ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
1.1 Анализ понятия «учебно-исследовательская деятельность» в научно-методической и психолого-педагогической литературе 8
1.2 Способы формирования учебно-исследовательской деятельности обучающихся в общеобразовательных учебных учреждениях 17
1.3 Научное общество учащихся как способ формирования учебно-исследовательской деятельности 24
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 30
ГЛАВА 2 ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА ОСНОВЕ ШКОЛЬНОГО НАУЧНОГООБЩЕСТВА
2.1 Методика формирования учебно-исследовательской деятельности учащихся на основе школьного научного общества учащихся 31
2.2 Экспериментальная проверка методики формирования учебно-исследовательской деятельности учащихся на основе школьного научного общества учащихся 54
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 63
ПРИЛОЖЕНИЯ
На современном этапе усовершенствования образования процесс обучения в целом и, физике в частности, испытывает существенные изменения. Они предполагают создание условий для ориентации учебного процесса на личность обучающегося, формирование определенных видов деятельности, приоритет развития над научением. Основой образования должны являться не столько содержание учебных предметов, сколько способы мышления и деятельности, т.е. процедуры и методы рефлексивного характера. Необходимость усиления деятельностной компоненты
образования — одно из приоритетных направлений развития личности учащегося через практические умения и навыки.
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью введения в практику обучения и воспитания подхода к формированию у учащихся навыков учебно-исследовательской деятельности.
Характерной особенностью школьного образования сегодня является развитие личности, способной творчески мыслить. В связи с этим разрабатываются различные виды технологий, ориентированные на развитие личности, способной к реализации собственной индивидуальности и активизации исследовательской деятельности. Организация исследовательской деятельности направлена на образование, воспитание и развитие учащихся, на стимулирование у обучающегося познавательной активности, индивидуальных творческих задатков, формирование логического научного мышления.
Необходимо отметить, что формирование учебно-исследовательской деятельности обучающихся зависит как от работы педагога, так и от положительной творческой атмосферы, которую задает педагог во время занятий, тем самым, развивая мотивационный интерес у школьников к изучению данного курса. В данном случае важным воспитательным потенциалом является межличностное взаимодействие ученика и учителя.
Оно обеспечивает положительную установку на совместную творческую работу, совместное планирование и анализ результатов деятельности.
Учебно-исследовательская деятельность учащихся в школе может быть представлена разнообразными формами: детские объединения учащихся по интересам, конференции, олимпиады, турниры, выставки, научно-методические сборы, летние школы, научные объединения учащихся.
Проведенный анализ научно-методической[10, 13, 14, 19] и психолого-педагогической литературы [1, 6, 7] и различных исследований по методике формирования учебно-исследовательской деятельности у учащихся позволяет выделить следующее противоречие между:
• низким уровнем развития учебно-исследовательских навыков школьников и требованиями ФГОС;
• желанием обучающихся заниматься исследовательской деятельностью и недостаточной материально-технической базой школы для её реализации;
• потребностью общества в творчески развитой личности и недостаточном внимании к этому в организации образовательного процесса.
Выделенное противоречие способствовало постановке цели исследования, которая заключается в разработке методики формирования учебно-исследовательской деятельности на основе школьного научного общества учащихся.
Объектом исследования является процесс формирования учебно-исследовательской деятельности учащихся при обучении физике.
Предметом исследования является формирование учебно-исследовательской деятельности на внеклассных занятиях по физике.
Гипотеза заключается в том, что уровень сформированности учебно-исследовательской деятельностью обучающихся можно повысить, если сконструировать модель управления учебно-исследовательской деятельностью обучающихся, разработать и реализовать методику формирования учебно-исследовательской деятельности обучающихся....
По результатам проведенного исследования сформированы основные научно-практические выводы, которые подтверждают выдвинутую гипотезу.
1. Итоги педагогического эксперимента показали, что традиционно эпизодически реализуемая учебно-исследовательская деятельность учащихся в общеобразовательных учреждениях осуществляется недостаточно эффективно и без целенаправленной работы с учетом индивидуальных характеристик учащихся развитие учебно-исследовательской деятельности затруднено.
2. Для повышения эффективности развития учебно-исследовательской деятельности учащихся школы необходима реализация разработанной нами методики формирования учебно-исследовательской деятельности на основе школьного НОУ.
3. Критериями эффективности развития учебно-исследовательской деятельности учащихся являются: 1) мотивационный, отражающий развитие исследовательской направленности учащегося; 2) деятелъностно-рефлексивный, характеризующий развитие рефлексии учебно-исследовательской деятельности; 3) интеллектуальный, характеризующий развитие теоретического естественнонаучного мышления учащихся в процессе выполнения учебно-исследовательской деятельности.
Проведенный педагогический эксперимент по формированию учебно-исследовательской деятельности у учащихся на внеклассных занятиях по физике, показал свою эффективность в процессе обучении физике.
Приобщение учащихся к учебно-исследовательской деятельности дает возможность осуществлять оперативный контроль промежуточных результатов деятельности учащихся, позволяет повысить темп работы, увеличив педагогический эффект. К тому же учитель, используя учебно-исследовательский метод, освобождается от видов рутинной работы и может направить внимание на решение более сложных вопросов, требующих высокой квалификации и творческого мышления. Не следует также забывать и о таком положительном моменте, как увеличение доли самостоятельной работы учащихся, их большей увлеченности предметом. Работы, выполненные учащимися, готовят их к исследовательской деятельности на студенческой скамье.
1) Авгусманова, Т.В. Педагогические условия развития исследовательской деятельности старшеклассников в инновационном образовательном учреждении Текст.: автореф. дис. . канд. пед. наук / Т.В. Авгусманова. - Иркутск, 2003. 21 с.
2) Аканов Б.А., Карамзин Н.А. Основы научных исследований. Алма-Ата, 1989.-136с.
3) Андриенко, А.В. Приобщение учащихся лицея к научно - исследовательской деятельности Текст.: автореф. дисс. . канд. пед. наук / А.В. Андриенко.1. Красноярск, 2001. — 19 с.
4) Антонова, С. Ю. Управление учебно-исследовательской деятельностью в современных социокультурных условиях : автореф. дис. .канд. наук; / С. Ю. Антонова ; БПГУ ун-т им. В. М. Шукшина Барнаул, 2009. - 23 с.
5) Головко О. Научно-практическая деятельность школьников // Народное образование, 2003. №3. - С. 248-254.
6) Давыдов В.В. Научное обеспечение образования в свете нового педагогического мышления// Новое педагогическое мышление. Москва: Педагогика, 1989. - 354с.
7) Далингер В.А. Учебно-исследовательская деятельность учащихся в процессе изучения математики. - Вестник Омского государственного педагогического университета, 2007.
8) Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. М., "Вербум-М", 2001.- 48 с.
9) Дереклеева, Н.И. Научно-исследовательская работа в школе Текст. / Н.И. Дереклеева. М. : Вербум-М, 2001. - 48 с.
10) Кодикова, Е.С. Формирование исследовательских экспериментальных умений у учащихся основной школы при обучении физике Текст.: автореф. дисс. . канд. пед. наук / Е.С. Кодикова. — М., 2000. — 16 с.
11) Левитес Д.Г. Современные образовательные технологии / Под ред. Т.И. Шамовой. - Новосибирск, 1999. - 288 с.
12) Леонтович, А.В. Учебно-исследовательская деятельность школьников как модель педагогической технологии Текст. / А.В. Леонтович // Народное образование, 1999. №10. - С. 152-158.
13) Новикова Т.А. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности // Школьные технологии. - 2000. - № 2. - С. 43-53.
14) Одаренные дети: их особенности и условия развития / Сост. В.И. Панасюк. - Гродно: ИПК и ПРР и СО, 1999. - 70 с.
15) Радионова Н.Ф. Взаимодействие педагогов и старших школьников: Технология и творчество. JL, 1989....(32)