль за использованием земель в Псковской области.
В результате комплексного анализа были выявлены ключевые проблемы, В ходе исследования законодательства, регулирующего земельные отношения в России и Псковской области, были выявлены ключевые аспекты, определяющие правовую основу управления земельными ресурсами.
Федеральное законодательство, включая Земельный кодекс Российской Федерации, устанавливает общие принципы и правила, касающиеся использования, охраны и распоряжения земельными участками.
Таким образом, исследование законодательства, регулирующего земельные отношения, показало, что для достижения устойчивого и эффективного управления земельными ресурсами в России и Псковской области необходимо совершенствование правовой базы.
В результате анализа механизмов государственного надзора за использованием земель в регионе были выявлены ключевые аспекты, касающиеся функций и полномочий государственных органов, ответственных за контроль за соблюдением земельного законодательства.
Анализ показал, что эффективность государственного надзора во многом зависит от взаимодействия между различными уровнями власти. Региональные и местные органы власти играют важную роль в реализации федеральных норм, адаптируя их к специфике местных условий.
В ходе исследования порядка осуществления государственного земельного надзора и контроля были выявлены ключевые аспекты, касающиеся прав и обязанностей государственных земельных инспекторов, а также их взаимодействия с другими органами государственного надзора и местного самоуправления.
В обязанности государственных земельных инспекторов входит не только контроль за соблюдением норм, но и информирование граждан о правилах использования земель, а также консультирование по вопросам земельного законодательства. Это подчеркивает важность просветительской работы, которая способствует повышению правовой грамотности населения и снижению числа нарушений.
Таким образом, анализ порядка осуществления государственного земельного надзора и контроля показал, что для повышения его эффективности необходимо не только чёткое соблюдение прав и обязанностей государственных земельных инспекторов, но и развитие механизмов взаимодействия с другими органами.
В результате изучения видов и полномочий земельного надзора были выявлены ключевые аспекты, касающиеся трех основных уровней контроля: государственного земельного надзора, муниципального контроля и общественного контроля. Каждый из этих уровней играет важную роль в обеспечении соблюдения земельного законодательства.
Государственный земельный надзор, осуществляемый федеральными органами власти, наделен широкими полномочиями, включая проведение проверок, контроль за соблюдением норм и правил, а также возможность применения административных мер к нарушителям. Такой уровень контроля обеспечивает единообразие в применении законодательства на всей территории страны и позволяет оперативно реагировать на серьезные нарушения.
Таким образом, анализ видов и полномочий земельного надзора и контроля показал, что для эффективного управления земельными ресурсами необходимо гармоничное взаимодействие всех трёх уровней контроля.
На основании исследования данной дипломной по изучению деятельности государственного надзора за использованием земель в Псковской области получены следующие результаты и выводы
1. Работа государственного земельного надзора в Псковской области основана на планировании и на комплексном подходе, который включает в себя анализ текущей ситуации с использованием земель, выявление потенциальных рисков и определение приоритетных направлений контроля.
2. Виды контрольных мероприятий, проводимых в рамках государственного земельного надзора, варьируются от плановых проверок до внеплановых мероприятий, инициируемых на основании жалоб граждан или выявленных нарушений.
3. Работа в целом систематизирована и даёт результат в выявлении неиспользуемых участков, либо использование земель без оформления прав, что позволяет активнее проводить кадастровые работы на территории области
4. Работа строится на предупреждении выявленных нарушений, и только злостные нарушители подвергаются административным наказаниям
5. Работа государственного земельного надзора проводится во взаимодействии с другими ведомствами
1. Федеральный закон от 31.07.2020 г. №248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».
2. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 №136-ФЗ.
3. Федеральный закон от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности».
4. Земельный кодекс Российской Федерации и статья 23 Федерального закона «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
5. Постановление Правительства РФ от 30.06.2021 № 1081 «О федеральном государственном земельном контроле (надзоре)».
6. Приказ Росреестра от 10.11.2020 № П/0412 (ред. от 23.06.2022) «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков».
7. Постановление Правительства РФ от 30.06.2010 № 489 «Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
8. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ.
9. Приказ Росреестра от 09.07.2021 № П/0303 (ред. от 27.12.2023) «Об утверждении Перечня индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальными органами федерального государственного земельного контроля (надзора)».
10. Федеральный закон от 24.07.2002 г. №101‑ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
11. Федеральный закон от 11.06.2003 № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».
12. Приказ Росреестра от 18.01.2022 №П/0011 «Об утверждении формы проверочного листа (списка контрольных вопросов, ответы на которые свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении контролируемым лицом обязательных требований), применяемого Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальными органами при осуществлении федерального государственного земельного контроля (надзора)».
Основные источники:
13. А.Н. Асаул и др «Оценка объектов недвижимости» 2022 г, издательство «Проспект».
14. Алексей Евдокимов, «Государственный контроль (надзор) в Российской Федерации. Учебное пособие», 2024 год.
15. «Правовое обеспечение земельного надзора (контроля) и мониторинга земель», автор — Липски С. А., издательство «Ай Пи Ар Медиа», 2025 год, 142 страницы.
16. «Земельное право», издательство «Юрайт», 2025 год, 9-е издание.
Интернет-ресурсы:
17. Официальный сайт Росреестра: //rosreestr.gov.ru/.