Особенности проявления и развития общей выносливости у детей младшего школьного возраста с использованием подвижных игр (Тольяттинский государственный университет)
Проведено эмпирическое исследование.
Выборка: СОШ № 12 (г. Тольятти)
Выборка: 34 учащихся (возраст 7-11 лет).
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 6
1.1. Характеристика проявления и развития общей выносливости 6
1.2. Роль и значение подвижных игр в физическом развитии детей младшего школьного возраста 9
ГЛАВА II. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 15
2.1. Задачи исследования 15
2.1. Методы исследования 15
2.3. Организация исследования 18
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 19
3.1. Обоснование программы исследования 19
3.2. Обоснование эффективности использования подвижных игр в проявлении и развитии общей выносливости у детей младшего школьного возраста 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 36
ПРИЛОЖЕНИЕ 39
Актуальность. Развитие общей выносливости у детей младшего школьного возраста происходит в учебно-воспитательном процессе в урочной и внеурочной деятельности.
Учебно-воспитательные задачи по развитию общей выносливости у детей младшего школьного возраста решаются в рамках образовательной программы по физической культуре для 1-4-х классов. Внеурочные мероприятия физкультурно-спортивной направленности способствуют проявлению общей выносливости у детей младшего школьного возраста через их участие в подвижных играх и видах спорта.
В научно-методической литературе подвижные игры рассматриваются как важнейшее средство физического развития детей младшего школьного возраста. Подбирая подвижные игры можно эффективно развивать общею выносливость у младших школьников.
Подвижные игры представляют собой совокупность активных двигательных действий, объединённых сюжетом и направленных на достижения условной цели. Сюжет, правила игры определяют поведение играющих, регламентируют их двигательную деятельность. В подвижной игре ребёнок развивает себя не только физически, но и духовно, познаёт окружающую действительность, получает первоначальную подготовку в области общественного поведения.
Однако, особенностям проявления и развития общей выносливости у детей младшего школьного возраста с использованием подвижных игр, в доступных для нас литературных источниках не привлекает внимания исследователей.
Теоретическая база исследования. В работе использовались материалы исследований Т.Е. Виленской, Ю.К. Чернышенко, Н.Ю. Шевченко, Т.В. Корбакова и других, в которых обоснована роль и значение подвижных игр в развитии общей выносливости у детей младшего школьного возраста 7-11лет.
Цель исследования заключается в выявлении эффективности использования подвижных игр в развитии общей выносливости у детей младшего школьного возраста.
Объект исследования – развитие общей выносливости у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования – развитие общей выносливости у детей младшего школьного возраста посредством подвижных игр.
Гипотеза исследования: предполагается, что использование подвижных игр в учебное и внеурочное время будет способствовать успешному развитию общей выносливости у детей младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
1. Выявить особенности проявления и развития общей выносливости у детей младшего школьного возраста.
2. Составить комплекс подвижных игр, способствующих проявлению и развитию общей выносливости, и проверить его эффективность.
В качестве методов исследования использовались: теоретико-методологический анализ научной и методической литературы, педагогический эксперимент, методы оценки общей выносливости у детей младшего школьного возраста, методы качественного и количественного анализа данных.
Теоретическая значимость исследования. Подтверждена эффективность использования подвижных игр в развитии общей выносливости у детей младшего школьного возраста.
Практическая значимость исследования. Результаты данного исследования могут быть использованы педагогами образовательных учреждений на занятиях физической культурой и внеурочных физкультурно-спортивных мероприятиях в младших классах.
Структура курсовой работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, содержит 5 таблиц, 3 рисунка, список используемых источников. Основной текст работы изложен на 30 страницах.
По данным литературных источников выявлено, что:
-под выносливостью принято понимать способность организма в течение длительного времени выполнять какую-либо работу и противостоять утомлению в ходе выполнения этой работы;
- выносливость, наблюдаемая в двигательной деятельности, рассматривается как комплексная многофакторная способность. Высокий уровень ее проявления обеспечивается: биоэнергетическими факторами; факторами функциональной устойчивости; факторами функциональной экономичности; личностно-психическими факторами - волевые качества, настойчивость, выдержка, способность терпеть;
- общая выносливость – это физическое состояние, характеризующееся мобилизацией усилий, активизацией, оптимальным возбуждением функциональных систем организма при выполнении длительной физической работы без снижения уровня работоспособности;
- общая выносливость - это способность к продолжительной и эффективной двигательной деятельности умеренной интенсивности, которая требует функционирования всего мышечного аппарата.
Из теоретико-методических позиций проблема развития общей выносливости у детей младшего школьного возраста с использованием подвижных игр нами рассматривается как специально организованный, педагогически целесообразный процесс, направленный на приумножение физических сил и психических возможностей ребенка, нивелирование форм поведения, которые негативно влияют на здоровье на личностном уровне. Основным средством являются подвижные игры.
В исследовании принимали участие дети младшего школьного возраста, посещающие группы продленного дня. Результаты показали, что использование подвижных игр способствует развитию общей выносливости, помогает воспитать физически здоровую, закаленную, эмоционально-стойкую личность, что способствует равномерному физическом развитии систем и органов организма; обеспечивает заинтересованность и вовлечение детей в процесс физического воспитания.
Расчет достоверности различии по критерию Стьюдента показал следующее: у детей младшего школьного возраста в контрольной и экспериментальной группах выявлены статистически значимые различия ,а именно в контрольной группе по тесту 1 улучшили результаты на 0,08(мин,с) ,2 тест на 0,09 (мин ,с) ,3 тест на 0,15 (мин ,с). Так же в экспериментальной группе улучшили результаты : 1 тест на 0,1(мин ,с),2 тест на 0,04 (мин, с),3 тест 0,05 (мин, с)
1. Аманатиди О.В. Подвижные игры. Учебное пособие / О.В. Аманатиди. - Армавир, 2021. - 69 с.
2. Борщай В.М. Активные игры для детей / В.М. Борщай – Ростов – на – Дону, 2021. – 210 с.
3. Былеева Л.В., Коротков И.М. Подвижные игры. – М.: ФиС, 2012. - 76 с.
4. Водовозова Е.Н о воспитании детей дошкольного возраста [Текст] / О. А. Фролова. - Москва : (Образцовая тип. им. Жданова). - 136 с., 1 л. портр.; 20 см.
5. Виленская, Т.Е. Новые подходы к проблеме физического воспитания младших школьников / Т.Е. Виленская, Ю.К. Чернышенко // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2018. – № 12 (46). – С. 11–15.
6. Гузик М. А. Игра как феномен культуры: учеб. пособие. - 2-е изд., стереотип. - Москва: Флинта, 2012. - 268 с.
7. Дмитриенко И.С. Подвижные игры как средство развития физических качеств у младших школьников. – М.: РГУ, 2021, с. 35.
8. Евпатов А.А. Роль подвижных игр для младших школьников на уроках физической культуры // Современная наука: актуальные проблемы и пути их решения. 2015. № 2 (15). С. 81-82.
9. Зациорский В. М. 312 Физические качества спортсмена : основы теории и методики воспитания / В. М. Зациорский. - 4-е изд. - М .: Спорт, 2019 - 2000.
10. Каптерев П. Ф. Избранные педагогические сочинения / под ред. А. М. Арсеньева; сост. П. А. Лебедев; Акад. пед. наук СССР. — М. : Педагогика, 1982. — 703, [1] с. — (Педагогическая библиотека). — Библиогр.: с.682-698 и в примеч. — Указ. имен: с. 699-701.
11. Куцаев В.В. Как учить физической культуре в школе // Физическая культура в школе. - 2013. № 7. - С.4 – 7.
12. Куликов А.М. Развитие выносливости с учетом возрастных особенностей - Методические рекомендации для студентов всех специальностей . Протокол № 1 от 28 сентября 2012 г
13. Козлова Э.М. Укрепление здоровья учащихся посредством подвижных игр /Э.М. Козлова // В сборнике: Актуальные вопросы модернизации российского образования Материалы XIX Международной научно-практической конференции. Научный редактор И.А. Рудакова. 2014. С. 104-106.
14. Коняхина Г.П. Подвижные игры и игровые упражнения в учебном процессе школы: учебное пособие / Г.П. Коняхина. – Челябинск: Издательский центр «Уральская академия», 2014. – 276 с.
15. Макаров А.Л., Макарова Е.В. Командные подвижные игры на занятиях физической культуры // Материалы научно-методической конференции профессорско-преподавательского состава академии. 2013. С. 110-113.
16. Лесгафт П.Ф о воспитании и обучении детей
Жизнь и деятельность, научная и общественная деятельности, роль воспитания в развитии человека.
17. Лях В.И. Физическая культура в основной школе: учеб. программа для учащихся 1–11 классов / В.И. Лях, А.А. Зданевич. – М.: Просвещение, 2020. –171 с.
18. Миняева С.А. Подвижные игры дома и на улице. – 2-е изд. – М.: Айриспресс, 2017. – 208 с.
19. Михеева Д.Ф. Роль подвижных игр в физическом воспитании школьников / Михеева Д.Ф., Михеев Э.Р. // Проблемы педагогики. 2019. № 6 (45). С. 78-81.
20. Можаров А.И. Комплексный подход к построению подвижных игр с целью формирования ЗОЖ // Материалы Международной научно-методическая конференции, посвященная 200-летию со дня рождения М. Ю. Лермонтова. под редакцией А. Д. Гулякова, Р. М. Печерской. 2014. С. 343-345
21. Полтараусов В.В. Педагогическое значение подвижных игр в физическом воспитании младших школьников // Материалы научно-практической конференции, посвященной 35-летию института физической культуры и спорта ОГПУ. 2017. С. 177-186.
22. Степанова М.М. Подвижные игры как средство обучения элементам игры в баскетбол младших школьников / Степанова М.М., Степанов К.С., Шафикова М.В. // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2016. № 8. С. 93-99.
23. Ушинский К.Д Воспитание человека [Текст] : статьи, произведения для детей / К. Д. Ушинский ; сост. и авт. вступ. ст. С. Ф. Егоров. - Москва : Карапуз, 2000. - 255, [1] с. : ил.; 21 см. - (Педагогика детства).;
24. Чиликанова Л.Г. Подвижные игры на уроках физической культуры младших школьников / Л.Г. Чиликанова // Наука и образование: новое время. 2014. № 1 (1). С. 258-259.
25. Шевченко Н.Ю., Корбакова Т.В. Роль подвижных игр в воспитании гармоничной личности // Сборник научных трудов SWorld. 2014. Т. 12. № 4. С. 75-78.