Введение 3
Глава 1. Менеджмент проектов 5
Глава 2. Технология управления проектами 13
Глава 3. Информационные технологии управления проектами 19
Заключение 27
Список используемой литературы 31
Приложения 33
Цели, планы, проекты ... Эти термины часто используются в работе и повседневной жизни. Хотя люди и осуществляли проекты тысячелетиями, управление проектами как уникальный вид руководства является достижением последних лет.
На протяжении многих веков человечеству приходилось реализовывать множество проектов. Возрастающая сложность проектов, с одной стороны, и накопленный опыт управления, с другой, сделали необходимым и возможным создание идеологии и методологии управления проектами. Бурное развитие кибернетики, теории управления и исследования операций в середине 20 столетия позволило создать ряд формальных моделей и тем самым заложить систематическую научную основу управления проектами.
В основе современных методов управления проектами лежат методики структуризации работ и сетевого планирования, разработанные в конце 50-х годов в США.
Крупные промышленные корпорации начали применение подобной методики управления практически одновременно с военными для разработки новых видов продукции и модернизации производства. Широкое применение методика планирования работ на основе проекта получила в строительстве.
По существу, значительный выигрыш по времени образовался от применения точных математических методов в управлении сложными комплексами работ, что стало возможным благодаря развитию вычислительной техники. Однако первые ЭВМ были дороги и доступны только крупным организациям. Таким образом, исторически первые проекты представляли из себя грандиозные по масштабам работ, количеству исполнителей и капиталовложениям государственные программы.
Сегодня термины «проект», «управление проектом» уже стали привычными для российских руководителей. Из журналов, по радио и телевидению мы все чаще слышим о планировании или реализации инвестиционных, организационных или экологических проектов. Руководители различного уровня обсуждают на совещаниях маркетинговые проекты, проекты внедрения новых систем и технологий. Практически каждый менеджер время от времени оказывается, вовлечен в деятельность по планированию бизнес-целей и путей их достижения, выполняет назначение исполнителей на задачи, составляет, обосновывает и контролирует исполнение бюджета. Составляя и отслеживая планы выполнения работ, руководитель, по существу, осуществляет функции управления проектом.
Однако, несмотря на растущую потребность в упорядочении и повышении эффективности управления проектами в современной организации, базовые концепции и методы системного управления проектами остаются неизвестными значительному числу менеджеров.
Актуальность указанных вопросов определила выбор темы курсовой работы, ее цель и круг решаемых в процессе ее написания задач.
Цель курсовой работы. Изучить технологию управления проектами.
Задачи курсовой работы:
- раскрыть сущность менеджмента проектов;
- всесторонне рассмотреть технологию управления проектами;
- проанализировать составные элементы проектов;
- изучить информационные технологии управления проектами.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.
В течение последних десятилетий сформировалась новая научная дисциплина – управление проектами (project management) – раздел теории управления социально-экономическими системами, изучающий методы, формы, средства наиболее эффективного и рационального управления изменениями.
Современная организация предприятий требует смягчения жесткого деления на отделы и разделения задач. Разработка продукта, например, в меньшей степени является работой изобретателя, а в большей – результатом творческих идей и ноу-хау слаженной команды по их реализации.
Чтобы гарантировать максимальный коэффициент полезного действия на всех фазах инновационного цикла, рекомендуется создать соответствующие организационные предпосылки.
Задачи, выходящие за рамки одного отдела, должны обрабатываться совместной командой, также выходящей за рамки одного отдела. Таким образом, будет гарантировано, что обмен информацией между специализированными группами в команде проекта происходит непосредственно.
Для этого необходимо собрать компетентных и способных работать в команде сотрудников, независимо от их прочих функций и отношений иерархии из всех важнейших сфер (рынок, техника и организация). В зависимости от проблемы могут быть привлечены к работе сторонние эксперты, например, исследователи рынка, адвокаты по защите патентов.
Оптимальная величина команды составляет приблизительно 6 – 8 человек.
Проектные команды сводят к минимуму организационные потери при притирке и, прежде всего, притупляют «природный» конфликт между техниками и экономистами. Для практического претворения в жизнь, прежде всего, необходимо обратить внимание на следующее:
- профессиональная компетенция членов команды является хотя и необходимой, но не исчерпывающей предпосылкой;
- руководители проекта являются ведущими, но не «всезнайками во всех вопросах»;
- искренность и готовность к критике ускоряют процесс реализации;
- есть спрос на нестандартное мышление.
В качестве организационных форм в основном существует три возможности:
а) Работа над проектом как дополнительная задача
Это означает вплетение в обычный ритм работы. Руководство определяет ответственного руководителя ...
1. Ericsson Quality Institute. Buisness Process Management. Ericsson, Gothenburg, Sweden, 2007.
2. Андерсен Бьерн. Бизнес-процессы. Инструменты совершенствования.- М.: РИА «Стандарты и качество», 2008., с. 25.
3. Басовский Л.Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 260 с.
4. Владимирова Л.П. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учебное пособие. – М.: «Дашков и К», 2007. – 308с.
5. Горемыкин В.А. Планирование на предприятии. Учебник. – М.: Рилант, 2006. – 328с.
6. Городничев П. Н., Городничева К. П. Финансовое и инвестиционное прогнозирование. – М.: Экзамен, 2007. – 223 с.
7. ГОСТ Р ИСО 9001:2001. Системы менеджмента качества. Требования. ИПК Издательство стандартов, М., 2008 г.
8. Грузинов В.П. Экономика предприятия и предпринимательство: Учебное пособие.-М.: «СОФИТ», 2008.-494с.
9. Зимин Н.Е., Солопова В.Н. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия. – М.: Колос, 2004. – 383 с.
10. Кузнецова Е.В Финансовое управление компанией. – М.: Правовая Культура, 2008.
11. Менеджмент: теория и практика в России: Учебник / Под ред. А.Г. Поршнева, М.Л. Разу, А.В. Тихомировой. - М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2008.
12. Мокий М.С. Экономика предприятия: Учеб.пособие / М.С.Мокий, Л.Г. Скамай, М.И. Трубочкина.-М.:ИНФРА-М, 2005.-264с.
13. Прогнозирование и планирование экономики: Учеб.пособие / под общ.ред. В.И. Боресевича, Г.А. Кандауровой. – Мн.: Экоперспектива, 2006. – 380с.
14. Разу М.Л., Филиппов А.В., Якутии Ю.В. Менеджмент, маркетинг, персонал.– М.: АКДИ, 2007.
15. Репин В. В., Елиферов В. Г.. Процессный подход к управлению. Моделирование бизнес-процессов. М.: РИА «Стандарты и качество», 2005. - 408 с.