Введение 3
1 Теоретические основы внедрения интернет-услуг 6
1.1 Понятие, виды интернет-услуг и их роль в бизнесе 6
1.2 Мировой и российский опыт внедрения интернет-услуг: преимущества и
недостатки 11
2 Анализ текущего состояния компании ФГБОУ ВО «РГГМУ» 18
2.1 Анализ общего состояния и текущего использования интернет-услуг в
ФГБОУ ВО «РГГМУ» 18
2.2 Анализ конкурентной среды 24
3 Разработка проект по внедрению интернет-услуг для развития деятельности
ФГБОУ ВО «РГГМУ» 32
3.1 Выбор и обоснование проекта интернет-услуг для внедрения 32
3.2 Этапы реализации и оценка эффективности проекта 42
Заключение 52
Список использованной литературы 55
Приложения
В современном мире цифровые технологии и интернет-услуги играют ключевую роль в развитии бизнеса и экономики в целом, сфера образования не стала исключением [15]. Внедрение интернет-услуг становится неотъемлемой частью стратегического планирования для многих компаний, независимо от их размера и отрасли. В последние десятилетия наблюдается стремительное развитие информационных технологий и интернет-ресурсов, что позволяет компаниям значительно расширять свои возможности, повышать эффективность деятельности и улучшать взаимодействие с клиентами [16].
Тема внедрения интернет-услуг для развития деятельности компании актуальна по нескольким причинам:
- Рост числа интернет-пользователей: С каждым годом количество пользователей интернета увеличивается, что открывает новые возможности для бизнеса. Интернет становится основным каналом коммуникации с клиентами и партнёрами, что делает его важным инструментом для достижения бизнес- целей.
- Конкурентное преимущество: Компании, активно использующие интернет-услуги, получают значительное конкурентное преимущество. Они могут оперативно реагировать на изменения рынка, улучшать качество обслуживания клиентов и расширять географию своего присутствия.
- Экономическая эффективность: Внедрение интернет-услуг позволяет снизить издержки, связанные с традиционными способами ведения бизнеса. Автоматизация процессов, онлайн-продажи и маркетинг через интернет значительно снижают затраты на рекламу и продвижение.
- Увеличение клиентской базы: Использование интернет-услуг позволяет привлекать новых клиентов не только в локальном, но и в международном масштабе. Это способствует расширению рынка сбыта и увеличению объёмов продаж.
- Инновационные возможности: Интернет предоставляет широкие возможности для внедрения инновационных решений, таких как искусственный интеллект, большие данные и блокчейн. Эти технологии могут значительно улучшить бизнес-процессы и повысить конкурентоспособность компании.
Таким образом, внедрение интернет-услуг является стратегически важным шагом для РГГМУ, который позволит повысить её конкурентоспособность, улучшить качество образовательных услуг и обеспечить устойчивое развитие в условиях динамично меняющегося рынка.
Целью данной выпускной квалификационной работы является разработка проект по внедрению интернет-услуг для развития деятельности компании.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические основы внедрения интернет-услуг.
2. Провести анализ текущего состояния компании ФГБОУ ВО «РГГМУ»
3. Разработать проект по внедрению интернет-услуг для развития деятельности ФГБОУ ВО «РГГМУ»
Таким образом, выполнение перечисленных задач позволит всесторонне проанализировать текущее состояние компании, определить оптимальные интернет-услуги для внедрения и разработать эффективный план их реализации, что в конечном итоге приведет к достижению поставленной цели работы.
Объектом исследования является Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный гидрометеорологический университет», образовательной и научной деятельностью. РГГМУ функционирует на рынке образовательных услуг под этим именем с 2018 года, изначально основан в 1930 году и стремится улучшить свою деятельность за счет внедрения современных интернет-услуг. Исследование направлено на разработку и реализацию проекта, который позволит вузу оптимизировать свои бизнес-процессы, улучшить взаимодействие с обучающимися и повысить конкурентоспособность.
Предметом исследования являются интернет-услуги и их влияние на деятельность РГГМУ.
В рамках работы рассматриваются различные виды интернет-услуг, включая:
• Веб-сайт компании: Создание и оптимизация официального сайта.
• Электронная коммерция: Внедрение и развитие онлайн-магазина.
• Интернет-маркетинг: Использование SEO, контекстной рекламы, SMM.
• CRM-системы: Внедрение систем управления взаимоотношениями с клиентами.
• Аналитические инструменты: Сбор и анализ данных для улучшения бизнес-процессов.
Исследование фокусируется на том, как данные интернет-услуги могут быть интегрированы в бизнес-процессы организации и какие результаты это принесет в плане эффективности работы и удовлетворенности клиентов.
В выпускной квалификационной работе использованы стандартные методы исследования, такие как анализ (анализ текущего состояния компании и её интернет-присутствия, SWOT-анализ для выявления сильных и слабых сторон, возможностей и угроз, анализ рынка и конкурентной среды), синтез (обобщение данных, полученных в результате анализа, для разработки рекомендаций, синтез теоретических и практических аспектов внедрения интернет-услуг), сравнительный анализ (сравнение опыта внедрения интернет- услуг в других компаниях и отраслях, выявление лучших практик и их адаптация к специфике сферы образования) и другие [27].
Использование данных методов позволит всесторонне изучить влияние интернет-услуг на деятельность компании «РГГМУ», разработать обоснованный проект их внедрения и оценить его эффективность.
В ходе выполнения данной выпускной квалификационной работы была проведена всесторонняя оценка и разработка проекта по внедрению интернет- услуг в Российском государственном гидрометеорологическом университете (РГГМУ). В рамках исследования были определены основные цели и задачи проекта, проведен анализ текущего состояния интернет-присутствия университета, изучен мировой и российский опыт внедрения интернет-услуг, а также разработана и реализована стратегия внедрения современных цифровых решений.
Ключевыми аспектами проекта стали:
1. Обновление и оптимизация официального веб-сайта.
2. Внедрение платформ для дистанционного обучения.
3. Разработка системы онлайн-курсов и вебинаров.
4. Создание мобильных приложений для студентов.
5. Активное присутствие в социальных сетях.
6. Расширение доступа к образовательным ресурсам.
7. Обеспечение кибербезопасности и надежности интернет-услуг.
Анализ достигнутых результатов показывает, что проект был выполнен успешно и все поставленные цели и задачи были достигнуты:
• Удовлетворенность пользователей: Средний балл удовлетворенности студентов и преподавателей значительно повысился.
• Посещаемость и активность Увеличение числа уникальных
посетителей веб-сайта и активности на платформе дистанционного обучения подтверждает успешность внедрения интернет-услуг.
• Эффективность онлайн-курсов: Высокий процент завершивших курсы и большое количество участников свидетельствуют о востребованности и качестве предложенных онлайн-программ.
• Использование мобильного приложения: Широкое использование мобильного приложения среди студентов указывает на его удобство и полезность.
• Взаимодействие через социальные сети: Увеличение числа подписчиков и высокий уровень вовлеченности подтверждают эффективность стратегии продвижения.
• Доступ к образовательным ресурсам: Увеличение количества обращений к электронной библиотеке свидетельствует о востребованности доступных ресурсов.
• Кибербезопасность и надежность: Отсутствие серьезных инцидентов безопасности и быстрое восстановление данных подтверждают надежность внедренных систем.
Таким образом, достигнутые результаты полностью соответствуют целям и задачам выпускной квалификационной работы, подтверждая успешность проведенного проекта и его положительное влияние на образовательный процесс и взаимодействие с пользователями в РГГМУ.
Несмотря на достигнутые результаты, существует ряд направлений, которые требуют дальнейшего изучения и разработки для обеспечения непрерывного улучшения интернет-услуг в РГГМУ и Обозначение перспективных направлений для дальнейшего изучения и разработки:
1. Персонализация образовательных программ:
- Разработка адаптивных учебных курсов, которые будут подстраиваться под индивидуальные потребности и способности студентов.
- Использование технологий искусственного интеллекта для анализа данных о студентах и персонализации их учебного опыта.
2. Интеграция виртуальной и дополненной реальности:
- Внедрение VR и AR технологий в образовательный процесс для создания интерактивных и увлекательных учебных материалов.
- Исследование возможностей применения этих технологий в практических занятиях и лабораторных работах.
3. Разработка интеллектуальных систем поддержки принятия решений:
- Создание систем, которые помогут преподавателям и администрации принимать обоснованные решения на основе анализа данных и предиктивной аналитики.
- Внедрение инструментов для мониторинга и прогнозирования академической успеваемости студентов.
4. Повышение интеграции между различными цифровыми платформами:
- Улучшение взаимодействия и интеграции между системами управления обучением, мобильными приложениями и электронными библиотеками.
- Создание единого цифрового пространства для студентов и преподавателей, обеспечивающего доступ ко всем необходимым ресурсам и сервисам.
5. Развитие системы обратной связи:
- Внедрение систем для постоянного сбора и анализа обратной связи от студентов и преподавателей.
- Разработка механизмов быстрого реагирования на полученную обратную связь для улучшения качества образовательного процесса.
6. Продвижение и маркетинг образовательных услуг:
- Разработка и реализация комплексных маркетинговых стратегий для привлечения новых студентов, включая международные кампании.
- Использование современных цифровых инструментов и аналитики для таргетирования и привлечения целевой аудитории.
7. Исследование и внедрение новых технологий безопасности:
- Постоянное обновление и улучшение систем кибербезопасности.
- Внедрение передовых методов защиты данных и предотвращения кибератак.
Эти направления исследований и разработок помогут РГГМУ продолжать совершенствоваться, обеспечивая высокое качество образования и удовлетворенность пользователей, а также укрепляя свои позиции на рынке образовательных услуг.
1. Об образовании в Российской Федерации : Федеральный закон
Российской Федерации от 29. 12. 2012 № 273-ФЗ // Электронная
информационно- правовая система «Консультант Плюс».
2. О Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова и
Санкт-Петербургском государственном университете : Федеральный закон Российской Федерации от 10. 11. 2009 № 259-ФЗ // Электронная
информационно- правовая система «Консультант Плюс».
3. Алексеев, А. Л. Маркетинговые принципы оптимизации глубины ассортимента продукции. - М.: ФАИР-ПРЕСС. - 2019.
4. Аниськина, Н. Н. Цифровая трансформация университета: условия эффективности / Н. Н. Аниськина, А. А. Тихонов // Качество. Инновации. Образование. - 2022. - № 5. - С. 65-74.
5. Антонов, Г. Д. Управление конкурентоспособностью организации: учебник / Г.Д. Антонов, О.П. Иванова, В.М. Тумин. - 2-е изд., испр. - Москва: ИНФРА-М, 2023. - Текст: электронный. - URL: https://znanium.com/ catalog/product/1993529 (дата обращения: 10.04.2024).
6. Апенько, С. Н. Специфика реализации проектов трансформации в университетах и работа проектной команды / С. Н. Апенько, Г. З. Ефимова, М. Ю. Семёнов // Высшее образование в России. - 2023. - Том 32, № 4. - С. 42- 64.
7. Белаш, О. Ю. Комплекс исследований мнений заинтересованных сторон для обеспечения качества инженерных образовательных программ / О. Ю. Белаш, С. О. Шапошников // Качество. Инновации. Образование. - 2022. - № 6. - С. 73-86.
8. Ванчикова Арюна Баировна, Кокшарова Алена Сергеевна Место
интернет-маркетинга образовательных услуг в маркетинговой деятельности университета // Вестник ЗабГУ. 2016. - №11. - URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/mesto-internet-marketinga-obrazovatelnyh-uslug-v- marketingovoy-deyatelnosti-universiteta(дата обращения: 07.06.2024).
9. Васецкая, Н. О. Проблема оценки эффективности модернизации процесса принятия управленческих решений в организациях высшего образования / Н. О. Васецкая // Качество. Инновации. Образование. - 2022. - № 5. - С. 82-89.
10. Воронов Д. С. Обзор существующих методов оценки конкурентоспособности предприятия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://delovoymir.biz/obzor-suschestvuyuschih-metodov-ocenki-konkurento sposobnosti-predpriyatiya.html
11. Г орностаева, И. Н. Внедрение новых технологий в процесс обучения иностранным языкам в вузе / И. Н. Горностаева // Качество. Инновации. Образование. - 2022. - № 3. - С. 49-52.
12. Дождиков, А. В. Образовательная миграция абитуриентов между регионами Российской Федерации как источник данных для планирования развития системы высшего образования / А. В. Дождиков, Е. В. Корнилова // Высшее образование в России. - 2023. - Том 32, № 3. - С. 67-83.
13. Завьялов П. С. Конкурентоспособность и маркетинг / П. Завьялов // РЭЖ. - 2020.
14. Заякина, Р. А. Положение университета в инфраструктуре, поддерживающей технологическое предпринимательство / Р. А. Заякина // Высшее образование в России. - 2023. - Том 32, № 4. - С. 65-82.
15. Коротков, А. В. Управление маркетингом: Учебное пособие / А. В. Коротков, И. М. Синяев. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2022.
16. Кротков А. Конкурентоспособность предприятия: подходы к
обеспечению, критерии, методы оценки / А. Кротков, Ю. Еленева // Маркетинг в России и за рубежом. - 2020.
17. Лифшиц И.М. Теория и практика оценки конкурентоспособности товаров и услуг. - М.: Юрайт-М. - 2019. - 158 с.
18. Мамедова, А. М. Матрица Ансоффа, как матрица портфельного анализа / А. М. Мамедова // Теория и практика современной науки. - 2019.
19. Михайлова, В. М. Использование матрицы БКГ в розничной торговле
/ В. М. Михайлова, А. В. Кулакова // Социально-гуманитарные и экономические науки: актуальные проблемы, достижения и инновации: Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции, Белгород: Общество с ограниченной ответственностью
«Агентство перспективных научных исследований». - 2018.
20. Михайлушкин А. И. Основы экономики: учеб. пособие /
Михайлушкин А. И., Шимко П. Д. - 2 изд. - СПБ.: Издательский дом «Бизнес- пресса». - 2020.
21. Мишуткина, М. Ю. Модель «Продукт - рынок» (матрица Ансоффа) / М. Ю. Мишуткина // Профессия, что всем даёт начало: роль педагога в современном образовании: Сборник материалов, Челябинск: Издательство ЗАО «Библиотека А. Миллера». - 2023.
22. Модель синергетического эффекта в системе управления реализацией Национального проекта «Образование» в регионах РФ / А. В. Аверченков, Е. Э. Аверченкова, Д. А. Аверченков, С. А. Шептунов // Качество. Инновации. Образование. - 2022. - № 6. - С. 87-94.
23. Мокроносов, А. Г. Конкуренция и конкурентоспособность / А. Г. Мокроносов, И. Н. Маврина. - Екатеринбург: Издательство Уральского университета - 2019.
24. Мулляминова, Д. А. Матрица БКГ - инструмент для анализа конкурентной позиции организации / Д. А. Мулляминова, Х. И. Садыкова, Н. А. Косарлукова // Перспективы развития строительного комплекса: Материалы XVII Международной научно-практической конференции профессорско- преподавательского состава, молодых ученых и студентов, Астрахань: Астраханский государственный архитектурно-строительный университет, 2023.
25. Нестеренко, Т.В. Сравнительный анализ методик оценки конкурентоспособности предприятия / Т. В. Нестеренко // Проблемы экономики. - 2018.
26. Пеша, А. В. Сравнительный анализ развития предпринимательских компетенций студентов вузов / А. В. Пеша, М. Н. Шавровская, Т. А. Лапина // Высшее образование в России. - 2023. - Том 32, № 3. - С. 134-152.
27. Повышение доступности и качества высшего образования: Опыт и передовые практики: монография / [О. А. Денисова и др.]; под редакцией О. А. Денисовой. - Череповец: Череповецкий государственный университет. - 2022. 178 с.
28. Ревякин, В. Н. Графические методы матрицы БКГ и матрицы Портера
при оценке качества продукции / В. Н. Ревякин // Альманах научных работ молодых ученых Университета ИТМО: материалы Пятьдесят первой (LI) научной и учебно-методической конференции Университета ИТМО, Санкт- Петербург: федеральное государственное автономное образовательное
учреждение высшего образования «Национальный исследовательский университет ИТМО». - 2022.
29. Тюкова, С. Ю. Управление ассортиментом коммерческого предприятия сферы услуг: Учебное пособие / С. Ю. Тюкова. - СПб, 2023.
30. Фатхутдинов Р. А. Управление конкурентоспособностью организации: учебник. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Эксмо, 2022.
31. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса: экономика, маркетинг, менеджмент. - 2-е изд., М.: Издательско- книготорговый центр «Маркетинг», 2020.
32. Оценка конкурентоспособности, основанная на теории эффективной конкуренции [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://stud-wiki.info/1- 26308.html
33. Официальный сайт ФГБОУ ВО «РГГМУ» [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://rshu.ru/.
34. Luo, S., Liu, J. Enterprise service-oriented transformation and sustainable
development driven by digital technology. Sci Rep 14, 10047 (2024).
https://doi.org/10.1038/s41598-024-60922-w
35. Ma, Liang, Weiqiang Hu, and Ru Liang. 2024. «The Impact of the
Industrial Internet on the Innovation and Development Level of China’s Manufacturing Industry: Under the Perspective of Government
Incentives» Sustainability 16, no. 10: 3935. https://doi.org/10.3390/su16103935
36. Sestino A, Prete MI, Piper L, Guido G. Internet of Things and Big Data as
enablers for business digitalization strategies. Technovation. 2020 Dec;98:102173. doi: 10.1016/j.technovation.2020.102173. Epub 2020 Aug 11. PMCID:
PMC7417898.