Роль и место физико-математических знаний и инструментов в работе модельера и конструктора одежды (в контексте подготовки школьного преподавателя технологии)
Введение 6
Глава I. Концептуальные вопросы современного и будущего (перспективного) педагогического технологического образования 11
1.1. Анализ концептуальных идей и модельных подходов к организации и содержательному наполнению предметной области «Технология» в школе будущего 11
1.2. Сопоставительный анализ нынешней системы подготовки школьных учителей технологии с перспективным общественным технико-технологическим заказом 16
1.3. Физико-математический аспект компетентностной подготовки учителей технологии для школы будущего как прикладной технический базис 18
1.4. Частная проблематизация физико-математического аспекта предметной области технология - тематическая линия моделирования и конструирования одежды 20
Глава II. Моделирование и конструирование одежды в физико-математическом свете (в контексте подготовки школьного преподавателя технологии) 23
2.1. Физико-математические знания и инструменты, потребность в которых возникает в работе модельера и конструктора одежды 23
2.2. Педагогическая (дидактическая, познавательная, креативная и др.) миссия школьного учителя технологии в образе наставника-консультанта (инструктора) по моделированию и конструированию одежды 33
2.3. Предложения и рекомендации по изучению физико-математических теми научных разделов для разработчиков вузовских программ подготовки школьных учителей технологии (в контексте вопросов моделирования и конструирования одежды и некоторых других) 35
Заключение 39
Список использованных источников и литературы 43
Полемика о том, каким должен быть образовательный курс «Технология» в школе будущего, что он должен в себя содержательно включать и на каких методологических принципах реализовываться, и даже нужен ли вообще отдельный предмет «Технология» в общеобразовательной программе, уже не первый год идёт в российских научно-образовательных и педагогических кругах. Нынешняя, ставшая привычно-традиционной для почти всего образовательного пространства России модель организации содержания и методов педагогической работы в рамках предметной области «Технология» в школе - модель, которую можно было бы назвать «ремесленническо-трудовой», уже во многом не устраивает ключевых заказчиков «технологического» образования в лице государства, оборонного ведомства, организаторов высокотехнологичных и наукоёмких производств, представителей инженерно-конструкторских кругов и научно-исследовательских сфер. Наиболее развитые страны мира, в частности США, Германия, уже не один год реализуют у себя стратегии STEM-образования (Science - Наука; Technology - Технология; Engineering - Инженерия; Math - Математика), значительно отличающегося по целевым смыслам и способам организации от нашей «ремесленническо-трудовой» модели школьной технологии. STEM (и его особые педагогические модификации - STEAM, STREAM)-стратегии образования реально ориентированы на формирование высокоразвитого человеческого потенциала, способного обеспечивать инновационное развитие науки, экономики, общества.
Амбициозные идеи инновационно-технологического лидерства в последние годы декларированы в России на самом высоком государственном уровне, но при сохранении в общем образовании массовых традиций «ремесленническо-трудовой» модели школьного курса «Технологии» стратегических задач передового экономического развития не решить, технологических прорывов не обеспечить, конкурентного международного уровня не достигнуть, на лидерские позиции в мировом масштабе не пробиться. И значит, необходимо менять во многих аспектах и содержание, и образовательные подходы, и методы практической педагогической работы со школьниками. Для этого потребуются педагогические кадры с новой педагогической «технологической» ментальностью и с новыми деятельностными педагогическими потенциалами.
Нужны ли и зачем современному и будущему школьному учителю технологии хорошие фундаментальные знания и качественные прикладные представления и умения в области естественных и точных наук, физики и математики - вопрос, тесно связанный и с перспективными смыслами будущего технологического образования, и со смыслами самой педагогической миссии школьного учителя технологии, который должен не просто дать какую-то информацию и знания, научить какому-то ремеслу, а разносторонне развивать учащегося - интеллектуально, креативно, мировоззренчески, деятельностно, коммуникативно, пробудить и укрепить интересы и стремления к какой-то значимой для общества деятельности, помочь раскрыть и проявить какие-то индивидуальные способности.
Технология - это уникальный межпредметный и полипредметный пласт в программе общеобразовательной школы, где все предметные линии сливаются воедино в какой-то конкретной, объединяемой общим тематическим контекстом научной, исследовательской или разработческой проблематизации. Все инновационные прикладные технические и инженерные задачи, большей частью своих содержательных оснований базируются на физике и математике, и ещё на элементах других естественных наук к ним в придачу. Робототехника, которую сегодня многие прочат магистральной осью школьного курса «Технологии» будущего, не менее чем наполовину состоит из физико-математических составляющих. Чтобы осмыслить и понять роль физико-математических знаний и представлений в деятельности учителя технологии, совершенно не обязательно обозревать все содержательные учебные линии, разделы, темы. Достаточно для примера взять какую-то одну линию, причём даже такую, которая, на первый взгляд, вовсе не кажется соприкасающейся с физикой или математикой....
Проблемы формирования качественного уровня профессиональной подготовки педагогических специалистов технологов для работы в школе являются актуальными для многих задач будущего инновационно- технологического развития. Важнейшим аспектом этих проблем и их решений оказываются вопросы целевых и содержательных аспектов разработки программ обучения студентов педагогических вузов, позволяющих сформировать и развить у них отвечающий запросам настоящего времени и перспективным ориентациям будущего профессионально-педагогический потенциал. В этом необходимом для современного и будущего школьного учителя технологии профессионально-педагогическом потенциале, значимое место занимают и будут занимать физико-математические знания и компетентности. Именно этому вопросу и посвящена тема работы, обобщенной целью которой являлось высвечивание важности и необходимости формирования развитых физико-математических представлений у студентов педагогического вуза во время их обучения. Для более яркого показа потребности в физико-математических знаниях и представлениях в дипломной работе была выбрана нетехническая частная целевая проекция в образовательной программе типового курса «Технология» - моделирование и конструирование одежды.
В ходе работы над ВКР проведен поиск и анализ разных печатных и электронных источников, материалы которых могли быть полезны в контексте заявленной проблематики. Проанализированы теоретические научные работы и материалы практических исследований советских, российских и зарубежных авторов, а также программы и практики организации вузовской подготовки учителей технологии и деятельности практикующих школьных учителей технологии в Красноярском крае. На основании этих исследований сформировано собственное концептуальное понимание того, какую роль может играть и какое место должна занимать физико-математическая подготовка в педагогическом арсенале учителя технологии для того, чтобы он в своей работе со школьниками мог эффективно решать образовательные задачи развития личностных знаниевых, креативных и мотвационно-деятельностных потенциалов учащихся, что в итоге и способствовало бы созданию возможностей превращения их в последующем в участников, инициаторов и организаторов будущего инновационно-технологического развития.
Фокусировка исследовательских задач на «нетехнической» линии школьного образовательного курса «Технология» по целевому замыслу работы и должна была наиболее показательно продемонстрировать потребность учителя технологии в качественных, развернутых физико-математических представлениях и знаниях. С достаточной степенью содержательной продуктивности, можно считать, что это удалось в работе сделать.
Была разработана собственная схема проведения исследований. Исходным аспектом решения исследовательской задачи стало определение содержательных позиций внутри тематической линии «моделирование и конструирование одежды», раскрытие и представление которых невозможно без определенных математических или физических знаний. Такие физико-математические позиции в деятельности модельера-конструктора были выявлены, и был проанализирован и описан комплекс математических и физических тем и знаний, которые понадобятся в работе модельера- конструктора.
После этого был выполнен смысловой переход от деятельности модельера-конструктора к педагогической деятельности учителя технологии, поскольку именно особые аспекты деятельности школьного учителя технологии, которые должны обязательно рассматриваться при его вузовской подготовке, и являлись предметом данных исследований....